Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально - педагогического направления "Школа юного пешехода"
рабочая программа по теме

Антохина Ольга Владимировна

Данная  программа  является модифицированной, реализует социально-педагогическую направленность, предусматривает дополнительное обучение и воспитание  детей с ОВЗ во внеурочное  время.  
Знания и навыки, полученные учащимися, расширяются в последующие годы обучения. Даётся дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников на примерах из повседневной жизни. Данные занятия помогут детям с ,ограниченными возможностями здоровья , систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов и  пассажиров.

В связи с тем, что длительность занятий утомляет обучающихся, теоретические и практические части занятий будут комбинироваться в зависимости от изучаемой темы. В целях поддержания устойчивого внимания и активизации обучающих в ходе объяснения теоретического материала необходимо сочетать устные объяснения материала с применением наглядных пособий, увязывать изучаемый материал с жизнью, практикой, опытом обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_byudzhetnoe_spetsialnoe.docx340.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №10»

Принята на заседании

Педагогического совета

Протокол №  

На 2015 – 2017г

Для детей с ограниченными возможностями здоровья

Возраст детей: 9 до 12  лет

Срок реализации: 2 годда

                                                                                                                   Автор – составитель:                                                                                                        Антохина О.В.                                                                                                                  воспитатель 2 класса

г. Троицк 2015г.

Содержание:

  1. Целевой раздел

1.1. Информационно-аналитические данные об образовательном учреждении

  1. Пояснительная записка к программе «Школа юного пешехода»

2.1. Направленность дополнительной образовательной программы

           2.2. Цель и задачи дополнительной образовательной программы.

 2.3.Педагогическая целесообразность дополнительной       образовательной программы.

  1. Организационно-методические обеспечение программы

3.1.   Возраст детей, участвующих в реализации программы.

          3.2.        Сроки реализации программы.

          3.3.        Формы и методы занятий

          3.4.        Ожидаемые результаты и способы определения их     результативности:

  1. Учебно – тематическое планирование

4.1. Содержание дополнительной образовательной программы

«Школа юного пешехода»

5. Материально-технические условия реализации дополнительной  образовательной программы

5.1 Материально-техническая база для реализации дополнительной образовательной программы 3 класса

        6. Список литературы

1. Целевой раздел

1.1. Информационно-аналитические данные об образовательном учреждении

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №10»

2. Пояснительная записка к программе «Школа юного пешехода»

Из  года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий.  Причём, несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.    

Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их,  не осознавая опасных последствий своих действий.

Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. В стране ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. получает травмы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Знания, умения и навыки, приобретаемые в результате использования программы для коррекционной школы не отличаются от  детей, обучающихся в массовой школе. Это достигается путём доступного изложения информации, предназначенной для усвоения детьми с ОВЗ, её дозированностью, использованием различных форм работы и закрепления материала, а также большим количеством игровых моментов в каждом занятии.

Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных  на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения  в жизни, которые  являются одним из фрагментов культуры  личной безопасности.

2.1. Направленность дополнительной образовательной программы

Данная  программа  является модифицированной, реализует социально-педагогическую направленность, предусматривает дополнительное обучение и воспитание  детей с ОВЗ во внеурочное  время.  
Знания и навыки, полученные учащимися, расширяются в последующие годы обучения. Даётся дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников на примерах из повседневной жизни. Данные занятия помогут детям с ,ограниченными возможностями здоровья , систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов и  пассажиров.

В связи с тем, что длительность занятий утомляет обучающихся, теоретические и практические части занятий будут комбинироваться в зависимости от изучаемой темы. В целях поддержания устойчивого внимания и активизации обучающих в ходе объяснения теоретического материала необходимо сочетать устные объяснения материала с применением наглядных пособий, увязывать изучаемый материал с жизнью, практикой, опытом обучающихся.

2.2.  Цель и задачи дополнительной образовательной программы.

Ведущей  идеей  данной программы -  является реализация знаний,  умений, относящихся к культуре безопасности и жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности для детей с ОВЗ.

Цель Программы:

  • Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности  участников дорожного движения,
  •  расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дороге.

Задачи Программы

Обучающие  (предметные)

  • изучение Правил дорожного движения, истории из создания в России и за рубежом;
  • изучение различных транспортных средств и их особенностей;
  • обучение детей навыкам безопасного поведения на дорогах;
  • изучение устройства велосипеда;
  • обучение практическим навыкам   вождения велосипеда;
  • обучение приёмам оказания доврачебной помощи пострадавшим  при дорожно-транспортных происшествиях;
  • изучение форм пропаганды безопасности движения.

Развивающие

  • развитие творческих и мыслительных способностей детей с ОВЗ;
  • развитие навыков ораторского искусства, артистических способностей детей с ОВЗ;
  • развитие потребности активного участия в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Воспитательные

  • повышение общего уровня культуры участников дорожного движения;
  • воспитание чувства ответственности за себя и товарищей, дисциплинированности, находчивости, ловкости.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным способностямучащихся и уровня их физического развития);
  • наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
  • Демократичность и гуманизма (взаимодействие педагога и обучающегося в социуме);
  • Научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • «от простого к сложному»
  • Последовательность;
  • Систематичность.

2.3. Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы.

Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма  обусловлена  высокими статистическими показателями ДТП  участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе – детей с ОВЗ. Учащиеся не обладают навыками поведения  в транспортной среде, не умеют правильно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в  России   наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий.  Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики.  Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.     Одним из методов решения   проблемы  детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных   учреждений в данном направлении. 

Уже с раннего возраста у детей с ОВЗ необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Новизна программы заключается в воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.

3. Организационно-методические обеспечение программы

3.1. Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Программа охватывает возрастные группы детей с ограниченными возможностями здоровья от 8 до 12 лет, набор детей свободный. Определяет основные направления воспитания: доброжелательность, самостоятельность, гражданственность, коллективизм, ответственность. Позволяет готовить обучающихся к самостоятельной жизни и является прекрасным методом профилактики асоциального поведения.

3.2. Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 2 года. Первый год 34 часа, второй год 34 часа, 1 час в неделю.

Для успешного освоения программы численность детей с ОВЗ в группе кружка составляет не менее 6 человек. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной  установки, настольных игр, наглядно-дидактического и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД.

Организация деятельности кружкового направления позволяет создать атмосферу сотрудничества и увлечённости совместной деятельности воспитанников и воспитателя:

  • Деятельность организована на добровольных началах;
  • Дети занимаются в свободное и удобное для них время;
  • Атмосфера организации деятельности носит неформальный, комфортный характер, не регламентируется обязательствами  и стандартами;
  • Учитываются возрастные психологические закономерности;
  • Доступность программного материала и его вариативность.

Этапы:

С учётом познавательных возможностей школьника начальных классов программа  разделена на 4 блочно-модульных этапа:

  1. «Улица полна неожиданностей»
  2. «Наши верные друзья»
  3. «Мы – пассажиры и пешеходы»
  4. «Это должны знать все»

       В первом блоке программы учащиеся узнают об опасностях, которые подстерегают их на улицах, как избежать неприятностей на дорогах.

Во втором блоке учащиеся знакомятся со знаками дородного движения.

В третьем учащиеся должны усвоить правила поведения на улице, в общественном транспорте и т. д.

В четвёртом блоке учащиеся повторяют знания по ПДД, полученные ранее.

После каждого блока освоения программы проводятся контрольные срезы по усвоению детьми правил дорожного движения.

3.3. Формы и методы занятий:

обучения учащихся Правилам дорожного движения очень разнообразны:

  • тематические занятия;
  • практические занятия;
  • беседы;
  • конкурсы;
  • соревнования;
  • викторины на лучшее знание правил дорожного движения;
  • настольные, дидактические, ролевые  и подвижные игры;
  • экскурсии;
  • демонстрация фильмов и видеороликов;
  • беседы с инспекторами дорожного движения.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений, показ (выполнение педагогом) и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам, по образцу и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • исследовательский – самостоятельная работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и другие.

3.4. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

В результате обучения по данной программе, к концу учебного года, обучающиеся  должны знать правила дорожного движения:

  • переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
  • не играть на дороге или около проезжей части;
  • переходить улицу только по пешеходному переходу;
  • при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;
  • знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.

Должен уметь:

  • с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;
  • различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;
  • называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;
  • отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.

Контрольный срез знаний по данной программе, осуществляется путём викторин, конкурсов и опросников, в течение всего учебного года. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Развивай-ка"

Дополнительная образовательная программа "Развивай-ка", созданная на основе уникальной методики раннего развития детей Марии Монтессори, призвана оказать помощь педагогу в организации игровы...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Азбука дорожного движения»

Дополнительная образовательная общеразвивающая программасоциально-педагогической направленности«Азбука дорожного движения" Возраст обучающихся: от 4 до 7 лет Срок реализации: 3 года...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Юный патриот»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально- педагогической направленности «Юный патриот»Возраст обучающихся: 5-6 летСрок реализации: 1 год...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юный математик»

Программа «Юный математик» является модифицированной, содержательной основой для ее создания послужила программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комар...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Азбука экономики для дошколят»

Данная программа комплексно направлена на изучения специального предмета. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы: дошкольники получают элементарные сведения из области э...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Юный патриот»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально- педагогической направленности «Юный патриот»Возраст обучающихся: 6-7 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников «Юные финансисты»

Программа «Финансовая грамотность» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад №30&raq...