Экологический проект "Золотая осень"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Васякина Ольга Ивановна
История:с давних пор человек интересовался природой и даже боготворил её. Порой он не мог объяснить необычайные явления и процессы, происходящие в природе. Люди преклонялись перед законами природы и создавали себе богов, чтобы те могли оградить их от бед. До наших дней сохранились многие праздники, связанные с прославлением природы. Проблема: живя в Сибири, дети плохо знают сезонные особенности родного края. Дети второй младшей группы любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие вопросы: «Зачем и куда улетают птицы?», «Зачем падает листва?», «Куда прячутся насекомые?»…Они очень любознательны и хотят все знать, поэтому необходимо проводить углубленную работу по ознакомлению детей с природой через познавательно-исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Колосок»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Золотая осень»

Пояснительная записка

История: с давних пор человек интересовался природой и даже боготворил её. Порой он не мог объяснить необычайные явления и процессы, происходящие в природе.  Люди преклонялись перед законами природы и создавали себе богов, чтобы те могли оградить их от бед. До наших дней сохранились многие праздники, связанные с прославлением природы.

Проблема: живя в Сибири, дети плохо знают сезонные особенности родного края. Дети второй младшей группы любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов  в природе, не могут ответить на интересующие вопросы: «Зачем и куда улетают птицы?», «Зачем падает листва?», «Куда прячутся насекомые?»…Они очень любознательны и хотят все знать, поэтому необходимо проводить углубленную работу по ознакомлению детей с природой через познавательно-исследовательскую деятельность.

Актуальность темы:

Воспитание любви и уважительного, бережного отношения к природе является важнейшей составляющей нравственного воспитания, необходимого для сохранения здоровой экологии.

Тип проекта: смешанный.

По длительности: среднесрочный

Участники: воспитатель, дети,родители, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

Цель:

Расширение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».

Задачи:

Познание:

 расширять знания детей об осени, её признаках и явлениях; расширить представление  о многообразии и пользе овощей и фруктов;

Коммуникация: развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

Социализация: развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен; закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Художественная литература: учить читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения и драматизировать небольшие отрывки.

Художественное творчество: передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки (опадают листья с деревьев); развивать эстетическое восприятие.

Музыка: формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.

Интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация, физическая культура, художественное творчество, чтение художественной литературы.

Предполагаемый результат.

Получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающему миру природы;

умение видеть красоту природы;

формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе.

Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребёнка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, познавательной деятельности.

Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта:

• Рассказы.

• Стихи.

• Загадки.

• Картинки с изображением осенних пейзажей, деревьев, животных, овощей.

• Муляжи животных, овощей, грибов.

• Оформление групповой комнаты, размещение познавательного материала на информационном поле, в уголке природы, в зоне экспериментальной деятельности.

• Оформление панно с гербарием листьев.

• Сбор природного материала.

Реализация проекта:

* Проведение цикла занятий.

* Экскурсия в природу, прогулки.

* Сопутствующие беседы.

* Заучивание стихотворений, песен об осени и её приметах.

* Проведение дидактических и подвижных игр.

* Консультация на тему «Прогулки осенью с детьми», «Человек и природа»для родителей.

* Изготовление поделок из природного материала  с родителями.

1Этап Подготовительный

За неделю до начала проекта была разработанная проективная деятельность:

1Диагностика уровня знаний по теме в начале проекта.

Цель: Определение актуальных знаний детей о  времени года осень.

(приложение 1)

2.Подбор методической литературы

Цель: Методическое обеспечение проекта

(приложение 2)

3.Подбор художественной литературы

Цель: Информационное обеспечение проекта

( приложение 3)

4.Подбор  дидактических пособий по теме, муляжей животных, овощей, фруктов.

Цель: Обеспечение проекта наглядными материалами

( приложение 4)

5.Написание конспектов занятий

Цель: Планирование предстоящей работы

2 Этап Содержательный

1.Познавательная беседа

Задача: Уточнить и расширить знания детей о сезонных изменениях в природе

2.Дидактическая игра «Целое и часть», «С какого дерева лист?»

Задача: Развивать мышление, сообразительность, наблюдательность

3.Чтение рассказов«Сентябрь» Автор: В. В. Бианки, «Лес осенью» Автор: И. С. Соколов-Микитов

Задача:

4.Экологические игры «Осенние приметы», «Вершки и корешки»

Задача: Развивать наблюдательность, связную речь

5.Коммуникация.

Тема: «Любуемся красотой осени».

Задачи:

Активизировать связную речь детей прилагательными.

Описательные рассказы о явлениях природы по своим личным впечатлениям:

звуковая культура речи: закрепление произношения звуков а, и, ц, н;

словарь и грамматика: активизация прилагательных и глаголов.

6. Рисование

Тема «Ковёр из разноцветных листьев».

Задачи: Расширять знания об осени.

Продолжать вызывать у детей эмоциональный отклик.

 Продолжать развивать умение рисовать кистью, гуашью, методом отпечатывания.

(приложение 5)

7. Слушание музыки  Чайковский «Времена года», «Осень».Слушание аудиозаписей: «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса».

Задача: Учить слушать музыку вне занятий.

8. Аппликация: «Сложи яблоки в корзину»

Задача: Учить наклеивать фигуры горкой, красиво располагая и сочетая их по цвету. Закреплять навыки аккуратности. Воспитывать интерес к содержанию аппликации.

(приложение 6)

9. Беседа о «Признаках осени»

Задачи: Учить определять признаки осени.

Развивать наблюдательность.

Воспитывать умение любоваться красотой природы, бережно относиться к ней.

10. Чтение детям стихотворений «Наш сад» У. Рашид, «Осень» К.Бальмонт, «Зайчик» А.Блок, «Золотой дождь»М. Лесовая.

Задача: Развивать поэтический слух. Приобщать к поэзии.

11. Игра с элементами трудовой деятельности «Соберуя листьевразноцветных».

Задача: Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

( приложение 7)

12. Дидактическая игра «Хлопай в ладоши». Чтение «Что растет на нашей грядке» В. Коркин.

Задача: Развивать слуховую память, сообразительность.

13. Рассматривания иллюстраций  « Осень наступила »

Задача: Дать представление об осенних месяцах.

(приложение 8)

14. Музыкальное занятие « Учимся радоваться природе»

Задача: Учить детей радоваться окружающему миру, эмоционально выражать чувство радости от общения с окружающим миром.

15. Лепка «Лукошко с ягодами»

Задача: Закрепить умение лепить.

Работа с родителями

•Анкета для родителей  «Экологическое воспитание детей»

Задача: Выявить отношение родителей к вопросам экологического воспитания детей.

( приложение 9)

•Консультации для родителей  «Прогулки осенью с детьми», « Человек и природа»

Цель: формирование экологической культуры семьи

( приложение 10)

Организация выставки семейных поделок из природного материала «Осенняя фантазия».

Цель: привлечь родителей к совместной работе.

( приложение 11)

Создание альбома совместно с родителями «Мой любимый фрукт»

Цель: Привлечь родителей к совместной работе.

( приложение 12)

3 Этап   Итоговый

1.Организация познавательно- речевой деятельности «Золотая осень»

Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о времени года осень. Формировать устойчивый интерес к явлениям неживой природы.

2.Выставка детских работ.

Задача: Представить результаты совместного творчества.

3.Диагностика уровня знаний по теме в конце проекта.

Цель: Определение актуальных знаний детей о  времени года осень.

(приложение 13)

4.Презентация экологический проект «Золотая осень»

Литература

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А.

Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мо-

заика-Синтез, 2007.

2. Воспитание и обучение детей в младшей группе детского сада / под

ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

3. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

4. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных эко-

логических представлений в младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-

Синтез, 2010.

5. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.:ТЦСфера, 2005.

6. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе. - М.:Мозаика-Синтез, 2012.

7. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыва-

нию. - М.: Просвещение, 1982.

8. Н.Ф Губанова Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада.- М.:Мозаика - Синтез, 2010.

9. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в младшей

группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.

10. Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина. Проектный метод в деятельности ДОУ. ИЗД. АРКТИ М.:2011

11.Кравченко И.В. Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду младшая и средняя группы Методическое пособие Сфера, 2009.

   

Диагностика уровня знаний по теме в начале проекта.

№ п/п

           Ф.И.О

Представление об осени и ее примета

Знание признаков осени

Развитие познавательной активности детей

Количество баллов

Уро

вень

Уровни оценки результатов:

1-й уровень – высокий - не выявлен;

2-й уровень – средний – 6 детей;

 3-й уровень – низкий – 4 ребенка.

Обработка данных проводилась следующим образом:

Уровни развития:

I-высокий 9-8 баллов;

II-средний 7-6 баллов;

III-низкий 5-3 балла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Осень- чудная пора"!!!

Проект групповой, среднесрочный, исследовательско- творческий, направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени....

экологический календарь осень

здесь собраны приметы, пословицы, наблюдения, загадки по месяцам осени...

Экологическая сказка "Осенние сны Мишутки" Валова Даша 6 лет

Экологическая сказка "Осенние сны Мишутки" Валова Даша 6 лет. Эта сказка совместное творчество родителей и ребенка.Воспитатель была консультантом. сказка была представлена на конкурс детского творчест...

ПРАЗДНИК-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ "ОСЕННЯЯ ПРОГУЛКА"

Сценарий музыкально-познавательного праздника-путешествия по экологической тропе "Осенняя прогулка", проводимого на улице для всех групп детского сада....

Экологический проект "Осень-чудная пора!"

v   Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В лю...

Авторская экологическая сказка "Осень, Осень, в гости просим!"

Из цикла авторских экологических сказок "Сорока Анисья о временах года"...

Экологический проект: "Осень, осень, в гости просим" для детей средней группы.

Данный проект раскрывает содержание работы с детьми по конструированию из разных видов материалов. Необходимость данного проекта была продиктована тем. что в детском саду отведено недостаточное количе...