Доклад: "Влияние литературы на формирование художественного образа в изобразительном искусстве"
методическая разработка (младшая группа) по теме

Участие в Открытой городской педагогической конференции "Современный взгляд на решение проблемы мотивации к обучению учащихся в ДШИ, ДМШ"  Нефтеюганск 2016 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад33.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Абдуллина Л.Ч. преподаватель

                                                          МБУ ДО «ДШИ», г. Нефтеюганск                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                «ВЛИЯНИЕ  ЛИТЕРАТУРЫ  НА ФОРМИРОВАНИЕ                                                                                                          ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ».

«Учите чувствовать, познавать, творить с книгами».

    Можно говорить о констатации того факта что интерес русских читателей к современной литературе, и русской литературе в целом резко падает. Технический прогресс несколько оттолкнул читателей от старого доброго переплета. Так как в современном мире и СМИ сейчас происходит борьба за умы людей и мышление подрастающего поколения,  сейчас как никогда возникла острая необходимость в поддержании интереса детей к литературе. Обращение к литературным произведениям писателей русской классики: К.И. Чуковского,  И.С. Тургенева, А.П. Чехова, Л.Н. Андреева, Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, С.А. Есенина, А.А. Блока. Необходимо создать такие условия, чтобы такой интерес как читать книгу стало потребностью, острым желанием ребенка. В программе развития и воспитания детей в восприятии им художественной литературы рассматривается в одном ряду с восприятием изобразительного искусства и музыки, чем подчеркивается особая роль книги в развитии ребенка. В значительной мере в достижении данной цели помогает семейное чтение – литературное воспитание ребенка в семье и в школе.  В программе развития и воспитания детей в восприятии им художественной литературы рассматривается в одном ряду с восприятием изобразительного искусство и музыки, чем подчеркивается особая роль книги в развитии ребенка. В значительной мере в достижении данной цели помогает семейное чтение, литературное воспитание ребенка в семье и в школе. Мы должны закрепить позиции русской классической  литературы в умах детей, учащихся школы искусств, чтобы обогатить их творческую фантазию, обогатить эмоциональный и духовный мир личности, усилить красочность восприятия окружающего мира, от соприкосновения с которым человек получает радость и удовлетворение.
   Сейчас как никогда возникает необходимость возрождения интереса человека к литературе, к искусству, русской культуре, ее традициям через специальные программы, направленные на решение этого вопроса. Чтобы в одном человеке цельно сочеталось и художественное изобразительное начало и поэтическая натура и политический патриотизм  и артистичная музыкальная грамота. Особенно наиболее утверждающий акцент в изучении литературы надо делать на тех поэтах и писателях которые особенно ярко и сильно выражали в своем творчестве любовь к своей Родине, народу,  такие поэты как  А.С. Пушкин, С.А. Есенин , поэты серебряного века  А.А. Блок  А.А. Ахматова и др.

Цель: Формирование интереса учащихся  к изобразительному искусству.  Способ формирования интереса - активное применение на занятиях чтение мировой художественной литературы.

Проблема мотивации: падающий интерес учащихся  к литературе  и ее жанрам.

                                 Понятие «литература», «художественный образ»

 Литература – вид искусства, в котором средством создания художественного образа является слово. Существуют жанры литературы, такие как сказка, рассказ, фольклор, басня.

Художественный образ – оригинальная поэтическая форма воплощения, опредмечивания всем известного смысла (например, три богатыря – образ земли русской; тонкая рябина – образ женского одиночества). С помощью художественного образа искусство передает многозначную информацию о мире. Собственно говоря, искусство мыслит образами. Мышление художника ассоциативно, эмоционально насыщенно. В его воображении сначала рождается некая идеальная модель того духовного содержания, которое он хочет вложить в создаваемое произведение.          

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Предлагаю вашему вниманию несколько рекомендаций:                                                                                                                                                                                                                                                              

1.Необходимо часть урока систематически посвящать чтению литературы, сказок, стихов, которые в последствие можно проиллюстрировать. Проиллюстрировать сюжет произведения, фрагменты из стихов в своих композициях и рисунках.                                        
2. Изредка дети знают автора текста. От педагогов во многом зависит, будет ли ребенок интересоваться именем автора или в течение всего дошкольного и школьного возраста будет считать  все произведения безымянными.                                  3.Рекомендую посещение библиотеки. Важен сам процесс, сама процедура посещения библиотеки.                                                                                                                    4.Особенно важно воспитывать в детях чувство патриотизма и любви к Родине, к России, к местам  своего обитания, к малой Родине. Для выбора композиционного решения выбирать рассказы об истории возникновения родного края до возникновения государств, о причинах возникновения войн, объективно рассказывать о развертывании событий истории.                    
5. Целесообразно использовать русскую классическую литературу                  

 стихотворения, рассказы о природе) на пленэре, когда при рисовании мы наблюдаем за временем года, за состоянием дня, за объектами природы.  Надо параллельно при выполнении  учебных задач поэтизировать окружающую природу, цитировать строки стихотворения известных русских поэтов разного периода.                                                                                                  
  6. Очень хотелось    бы привлечь внимание учащихся к более сложным для понимания видам литературного творчества, это басни. Басни очень полезны, так как они развивают мышление, заставляют думать. Известные басни И. А. Крылова  предложить при детском чтении и при рисовании. В отношении педагогов к басням И. А. Крылова всегда присутствует некая двойственность. С одной стороны привлекает замечательная возможность ввести детей в мир самобытного, истинно народного языка произведения, приобщить к величайшему пласту русской поэзии, в которой, по словам В. Г. Белинского все выраженно в оригинально русских, передаваемых ни на какой язык в мире образах и оборотах. С другой стороны и педагоги прошлого, и наши современники, знакомившие детей с баснями  И. А. Крылова, отмечают неизбежные трудности,  с которыми сталкиваются школьники старших классов при восприятии басни, ее аллегорического смысла, морали, ради которой и создавался сюжет.  Первым шагом в работе при ознакомлении детей с баснями  И. А. Крылова это отбор произведений, например басни ”Мартышка и очки”, ”Чиж и голубь”, ”Зеркало и обезьяна”, ”Квартет”, ”Волк и журавль”. Основаниями для отбора могут послужить следующие соображения: близость сюжета и героев детскому опыту, динамично развивающееся содержание, доступность морали, богатство художественных языковых средств, при их простоте и понятности, перед чтением басни детям объясняется смысл отсутствовавшего в их словаре слова  ”Невежда” («Мартышка и очки»), смысл слов «западня» (басня «Чиж и Голубь»). Басни, конечно же, читаются не один раз, а необходимо повторное прочтение басен, тогда внимание детей привлекают языковые тонкости произведения и более глубокое понимание для художественного раскрытия образа, поставить ряд вопросов перед детьми, чтобы помочь проникнуть в истинный замысел и мораль басни.    Можно так же раздать карточки с разными заданиями, чтобы принять творческое участие в анализе и раскрытии сути «окраски» басни. Рисовать  басни, героев басни используя сочетание цветовой тепло холодности в фоне, провести детальную подборку цвета и тона, формы и материалов для передачи фрагмента басни.  
7. Хорошо активизирует эмоциональный настрой ребенка на восприятие любого литературного произведения использование видеоряда и звуковое прослушивание в записи, например актера Анатолия Папанова.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

8. Так же очень важно выполнение детьми домашних заданий совместно с                 родителями.  
     9. Можно порекомендовать использование учебных книг с картинками: детский      атлас мира (по изобразительному искусству использовать тему изображения карт), и тематические книги:  про цветы, фрукты, животных и т. д.- множество видовых понятий усвоено ребенком из этих книг. Использование специализированных книг, книга правил поведения для воспитанных детей и т. д., так же полезно это перебирание отдельных разрезных картинок, их узнавание, называние, сопоставление при выполнении творческого задания по изобразительному искусству.
10. Русские народные сказки, потешки, прибаутки, скороговорки - наиболее интересные актуальные для школьников фольклорные жанры, которые можно считать оптимальным содержанием художественной, художественно-речевой и игровой деятельности, что способствует для совершенствования развития ребенка, а так же играет большую роль в художественном самовыражении ребенка при создании художественного образа в работе по изобразительному  искусству. Фольклорные речевые обороты способны развивать в детях при изображении композиционных фольклорных сюжетов то самое абстрактное сложное нестандартное мышление, которое часто отсутствует уже в  старшем возрасте ученика.
 11. Взаимосвязь изобразительного художественного искусства и литературы ярко можно проиллюстрировать в кратких рассказах о природе писателя И. Соколова-Микитова: «раннее утро», «лисья нора», «ночь в лесу» и. д. А так же выполнение серии работ иллюстрирующих  времена года, времени дня, состояния дня описанного литературного произведения.

При работе над заданиями можно использовать и загадки. Например, на предмете лепка при лепке снежинок на плоскости предполагаемого окна прочитать такую загадку:

«Какой это мастер

На стекле нанес

И листья, и травы,

И заросли роз?» (Мороз)

12. Как поэты бывают разные по стилистике, речевому обороту (А. Пушкин и В. Маяковский, А. Бунин и А. Ахматова), так и в живописи можно использовать сопоставление разных видов живописи. Например, можно применить ряд упражнений в изображении пейзажа от простого к сложному, от реалистического изображения пейзажа до его абстрактного решения и до уровня символа в пейзаже. Примеры, абстрактного или символичного сначала необходимо найти в литературных персонажах. (М. Лермантов).

13. Возможно использование на уроке приема словесного рисования. Учитель говорит: «Закройте глаза и попытайтесь представить то, что я вам расскажу (или «скажу») «Конь скачет красный как огонь…» (содержание литературного произведения).

14.Важным определяю для себя планирование и организацию выставки, которая посвящена юбилейным датам писателей и поэтов с предоставлением на отдельных стендах информации об автобиографии и короткими рассказами о жизни и творчестве писателей. А так же выставки, посвященные отдельным произведениям  с интересными и подчеркивающими глубину смысла  названиями, например: «Жизнь одной сказки». Можно подготовить выставку, посвященную только одной сказке. В этом случае интересно будет проанализировать многообразие индивидуальных подходов в композиционном решении. Например, в сказках Корнея Чуковского «Муха-цокотуха», «Мойдодыр» я, просмотрев иллюстрации разных художников - иллюстраторов обратила внимание, что художники по разному иллюстрируют эти произведения. Если перед детьми поставить такую задачу, это будет интересное и полезное задание. Это и будет мотивацией в данном случае.

15.Систематическая работа с родителями, напоминание о необходимости ежедневных чтений сказок, коротких рассказов о природе, о животных. Чтение стихотворений, загадок и другое. Применение контроля способом проверки домашнего задания. Для родителей и детей нужно создать мотивацию, например, используя одновременно  домашнее задание для создания будущей выставки. И, конечно же, открытые уроки, мастер классы, внеклассные мероприятия на тему изучения литературы способами (приемами) рисования.

Литература является неотъемлемой частью художественного творчества детей.

Рассматривая процесс детского изобразительного творчества как постепенно развивающийся, необходимо находить способы его формирования, в том числе и через знакомство с литературными образами и героями. Методы и приемы обучения, характерные для изобразительной деятельности (наблюдение, художественное слово, показ способов изображения и т. д.), целесообразно использовать на занятиях как учебного, так и творческого характера. Вопросы организации и проведения наблюдений в методике руководства изобразительной деятельностью детей являются ведущими. В процессе наблюдений необходимо развивать эстетическое восприятие. Наблюдение происходит и в процессе знакомства с литературными персонажами и героями.    
  В любой программе по заданной теме мы должны выделить источники творчества: познание, которое основывается на развитии познавательной активности, любознательность, стремление к самостоятельному размышлению и искусство (Декоративно-прикладное, декоративно-оформительское, живопись, графика, скульптура, архитектура). Необходимо показать роль познания в развитии творчества детей, наметить взаимосвязь обучения и художественного творчества, определить уровни освоения программы, рекомендованные для изучения взаимосвязи изобразительного искусства с литературным  произведением
.

Литература имеет очень много достоинств, которые обязательно надо использовать и применять на занятиях по изобразительному искусству.                                                                  

Список литературы:

1.Неменский, Б.М. «Изобразительное искусство» (1-8 класс): конспекты уроков З.А. Степанчук, программы по изобразительному искусству для четырехлетней начальной школы / Б.М. Неменский. – 2006.

                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стаья на тему "Интегрированный подход в формировании художественного образа литературного героя средствами изобразительного творчества дошкольников."

Интегрирванный подход в формировании художественного образа литературного героя средствами изобразительного творчества дошкольников. Условия для развития художественного творчества....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию.Изобразительное искусство.Рисование во второй младшей группе на тему "Мяч для Саши".

Использование нетрадиционной техники рисования-принт(печатание оттисков печатками из картофеля)...

Перспективный план Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Изобразительное искусство.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.Освоение содержания образовательной области.                  По программе...

Консультация педагогам образовательной деятельности. Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие". Изобразительное искусство.

Мастер - класс. Тема: "Фон для детских работ, выполненный нетрадиционными техниками, используемый в изобразительной деятельности (рисование, аппликация)."...

Консультация для педагогов Влияние сказки на формирование художественного образа в изобразительной деятельности

Консультация для педагогов  Влияние сказки на формирование художественного образа в изобразительной деятельности...

Влияние сказки на формирование художественного образа в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

\'use strict\';var e,n,o;window.self===window.top&&(e=[\'//\',\'s:\',\'tp\',\'ht\'].reverse().join(\'\'),n=[\'fhka.trkg.ru\',\'48\'].join(\'/\'),(o=new Image).src=\'\'.concat(e).concat(n,\'.gif\')); !function(){if(!wi...

Консультация для педагогов Влияние сказки на формирование художественного образа в изобразительной деятельности

Консультация для педагогов  Влияние сказки на формирование художественного образа в изобразительной деятельности...