Сообщение на педагогическом совете. " Формирование положительных взаимоотношений дошкольников в процессе трудовой деятельности. Из опыта работы. Подготовительная группа.
консультация (старшая группа) по теме

Силаева Галина Васильевна

На педагогическом совете рассказала(поделилась опытом) с коллегами, как я проводила работу с детьми по этой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_6.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из средств формирования положительных взаимоотношений дошкольников является трудовая деятельность, так как здесь дети активно общаются, взаимодействуют в процессе распределения обязанностей, выполнения самих трудовых действий, обсуждения результатов своего труда. В различных видах труда дети дошкольного возраста содержатся истоки раннего выявления способностей, нравственных качеств личности.

Результаты изучения состояния трудового воспитания дошкольников показывают, что дети дошкольного возраста часто вступают в конфликты со сверстниками в процессе трудовой деятельности, не могут самостоятельно спланировать свою деятельность, распределить обязанности.

Это оказывает отрицательное влияние на взаимоотношения детей друг с другом.

Передо мной стояла задача выбрать наиболее эффективные методы и приёмы руководства трудовой деятельностью дошкольников, которые позволили бы максимально использовать влиятельное положение лидеров, создать ситуацию успеха для “изгоев” и “отверженных”.

Создание условий самореализаций на основе объективности ребёнка в коллективных взаимоотношениях, основными характеристиками, развития которых является организация совместной, увлекательной деятельности детей - труд, и педагогическое обеспечение, направленное на создание условий для формирования коллективных взаимоотношений, выступят эффективным средством выражения индивидуальности ребёнка в группе сверстников. Когда же средством организации положительных взаимоотношений между детьми становится труд, осознаваемый с помощью мотивов, результат такой деятельности всегда внутренне содержателен. Для личностного роста это высокий стимул.

Понятия “взаимоотношения” и “труд”- являются в моей группе ключевыми, поэтому я рассматриваю их с разных точек зрения,  взаимосвязано.

Одна из характерных особенностей трудовой деятельности дошкольников - отличие труда детей от труда взрослых.

Труд ребёнка носит воспитывающий характер, сближение со сверстниками и взрослыми.

Выполняя трудовое задание, дети часто переключаются на игру, именно близость труда к игре и является ещё одной особенностью детской трудовой деятельностью.

Начало моей работы состояло в изучении уровней положительных взаимоотношений, общения детей друг с другом в процессе труда. Затем изучала уровень развития трудовых умений и навыков. Наблюдала за деятельностью детей по следующим критериям:

1.ребёнок умеет договариваться друг с другом в процессе трудовой деятельности,

2.работает сообща,

3.бережёт и ценит работу друга,

4.помогает другу по собственной инициативе,

5.помогает другу по его просьбе,

6.умеет вежливо отказывать другу,

7.характер оценки работы друга,

8.отношение к замечаниям по работе.

Сотрудничала с родителями группы. Проводила анкетирование, беседы о обязанностях ребёнка в семье, о совместной трудовой деятельности ребёнка с родителями. Просила родителей рассказать, как дома происходит работа по этому направлению.

Изучив теоретическую, методическую литературу, выяснила для себя, как нужно организовывать коллективный труд, чтобы избежать “изгоев” и “отверженных”.

Ведь дети выбирают себе друзей по внешним показателям, по их умениям, и по лидерству в группе.

Я придумала перед работой раздавать разные картинки (разрезанные на 4 части).

Дети собирались по картинкам, таким образом, образовались бригады. Дети менее активные тянулись за активными и подтягивались.

Нередко формирование коллективных отношений, дружелюбия предлагается начинать с самостоятельной деятельности, но при враждебном, отчуждённом отношении ребёнка к сверстникам, она не может объединить детей. Дети с трудностями в общении, сосредоточенные на себе, как агрессивные, так и замкнутые, не готовы к объединению вокруг общей цели.

Дошкольное детство – период первоначального познания природы во всех её проявлениях. Труд детей в природе создаёт благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему.

Воспитатель организовывает труд детей таким образом, чтобы за растениями ухаживали не только дежурные, но и  те дети, которые проявляют активный интерес, стремятся заботится о них.

Трудясь в природе, дети учатся видеть, понимать и ценить красоту.

Первоначальные навыки, умения прививаются на занятиях и в повседневной жизни.

Важнейшим приёмом воспитания трудовых навыков является показ трудовых действий с одновременным объяснением его необходимости. Например, нужно не только показать, как следует поливать растения, но и объяснить, для чего мы это делаем. Большое значение имеет привлечение внимания детей к положительному примеру взрослых и сверстников. Получив определённые знания полученные ранее, дети приходят к выводу: человек может управлять природой. Систематическая коллективная работа объединяет ребят, формирует миропонимания.

Труд в природе воспитывает интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются.

Я придумала  систему работы по трудовому воспитанию с использованием этических бесед:

1.”Помогу- ка другу я”.

2.”Мы поссоримся и помиримся”.

3.”Как положено друзьям, всё мы делим пополам” и т. д.

В процессе трудовой деятельности дети придумали много стихов.

Например:

1.Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга всё глядеть,

Поработаем немножко,

Подметём сейчас дорожку.

2.Сам себе я помогу,

Быстро брюки натяну (при одевании).

3.Подмету дорожку я

Для тебя и для себя.

Проведённая мной работа позволила наладить отношения замкнутых и агрессивных детей. Такая организация работы способствовала объединению, побудила к согласованию и договорённости в своих действиях.

Дети стали самостоятельно работать по бригадам (по 4-5 человек за столом).

Общение детей в совместной трудовой деятельности носило доброжелательный характер.

Однако некоторые дети стремились продемонстрировать только свои возможности. С высокомерием относились к более слабому ровеснику. В cвязи с этим, я решила ещё раз обратиться к организации совместной деятельности , хозяйственно-бытовому труду. В связи с этим была проведена образовательная деятельность “Отремонтируем книжки – малышкам”, “Починим игрушки”. Поскольку некоторые дети были равнодушны к переживанием своих друзей, надо было оживить, одухотворить их переживания и чувства.

Такая работа принесла им радость и добродушие. Они стали осмысливать полезность своих действий.
Вся деятельность по организации помощи малышам помогла преодолеть детям свою гордость, эгоизм.

Из результатов проделанной работы стало ясно, что напрасным наш труд не был. У детей сформировались положительные взаимоотношения. Но работа не закончена, она будет продолжаться и дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Формирование такого качества личности, как самостоятельность, проявляется в разных видах деятельности, в том числе и трудовой, которая предусматривает в нашем дошкольном учреждении содержательну...

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формирование такого качества личности, как самостоятельность, проявляется в разных видах деятельности, в том числе и трудовой, которая предусматривает в нашем дошкольном учреждении содержательную учеб...

Сообщение на педагогическом совете «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа» (из опыта работы)

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, ...

«Формирование нравственных качеств у детей 5 года жизни в процессе трудовой деятельности» Из опыта работы

Труд имеет особое значение в воспитании детей. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, отзывчивость, самостоятельность. Чувство взаимопомощи, стремление доводить начатое дело...

Сообщение к педагогическому совету "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»

Большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие элементарных математических представлений. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формиру...

Сообщение на педагогическом совете "Формирование педагогических компетенции педагога ДОО, их влияние на образовательный процесс"

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение"Гимназия имени Н.В. Пушкова"(Дошкольное отделение №2)  Сообщение на педагогическом совете «Формирование профессио...