Мастер - класс "Музыкально - дидактические игры"
методическая разработка на тему

Осетрова Эльза Вячеславовна

Цель: Знакомство педагогов с опытом использования МДИ и игровых упражнений, способствующих развитию у детей музыкальных способностей.

Задачи:

• Представить педагогам приёмы развития у детей дошкольного возраста  звуковысотного слуха, голосовых способностей.  

 • Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию внутреннего слуха, внимания.

• Показать педагогам  важность и целесообразность развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.

Используемый материал:

Листы альбома + фломастеры.

Снежинки, разной величины.

Детские музыкальные инструменты + шумелки

 

 Ожидаемый результат:

Повышение уровня профессиональной компетенции музыкальных руководителей  ДОУ по использованию МДИ и игровых упражнений.

 

Организация проведения практических заданий:

 В музыкальном зале расставлены 4 – 5 столов.

Лежат программы МО для каждого участника МК.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка24.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СЛАЙД №1                                                                               Заставка

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня наша встреча пройдет в форме мастер-класса.

СЛАЙД №2

Цель мастер-класса - передача опыта, обмен опытом.

Основные задачи:

-    создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

-   повышение профессионального мастерства и квалификации участников;

-   распространение передового педагогического опыта;

-  внедрение новых технологий обучения и воспитания.

Мастер-класс — это форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания.

Мастер-класс может иметь разовый характер, может повторяться или иметь серийный характер. 

По формам мастер-класс может быть проведен:

-  с педагогами и для них,  без участия детей;

-  с группой обучающихся детей или с отдельными детьми для педагогической аудитории.

  Мастер-класс — это двусторонний процесс, и активная роль всех его участников являются абсолютно необходимым. Непрерывный контакт — вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм обучения.

СЛАЙД:  №3        

 Основное назначение музыкально-дидактических игр  — формировать у детей музыкальные способности.

                                                           Задачи:

     -  вызвать   интерес к музыке и творчеству;

                    - развивать музыкально-сенсорные способности;

                    -приобщать детей к музыкальной культуре;

                    - формировать знания о средствах музыкальной выразительности

                  и свойствах музыкального звука

 ( громкость, длительность, высота).

    Тема нашего мастер – класса музыкально – дидактические игры, и игровые упражнения.

  Музыкально-дидактические игры - одно из важнейших средств развития самостоятельной, музыкальной деятельности детей.  

   Дидактическая игра будит детское воображение. Создаёт приподнятое настроение. Исследования психологов показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок способен выполнить объём учебной работы, какой ему совершенно недоступен на обычном занятии.  Дидактическая игра делает процесс обучения более лёгким.

СЛАЙД:  4

Картинка - заставка

      Как дать детям представление о том, что мелодия  может двигаться по - разному, в любом направлении?  Как дать детям представление о плавных и резких, высоких и низких звуках.

В этом может помочь ДИ «Музыкальная линия», игра, развивающая воображение.

   На листе бумаги, которая прикреплена к магнитной доске, при помощи рисования фломастером,  показываю, как может двигаться мелодия: вверх, вниз, зигзагообразно, прямо,  линия может прерывается, может возобновиться,  и.т.д. Предлагаю пропеть, нарисованную мной линию  (выполнение всеми участниками МО)   

    В ходе этой игры мы следим за движением руки, и это помогает координировать слух и голос.  Эта игра способствует развитию звуковысотного слуха, развитию голосовых способностей.

   У вас на столах лежат альбомные листы, пожалуйста, составьте свои музыкальные узоры.  Коллеги их составляют, пропевают их.    (выполнение микро коллективами)           

    Развивать внутренний слух, внимание, поможет игра «Прячем мелодию» или  «Испорченная пластинка».

      СЛАЙД 5

Маленькой ёлочке холодно зимой. 
Из лесу ёлочку взяли мы домой.

Сколько на ёлочке шариков цветных,
Розовых пряников, шишек золотых! 

Бусы повесили, встали в хоровод,
Весело, весело встретим Новый год!

     По моему дирижёрскому жесту поём песню «Маленькой ёлочке  холодно зимой», со звуком, обычно.    Затем, звук убираем и поём  про себя, внутри себя. И опять звонко, со звуком. (выполнение  всеми участниками МО)      Эта игра не требует никаких педагогических усилий, она не затейлива, но интересна детям. Является ярким примером  сочетания  обучающей и игровой целей музыкально – дидактической игры.  

.  

СЛАЙД: 6

Картинка – заставка

  Одной из музыкальных способностей, которая формируется у детей в процессе  музыкально – дидактических игр это  тембровый слух.  Что такое тембр?  Что такое тембровый слух? Под тембровым слухом понимают способность к различению окраски музыкальных инструментов и голосов.   Недостаточно развитый тембровый слух обедняет восприятие музыки, снижает эмоциональный отклик на художественные образы музыкальных произведений. Благодаря тембру звуки одинаковой высоты, исполняемые на различных инструментах, отличаются друг от друга. Возможности узнавания тембровой окраски музыкальных инструментов обусловлены музыкальным опытом детей. И наличие опыта определяется условиями, которые создают педагоги для ознакомления детей с тембрами музыкальных инструментов.

   Вашему вниманию предлагаю один фрагмент музыкально – дидактической игры «Музыка в картинках». Этот мастер – класс проведёт  Бобунова Анечка.   (выполнение группой детей) 

   Всё в нашей жизни подчиняется определённому ритму и времена года,  и время суток.  В любой музыке есть ритм. В любом ритме есть жизнь. Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях.

   Что же такое музыкальный ритм? (возможно ответы коллег) Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.  Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки.

   Я предлагаю вам  придумать свои песенки поиграть в музыкально - дидактическую игру  «Придумай и спой».  Эта игра поможет детям дать  представление о долгих и коротких звуках.  У вас на столах лежат снежинки большие и маленькие. Большая снежинка – долгий звук,  его назовём - ЛЯ, маленькая снежинка - короткий звук, его назовём ЛЁ.

СЛАЙД:  7

                                 Изображение большой снежинки  - слог ЛЯ

                                   Изображение маленькой снежинки  - слог ЛЁ

  Выложите пожалуйста свой ритмический рисунок, затем пропойте его.   (выполнение микро коллективами)               

  Игра «Придумай и спой» развивает творчество - выкладываются разные последовательности, и происходит подготовка голоса к пению, распевание.

      Кира  Владимировна Тарасова, Борис Михайлович  Теплов и другие исследователи,  отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным, что в развитии чувства ритма должно участвовать всё наше тело.

    Развивать чувство ритма помогают игровые упражнения: речевые игры, пальчиковая гимнастика, логоритмика, фонопедические упражнения.

СЛАЙД:  8

Игровые упражнения  -  мини игры,  относятся к методам активного обучения и включают игровые действия незначительной продолжительности, не имеющие сложных правил, с примитивной процедурой действий. 

      Главная цель применения игровых упражнений  во включении непроизвольного внимания. Используются игровые упражнения  в основном для активизации традиционных форм занятий.

    Слово и движение – вот те источники, из которых родилась музыка.  «Звучащие жесты» - так называется игра звуками своего тела, термин Гунильд Кетман, соратницы Карла Орфа. Главный принцип  работы – использование всего простого, элементарного, доступного детям.

СЛАЙД  9

Варианты исполнения:

Хлопки: всей ладонью, тихие с согнутыми ладонями.

 Удары верхними частями кистей друг о друга.

 Потирание ладоней.

Притопы: всей стопой, пяткой и носком.

Шлепки: по коленям, по груди, по бокам.

Щелчки: пальцами, по надутым щекам.

Цоканье  языка.

   Хлопки, шлепки, притопы, щелчки, цоканье языка. В сочетании с речью они эффективно развивают чувство ритма, так как вносят в упражнения элемент движения. Кроме того, использование звучащих жестов, способствуют развитию внимания и координации у детей. Использовать этот приём можно при разучивании  стихов.  Ритм заложенный в словах и фразах легко усваивается детьми, развивает артикуляцию, вводит в мир динамических оттенков.  Можно эту игру перенести на озвучивание  музыкального произведения.   Посмотрите видео ролик, дети с большим удовольствием играют в такую игру.

   (выполнение группой детей) 

  СЛАЙД 10

Изображение героев с описанием возможных движений.

    Игровое упражнение «Сказочные человечки»  - это   использование элементов пантомимы, проявляет  музыкальные двигательные способности, развивает творческие воображение, и просто поднимет настроение.    

Участники игры двигаются ритмично под музыку изображая:

Внимание на экран

а) деревянных человечков, как Буратино   двигают руками, ногами - на шарнирах;

б)   стеклянных человечков ходят осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;

в) веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;

г) железных человечков -  ходят тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.

д) водяных человечков - двигаются как ручеёк, сначала маленькая  струйка ощупывает дорогу. (выполнение желающими)     

Такое упражнение может стать весёлой  музыкальной  игрой.

СЛАЙД 11 

МДИ «СКАЗКА - ШУМЕЛКА»

Цель: Учить детей подбирать звуковые выразительные средства для озвучивания сказки.

Задачи: Активизация интереса детей к различным видам инструментов.
Формирование ритмического мышления.
Развитие фантазии.
Тренировка памяти
.

Музыкально – дидактическая игра  «Сказка-шумелка»  — это забавные упражнения для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей дошкольного возраста. 

СЛАЙД 12 - 20

Заставка название сказки + картинки сопровождение  

  Вашему вниманию предоставляется сказка «Всюду музыка живёт».  Она построена на основе музыкально – дидактической игры «Сказка - шумелка».

(выполнение группой детей) 

   Жили - были весёлые нотки,  где они жили не известно толи в лесу,  толи в поле.  Жили, не тужили, и звали их:  до ре ми фа соль ля си до.  Жили они слано, и песню напевали. (исполение попевочки на слоги)

   Песню свою любили и решили её кому - нибудь подарить.

Прямо возле их дома росли высокие, красивые деревья. Нотки предложили им свою песенку. Но деревья ответили, что у них есть своя песенка послушайте, как листочки её поют:   (озвучивание султанчиками).

    Побежали нотки по тропинке, встретили ручеёк прозрачный,  быстрый, журчащий, и ему предложили свою песенку, но  ручеёк сказал, что у него тоже своя песенка  (озвучивание металлофоном).

  Может камешкам подарить нашу песенку? Они так переливаются на солнышке.  Спросили нотки. Камешки в ответ спели свою песенку (озвучивание кастаньетами).

Нотки расстроились,  заплакали, и  пошёл дождик    сначала мелкий, редкий, (озвучивание треугольником).

Затем подул ветер и началась гроза, и сильный ливень (озвучивание султанчиками +бубенцами + барабан).  Но вскоре выглянуло солнышко (озвучивание металлофоном через две ступеньки вверх соль -  до - ми ).

  Прилетела птичка. (озвучивание  свистулькой).

  Я вам помогу, в городе живёт композитор, летите к нему прямо в окошко.  Нотки так и поступили, влетели к композитору в окошко и запели:  (исполение попевочки на слоги)

   Композитору понравилась песенка.  С тех пор нотки  живут у композитора и помогают  сочинять новую музыку.

Под одну из таких мелодий нотки исполнят для вас танец.

Дети исполняют танец и уходят.

    Дети в подобной игре реализуют свои представления и образы в шумах, звуках, ритмах. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.

СЛАЙД 21 - 28

Заставка название + очерёдность инструментов.

     Закончить практическую часть МК хочу пожеланиями здоровья и радости в наступающем году, хороших и весёлых вам утренников, и счастливых личных семейных праздников.

   Улыбнёмся друг другу, послушаем замечательную музыку Микаэла Таривердиева «Ожидание праздника» (к/ф «Ирония судьбы») и помузицируем.  (выполнение всеми участниками МО)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Дидактическая игра в познавательно – речевом развитии детей»

Дидактические игры - это уникальный вид деятельности, в которой проходит обучение, расширение знаний, развитие детей. Всех их не назовешь и не перечислишь, да мы и не ставили перед собой такой цели. М...

Мастер-класс "Дидактические игры в ФЭМП у дошкольников"

Данный мастер-класс проводился для курсов повышения квалификации воспитателей ДОУ. Игры можно использовать начиная с младшей группы....

Мастер-класс дидактическая игра "учимся классифицировать"

Мастер класс. Дидактическая игра «Учимся классифицировать»Представленная дидактическая игра сделана самостоятельно, во время прохождения курсов повышения квалификации и предоставлена мною как итоговая...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Конспект мастер-класса «Дидактические игры для детей дошкольного возраста. Развиваемся играя».

мастер-класс «Дидактические игры для детей дошкольного возраста. Развиваемся играя»....