Пояснительная записка к презентации опыта работы
статья на тему

Троценко Наталья Анатольевна

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию пояснительную записку к презентации опыта моей работы по формированию предпосылок универсальных учебных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный этап конкурса "Воспитатель года - 2015"

Пояснительная записка к презентации опыта работы

Троценко Натальи Анатольевны, воспитателя МБДОУ"Детский сад "Искорка" с.Красноярка Шербакульского района Омской области

Формирование предпосылок УУД у старших дошкольников

Основой современных образовательных стандартов становится формирование у детей универсальных учебных действий (УУД), что предполагает умение детей «учиться», то есть быть компетентными в области реализации всех компонентов деятельности: от постановки цели, до проверки и корректировке окончательного результата.

В дошкольном детстве мы говорим лишь о формировании предпосылок универсальных учебных действий, другими словами об интегративных качествах личности.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом в программе представлено 4 вида универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения и новая информация. Поэтому мы готовим дошкольника к грядущим переменам в привычных для него условиях постепенно, шаг за шагом вводя новые установки, соответствующие новым требованиям.

Способы формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий:

Большую помощь оказывает игра в «школу». Она помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь. В игре формируются умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли), умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «мир вещей» (познавательную и предметную практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). В старшем дошкольном возрасте появляются портфели, звонки, совместно изготавливаем атрибуты к сюжетно-ролевой игре в «школу».Один из детей может выступать в роли "учителя", другие дети или игрушки (куклы, мягкие игрушки) - в роли "учеников".

Активно работаем над проблемой преемственности детского сада и начальной школы: устраиваем экскурсии в школу с посещением школьного музея, спортзала, классов. Ребята поздравляют наших бывших воспитанников на школьной линейке, посвященной 1 сентября.

Свои впечатления от экскурсий дети раскрывают в рисовании на следующие темы: «Здание школы», «Мои впечатления от экскурсии в школьную библиотеку», «Класс», «Мои впечатления от праздника». Далее совместно оформляется коллективное панно на тему "Мои впечатления о празднике", "Моя будущая школа" и т.д.

Каждый год весной (апрель и май) проводим работу по формированию положительной мотивации к обучению совместно со школьным психологом.В конце мая психологом проводится диагностика на определение психологической готовности детей к школе.

Читаем и заучиваем стихи А.Барто и С.Маршака о школе и празднике1 сентября; знакомимся с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда; рассматриваем школьные принадлежности и загадываем загадки о них.

Способы формирования предпосылок регулятивных универсальных действий.

На ступени предшкольного образования развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения.

     Игры и упражнения  «Что изменилось», «Найди одинаковые предметы», «Найди отличия» помогают развить умение ребенка строить свою деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами.

Дети активно участвуют в решении проблемных ситуаций, которые педагог создает в различных видах деятельности, таким образом побуждая учащихся к сравнению, сопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных(схема с ошибкой, ошибка художника, недорисованная картина и т.д.).

Одним из средств развития исследовательской активности является детское экспериментирование. Оно способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. В группе оформили "Уголок экспериментирования", в котором разместили разнообразные материалы для детских экспериментов, схемы проведения экспериментов, что позволяет детям самостоятельно познавать окружающий мир.

Способы формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий.

Познавательные универсальные учебные действия - это самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, моделирование, логические действия анализа (выделение признака из целого объекта), синтеза (объединение в группы по 1-2 признакам), сравнения (выделение признака из целого ряда предметов), сериации (установление последовательных взаимосвязей), классификации (объединение по группам) объектов, установление причинно-следственных связей.

Развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников уделяем особое внимание. Особая роль отводится книге как источнику новых знаний. И пусть ребята еще не умеют читать, но уже научаются находить нужную страницу в книге (этому помогает научиться дидактические игры "Найди страницу, на которой есть цифра...", "Найди станицу, на которой есть изображение зайца, бабочки, автомобиля и  др.") или нужную книгу ("Как ты думаешь в какой книге мы сможем прочитать сказку(рассказ, информацию о ком-либо, чем-либо)? Почему ты так думаешь?")

Результативным способом формирования предпосылок  познавательных УУД является рассказывание по схеме(используем для этого мнемотаблицы), сравнительное описание предметов, картинок(Игра "7 отличий","Что изменилось на второй картинке?"- дети не только находят отличия, но и пытаются давать развернутыеобъяснения).

Важными являются игры, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Рисуем таинственные схемы знаками и пытаемся по этим схемам найти "клад" («Найди указанное место в группе(актовом зале, на участке)», «Помоги Матроскину найти клад», "Нарисуй карту участка, группы"); разгадываем зашифрованные записи - ребусы; логические цепочки «Продолжи ряд», в основе выполнения которых лежит нахождение закономерности. Игры «Найди фигуру», "Найди фрагменты картинки", "Найди предметы на картинке", "Сколько слонов(гусениц, бабочек и т.д.) спряталось на картинке" способствуют умению вычленить из сложной фигуры или картинки заданную простую. Использование лабиринтов различной конфигурации в работе с детьми способствует повышению уровня заинтересованности детей. Для совершенствования интеллектуальных умений детей предлагаем упражнения, направленные на наглядные определения сходства и различия, а также нахождение закономерных отношений путём умозаключения( На одних и тех же рисунках сначала найти одинаковые изображения, а затем пару с одним отличием. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, усидчивость, конструктивные умения).

Способы формирования предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий у старших дошкольников.

В непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми стараюсь чаще использовать метод проектной деятельности, работу в группах, парах, так как именно в коллективной деятельности дети осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, разрешать споры, добиваться общих результатов, оценивать свою работу и работу других детей. Особенности проектного метода в работе с детьми дошкольного возраста заключаются в том, что их кругозор, уровень навыков и интересов не позволяют рассчитывать на высокую степень самостоятельности. Поэтому к активному участию в реализации многих проектов мы привлекаем семьи воспитанников, что позволяет сделать их не только непосредственными участниками жизни детского сада, но и организовать конструктивное  взаимодействие родителей и детей в условиях семьи на основе совместной исследовательской и   творческой деятельности. Кроме того, работая над проектом, мы формируем у дошкольников гражданскую позицию, активное отношение к окружающей действительности. Ярким примером являются такие совместные проекты, как "Милый сердцу уголок", "Герб моей семьи", "Мое родословное древо", "Рождественский венок","Многонациональная семья"(итогом последнего стал "Фестиваль дружбы народов"). Эффективным способом формирования коммуникативных универсальных учебных действий являются коллективные работы по изодеятельности, аппликации, конструированию(Коллективные панно "Рыбки в аквариуме", "Лес точно терем расписной", "Машины едут по дороге", "Дома в моем селе" и т.д. ). Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память.

Таким образом, в формировании универсальных учебных действий дошкольников, необходимых для дальнейшего обучения в школе, применяются «специфически детские виды деятельности»: разнообразные игры, конструирование, трудовая, изобразительная деятельность, общение, исследовательская деятельность дошкольников.

По результатам диагностики возрастного развития и освоения программ у детей первых классов, проводимой совместно  педагогом-психологом школы в течение 2 лет, отмечен достаточный уровень освоения программы детьми, посещающими ранее дошкольное учреждение (86% детей) и достаточный уровень освоения программы детьми, ранее не посещающими дошкольное учреждение (40% детей). Соответственно 14% первых и 60% вторых имеют недостаточный уровень освоения образовательной программы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников Троценко Наталья Анатольевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Искорка» С.Красноярка Шербакульского района Омской области

Слайд 2

Взаимосвязь универсальных учебных действий

Слайд 3

Предпосылки личностных УУД Личностная готовность ребенка к обучению в школе м отивационную готовность коммуникативную готовность сформированность Я-концепции и самооценки эмоциональную зрелость

Слайд 4

В роли учеников - куклы Игра в «Школу» Совместно изготавливаем атрибуты к игре

Слайд 5

Экскурсия в школу Будущий класс Со вчерашними воспитанниками, нынешними учениками

Слайд 6

Предпосылки регулятивных УУД Умение ставить учебную задачу Планирование результата Осознание качества и уровня усвоения знаний и оценка результатов работы

Слайд 7

Детское экспериментирование

Слайд 8

Предпосылки познавательных УУД Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Поиск и выделение необходимой информации Выделение признака из целого объекта Объединение в группы по 1-2 признакам Выделение признака из целого ряда предметов Установление последовательных взаимосвязей Классификации объектов Установление причинно-следственных связей

Слайд 9

Работа с книгой

Слайд 10

Предпосылки коммуникативных УУД Умение встать на позицию партнера в выполнении действий в игре, в общении, в продуктивной деятельности Умения детей действовать согласованно Соблюдать очередность действий Проявлять выдержку Работать в паре: слушать друг друга, меняться ролями

Слайд 11

Проект «Милый сердцу уголок…»

Слайд 12

Проект «Многонациональная семья».Итог «Праздник Дружбы»

Слайд 13

Диагностика сформированности УУД Посещающих ДОУ Непосещающих ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к презентации

В пояснительной записке расскрыты цель,задачи, инновационные технологии программы...

Пояснительная записка к презентации опыта

Индивидуальная работа на занятиях по развитию речи...

Пояснительная записка к презентации педагогического опыта

В работе дается краткое описание моего педагогического опыта в сфере дошкольного образования...

Пояснительная записка к презентации опыта работы воспитателя Сметанниковой Виктории Владимировны «Профи-тур для дошколят»

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Актуальность работы...

Пояснительная записка к обобщенному опыту работы

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими...