Актуальность использования современных образовательных технологий в ДОУ
статья

Эссе на тему "Актуальность использования современных образовательных технологий в дошкольном учреждении."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_sovremennyx_obrazovat_texnologiy.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Определить актуальность использования современных образовательных технологий в дошкольном учреждении.

                        «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра»

                                                                                                                              (Джон Дьюи)

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе; вступление в силу «Закона об образовании в РФ», обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.

Для того чтобы определить актуальность использования современных образовательных технологий, стоит разобраться в значении понятий «технология», «образовательная технология».

Само слово «технология» происходит от греческого techne  - искусство, мастерство и logos – наука, закон. Дословно технология – это наука о мастерстве.

Мысль о технологизации процесса обучения высказал еще Я.А. Коменский в «Великой дидактике», определяя ее как «универсальное искусство учить всех всему, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся к добрым нравам и глубокому благочестию». Таким образом, он призвал к тому, чтобы обучение стало «техническим», сформулировав важнейшую идею технологий – гарантированный результат. Вырисовывается своеобразный модуль: цель – средства – правила их использования – результат. Это ядро любой технологии в образовании.

С начала 80-х годов XX века создаются компьютерные и информационные технологии обучения – интеллектуальные обучающие системы, интерактивные программы, технологии мультимедиа, дистанционное обучение и др. Именно тогда появился термин «образовательная технология».

Шамова и Давыденко трактуют образовательную технологию как процессную систему совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. Из этого следует, что понятие «образовательная технология» отходит от жестко заданного алгоритмического подхода, в котором находится понятие «педагогическая технология», и предполагает учет критериев выбора или построения оптимальной модели обучения или воспитания для данных конкретных условий.

На современном этапе развития России происходят изменений:

 В образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.

Нельзя не сказать об изменившемся образе современного дошкольника. Современные дети в большей степени ориентированы на будущее, чем их ровесники 80-х, и 90-х годов XX века. Яркая отличительная черта маленьких граждан современности – они с уверенностью смотрят в будущее. Современный дошкольник быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей и рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.

Изменились и современные родители. Часто родители испытывают трудности во взаимодействии с ребенком и его воспитании. Современные родители понимают важность и необходимость взаимодействия с ребенком, но недостаток времени не позволяет реализовывать его в полной мере. К сожалению, признавая авторитет дошкольного образовательного учреждения, родители не проявляют достаточной активности к сотрудничеству с педагогами по развитию и воспитанию дошкольника. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо грамотно применять современные  образовательные технологии. Нельзя не сказать о тенденции компьютеризации дошкольного образования. Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество

 Используя современные информационные технологии можно решить ряд актуальных проблем дошкольного учреждения.

Интерактивное оборудование  максимально соответствует способу восприятия информации, который характерен для нового поколения дошкольников, отличающегося высокой потребностью в визуальной информации и зрительной стимуляции.

Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского сада, группы, расписания занятий, проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Современный родитель может не переступать порог дошкольного учреждения, но хотя бы раз в день становится пользователем сети Интернет. Кроме этого, сайт детского сада является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников, что в свою очередь способствует повышению активности родителей к сотрудничеству с педагогами.

Программное обеспечение позволяет индивидуализировать обучение, соединяет все его компоненты.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе физкультурно-оздоровительной работы делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным; оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивает оперирование большими объемами информации.

Также позволяют обеспечить наглядность, красоту, эстетику оформления физкультурно-оздоровительных мероприятий, делают процесс физического воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к спортивным мероприятиям.

Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося в жертву здоровье будущего поколения, поэтому только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием компьютерной техники будет достигнута «золотая середина».

Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы дошкольного учреждения в контексте информатизации. Использование ИКТ в ДУ позволит модернизировать учебно –воспитательный процесс, повысить его эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»

Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению  и использованию  современных  образовательных  технологий - исследовательской деятель...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, здоровьесберегающая технология). «Это чудо - транспорт»

Цель занятия: Расширить представления о транспорте. Задачи: 1.Образовательные : Расширять знания детей о транспорте: название транспортного средства, назначение. Закреплять умения ...

Выступление на семинаре «Использование современных образовательных технологий в ДОУ» на тему: «ИКТ как современная педагогическая технология».

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распростр...