НОД "Волшебница-соль"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Мусилева Наиля Юсефовна

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по познанию.

Возрастная группа: старшая.

Направление образования и развития (образовательная область): «Художественно-эстетическое развитие», интеграция с образовательными областями: «познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие».

 

Цель: Создание условий для самостоятельной творческой деятельности детей; стимуляции поисковой познавательной активности окружающего мира.

Задачи:

- познакомить детей со свойствами соли и нестандартными способами её использования, её значении в природе, в жизни человека;

- создать условия для обучения детей анализу, установлению причинно- следственных связей;

- создать условия для реализации самостоятельной творческой деятельности детей, использование нетрадиционной техники рисования;

- формировать и развивать умение работать в коллективе; воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

 

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно- исследовательская, изобразительная.

Формы организации: фронтальная

 

Формы реализации деятельности: игры, экспериментирование, изготовление продукта детского творчества (картина из окрашенной соли).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sol.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

непрерывно – образовательной деятельности

детей старшей группы

на тему

«Волшебница – соль»

Воспитатель: Мусилева Н.Ю.

2016 год

Возрастная группа: старшая.

Направление образования и развития (образовательная область): «Художественно-эстетическое развитие», интеграция с образовательными областями: «познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие».

Цель: Создание условий для самостоятельной творческой деятельности детей; стимуляции поисковой познавательной активности окружающего мира.

Задачи:

- познакомить детей со свойствами соли и нестандартными способами её использования, её значении в природе, в жизни человека;

- создать условия для обучения детей анализу, установлению причинно- следственных связей;

- создать условия для реализации самостоятельной творческой деятельности детей, использование нетрадиционной техники рисования;

- формировать и развивать умение работать в коллективе; воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно- исследовательская, изобразительная.

Формы организации: фронтальная

Формы реализации деятельности: игры, экспериментирование, изготовление продукта детского творчества (картина из окрашенной соли).

Оборудование: мультимедийный проектор; сундучок; мешочки с разным наполнением; соль, вода, клей, стаканы, ложки, тарелки, пипетки, музыкальное сопровождение.

Ход непрерывно-образовательной деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к вам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Я шла к вам в детский сад с чудесным настроением, и хочу поделиться  своим настроением  с вами. Возьмите друг друга за руки, посмотрите друг на друга и подарите свои улыбки друг другу и улыбнитесь нашим гостям. Теперь я вижу, что у всех отличное настроение.

- Ребята, я принесла вам волшебный сундучок. Хотите узнать, что в нем? Тогда отгадайте загадку.

Из воды родится, а воды боится (ответы детей)

Ребята, хотите узнать, что это? Тогда садитесь поудобнее на стульчики я вам расскажу и покажу.

Получение соли ( Слайд 2)В глубокой древности люди ели не приправленную ничем пищу, затем научились сжигать в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Прошло очень много времени и люди научились получать соль из морской воды (Слайд 3). В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а соль кристаллизовалась.

В настоящее время – соль-это единственное вещество, которое люди употребляют в пищу.

Слайд (4).  Производится соль в разных видах: неочищенная(каменная) и очищенная(поваренная), морская.

Каменную(неочищенную) соль добывают в соляных шахтах. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх.

Поваренную(очищённую) соль добывают в соляных озерах и морях. Раньше это делали вручную, это был физически тяжелый труд (Слайд 5). Сейчас в наше время соль добывают с помощью специальных комбайнов А йодированная соль – это поваренная соль, но только потом на заводе в нее добавляют йод.

 (Слайд 6) Ребята, как вы думайте, где применяется соль? (ответы детей)

Соль просто необходима для жизни человека и животных, ее не только употребляют в пищу, но и применяют в медицине. С ее помощью люди лечат различные заболевания .

Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди дышать соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите, как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается.

Также соль используют в косметологии, добавляют в маски и скрабы. Используют, чтобы кожа была гладкой, мягкой, нежной, эластичной, увлажненной: то есть она тоже используется для оздоровления.  

На улице для безопасности человека, посыпают солью лёд.

 - Зачем ребята это делают (Ответы детей)

Соль используется для подкормки животных. Оказывается, животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать. Поэтому ее так и называют – соль-лизунец.

-Так что же из воды родится, а воды боится? Ответы детей.

 -Объясните почему воды боится?

Подойдите ко мне, давайте посмотрим, что же в сундучке?? (достает соль)

-Ребята, в сундучке есть ещё какие-то мешочки, я предлагаю вам поиграть.

Дидактическая игра «Волшебные мешочки»

- Возьмите по одному мешочку в руки, и на ощупь попробуйте определить, что в них. Отгадайте у кого в мешочке соль? (соль, синтепон, горох, гречка, фасоль, камушки, пуговицы, бумага). Передай мешочек другим ребятам. Молодцы.

-А теперь, ребята,  приглашаю вас пройти в лабораторию и провести опыты с солью, как настоящие ученые-исследователи.  А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят опыты. Проходите.

 Но в лаборатории нужно соблюдать правила:

- на столах ничего не трогать без разрешения

-соблюдать тишину, не мешать другим ребятам

-бережно обращаться с оборудованием.

 Воспитатель: Запомнили правила? Тогда садитесь за столы поудобнее.

Воспитатель: Посмотрите, перед вами тарелочки с солью, посмотрите внимательно на соль и скажите, какого она цвета?

Дети: Белая.

Воспитатель: А теперь попробуйте соль на вкус, какая она?

Дети: Соленая.

Воспитатель: А теперь понюхайте соль, имеет ли она запах?

Дети: Нет.

Воспитатель: Возьмите теперь ложку, наберите из стаканчика соль, и пересыпьте ее в тарелку. Что вы наблюдаете?

Дети: Соль сыплется, значит, она сыпучая.

Воспитатель: Подведем итог, что вы можете сказать о соли? (соль белая, соленая, не имеет запаха и сыпучая).

Воспитатель: Теперь возьмите лупу и рассмотрите через неё соль (дети выполняют задание) На что похожа соль? (похожа на зернышки и кристаллики)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, растворяется ли соль в воде? (ответы детей).
Сейчас мы это узнаем, посмотрите внимательно, в стакане у меня соль. Я налью в стакан с солью воды, что вы видите?  Куда же делась соль?

Дети: Она растворилась.

Воспитатель: Значит, какой вывод?


Дети: Соль в воде растворяется.

Воспитатель: Сейчас ребята мы познакомимся еще с одним свойством соли.

Опыт «Кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу»

Воспитатель: Перед вами блюдца с солью и жидкая гуашь. Возьмите пипетки наберите гуашь и капните на соль с одного края блюдца. Что вы видите? Что произошло с кристаллами соли? Правильно, кристаллы соли окрашивают друг друга.

Воспитатель: Значит какой вывод?  Кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу.

Воспитатель: Ребята, наша работа в лаборатории закончена. Что нового и интересного вы узнали о соли? (соль белая, соленая, не имеет запаха и сыпучая, похожа на зернышки и кристаллики, соль в воде растворяется, кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу).

А сейчас давайте отдохнем.

 Воспитатель: Но чудесные свойства соли на этом не заканчиваются. Если просушить эту соль можно использовать для изготовления картин.

   Предлагаю вам пройти в творческую лабораторию и изготовить из соли красивые картины. Проходите, садитесь за столы. Перед вами листочки с рисунками и цветная соль. Мы изготовим картины из соли. Вам нужно намазать тщательно клеем рисунок и засыпать цветной солью.  Приступайте к работе. Дайте высохнуть рисунку и стряхните лишнюю соль в тарелочки. Посмотрите какие картины у вас получились. 

Пока картины сохнут, давайте вспомним

-Чем сегодня занимались? (мы с вами проводили наблюдения, опыты с солью и многое узнали о ней)

- Что нового узнали? Что вы можете рассказать про соль.

-Чему научились?

 Молодцы, ребята, мне очень понравилось, как вы работали сегодня и поэтому я хочу подарить картины вам на память за ваше активное участие и хорошую работу. Большое вам спасибо! До свидания ребята.