Конспект непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы по познавательному развитию «Красавица-матрёшка»
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы по познавательному развитию

«Красавица-матрёшка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_6.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к  критериям 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21 посёлка Октябрьского муниципального образования Ленинградский район

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы по познавательному развитию

«Красавица-матрёшка»

воспитателя Лактионовой Натальи Николаевны

2016 – 2017 учебныйгод


Тема: «Красавица матрешка»

Образовательные задачи:

• познакомить с русской, народной, деревянной игрушкой - матрешкой;

• формировать умение различать матрешек по размеру;

• развивать речь, логическое мышление, активизировать словарь;

• формировать умение ориентироваться на листе бумаги;

• закрепить умение украшать простые по форме предметы;

• развивать внимание, память, творческую активность;

• развивать умение фиксировать затруднения в деятельности, выбирать способы преодоления затруднения.

• воспитывать любовь и бережное отношение к народной игрушке, аккуратность при выполнении работы.

Оборудование: ИКТ (презентация, иллюстрации с изображением Матрешки, фигурки народной игрушки.

Раздаточный материал для каждого ребенка: шаблон с изображением фигуры матрешки, клей, кисточки, заготовки из цветной бумаги, угощение от матрёшки.

Логическая основа образовательной ситуации

Образовательная цель - Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.

Новое знание - Ответы на вопросы: когда появилась игрушка, почему ее назвали Матрешкой, как ее изготавливают.

Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать - Актуализировать знания детей о игрушках, расширять кругозор и обогащать словарный запас по средствам загадок

Причина затруднения - Не знаем историю возникновения народной игрушки Матрешки.

Цель деятельности детей по преодолению затруднения - Узнать историю, когда появилась, почему ее так назвали, как ее изготавливают.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

I. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую ситуацию

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

- Подойдите, пожалуйста, ко мне. У меня для вас есть интересное предложение! Давайте поиграем! Согласны?

Коммуникативная игра.

Мы сначала будем топать:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (топать ногами)

А потом мы будем хлопать:

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. (хлопать в ладоши)

А потом мы повернемся (поворот вокруг себя)

И друг другу улыбнемся. (друг другу улыбнуться)

- У меня для вас есть замечательный сюрприз! Хотите узнать какой? (Хотим)

- Сегодня, нам прислали видеописьмо! Посмотрим? Но, прежде, отгадайте от кого?

Вот прабабушка-игрушка,

Хоть она и не старушка.

Просто у нее внутри

Есть еще похожих три.

Каждую мы открываем

И другую вынимаем! Кто это? (Матрешка)

- Молодцы! Вот от нее видеописьмо и пришло! Присаживайтесь!

Дети присаживаются для просмотра презентации «Красавица матрешка».

Слайд №1

Я Матрёшечка, я круглёшечка!

Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.

Я в деревне родилась и на славу удалась.

Щёчки пухленькие, сама кругленькая

А на голове платок, словно яркий цветок

Всех вас в гости приглашаю,

О себе я расскажу, и подружек покажу.

Напою горячим чаем!

Вместе с вами поиграем!

II. Актуализация знаний

Дидактическая игра «Узнай игрушку с завязанными глазами»

Ведущий завязывает участнику глаза платочком, достает из коробки игрушку и даёт ее в руки участнику - узнай!

Варианты игрушек: кубик, кукла, матрёшка, машинка, мячик, Чебурашка, пирамидка.

Игра «Большая матрешка и маленькая матрешка»

Воспитатель: покажите, ребята, какая матрешка большая (поднимают вверх руки, а маленькая? (дети приседают). Повторяют еще 2 раза.

Дидактическая игра «Разбери и собери матрешку»

Воспитатель раздает каждому по одной матрешке, внутри которой еще 2, приговаривает:

- Вот тебе, Наташа три матрешки, и тебе Сережа три матрешки, возьми, Алеша, три матрешки, Анечке тоже три матрешки и т. д.

Дети не соглашаются и говорят, что у них по одной матрешке.

Тогда воспитатель говорит о том, что у матрешки есть секрет.

- Отгадайте какой?

Дети обследуют матрешки, находят секрет, разбирают и собирают матрешек.

- Сколько матрешек я вам дала? (по одной)

- Теперь разберите матрешку.

- Сколько у вас матрешек? (по три)

- Артем покажи мне, пожалуйста, большую матрешку?

- Эвелина, покажи мне матрешку поменьше?

- Коля, покажи мне матрешку самую маленькую.

- А теперь соберите матрешку, чтобы у каждого получилась одна матрешка.

3. Затруднения в ситуации

Дидактические задачи:

закреплять умение видеть и принимать проблемную ситуацию.

- Замечательно, мы с вами поиграли, мы с вами знаем, что у матрешек есть секрет, что они бывают большие и маленькие. Скажите, а знаете ли вы как появилась на свет матрёшка? Если знаете, то расскажите. (Мы не знаем)

- А если мы чего-то не знаем, что нужно сделать? (Спросить у того, кто это знает).

- О чем мы спросим? (воспитатель помогает детям сформулировать вопросы)

Воспитатель говорит о том, что знает ответы на вопросы: когда появилась игрушка, почему ее назвали Матрешкой, как ее изготавливают.

IV. Открытие нового знания

Слайд №2

Когда появилась матрешка?

Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшкой.

Слайд №3 Почему ее назвали Матрешкой?

Одни историки утверждают, что имя «матрешка» произошло от любимого и распространенного на Руси имени Маша, Маня, другие – что это название от женского имени Матрена, Матреша, в основе которого лежит латинское слово mater, означающее мать.

Слайд №4 Как ее изготавливают?

Русские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца) освоили изготовления матрешки с легкостью.

Над созданием матрешки работает целая команда мастеров. Первый этап – выбор дерева. Древесина должна быть сухой и легко поддаваться рукам мастера. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. После ошкуривания начинается процесс вытачивания деревянной формы.

Для выполнения заготовки берут подходящий чурбачок, вставляют его в станок и вытачивают. Деревянные заготовки, «белье», мастер начинает точить с неразъёмной малютки, «первенькой». Затем следующая кукла, уже складная, и так до самой большой. Сначала вытачивает голову, затем туловище, подрезает в нужных местах резцом, и заготовка готова. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу — неразборную — делают первой. После матрешку женщины красят масляными красками. Покрывают лаком.

Физкультурная минутка

Цель: организовать активный отдых детей

Хлопают в ладоши дружные матрёшки (хлопают)

На ногах сапожки топают матрёшки (топают)

Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)

Всем знакомым поклонись (дети кланяются)

Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся)

В сарафанах ярких, пёстрых (приседают)

Вы похожи словно сёстры (качают головой)

Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки (хлопают)

V. Включение нового знания в систему знаний и умений

- Вот теперь вы узнали много нового о замечательной игрушке Матрешке.

Хотите стать настоящими мастерами и самим изготовить красавицу - Матрёшку. Давайте пройдем за столы в мастерскую и украсим матрешкам сарафаны.

Аппликация «Украсим матрёшкам сарафаны»

У воспитателя образец, он беседует с детьми, и выясняет, в какой последовательности будет выполняться работа. Во время самостоятельной работы, воспитатель проводит индивидуальную работу, напоминает приемы аппликации. Дети выполняют аппликацию под народные мелодии.

- Красавицы матрешки у вас получились. Молодцы! Давайте рассмотрим их и полюбуемся.

VI. Осмысление

Воспитатель собирает детей около себя.

- С кем мы сегодня познакомились? Кто прислал видеописьмо? Что нового узнали? Вам понравилось?


Приложение к  критериям 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3

Отзыв

на непосредственно образовательную деятельность по познавательному развитию во второй младшей группе «Красавица-матрешка», проведённую воспитателем муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 21 посёлка Октябрьского

муниципального образования Ленинградский район

Лактионовой Натальей Николаевной

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному  развитию «Красавица-матрешка» была проведена 18.11.2016 г. Лактионовой Натальей Николаевной в игровой форме с использованием ИКТ. На занятии была использована  компьютерная презентация  «Красавица-матрешка», с помощью которой педагог познакомила детей с русской народной игрушкой матрешкой,  дети пополнили знания о том, как  и когда, появилась игрушка, почему ее назвали матрешкой, как ее изготавливают. Следует отметить опыт воспитателя  при проведении таких занятий. Воспитатель владеет навыками работы с компьютером,  мультимедийным проектором.

Воспитатель последовательно подвел воспитанников к восприятию данной темы.  Используя игровые технологии (дидактические игры «Большая матрешка и маленькая матрешка», «Узнай игрушку с завязанными глазами»,   «Разбери и собери матрешку»), воспитателю удалось актуализировать знания детей об  игрушках, расширить  кругозор и обогатить  словарный запас посредством загадок.

Материал для непосредственно  образовательной деятельности  был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. 

Создание благоприятной обстановки, эмоциональный настрой, непринужденность, сохранение интереса ребят на протяжении деятельности, организация детей: умение подчиниться определенным правилам поведения, самостоятельность, сознательная дисциплина, активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий - говорит о качестве усвоения детьми материала НОД.

        Наталья Николаевна успешно применяла на занятии здоровьесберегающие технологии: была поведена физкультминутка                     «Хлопают в ладоши дружные матрёшки».

        Атмосфера на занятии была доброжелательная; соблюдались санитарно-гигиенические нормы.

18.11.2016 год

Воспитатель МБДОУ № 21    _______________   /Л.Ф.  Пуленец/

Заведующий МБДОУ № 21            ______________    /О.В. Тараненко/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе по познавательному развитию "Разноцветные настроения"

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе по познавательному развитию «Разноцветные настроения»(Образовательная область «Социальный и предметный мир») По...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности во второй младшей группе по познавательному развитию. Тема: «Прогулка в волшебный лес»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санк...

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы по познавательному развитию «Красавица-матрёшка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы по познавательному развитию«Красавица-матрёшка»...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности во второй младшей группе по познавательному развитию. Тема: «Весна в лесу»

Занятие по формированию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьениша, счетных палочек и составление целого из частей...

Конспект непосредственно образовательной деятельность во второй младшей группе по познавательному развитию. Тема: Дикие животные.

Конспект непосредственно  образовательной деятельность во второй младшей группе по познавательному развитию.    Тема: Дикие животные. Группа 2 младшая.Задачи:Образовательные:...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе по познавательному развитию «Путешествие в сказку»

Конспект непосредственно- образовательной деятельности  во второй младшей группе по познавательному развитию «Путешествие в сказку»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе по познавательно – речевому развитию. Тема: «Как звери готовятся к зиме»

Представленный конспект НОД с использованием ИКТ (презентации и мультимедийного проектора) для детей младшего дошкольного возраста.В ходе непосредственно образовательной деятельности на тему: "Ка...