«Игровой тренинг как средство развития межличностных отношений детей 5-6 лет»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Шунина Лариса Владимировна

Тема становления межличностных отношений черезвычайно актуальна в дошкольном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шунина Лариса Владимировна

Воспитатель ГДОУ №25 Кировского района г.Санкт-Петербурга

 Тема: «Игровой тренинг как средство развития межличностных отношений детей 5-6 лет»

Тема становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, так как множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время, имеют свои истоки в дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению реального положения взаимоотношений детей, с тем чтобы понять возрастные закономерности и психологическую природу возникающих деформаций.

По данным ряда психолого-педагогических исследований, у дошкольников наблюдается снижение уровня адекватности восприятия социума. Это выражается прежде всего в трудностях общения со сверстниками и взрослыми, повышенной тревожностью, пониженным эмоциональным фоном, нарушении самооценки. Разные формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе. Если у ребенка недостаточна сформирована способность к общению в детстве, то и в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека корректировать сложно. Проблемы, связанные с общением со сверстниками, переносятся у детей на уровень внутриличностных переживаний. Для их предотвращения необходимо в дошкольном возрасте обучать детей межличностному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Важно отметить, что каждый ребенок в группе занимает определенное положение, которое выражается в отношениях к нему со стороны сверстников. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими людьми, внешними характеристиками др. Сверстники объединяются в игре, учитывая собственно-личностные отношения и симпатии. Действия и взаимоотношения, которые дети разыгрывают в соответствии с ролями, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, чувствами людей. Учитывая значимость игры в дошкольном детстве, предлагается использовать собственную активность детей в процессе тренинга, направленного на формирование межличностных отношений детей.

Игровой тренинг ставит своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях дошкольников и их развитие.

В дошкольном детстве на первое место выдвигается игровая деятельность, в ходе которой ребенок и окружающие его люди вступают в отношении сотрудничества.

Характерной особенностью всех типов отношений является то, что они осуществляются в контексте общей деятельности. Вступая в эти отношения, ребенок либо получает, либо добровольно берет на себя некоторую задачу, заранее предопределяющую характер его поведения в данной ситуации.

Сфера общения – самый мощный источник, который определяет психическое состояние ребенка, его здоровье. Детей устраивают те формы общения, которые преобладают в их окружении, и с ним лично.

Для детей 5 – 6 лет значимо – быть принятыми сверстниками. Организуемая взрослыми практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей. Взрослый остается центром мира детей вплоть до 7 лет и оказывает сильное влияние на взаимодействие ребенка со сверстниками. Это предположение подтверждается таким фактом, что в онтогенезе дети сначала научаются общаться со взрослыми и лишь значительно позднее завязывают связи между собой.

Психотренинг – это вид групповой психологической работы, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного общения на коррекцию личного самочувствия, а также на познавательное и личностное развитие участников (словарь).

Особенностью детских психотренингов является то, что они проводятся в атмосфере доверия и позволяют реализовать больше по интенсивности воздействия на развитие личностных и познавательных процессов.

Создание климата доверия определяется самой формой проведения занятий, при которой ведущий не противопоставляет себя группе, а включается в общую работу как один из ее членов. Организация пространства способствует равенству участников – все располагаются сидя по кругу.

Тренинг – это система комплексных упражнений и игр, которая не имеет единого сюжета.

Процесс игрового тренинга осуществляется с использованием вербальных и невербальных контактов.

Этапы процесса тренинга возникают как результат взаимодействия между группой детей и тренером. Взаимодействие должно быть по преимуществу без оценочным, задействующим богатые сенсорные возможности детей, демонстрировать искреннюю заинтересованность в контакте с ними. Это живые отношения, в которых ценится умение взрослого адекватно проявлять свои чувства и желания, быть в позиции равного в играх и последовательным в требованиях.

Детский тренинг – это динамический подход к развитию личности дошкольника. Процесс тренинга рассматривается как приложение усилий ребенка для достижения психологической зрелости, соответствующий его возрасту. Тренинг объединяет динамическую внутреннюю структур личности ребенка с таким же динамическим подходом.

Для перцептивно ориентированного тренинга характерна высокая степень включенности эмоциональной сферы. Эта включенность реализуется как на уровне целей, задач и результатов тренинга, так и в плане его технологии, механизмов, средств воздействия.

Психотренинг требует от его участников определенного уровня личностной зрелости и умственного развития, поэтому его целесообразно проводить, начиная со старшего дошкольного возраста.

Ведущий создает непринужденную обстановку, чтобы ребенок не боялся, что его действия будут отрицательно ценены. Атмосфера доверия и дружеское расположение к ребенку дают возможность раскрыть его внутренний мир, а психологу для себя открыть ребенка.

Дети вовлекаются в различные  игровые упражнения и игры.

В процессе работы в группе создаются ситуации, в которых участники самим необходимо найти приемлемое для себя и для данной ситуации решение проблемы, идти своим собственным путем.

Работая в группе, дети учатся признавать ценность другого ребенка, его мнение, интересы.

Универсальным средством, позволяющим объективизировать (осознавать) свое поведение.является обратная связь. Это позволяет каждому ребенку узнать мнение сверстников о своих поступках, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ним в контакт.

Чтобы обрести уверенность в общении ребенок должен научиться понимать внутренний мир других людей. Первый шаг к пониманию – сближение, объединение, возникающее на эмоциональной основе.. За эмоциональным обменом устанавливается интеллектуальный обмен, становится возможным понимание речи и мысли собеседника. Так создается единство в действиях.

В ходе этой работы, в процессе непрямого воздействия на ребенка, то есть исключая наставления, создаются ситуации, в которых у детей в процессе игр, отработки способов общения, проявляется активность на уровне межличностного взаимодействия, которая прослеживается динамика.

Итак, большой психологический интерес представляет проблема поиска эффективных средств развития межличностных отношений детей. Игровой тренинг является одним из направлений решения данной проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Сюжетно - ролевая игра как средство развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста"

В Стандарте игра определяется как основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста....

«Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста»

Игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Но игра, где рождается сюжет и роль, есть только в период дошкольного детства. В данном виде деятельности дети тесно общаются между собой, тем ...

Игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Развитие и оптимизация межличностного взаимодействия между детьми старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности...

Статья на тему: «Игра как средство формирования межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста»

Формирование у детей 3-4 лет социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности....

развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

В данном материале рассматривается специфика межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, диагностический инструментарий межличностного общения, методы и приемы оптимизации межли...

Педагогическая программа "Играй, общайся, развивайся" по направлению "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста".

Так как в современное время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дети испытывают серьёзные затруднения в общении со сверстниками. Нашему обществу нужны люди с активной жизненно...

Статья " Театрализованная игра как средство развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста"

Проблема межличностных отношений актуальна в наше время, поскольку агрессивность, жестокость, отчуждённость, замкнутость наблюдаются всё больше у детей уже в дошкольном возрасте. Проблема развити...