Знакомство с историей и культурой Кубани
методическая разработка на тему

В данной консультации представлен опыт рабоы воспитателя по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей Кубани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsylt_kuban.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

     

Тема : «Знакомство с историей и культурой Кубани».

,, Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края?

Думается  - это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, каким трудом заняты люди, какова природа – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных  и патриотических чувств. ,,

    Дошкольный возраст - важный период развития представлений о человеке, обществе, культуре.

Первоначальным этапом формирования у детей любви к малой родине, можно считать накопление ими социального опыта жизни в своем селе, районе, крае. Обращаясь к традиционному наследию народов, детский сад выполняет социальные задачи нравственно – патриотического воспитания детей.

Знакомясь с родным селом, достопримечательностями, культурными традициями и обычаями наших предков, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период.

    Успешность развития ребенка при знакомстве сродным краем может быть только при условии его активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально – практическим путем: через игру, общение, труд, обучение, предметную деятельность, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

    Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор большинства произведений устного творчества кубанского народа – все это открывает путь к сердцу и уму маленького человека.

  ,, Собирайте наш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его, - говорил А. М. Горький – Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего! ,,

        Изучение национальной культуры, как показывает практика, помогает не только более глубокому осмыслению истории своего народа, но и формирует в детях национальное самосознание. Познавая национальные традиции, обряды, обычаи, мы тем самым способствуем сохранению национальной самобытности народа.

     Вот почему весьма актуально обращение к народной культуре, памятникам старены, лучшем произведениям словесного искусства. Творчески работающие педагоги умело использует их в учебной воспитательной работе. Знание устного народного творчества развивает фантазию детей,  активизирует их сознательность. При этом дети усваивают морально- этические нормы поведения людей, эстетические и нравственные идеалы.

        Эстетика - нравственные идеалы в фольклоре являются эффективным средством воспитания у детей любви к своему народу, умению стать патриотом своей Родины.

        Прежде всего,  воспитатель знакомит детей с природой России и Кубани. Он показывает детям иллюстрации с изображением лесов, полей, рек, морей, гор. Совершает с детьми экскурсии, так как  непосредственное восприятие живой природы значительно острее, чем при чтении произведения художественной литературы, при просмотре картин художников. Для ознакомления детей с кубанскими народными традициями и обрядами проводятся следующие праздники : ,, Деревенские посиделки . ,, ,, Проводы масленицы ,, ,,Коляда на кануне Рождества,,. Дети поют колядки, в которых звучат пожелания добра и благополучия, разучивают частушки, песни, водят хороводы , играют.

        Воспитатель показывает детям красоту, созданную руками мастеров – это храмы, архитектурные памятники и т. д.. Он подчеркивает, что все это создано руками кубанских мастеров. Большое внимание обращает на предметы народно – прикладного искусства. Дети знакомятся с традиционными промыслами, с форменной казачьей одеждой, знакомство с символикой Краснодарского края – гербом, флагом и гимном.

        Сближение с народной культурой современным детям необходимо. Дети становятся добрей и внимательней  друг к  другу. Расширяется их кругозор и повышается интерес к познанию окружающего мира, учатся уважать свое историческое прошлое, общечеловеческие ценности, и  в будущем стать истинным патриотом и гражданином.

        Патриотическое воспитание – это систематическое и целенаправленная работа по введению дошкольников в историю Родины, по формированию гражданской позиции растущего человека. На нас лежит большая ответственность за воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

        Современная наука указывает, что для того чтобы ДОУ  помогло воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся.

        Целью работы нашего коллектива является поиск конструктивных форм взаимодействий, сотворчество между всеми участниками педагогического процесса в решении задач знакомство детей с краем, районом, земляками, используя личностно- ориентированную модель, субъект - субъективную форму общения между детьми и взрослыми.        

        Важнейшими  методами и приемами в работе по ознакомлению с родным краем являются:

- ежедневное организованное наблюдение воспитателя с детьми за окружающей действительности, умело считая наблюдение непосредственного окружения с чтение художественных произведений, слушанием музыки, рисованием, рассматривание картин;

- систематическое проведение экскурсий по достопримечательным местам родного края;

- собеседование с применением методических приемов, как вопросы, сравнения, индивидуальные задания, обращение к опыту детей;

- непосредственное участие детей в благоустройстве, охране природы ;

- привлечение детей к участию в народных праздников, чтобы дети имели возможность окунуться в атмосферу всеобщей радости и веселий;

- широкое использование фольклора во все его жанрах (сказки, загадки, пословицы, поговорки и т. д.);

- ознакомление детей с народно – декоративно прикладным искусствам.

        Проводимая работа показала, что дети живо интересуются историей своего края, с огромным удовольствием разучивают и исполняют старинные кубанские песни, играют в народные игры. Знакомство  с народными праздниками обогащают душу ребенка, делают ее более восприимчивой к прекрасному, доброте, человеколюбию.

        Работа по приобщению детей к народной культуре ведется в тесном контакте с родителями, которые принимают активное участие в проводимых мероприятиях.

        Для активизации творческой деятельности воспитатели

-изучают этнографический материал, изготовлены дидактические игры, пособия, собраны предметы быта. Педагог  находит в творческом поиске новые формы работы.

        В детском саду создана комната-музей,, Кубанская горница,, . Материалы для оформления которой были собраны

педагогами коллектива при активном участии родителей ,местных сторожил Марьинского сельского поселения. Собран большой материал в виде предметов кубанского быта и продолжает пополняться.

          Активное принимают родители участие в оформлении ,,Кубанской горнице,, приносят изделия являющиеся старинной казачьей утварью.

           Все занятия по ознакомлению с историей возникновения и развития Кубани и родного села проводятся в ,, Кубанской горнице,,- это предает проводимому мероприятию необходимую атмосферу и колорит, а так же способствует более успешному усвоению детьми материала и привитию детям чувства любви и бережного отношения к истории и настоящему Кубани.

         В каждой группе оформлены макеты кубанского подворья. Проводятся беседы о труде работников сельского хозяйства. Оформлены уголки с Российской и Кубанской символикой. Создана экологическая тропа, где посажены лекарственные травы Краснодарского края. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к педагогическому совету по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей в процессе знакомства с историей и культурой родного края".

Представлены материалы к игре-викторине "Родной край люби и знай", в ходе которой педагоги смогут уточнить и пополнить свои знания о культуре и истории родного края....

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани» воспитатель Сахно Н.И. МБДОУ №41 «Подснежник» ст.Анапская

Цель: Повысить  профессиональную  компетентность педагогов по  вопросу формирования у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани. Материал: слайды...

Опыт работы "Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой Кубани"

За последние годы в стране произошли большие перемены. Россия переживает один из не простых исторических периодов. Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия па...

Методическая разработка на тему: «Воспитание толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста на примере знакомства с историей и культурой Татарстана»

Методическая разработка на тему: «Воспитание толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста на примере знакомства с историей и культурой Татарстана».Цель: формирование у детей навыков ад...

Презентация на тему: «Формы работы с дошкольниками по ознакомлению с историей и культурой Кубани»

Презентация по поликультурному образованию на тему: «Формы работы с дошкольниками по ознакомлению с историей и культурой Кубани»...

Формы работы с дошкольниками по ознакомлению с историей и культурой Кубани

В настоящее время, работая с детьми старших групп, большое внимание уделяется работе по ознакомлению дошкольников с историей и культурой Кубани. Любовь ребенка – дошкольника к своему Отечеству начинае...

Консультация для педагогов ДОУ "Формы работы с дошкольниками по ознакомлению с историей и культурой Кубани"

Опыт работы воспитателя по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой Кубани...