Мастер-класс "Организация дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей 5 - 7 лет" (РМО 2016г.)
материал

Колесник Евгения Валентиновна

Предварительный просмотр:

 Мастер – класс

«Организация дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей 5 – 7 лет»

Тема «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста», по которой я представляю вам мастер-класс является актуальной.

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным

условием усвоения знаний, умений и навыков развития мышления.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо

самим научиться ориентироваться во времени. Но проблема в том, что специфические особенности времени как объективной реальности, как неосязаемого явления затрудняют его восприятие детьми.

Цель работы: сделать время, чередование его определенных отрезков - предметом специального внимания детей.  

Игры и упражнения по теме «Неделя. Дни недели»

Старшая группа

На усвоение представлений о днях недели, их последовательности,  о временном промежутке «неделя» 

Перед тем как использовать данные игры необходимо познакомить детей

с происхождением названий дней недели, которое связанно с их порядковым

номером.  Для этого используется модель «Неделя» - в виде циферблата. 

  • - «Назови день недели»

Воспитатель показывает на модели стрелкой - день недели.

Дети должны по количеству кружков определить: какой это день недели и назвать его.

  • - «Назови соседей (вторника, пятницы)»
  • - «Лови, бросай, дни недели называй!»
  1. Дети встают в круг.  Ведущий бросает мяч и называет любой день недели: «Я начну, ты продолжай, следующий (предыдущий) день называй – вторник». У кого мяч окажется в руках, должен назвать следующий (предыдущий) день недели и бросить мяч другому, который называет следующий день.
  • - «Назови скорей»

Ведущий бросает кому-то из детей мяч и задает вопрос. У кого мяч в руках - должен на него ответить. И бросить мяч ведущему.

- «Какой день недели перед вторником»

- «Какой день недели будет завтра»

- «Какой день недели был вчера»

- «Назови соседей субботы»

  • - «Закончи предложение» (Если сегодня понедельник, то завтра будет…)
  • «Неделька, стройся!»  

На столе лежат 7 карточек с цифрами. Дети берут их по одной и строятся по порядку слева - направо. Воспитатель спрашивает: «Какой вы день недели?».

            «Живая неделя»               

В этой игре ведущий или остальные дети дают задание «дням недели» (выполнить

какое-нибудь движение или задают вопрос)

- Вторник, хлопни в ладоши.

- Четверг, подпрыгни 3 раза.

- Воскресенье, топни ножкой

- Пятница, назови своих соседей

- Понедельник сколько дней в неделе.

- Среда, назови выходные дни,

- Суббота, назови рабочие дни недели

- «Какая неделька быстрей построится?»  

используется 2 или 3 комплекта цифр от 1 до 7 по количеству детей в группе. Дети делятся на команды по количеству комплектов цифр (по 7 человек в команде). По сигналу дети  берут карточки с цифрой и выстраиваются по порядку. Чья команда (неделька) быстрей построится и правильно назовет свой день недели.

Подготовительная к школе группа

На закрепление  представлений о днях недели, их последовательности, о временном промежутке «неделя».

Проводятся  те же дидактические игры и упражнения, что и в старшей группе.

А также усложненные варианты этих игр:

  •   -«Живая неделя»                                    
  • - «Неделька, стройся!»
  • - «Лови, бросай, дни недели называй!»

Усложнение: ведущий, бросая мяч и называя любой день недели, просит назвать

подряд 3 следующих (предыдущих) дня недели.

Логические задачи

        - Сегодня вторник. В субботу Витя пойдет на спектакль. Сколько дней Вите осталось ждать этого события? Назовите эти 3 дня.

        - Сегодня воскресенье. Через 5 дней у Светы день рождения. Саша считает, что день рождения у нее будет в воскресенье, а Лена считает, что – в субботу. Кто из детей прав? Назовите эти 5 дней.

       - «Золушка шила платье с понедельника по среду. Сколько дней она работала?»

Назовите эти дни.

         - «Незнайка пошел в поход и шел 4 дня. Вышел он во вторник. В какой день он закончил свой поход?» Назовите эти 4 дня.

       - Чиполлино копал грядку три дня. Начал он работу в среду, а закончил ее в… Назовите эти 3 дня.

Игры и упражнения по теме «Месяцы»

Подготовительная к школе группа

Пособия, которые являются эффективным приемом при формировании представлений о месяцах:

1.Модели-символы «Времена года» (каждое время года изображено в виде символа: елочка – «зима», оранжевый лист – «осень», сосулька – «весна», клубника – «лето». На каждом «времени года» изображены три буквы с порядковым номером, которые соответствуют названию месяцев).  Эти модели помогают усвоению классификации месяцев по временам года и усвоению их последовательности, их названий.

2. Модель «Год» (круг в виде циферблата со стрелкой, разделенный на двенадцать секторов). Эта модель также помогает усвоению представлений о  временном промежутке «Год».

Упражнения на усвоение представлений о названиях месяцев, их последовательности, и их классификации по временам года

  • - «Назови второй месяц осени (лета и т.д.)»
  • - «Назови  весенние месяца»
  • - «Назови месяц, который находится между сентябрем и ноябрем»
  • - «Какое слово подходит?»

Месяц зимы – это … (октябрь, июнь, май февраль)

Месяц лета – это (сентябрь, июнь или декабрь)

  • - «Бывает так?» (в декабре)

Воспитатель показывает картинки с изображением природы в разное время года. Дети должны отвечать: бывает или не бывает так в декабре.

  • - «Осенние месяцы, стройтесь по порядку!»

Игры на усвоение представлений о названиях месяцев, их последовательности, и их классификации по временам года

  •      - «Назови месяц» (по модели «Год»)

Воспитатель показывает на модели стрелкой - месяц. А дети должны по цифре и по цвету определить: какой это месяц и назвать его).

  •      - «Назови соседей»
  • - «Покажи месяц» (по модели «Год»)

- Покажи на модели месяц, который находится между средой и пятницей;

- Покажи на модели месяц, который находится между воскресеньем и вторником;

- Покажи на модели месяц, который находится между пятницей и воскресеньем.

  •      - «Назови месяц в году» (первый, третий и т.д.)
  •      - «Четвертый лишний» (декабрь, сентябрь, январь, февраль)
  •      - «Двенадцать месяцев»

На столе вперемешку лежат 12 карточек с цифрами. Дети берут их по одной и строятся по порядку слева - направо. Воспитатель: «Вы превратились в 12 месяцев». Теперь назовите: «Какой вы месяц?».

- первый месяц, в какое время года ты приходишь?

- десятый месяц, кто твои соседи?

- пятый месяц, в какое время года ты приходишь? И т.д.

  •      - «Круглый год»

Дети встают в круг.  Воспитатель: «Вы будете ловить мячик и отвечать на вопрос. Если ответите правильно, становитесь ведущим, кидаете мячик и сами задаете вопрос.

- Январь – какой это месяц по счету в году?

- Каким месяцем заканчивается год?

- Назови осенние месяцы?

- Назови зимние месяцы?

- Какой месяц идет после октября?

-В каком месяце твой день рождения?

- Назови соседей мая и т. д.

  •      - «Лови, бросай, месяцы называй!»

Логические задачи на усвоение представлений о названиях месяцев, их последовательности, и их классификации по временам года

- София родилась в августе. А Лера на два месяца позже. В каком месяце родилась Лера и в какое время года она празднует свое день рождения?

- Саше 7 лет исполнится в феврале, а Вадиму – в апреле. Кто старше из детей?

- У Вики день рождения в декабре, а у Светы – в июне. Кто из них родился весной?

Логические задачи на усвоение представлений о  временном промежутке «Год»

- Маша прожила уже 4 весны, 4 лета, 4 осени и 4 зимы. А Гриша прожил 4 года. Кто из детей старше?

- Таня ходила в детский сад всю зиму, весну, и лето. А Сережа ходил в детский сад целый год. Кто из них меньше ходил в детский сад?

Дидактические игры и упражнения по теме «Часы»

Старшая группа

Цель:  упражнять в умении определять время по часам с точностью до часа

В данных играх используются модель «Часы» - циферблат с подвижными стрелками.    

  • - Игра «Который час?»
  • - Игра «Назови время и покажи его на своих часах»
  • - Игра «Устанавливаем время»

1)У детей модели часов. Воспитатель Я называет  определенный час. А дети на своих часах показывают соответствующее время.

2)На столе карточки с цифрами от 1 до 12. Один из детей берет наугад карточку с цифрой от 1 до 12 и, не показывая ее другим, устанавливает стрелки на циферблате своих часов так, чтобы они показывали это время. Остальные дети должны правильно назвать, который час показывают часы.

  • - Игра «Подбери пару»

На столе лежат парные изображения часов. Дети делятся на две команды. Берут по одной карточке, на которой нарисованы часы. Одна команда по очереди называет время на своих часах. Другая команда внимательно слушает. Тот,  кто услышал  время, которое изображено на его часах, подходит к тому кто назвал это время – составляет пару.       

  • - «Не ошибись»

1 вариант: Перед детьми несколько моделей часов, на которых показано разное время. Воспитатель просит показать часы, которые показывают определенное время (8 часов, 3 часа и т. д.)

2 вариант:  Выходят два ребенка. Один из них берет наугад карточку с часами и, не показывая ее другому, называет указанное время. А второй  берет модель часов и показывает  это время с помощью стрелок.

Подготовительная группа

Цель: на закрепление умения определять время по часам с точностью до часа и с целью формирования умения определять время по часам с точностью до получаса, с точностью до четверти часа 

Используется аналогичные дидактические игры.

А также логические задачи.

- «Девочки гуляли на улице с 5 до 7 часов вечера. Сколько времени они гуляли?»    

- «На часах 2 часа. Мама разрешила Васе пойти погулять в  6 часов. Сколько времени осталось Васе до прогулки?»

- «Юля вышла гулять на улицу в 10 часов. Она обещала бабушке вернуться домой через 3 часа. Во сколько часов Юля должна прийти домой?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнка » Мастер – класс «Организация игр и упражнений по формированию временных представлений у детей 5 – 7 лет» Воспитатель: Колесник Евгения Валентиновна 1 кв. категория .

Слайд 2

Актуальность: Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Умение ориентироваться на время - показатель воспитанности человека. Н ет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков развития мышления (Б. Г. Ананьев)

Слайд 3

Проблема Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо самим научиться ориентироваться во времени. Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности, как неосязаемого явления затрудняют его восприятие детьми. Многие дети, приходящие в школу, часто не имеют достаточно четких представлений и те или иные события обозначают путем описания.

Слайд 4

С делать время, чередование его определенных отрезков предметом специального внимания детей. Цель:

Слайд 5

разработана система работы по формированию у детей 4 – 7 лет временных представлений. Новизна:

Слайд 6

Игры и упражнения по теме «Неделя. Дни недели» Старшая группа На усвоение представлений о днях недели, их последовательности, о временном промежутке «неделя» - «Назови день недели» ( и спользуется модель «Неделя ») - «Назови соседей » (используется модель «Неделя ») - «Лови, бросай, дни недели называй!» - «Назови скорей» - «Закончи предложение» (Если сегодня понедельник, то завтра будет…) - «Неделька, стройся!» « Живая неделя »

Слайд 7

Подготовительная к школе группа На закрепление представлений о днях недели, их последовательности, о временном промежутке «неделя». Проводятся усложненные варианты дидактических игр и упражнений: -«Живая неделя» - «Неделька, стройся!» - «Лови, бросай, дни недели называй!»

Слайд 8

Логические задачи - Сегодня вторник . В субботу Витя пойдет на спектакль. Сколько дней Вите осталось ждать этого события ? - Сегодня воскресенье. Через 5 дней у Светы день рождения. Саша считает, что день рождения у нее будет в воскресенье, а Лена считает, что – в субботу. Кто из детей прав? - Золушка шила платье с понедельника по среду. Сколько дней она работала ? - Незнайка пошел в поход и шел 4 дня. Вышел он во вторник. В какой день он закончил свой поход ? - Чиполлино копал грядку три дня. Начал он работу в среду, а закончил ее в …

Слайд 9

Дидактические игры и упражнения по теме «Месяцы. Год» На усвоение представлений о названиях месяцев, их последовательности, и их классификации по временам года Использование моделей - «Назови второй месяц осени (лета и т.д.)» - «Назови весенние месяцы» - «Назови месяц, который находится между сентябрем и ноябрем» - «Какое слово подходит?» - «Бывает так?» (в декабре) - «Осенние месяцы, стройтесь по порядку!»

Слайд 10

Игры : - «Назови месяц» (по модели) - «Назови соседей » - «Назови месяц в году» (первый, третий и т.д.) - «Четвертый лишний» (декабрь, сентябрь, январь, февраль) - «Двенадцать месяцев» - «Круглый год» - «Лови, бросай, месяцы называй!»

Слайд 11

Логические задачи: - София родилась в августе. А Лера на два месяца позже. В каком месяце родилась Лера и в какое время года она празднует свое день рождения? - Саше 7 лет исполнится в феврале, а Вадиму – в апреле. Кто старше из детей ? - У Вики день рождения в декабре, а у Светы – в июне. Кто из них родился весной?

Слайд 12

Логические задачи н а усвоение представлений о временном промежутке «Год» - У Нади день рождения весной. Надя справляла свое день рождения 7 раз. Сколько Наде лет ? - Маша прожила уже 4 весны, 4 лета, 4 осени и 4 зимы. А Гриша прожил 4 года. Кто из детей старше ? - Таня ходила в детский сад всю зиму, весну, и лето. А Сережа ходил в детский сад целый год. Кто из них меньше ходил в детский сад?

Слайд 13

Дидактические игры и упражнения по теме «Часы» Старшая группа Цель: упражнять в умении определять время по часам с точностью до часа И спользуются модель «Часы » - Игра «Который час?» - Игра «Назови время и покажи его на своих часах» - Игра «Устанавливаем время» - Игра «Подбери пару» - «Не ошибись »

Слайд 14

Подготовительная к школе группа Цель: упражнять в умении определять время по часам с точностью до получаса, с точностью до четверти часа Используется аналогичные дидактические игры. Логические задачи: - «Девочки гуляли на улице с 5 до 7 часов вечера. Сколько времени они гуляли?» и др. - «На часах 2 часа. Мама разрешила Васе пойти погулять в 6 часов. Сколько времени осталось Васе до прогулки ?»

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка»  

 Рекомендации

«Дидактические игры и упражнения

по теме «Части суток»  

Подготовила: Колесник Е. А., воспитатель

Средняя группа

  1.  На формирование умения определять части суток по характерной деятельности:  

Дидактические игры с картинками:  

- Игра «Назови часть суток по картинке»

- Игра «Выбери картинку (Где изображено утро)»

- Игра «Бывает – не бывает» (Воспитатель показывает картинку и спрашивает: бывает или не бывает это вечером, и т. д.)

- Игра «Когда это бывает?» (показ картинок, чтение стихотворений – загадок)

- Игра «Не ошибись» (У детей карточки с изображением деятельности людей, относящиеся к определенному времени суток. Воспитатель предлагает рассмотреть их, затем называет определенное время суток, например, вечер. Дети, у которых есть соответствующая картинка, должны поднять карточку и рассказать, почему они считают, что это вечер)

Словесные игры:

1.Игра «Назови пропущенное слово» (Идем в детский сад – утром, а из садика - …; Обедаем - днем, а ужинаем…)

2. Игра «Отгадай загадку»

Над рекой заря встает,                        

На дворе петух поет.                          

Умываются котята,                              

Просыпаются ребята. (Утро)            

- Солнце в небе высоко,

До заката далеко.

Зерна в норку тащит мышь.

Учит азбуку малыш.   (День)

-Солнце красное зашло.                      

Белка прячется в дупло.                        

Дрема в гости к нам идет,                    
Сказку он с собой ведет. (Вечер)

         

 – В небе звездочки горят.

Птицы спят и рыбки спят.

Спят цветы в саду на грядках

Ну а мы – в своих кроватках. (Ночь)

- На лугу цветы проснулись,                  

Мы в кроватках потянулись. (утро)                                            

- Молоко лакает кот,

Нас на кухне ждет компот. (день)

- Стали птицы тише петь,                    

  Сели мы кино смотреть.  (вечер)                                                          

- За стеной шуршат мышата,

Спят игрушки и ребята. (ночь)

3. Игра «Я начну, а ты продолжи» (Утром я встаю и…)

4. Игра «Да или нет»  (Идем из садика – утром? Делаем зарядку – вечером?)

  1. На формирование умения определять части суток по объективным показателям, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба)

Дидактические игры с карточками – моделями:

  1. Используются как демонстрационный материал в играх:

- «Назови часть суток по карточке»

- «Выбери карточку (Где изображено утро)»

  1. Используются как раздаточный материал в играх:

Детям показывают картинку с изображением деятельности или читают стихотворение, а дети определяют в какую часть суток это бывает и поднимают соответствующую модель

  1. На усвоение представлений о последовательности частей суток, их сменяемости.  

При обучении используются:

- модель «Сутки» в виде круга со стрелкой. Она наглядно показывает, что за чем следует.

- одновременный показ 4 картинок одного и того же пейзажа в разные части суток.

При использовании данных приемов у детей складывается элементарное понятие о текучести и непрерывности времени.

Игры и упражнения с моделью «Сутки», с моделями частей суток и с картинками

- «Покажи часть суток, идущую после дня (вечера…)»;

- «Покажи часть суток, идущую до утра»;

- «Наведи порядок» (с карточками-моделями, с картинками)

- «Разложи  4 карточки, начиная с вечера и затем поясни словами последовательность частей суток (Прошел вечер, наступила ночь, прошла ночь, наступило утро и т.д.)

- «Назови все части суток, начиная с дня» (с ночи и т.д.)

   

Старшая группа

  • На закрепление представлений о частях суток

Проводятся те же игры, что и в средней группе. А также другие, например:

- Игра «Живые части суток»  

(4 ребенка берут по 1 карточке-модели и по сигналу выстраиваются по порядку. Остальные дети задают им вопросы, дают команды:

- день хлопни в ладоши 5 раз.

- день, расскажи что делают люди в твое время суток?

- день, какая часть суток идет перед тобой?  и т.д.)

- Настольно – печатная игра «Распорядок дня»

- Игра «Не ошибись» (воспитатель называет часть суток и бросает ребенку мяч. Поймав мяч, ребенок называет какое-либо занятие, действие, которое совершают в это время)

- Игра «Какая картинка лишняя»

  • На закрепление представлений о последовательности частях суток

Проводятся те же игры, что и в средней группе. А также другие, например:

- «Назови соседей (утра,…)»

- «Части суток» (настольно-печатная игра)

- «Сутки» (настольно-печатная игра)

  • На формирование представлений  о временном промежутке «сутки», не раскрывая количественной характеристики суток  (24 часа)

Слово «сутки» выступает как обобщение, т.е. сутки состоят из 4 частей, что отсчет последовательности частей суток можно проводить с любой из них). Используется модель «Сутки» в виде круга со стрелкой. Она наглядно показывает, что  сутки состоят из 4 частей.  

- «Назови все части суток, начиная с дня (с ночи и т.д.)»

- «Назови одним словом (утро, день, вечер, ночь)

- Четвертый лишний» (Утро, день, вечер, зима)

- «Отгадай загадку и продолжи части суток после отгадки»

- «Наведи порядок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения на формирование временных представлений

Дидактические игры и упражнения на формирование временных представлений ...

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения по формированию временных представлений у детей...

Использование дидактических игр и упражнений в формировании временных представлений у дошкольников

Дошкольное детство - это период игры. В этом возрасте ребенок всё стремится познать через игру. Игра - это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения ...

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже поза...

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Игры и упражнения по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.Части суток.Игра «Что ты сейчас делаешь?»Цель: активизация словаря де...