Проект создания мини-музея "В гостях у сказки"
проект (младшая группа) по теме

Грекина Татьяна Леонидовна

Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. В.Г Белинский писал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но и преимущественно старайтесь  знакомить их с этим через родные и национальные явления» Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики.

Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 41»

Проект создания мини-музея

 «В гостях у сказки»

для  детей  дошкольного возраста

подготовила

воспитатель

Грекина Т. Л

г. Братск

2016 г.

Проект по созданию мини-музея в группе «В гостях у сказки»

Актуальность и значимость проекта.

Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова:

«В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.

– Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра».


    Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. В.Г Белинский писал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но и преимущественно старайтесь  знакомить их с этим через родные и национальные явления» Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики.

Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики.

С целью изучения преемственности народных традиций от поколения к поколению мною было проведено экспресс-анкетирование родителей, в котором наибольший интерес вызвали исследования по изучению сказочных предпочтений взрослых и детей. На вопрос: «Какую сказку в детстве вы любили больше всего? И почему?», было установлено, что любимыми сказками родителей в детстве были следующие произведения: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Золушка», «Три медведя», «Курочка-Ряба». На этот же вопрос детьми был дан следующий ответ: «Шрек», «Черепашки - ниндзя», «Ледниковый период», «Русалочка», «Человек - паук». Сравнительный анализ выбора любимой сказки показал, что родители в детстве более всего любили волшебные сказки, а интерес детей к русским народным сказкам значительно снижен. В связи с этой проблемой появилась необходимость, учитывая все особенности детей дошкольного возраста определить задачи по ознакомлению детей с русской народной сказкой и  авторской сказкой, пути их реализации для полноценного развития личности каждого ребенка.

Мини - музей «В гостях у сказки» ориентирован на детей дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности. Значимость мини - музея «В гостях у сказки» заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому, те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Цель проекта:

Создание условий для развития творческой личности, путём включения её в многообразную деятельность мини - музея. 

Задачи:

  • формировать условия для творческой самореализации ребенка на основе работы с экспонатами музея;
  • систематизировать усиление потенциальных творческих способностей ребенка, которые

помогут максимально развить и реализовать его творческий потенциал, креативность,

способствовать социализации;

  • развить познавательные способности и познавательную деятельность;
  • формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
  • воспитание личности ребенка на основе вечных нравственных ценностей;
  • организация и проведение исследовательской работы воспитанников в процессе создания музейного фонда;
  • оптимизировать интерес к чтению художественной литературы;
  • расширить кругозор детей, познакомить с музеями;

  • поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии сказок;
  • включить родителей в процесс создания мини-музея, активизировать их на сотрудничество.

Принципы:

  • Наглядности;
  • Доступности;
  • Вариативности;
  • Интерактивности;
  • Многофункциональности;
  • Переемственности.

Образовательные области:

 Социализация, коммуникация, познание, безопасность,  труд, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка.

Предполагаемые результаты:

- развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;

- развитие интереса к сказкам;

- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

- содействие творческому развитию детей;

- развитие эмоциональной отзывчивости;

- гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

Тип проекта: информационно-творческий

Участники проекта.

Дети младшей группы, семьи воспитанников, воспитатели

Сроки реализации проекта:

Программа реализации проекта

Этапы проекта

Содержание работы

Участники

Сроки исполнения

I этап

(аналитический)

Выявление проблемы;

-Определение темы и цели проекта;

-Анализ литературы, методических пособий,  обсуждение с педагогами,  родителями, детьми вопросов связанных с проведением проекта;

-Проведение  опроса  воспитанников и их родителей для выявления желания принятия участия в создании музея «В гостях у сказки»

Воспитатели:

 Грекина Т.Л

Минченко А.И

Старший воспитатель:

Соколова Н.В

Музыкальный руководитель:

Коротий С.М

Родители воспитанников, дети младшей группы.

Октябрь

II этап(организационный)

- Разработка плана  создания мини-музея;

- Определение сроков и участников проекта;

 - Подбор источников информации;

- Выбор места для размещения музея и дизайн оформления;

 - Подбор, изготовление экспонатов для музея, регистрация их в каталоге.

- Оформление визитной карточки мини-музея

- Отбор приемлемых методов и приемов работы;

 - Разработка перспективного плана по использованию музея в повседневной деятельности детей и педагога.

 

Воспитатели:

Грекина. Т.Л

Минченко А.И

Ноябрь- январь.

III  этап (практический)

Апробация системы по использованию мини-музея «В гостях у сказки» в повседневной деятельности детей и педагога.

В практический этап включаются занятия:

Ознакомительная экскурсия,

Занятия – экскурсии,

Исследовательская деятельность;

Творческие задания,

Игры музейного содержания

Беседы:

Театрализованные игры:

Чтение художественной литературы:

Музыкальная деятельность:

Постановка сказок:

Занятия с использованием экспонатов музея.

Воспитатели:

Грекина Т.Л,

Минченко А.И,

Зверева И.П

Музыкальный руководитель:

Коротий С.М,

родители,

дети младшей группы.

Февраль-май 2016г

IV этап(итоговый)

Определение результативности проекта.

Продукт проекта: мини-музей «В гостях у сказки», паспорт музея, презентация музея, конспекты занятий.

Воспитатели:

Грекина Т.Л

Минченко А.И

Ст. воспитатель:

Соколова Н.В

Родители.

Май 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Создание мини-музея традиционной тряпичной куклы в ДОУ"

Проект расчитан на учебный год. В рамках проекта педагог, дети, родители создают удивительные экспонаты для мини-музея народных кукол, а так же знакомятся с забытыми русскими традициями.[[{"type":"med...

Конкурс. Проект "Создание мини-музея «Календари» с использованием ТРИЗ технологий»

Авторский коллектив: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад «Журавушка»Куропатина Татьяна Леонидовна, воспитатель,Корниенко Елена Николае...

Проект «Создание мини – музея «КОМИ КУЛЬТУРА»»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения....

Внедрение в образовательный процесс инновационной технологии «Музейная педагогика» посредством реализации долгосрочного проекта «Создание мини-музея « Народная игрушка»

Музейная педагогика, как одна из инновационных технологий, становится все более востребованной в практике  духовно-нравственного, гражданско-патриотического,историко-краеведческого воспитания лич...

Проект мини-музея «В гостях у сказки»

Цель проекта: формировать у детей интерес и любовь к сказкам....

Проект по созданию мини-музея «В гостях у деревянной игрушки» для детей раннего возраста(2-3 лет)

Цель проекта: Обогащение воспитательно–образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями Задачи:1....

Проект мини - музея «В гостях у сказки»

Актуальность.Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребенка, что исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Художественное восприятие является активным для дете...