Интегрированный подход к подготовке и проведению досугов и развлечений в ДОУ.
статья на тему

Ширикалова Елена Николаевна

В основе построения досугов  и развлечений лежит такая система интегрированных видов детской деятельности и образовательных областей, как «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shirikalova_e.n.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Ширикалова Е.Н., музыкальный руководитель,

          МАДОУ города Нижневартовска ДС  № 68 «Ромашка»,  ХМАО - Югра.

Интегрированный подход к подготовке и проведению досугов и развлечений в ДОУ.

В дошкольных учреждениях при организации образовательной работы часто используется интегрированный подход. Музыка в синтезе с другими видами искусств дарит неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребёнка. Об эффективности этого подхода свидетельствуют исследования, выполненные под руководством Т.С.Комаровой на кафедре эстетического воспитания в МГГУ им. М.А. Шолохова. Высокая результативность при этом обеспечивается, по её мнению, за счёт:

-интеграции различных видов искусства  и разнообразных видов детской деятельности, что способствует образованию связей между различными областями образования, формированию наглядно-образного и логического мышления, интеллектуально-логическому развитию;

-взаимосвязи различного материала и содержания, что повышает мотивацию усвоения, делает её личностно значимой для каждого ребёнка;

-формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостного представления о мире и о взаимосвязи всех его составляющих;

-включение в процесс эстетического воспитания разных видов искусства и соответствующей художественной деятельности (предопределяет развитие разнообразных художественных способностей);

-сокращение количества занятий и времени их проведения, что имеет большое педагогическое значение, так как предотвращает перегрузки детей, высвобождает время для самостоятельной деятельности;

-осознанного формирования обобщённых представлений, знаний и умений, повышения эффективности воспитания и развития детей.

В основе построения досугов  и развлечений лежит такая система интегрированных видов детской деятельности и образовательных областей, как «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» и др.

Надеемся, что представленный опыт работы позволит решить поставленные задачи воспитания общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, коррекцию недостатков в их физическом и психическом развитии и сделать жизнь дошкольников в детском саду интересной и насыщенной.

Встречи в музыкальной гостиной.

Цель: Обогащение мировосприятия детей красотой и лиризмом музыки, поэзии и живописи. Развитие творческого воображения, способности к художественному взаимодействию с музыкой посредством рисунка, танцевального движения, проникновенного слова.

Задачи:

-через синтез искусств (музыку, поэзию, живопись)прививать любовь к классическому культурному наследию:

-развивать цветовое восприятие, наблюдательность, зрительную и слуховую память;

-вызывать эмоциональное, радостное отношение к художественному, музыкальному  образу осенней природы;

-видение художественного образа в единстве его содержания и средств выразительности рисунка, колорита, композиции, интонации в музыке, пластике движений, интонации художественного слова.

Ход музыкальной гостиной:

(Дети заходят в зал, садятся на стульчики, зажигаются свечи, звучит “Сентиментальный вальс” П. И. Чайковского)

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы вновь встретились в музыкальной гостиной, чтобы побывать с вами в осеннем царстве музыки, красок и стихов.

              Тихо–тихо рядом сядем

              Входит музыка в наш дом

              В удивительном наряде,

              В разноцветном, расписном!

              И раздвинутся вдруг стены,

              Вся земля видна вокруг:

              Плывут звуки речкой пенной,

             Тихо дремлет лес и луг...

             В даль бегут лесные тропки,

            Тают в дымке голубой...

             Это музыка торопит и

             Зовет нас за собой!

           (Звучит “Осенняя песнь” П. И. Чайковского).

  Не правда ли, прекрасная музыка и прекрасные стихи?!

 -А о чем нам рассказала музыка?-(об осени)

- Что вы услышали в ней?- (шум дождя, порывы ветра, шелест облетающей листвы)

-Какая по характеру музыка?- (задумчивая, мягкая, задушевная, певучая, ласковая, напевная, добрая, плавная, красивая, спокойная)

-Кто помнит, как называется это произведение ?-(“Осенняя песнь”)

Сейчас для вас прозвучала музыка замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского и  неслучайно ,она превратила наш зал  в осеннюю поляну. Если посмотреть вокруг мы увидим и услышим, как входят музыка и краски в каждый дом, в удивительном наряде, в разноцветном, расписном! 

                             Звучит тихая мелодия.

(В зал кружась, под музыку входит Фея осени кружится, исполняя танец импровизацию.)

Ведущий: Гуляет осень по дворам и скверам. Каждый день меняя свои наряды. Осень модница каждый день разная: то ветреная, взволнованная, то ласковая, приветливая, то мрачная и хмурая.

Фея Осени: раздает детям газовые платки приглашает на танец импровизацию, расставляя их по залу. Каждый ребёнок передаёт образ той осени, которую он себе представляет.

                              Танец-импровизация “Осень”.

(дети после танца садятся на стульчики)

Фея Осени: Ребята, какие краски осени радовали нас сейчас?

Дети: Яркие: жёлтые, оранжевые, красные, зелёные.

Фея Осени: А как мы называем осень, которую рисуют такими тёплыми красками?

Дети: Ранняя осень, золотая осень.

Фея Осени: Я хочу показать вам ребята, как художники воспевали осень в своих картинах.

                                       (дети садятся на стульчики)

Предлагается мультимедийная презентация- «Осень в творчестве русских художников»-«Осень, солнечный день» (И. Левитан), «Просека»(И.Шишкин),«Осень в Абрамцево»(В. Поленов)«Осень» (Ф.Васильев).

Ведущий: Полюбуйтесь, ребята, какое разноцветье красок, какой колорит.

-Как вы думаете, что хотел сказать художники, рисуя эти картины?

-Что вы можете сказать про цветовые сочетания красок?

-Какие чувства у вас возникают?

-Какое настроение у вас вызывает эта картина? (ранняя осень).

-А эта? (поздняя осень)

Предлагает показать картины, на которых изображена солнечная «Золотая осень».

-Дети показывают.

Ведущий: Осень золотая, нарядная, еще солнце светит ярко и рядом с зелеными листьями разноцветными фонариками вспыхивают желтые, оранжевые, багряные. Осень отличается самой переменчивой погодой: только что стояла солнечная, прекрасная пора, названная народом “бабье лето” или “золотая осень” и вдруг, на небе появились серые тяжелые тучи, сделавшие все вокруг мрачным и неприглядным.

Ведущий: А как удивительно картины и поэтические слова дополняют музыку.  “Осень на опушке краски разводила,

                      По листве тихонько кистью проводила.

  Пожелтел орешник и зарделись клены

 В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

 Утешает осень – не жалейте лето!

 Посмотрите – роща золотом одета!”

Или ещё: «Унылая пора! Очей очарованье.

  Приятна мне твоя прощальная краса.

  Люблю я пышное природы увяданье,

  В багрец и золото одетые леса».

                  Дети продолжают, читают стихи об осени.

Ребёнок 1. Ложится осень жёлтыми коврами,

                     Позолотив дорожки в городском саду.

                     И тонкой паутинкой над прудами

                     Запрыгали дождинки на ветру.

Ребёнок 2.И лёгкий дождик вечером прольётся,

                    И чистый город словно улыбнётся,

                    Такой нарядный, сказочный такой,

                    Шуршащий нежной, сказочной листвой.

Ведущий:       Обсыпается весь наш бедный сад.

                       Листья пожелтелые по ветру летят.

                       Лишь вдали красуются,

                       Там на дне долин.

                        Кисти ярко-красные вянущих рябин.

             В зал под музыку выходит Рябинка (ребёнок).

Рябинка: Я, красная рябинка, вышла погулять, да вот только злой ветер подул, оголил мои веточки и веночек унёс.

Ведущая: Не волнуйся, рябинка, это дело поправимое. Правда, ребята? Давайте поможем маленькой рябинке, сделаем ей веночек, да разукрасим ярко.

Дети: ДА!

Фея Осени приглашает детей за столы, даёт им задание.

                   Чтобы спорилась работа,

                    И веночек был красив,

                    А рябина веселила глаз да радовала нас.

(Дети работают под музыку П.И.Чайковского «Сладкая грёза» и С.Рахманинова «Элегия»).

Вспомнить форму грозди рябины-овал. Предложить детям рисовать черешки коричневым или чёрным карандашом, можно концом кисти. Уточнить способы рисования (дать совет: кистью, тычком),цвет и расположение листьев. По окончании работы из деталей веток и ягод рябины сконструировать венок, надеть на голову маленькой Рябинке.

             Чем удивить, что показать ребятам дружным нашим?

             Мы просто песенку споём и вместе все попляшем.

  Дети вместе с Рябинкой исполняют в хороводе осеннюю песенку.

Фея Осени: Ну что ж, ребята, мы еще раз убедились в том, что музыка может сочетаться со стихами, стихи – с картинами, и все это связано между собой, выражает один образ, подчинено одному настроению. И все это музыка! Музыка звуков, стихов, красок! Это все прекрасное, что нас окружает-

разноцветный, пёстрый, многозвучный мир.

Посмотри, как он хорош, мир в котором ты живёшь!

Ведущий: Может быть, кто-то из вас, когда вырастет, станет знаменитым музыкантом, композитором, поэтом или художником. А пока вы еще дети, очень важно, чтобы любовь к прекрасному не проходила у вас никогда. А помогут вам в этом наши встречи в музыкальной гостиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка и проведение досуга во 2 младшей группе «Осень в гости к нам пришла»

Подготовка и проведение досугаво 2 младшей группе«Осень в гости к нам пришла»...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ В ДЕТСКОМ САДУ.

laquo;Праздник! Праздник! У нас сегодня праздник! – спешит поделиться своей радостью каждый малыш. А таких замечательных дней в детском саду, поверьте, гораздо больше, чем официально установлен...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ

Россия конца ХХ - начала ХХ! веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание свои...