Проект по проблеме «Формирование у детей элементарных математических представлений»
проект (младшая группа) на тему

Казак Ирина Николаевна
Общеизвестный факт, что основную часть знаний и умений человек приобретает впервые 5 лет своей жизни. Именно поэтому программа дошкольного образования насыщена, знания дети получают в системе и нарастающей сложностью. Формирование элементарных математических представлений - один из важнейших разделов программы. Области «Познавательно - речевой» уделяется особое внимание, потому, что при этом развивается память, мышление, воображение, аналитический склад ума, умение делать выводы. Деятельность эта продуктивная, потому детям и интересна. Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании и др. Поэтому работа по формированию элементарных математических представлений начинается еще в раннем возрасте, с сенсорного воспитания и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_poznaniyu_femp.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад  «Солнышко» п.Чернянка Белгородской области»

Проект

по  проблеме «Формирование  у детей  элементарных

математических  представлений»

Автор  проекта:     Казак Ирина Николаевна

2014г.

Вид проекта:   познавательно – игровой

Участники проекта:  дети, родители и воспитатель 2-ой младшей группы «Звоночки»

         Каждому участнику проекта важно помнить о том, что реализация проекта, способствует не только формированию основ безопасного поведения на улице, но и развитию ребёнка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, физическому развитию).

Продолжительность:  Долгосрочный  (с 1сентября 2013г.  – по 25  мая 2014г.)

Актуальность:  Общеизвестный факт, что основную часть знаний и умений человек приобретает  впервые  5 лет своей жизни.  Именно поэтому программа дошкольного образования насыщена, знания дети получают в системе и нарастающей сложностью. Формирование  элементарных  математических представлений    - один из важнейших разделов  программы. Области    «Познавательно - речевой»  уделяется особое внимание, потому, что при этом развивается память, мышление, воображение, аналитический склад ума, умение делать выводы. Деятельность эта продуктивная, потому детям и интересна. Применять приобретенные  знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании и др. Поэтому работа по формированию элементарных математических представлений начинается еще в раннем возрасте, с сенсорного воспитания и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста.

Цель: 

Формировать у детей элементарные  математические представления.

Задачи:

 Учить детей раскладывать фигуры по порядку – большой, поменьше, маленький.  Закреплять умение различать и называть круг,  квадрат и треугольник.  Совершенствовать умения детей сравнивать две фигуры  по цвету и форме, подбирая пару фигуре.

Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.

Формировать умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего.

 Воспитывать чувство коллективизма, доброго отношения друг к другу, воспитывать чувство удовлетворения от оказанной кому-то помощи.

Проблема:

В силу возраста недостаточно сформированы  элементарные  математические представления (знания круга, квадрата, треугольника), умение сравнивать фигуры и располагать их в убывающем порядке.

Виды детской деятельности.

Игровая,  коммуникативная,  познавательная.

Образовательная  область «Познавательно -  речевая»

 

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный   -  сентябрь - декабрь
  2. Основной   -  декабрь - февраль
  3. Заключительный     -  февраль  -  май

  1. этап - Подготовительный:

1.Образовательная деятельность

2.Дидактические игры

3.Индивидуальная работа

4.Наблюдения в природе

5.Продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка)

6.Рассматривание картин

7.Чтение произведений

8.Игры с природным материалом

2 этап - Основной:

1.Проведение образовательной деятельности согласно программе воспитания и плану работы.

  • Непосредственно-образовательная деятельность (на прогулках и в повседневной жизни)
  • Специально организованная деятельность (экскурсии,  развлечения, беседы)
  • Совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;

самостоятельная деятельность детей.

  • Февраль  занятие, тема: «Снеговик для зайца»

Ход занятия

Дети играют на ковре. Неожиданно воспитатель привлекает внимание детей на посылку.

-Ребята, посмотрите, сегодня к нам в группу пришла посылка. Что же в ней, откроем, посмотрим, что же нам прислали?

(Воспитатель  достает из посылки зайца, вступительная беседа), (Выясняем, что это заяц, пришел из зимнего леса, с просьбой к детям слепить снеговика)

-В какое время года можно лепить снеговика, почему? Вы сегодня шли в детский сад, снег был на улице? Можно лепить снеговика? Вспомните, какой снег? (холодный, белый, мокрый)

-Можно его брать голыми руками? Зайчик, ну прости, у нас нет рукавичек. (Обыгрываем рукавички из посылки), (Зайчик раздает по одной рукавичке каждому ребенку),  (Поблагодарить, рассмотреть рукавички, на каждой из которых своя геометрическая фигура разная  по цвету и форме)

-Ребята, теперь  можно лепить снеговика? Нет. Сколько еще надо рукавичек? Правильно, еще одну.

  (Обыгрываем вторую рукавичку)

 -Какой хитрый зайчик. Он предлагает найти пару рукавичке вам самим. (Разложить рукавички на столе, дети подходят и выбирают  пару своей рукавичке) (Зайчик наблюдает, подсказывает, поправляет, подводит итог  выполненного задания)   (Уточняет воспитатель – рукавичек и рук поровну)

-А теперь в рукавичках зайчик приглашает к себе в лес. Закрыли глазки и хлопнули в ладоши.

-Вот это лес, как красиво, сколько много снега. (Воспитатель обращает внимание на панно, обыгрывает)

Физкультминутка.

-А теперь мы будем лепить снеговика. (Дети становятся  на ковре в круг, выполняют движение руками, наклоны вперед, со словами)

Давай дружок смелей дружок.

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком.

И станет снег снеговиком.

 (Дети имитируют движения — катание снежных шаров.)

-  Молодцы!  Вот наши снежные шары для снеговика. (появляются шары из ватмана)

- Теперь рукавички можно снять и сейчас мы вместе с вами соберем снеговика.

(Заяц хвалит детей, контролирует, помогает)

- Снеговику у нас  будет  жарко, мы его поставим на полянку. Давайте вспомним, как правильно расположить снежные шары.  Внизу ставим самый большой шар, потом поменьше и вверху самый маленький.

 (Вместе с детьми заяц собирает снеговика) (Крепится на двусторонний  скотч, на панораму  зимнего леса), (Украшаем снеговика, ведром, морковкой, метлой)

-Ой, ребята, смотрите, какой у нас снеговик получился.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Рефлексия.

-Тебе нравится зайчик снеговик, а вам, ребята понравилось лепить снеговика?  Покажите как мы катали шары, вот так, а теперь покажите,  какие они у нас получились,  один большой, другой поменьше и совсем маленький.  

-Зайчик говорит вам спасибо за красивого снеговика, дарит вам рукавички и целую корзинку морковки.  Что нужно сказать зайчику?

-Оставайся зайчик в своем лесу и дружи с нашим снеговиком всю зиму.

-А мы закроем глазки, хлопнем в ладоши, и вот мы в своей группе. Присаживайтесь на коврик, а я вам раздам угощение от зайчика.

2.Работа с родителями

  • Беседы
  • Консультации
  • Рекомендации
  • Открытые мероприятия
  • Совместная деятельность детей, родителей и воспитателей.
  • Конкурсы

3 этап - Заключительный (обобщающий):

1.Итоговое  мероприятие, тема:  «В гости к зайцу»

«В гости к зайцу»

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

• Закрепить понятия: один, много, больше, меньше, поровну.

• Длинный, короткий.

• Цвет (красный, синий, зелёный, желтый)

•Геометрические фигуры круг, треугольник, квадрат.

РАЗВИВАЮЩАЯ:

• Формировать внимание, мышление, воображение, память.

• Развивать слуховое восприятие.

• Развивать связанную речь.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

• Воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

• Коммуникация

• Социализация

• Познание (ФЕМП)

• Безопасность

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ:

• Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)

•Цвет, длинный, короткий

МАТЕРИАЛ:

• Конверт с письмом привязан на воздушный  шарик.

• Стульчики с разноцветными геометрическими  фигурами и соответствующие им карточки, руль

• Художественное слово (загадки, физкультминутка,  пальчиковая гимнастика)

• Корзинка с морковкой, конфеты

• Цветы разного цвета, бревнышки разной длины, макет речки, заяц.

ХОД

Воспитатель:

- Ребята, давайте возьмёмся за руки и сделаем круг.

«Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся».

Поднимем руки вверх и поздороваемся с солнышком,

почувствуем его тепло и подарим это тепло друг другу.

(опустить руки подуть на ладони)

(незаметно детям, в зал залетает воздушный шарик, на нём привязан конверт с письмом)

- Ребята, посмотрите, что это? А, какого цвета  шарик? Интересно, от кого письмо, что в нём написано? Давайте прочту.

«Здравствуйте, ребята!  Я живу в лесу, мне очень хочется с вами подружиться. Приглашаю вас к себе в гости, чтобы поиграть и порезвиться с вами на полянке»

-Вы хотите, в гости к зайчику?  В гости ходят с угощением. Что  любит зайчик? Конечно морковку. Вот мы корзинку с морковкой и возьмем на угощение.

-А зайчик живет в домике, в дальнем лесу, за речкой. Чтобы нам туда  добраться нужно проехать на автобусе. Кто – то из нас будет водителем.

 (считалкой выбираем водителя, детям раздаются  билеты, согласно которым они должны занять место в автобусе,  сравнив геометрическую фигуру, на билетике и стульчике) (Имитация проезда на автобусе)

-А вот и речка, за которой стоит домик зайчика.  Как же нам пройти через речку, она широкая, не перепрыгнешь, можно и в воду  упасть. Как же быть? Правильно, построить мостик?  А вот и бревнышки. Какие бревнышки. (есть длинные, есть короткие)

-Как правильно их уложить, чтобы получился мостик? (длинные – через речку, короткие – поперек, многократно повторять и закреплять)

-Вот мостик и готов. Пойдемте, ребята через речку, по мостику. А, вот и домик красивый, и хозяин нас дожидается.

-Здравствуй, зайчик. Дети поздоровайтесь с зайчиком. Какой красивый зайчишка. Длинные ушки, короткий хвостик, потрогайте ребята, какой он пушистый, мягкий, какие добрые глазки. Спасибо тебе, зайчик, что пригласил нас в гости, мы очень рады с тобой подружиться. Наши ребята выучили про тебя стихотворение, послушай его. (дети читают стихотворение про зайца)

Скачет между травками
Быстроногий зайчик.
Смял своими лапками
Белый одуванчик.


Полетели высоко
Белые пушинки.
Скачет зайчик далеко
По лесной тропинке.

-Мы принесли тебе, зайчик целую корзину морковки. Возьмите дети по одной морковки. Сколько было морковок в корзинке? А у каждого из вас сейчас в руках? Положите свою морковку зайчику в тарелочку? Сколько у зайчика морковок теперь? Правильно, много. Угощайся, зайка вкусной морковкой.

- А затейник, зайчишка, приготовил для нас интересную игру «Собери цветы»

(Дети обирают  цветок из лепестков внутри обруча по цвету), (Зайчик контролирует выполнение правил игры и оценивает её результат)

-Зайчик, твоя полянка стала еще красивее, с яркими, красивыми, весенними цветами. –Нам, пора возвращаться в детский сад.  А, тебе на такой полянке скучно не будет. До свидание, зайчик.

-Слушаю, слушаю, тебя зайчик , спасибо тебе за угощение.

 (Обыграть угощение от зайчика, наша корзинка не пустая)

 (Дети прощаются с зайчиком, возвращаются по мостику и садятся согласно билетам в автобус) (во время движения автобуса, гимнастика для рук)

«Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем,
И на двух ногах поскачем»

-Вот мы и приехали  снова в детском саду.

Итог  

-Ребята, вам понравилось в гостях у зайчика? А  что вам запомнилось? А  что понравилось? А помните, как мы строили мостик, какие бревнышки нам пригодились? А какие красивые цветы мы для зайчика сделали, какого цвета они были? И зайчику наши цветы понравились, и полянка стала ещё красивее. (похвалить  старательных детей)

Дети угощаются конфетами от зайца.

2.Проведение мониторинга