Детское портфолио как одна из форм индивидуализации образовательного процесса.
презентация на тему

Мунина Татьяна Валерьевна

Детское портфолио позволяет строить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детское портфолио как одна из форм индивидуализации образовательного процесса.

Одним из достоинств Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования   является обращение к личности ребёнка. Сквозной нитью в стандарте реализуется принцип индивидуализации:

-п. 1.4 Основные принципы дошкольного образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (т. е. индивидуализация дошкольного образования).

    Виды индивидуализации: детское портфолио, пед.диагностика, пед.наблюдение.

    Наша творческая группа работала над детским портфолио. Было проведено анкетирование родителей с целью выяснить как они понимают что такое портфолио и считают ли нужным создавать его. Мнения родителей разделились, некоторые считают что создавать детское портфолио необходимо и очень интересно для них и их детей, другие считают что для дошкольников оно не нужно.

    Целью создания портфолио стало то, что оно позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности – образовательной, творческой, коммуникативной и др. Является важным элементом личностно - ориентированного подхода к образованию, что делает его перспективной формой представления индивидуальных достижений конкретного ребенка.

    Задачи портфолио: (на экране)

    Это не пустой альбом с фотографиями, а инструмент, который служит опорой для определения ключевых этапов развития и обучения, а также помогает при выборе новых целей и способов их достижения. Оно демонстрирует и самому ребенку, и его родителям, а впоследствии школьным учителям все, чему научился, уже умеет и знает ребенок. Портфолио дошкольника – это, прежде всего, копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций.

      Портфолио  следует  рассматривать  как эффективный способ накопления и презентации индивидуальных образовательных, творческих и личных достижений его владельца.

Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, мы заметили, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, так как в данном деле в центре внимания находится ребенок.

Мы хотим представить вашему вниманию несколько видов портфолио, над которыми мы работали в нашем саду.

Любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора-ребенка. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.

Портфолио – раскраска.

В печатном варианте:

 - это одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.  

1.Автобиография – пишется со слов ребёнка.

2.Моя группа –

3.Мои друзья – друзья могут быть из группы, со двора и т.д.

4.Я расту – можно указать возраст, вес, рост, сделать подборку видео- и фото- материала, где видно как ребёнок растёт, взрослеет.

5.Мои любимые книжки – перечень любимых книг, можно сделать гиперссылки на материал, где ребёнок рассказывает о своей любимой книге.

6.Моё творчество – ребёнок сам выбирает какие рисунки, поделки он хочет видеть в этом разделе.

7.Мои награды и достижения – здесь грамоты, благодарственные письма, награды.

8.Мои путешествия – фото, можно добавить описание отдыха (опять же со слов ребёнка), сделать гиперссылки на папку с фотографиями (если их много).

9.Мои мечты – рисунки, рассказ ребёнка, пути к достижению цели. У нас показано как наша девочка идёт к одной из своих целей (посещает занятия гимнастики и уже выступает).

10.Отзывы и пожелания – здесь могут оставлять свои отзывы и пожелания родители, воспитатели, друзья.

 Электронное портфолио.

Является одним из новых видов. Это портфолио, основанный на применении современных информационных технологий. Использование программы Power Point

+ позволяет быстро выполнить яркое, красочное портфолио со спецэффектами и возможностью использовать аудио- и видеозаписи. Это привлекает ребенка. Электронный портфолио мобилен, его можно быстро изменять, вносить новое. Современные родители больше готовы к данному виду, нежели традиционному.

- Существует много преимуществ, но стоит отметить и проблемы: во-первых, не все педагоги владеют компьютерными технологиями и могут дать качественную консультацию в этих вопросах; во-вторых, в дошкольных учреждениях, а в особенности в группах, нет компьютеров, а значит, нет постоянной возможности поделиться с друзьями своими достижениями и открытиями; в-третьих, работа по созданию такого портфолио увлекает детей настолько, что они проводят большое количество времени за компьютером, а это небезопасно для их здоровья.

Веб – портфолио.

Портфолио или портфель достижений - это копилка личных, образовательных, профессиональных, творческих достижений его владельца.

Проект создания социальной сети 4portfolio.ru ориентирован на ведение интерактивного веб-портфолио самыми различными категориями пользователей от воспитанника детского сада, ученика школы и студента до профессионала.

Социальная сеть 4portfolio.ru предназначена для создания и ведения портфолио в виде страничек сайта, где пользователь легко и просто размещает свои наиболее значимые достижения в учебе или в работе, ведет веб-портфолио и общается в сети. Например, размещает эссе или рисунки, фото и видео, словом все, что может храниться в электронном виде.

Но социальная сеть 4портфолио – это не просто копилка файлов. На портале есть возможность постепенного формирования резюме, ведения записных книжек и блогов.

Реализация на портале функционала социальной сети дает пользователям возможность общаться со своими друзьями, создавать новые сообщества или вступать в уже существующие.

Создавая этот проект авторы исходили из того, что постепенное формирование личного Интернет - пространства каждого пользователя для демонстрации индивидуальных достижений, самопредставления, самооценки и самореализации, обмена мнениями и идеями будет способствовать формированию единого информационного пространства общества.

Интерактивное веб-портфолио - это довольно новый вид систематизации и представления информации. Портфолио на сайте можно сделать красочным, ярким, с множеством интересных эффектов (фото, рисунки, видео, аудио материалы).

Ведение веб-портфолио дошкольника позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопления субъективного опыта (Т. Г. Новикова ).

Старшие вместе с ребенком создают странички портфолио, вводят необходимую информацию в электронном формате. На страничках портфолио будут помещаться лучшие работы.

Взрослые контролируют безопасность представленной информации, они определяют права доступа другим пользователям к страничкам ребенка.

Вести свой портфолио могут как воспитанники детских образовательных учреждений, так и дети, которых воспитывают дома мамы, бабушки или няни.

Итог. Хорошо когда дети принимают участие в оформлении и работе над портфолио, так как основной целью применения портфолио - способствовать самоанализу ребенка и его осознанию особенностей собственного процесса обучения.

   

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование детского портфолио в выстраивании индивидуальной траектории развития ребенка

Слайд 2

Нормативно- правовая база Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 об утверждении Федерального государственно образовательного стандарта дошкольного образования Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в РФ» Письмо Министерства образования о 27.01.2009г. №03-132 «Методические рекомендации по процедуре и содержанию психолого – педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста для выбора оптимальных форм дальнейшего обучения на этапе начального общего образования

Слайд 3

Индивидуализация Педагогическое наблюдение Педагогическая диагностика Портфолио

Слайд 4

позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности – образовательной, творческой, коммуникативной и др. Является важным элементом личностно - ориентированного, подхода к образованию, что делает его перспективной формой представления индивидуальных достижений конкретного ребенка Чемоданчик писем Свой вариант Коллекция документов Папка с рисунками

Слайд 5

Задачи портфолио создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха повысить самооценку и уверенность в собственных возможностях максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка развить познавательные интересы дошкольников и формировать готовность к самостоятельному познанию формировать установку на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развивать мотивацию творческого роста формировать положительные нравственные качества личности укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка увеличить активность родителей (законных представителей) в совместной педагогической деятельности с ДОУ

Слайд 6

Систематичность и структурированность Ответственность Четкая организация Последовательность Согласованность всех задействованных лиц Четкая структура Портфолио и его структура Воспитатели Дети Родители

Слайд 7

- «Обо мне» - «Мое творение» - «Я становлюсь старше» - «Прекрасная песня» - «Я люблю…» - «Мой рассказ» - «Автопортрет» - «Эксперимент» - «Моя группа» - «Наблюдения за природой» - «Моя семья» - «Мое стихотворение» - «Истории обо мне» - «Я хочу знать/уметь» - «Моё любимое место» - «У меня возник вопрос» «История в фотографиях» - «Страница для тебя»- «Получилось» отзывы о владельце «Я могу» портфолио «Мои увлечения» и т.д. Портфолио и его страницы

Слайд 8

Виды портфолио Электронное портфолио Портфолио- раскраска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест – как одна из форм организации образовательного процесса ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО

Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса и реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навык...

Представление практики по теме "Квест-игра как одна из форм организации образовательного процесса в ДОУ"

Представление практики по теме "Квест -игра как одна из форм организации образовательного процесса в ДОУ"...

Утренний круг – одна из форм организации образовательного процесса с детьми в утренний отрезок времени.

Воспитателю необходимо построить день пребывания в детском саду в соответствии с внутренним ритмом ребенка. Так, утром ребенок приходит в детский сад; и воспитателю важно настроить всю группу, как еди...

Детское портфолио как одна из форм индивидуализации образовательного процесса.

Детское портфолио позволяет строить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образован...

Консультация для воспитателей "Квест – как одна из форм организации образовательного процесса"

Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активн...

Игровые путешествия, как одна из форм организации образовательного процесса.

Современный этап модернизации системы дошкольного образования характеризуется обновлением его содержания, успешным процессом социализации, изменением подходов к организации образовательного процесса, ...