Занятия, как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Беспалова Мария Александровна

Методические рекомендации для студентов педагогического колледжа, воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.docx44.19 КБ

Предварительный просмотр:

М.А. Беспалова

Занятия, как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации для студентов педагогического колледжа, воспитателей ДОУ

Содержание

1.        Актуальность проблемы развития познавательной

деятельности у старших дошкольников        

2.        Организация занятий по развитию познавательной

деятельности в старших группах ДОУ        

•        «Вода в жизни человека»

•        «Как человек огонь и воду помирил»

•        «Вода»

•        Занятие «Узнайка»

•        «Миф о Прометее»

•        «Зачем человеку свободное время»

•        «Что значит удивляться»

•        «Дом под крышей голубой»

•        «Где живет колесо»

Методические рекомендации        

Список литературы        

Введение        

В настоящее время можно выделить много методов и приемов по повышению уровня развития познавательной деятельности, но самым эффективным является организация занятий.

Главное достоинство таких занятий заключается в том, что на них детям даются реальные знания о различных сторонах изучаемого объекта, дети самостоятельно добывают знания и стремятся к исследовательской деятельности.

В процессе организации занятий идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции синтеза и анализа, сравнения и классификации, обобщения и заключения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Предлагаемое пособие предназначено студентам педагогического колледжа и воспитателям дошкольных учреждений. Исходя из поставленных задач, пособие состоит из двух разделов:        «Актуальность проблемы развития познавательной деятельности у .старших дошкольников»;

«Организация занятий по развитию познавательной деятельности в старших группах ДОУ». Первый раздел направлен на раскрытие актуальности проблемы развития познавательной деятельности он содержит исследования известных ученых и психологов. Второй раздел раскрывает систему занятий по организации познавательной деятельности.

В связи с тем, что на сегодняшний день методика организации познавательной деятельности разработана не полно, а это обусловлено многими причинами: недостаточно теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы, а главное - отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности, нами было разработано пособие для воспитателей ДОУ и студентов педагогического колледжа для помощи в организации занятий по развитию познавательной деятельности.

1. Актуальность проблемы развития познавательной деятельности у старших дошкольников

Актуальность в современных исследованиях, посвящена проблеме развития и образования детей дошкольного возраста, а также в образовательных программах одной из приоритетных задач является развитие любознательности, познавательной активности и самостоятельности: познавательная деятельность является и предпосылкой освоения содержания и его результатом и рассматриваются как показатель развития старших дошкольников и критерий готовности к обучению в школе (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, Л.М. Кларина, Н.Н. Поддъяков) В этой связи развитие познавательной деятельности определяется как приоритетная задача предшкольного образования.

Приоритетным в психолого-педагогических, социологических исследованиях является формирование готовности к жизни в информационном обществе. Развитие познавательной деятельности является одним из значимых показателей информационной культуры личности.

Одним из аспектов проблемы является необходимость обновления данных относительно особой познавательной деятельности дошкольников, пересмотр и уточнение концептуальных идей и методических подходов к их развитию, что продиктовано современной социокультурной ситуацией (нарастанием объема осваиваемой информации, усилением роли и влияния стихийного опыта освоения детьми знаний посредством медиасредст), а также новыми педагогическими ориентирами (обновлением целевых установок в развитии и образовании дошкольников, обогащением содержательной стороны образования «качественным изменением технологий развития и образования детей). Это требует проведения сравнительного анализа особенностей познавательной деятельности и интересов детей XX и XXI веков, результаты которого позволяет обновить и повысить эффективность процесса развития познавательной деятельности у детей дошкольного  возраста. Определение приоритетных задач, осуществление отбора целесообразного содержания, разработка современных методов и 'приемов должна осуществляться только на основе изучения опыта современного дошкольника, его субкультуры, интересов, особенностей познавательного развития.

Еще одним аспектом проблемы является некоторое обманчивое впечатление у части педагогов и родителей, что уровень развития познавательной деятельности и интересов у современных детей значительно повышается. Следует отметить, что часть данных проблемных аспектов носит характер «постоянной активности», широко обсуждалась в прошлом в связи с изменением педагогических парадигм. На основе идей мыслителей прошлого (И.И. Бецкого, П.Ф. Каптерева, Н.А. Корфа, Н.И. Новикова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского) о роли познавательной деятельности в учении определены основные методологические подходы к изучению и развитию познавательной активности.

Относительно дошкольного периода актуальности развития познавательной деятельности несомненна. Сложность развития познавательной деятельности в дошкольном возрасте вызвана рядом моментов: доминированием игровой мотивации, недостаточный уровень развития познавательных интересов ограничивает возможности в освоении детьми связей, причинно- следственных и логических отношений; относительный уровень развития самостоятельности определяет зависимость детей от содержательно общением со взрослым.

2. Организация занятий по развитию познавательной деятельности в старших группах ДОУ

Анализ материалов по данной проблеме показывает не полную изучаемость проблемы развития поисковой деятельности, увеличение объема предлагает дошкольникам информированности и упрощённость способов ее подачи не способствуют качественным изменением развития познавательной мотивации. Причинами этого, как правило, является ориентированность пед. процесса детского сада и усилий родителей на формирование знаний и неверная организация процесса освоения содержания (недостаточный учет уровня подготовленности детей и особенностей группы: использование методов и приемов, направленных на передачу представлений, а не на активизацию процесса их освоения; перенасыщенность изменений информацией. В течении года на всех занятиях и в различной совместной со взрослым деятельности необходимо предусматривать использование методов и приемов, обеспечивающих повышение осознанности в познании: обсуждение вопросов, позволяющих детям выделить целевые и содержательные характеристики познания (Что хотим узнать? Зачем? Для чего? Как можно узнать? С помощью чего? Что нужно сделать?).

С целью воспитания «культуры познания» важно не только развивать познания, умения, поощрять к экспериментированию с предметами, но и формировать у детей представления о значимости исследовательской деятельности, открытий. Это возможно посредством чтения детских книг об известных изобретателях, первооткрывателях, обсуждениях средств, материалов, представлениях в центре экспериментирования.

На занятиях по организации познавательной деятельности необходимо использование методов и приемов, ориентированных на развитие у детей умений замечать проблемы, ставить вопросы:

• Рассматривание и постоянное использование в пед. процессе детских иллюстративных энциклопедий, книг познавательной направленности, медиасредств.

•        Чего на свете не бывает? (Определение отсутствующей на своем обычном месте на карте города достопримечательности, недостающей части объекта).

•        «Я не знаю» (происхождение песен, литературных фрагментов, рассматривание фотографий).

•        Прием обмена интересными фактами («Я сегодня узнала что-то интересное»).

Мы хотим предложить вам комплексы занятий, которые способствуют развитию познавательной деятельности.

Занятие «Вода в жизни человека»

Программное содержание: Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека; о свойствах воды:

прозрачная, без цвета и запаха, растворитель, имеет три агрегатных состояния - твердая (снег, лед), жидкая, газообразная - пар.

Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, дать элементарные представления процессе фильтрации.

Развивать у детей фонематический слух: умение слышать и определять звук в слове.

Воспитывать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту.

Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Материал для занятия: рисунки по теме "Вода", схема "Вода в организме человека" и опорных картинок для подведения итога занятия, детские халаты, кроссворд, глобус; пластмассовые стаканчики и воронки, вата для фильтрации; речной песок, сахар, соль, масло растительное и сливочное, гуашь, лед.

Ход занятия

-Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Во-первых: мы в белых халатах. Во-вторых, сегодня утром на столе я обнаружила вот такой кроссворд и листочки с вопросами. Если мы с вами правильно отгадаем кроссворд, то узнаем тему нашего занятия.

1 .В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове "Совок" и стоит в нем на третьем месте.(В)

2.Во второй клеточке живет буква, которая спряталась в слове "Гром" и стоит также на трет) месте.(О)

3.В третьей клеточке буква с которой начинается слово "Дорога" (Д)

4.В четвертой клеточке вторая буква из слова "Рама" (А) Какое слово у нас получилось?.. Правильно, "Вода". Сего дня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Для чего нужна вода человеку? (пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье и поливать растения).

Правильно, а сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет? Почему?.. Все живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ.

Ученые установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем она погибнет.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее Вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я Доложить:

Без воды вам не прожить!

Посмотрите, какую интересную схему  я вам принесла. Человек на 80 % состоит из воды (схема).

Да; ребята, на земле воды много, она везде. Скажите, какая модель земли есть у нас в группе

Какой видят космонавты нашу Землю из космоса?.. Правильно, моря и океаны окрашивают и планету в голубой цвет. Поэтому нашу планету называют "Голубой планетой". Как называются все моря и океаны на Земле?.. Правильно, вся вода на Земле составляет единый Мировой океан.

Давайте поиграем в игру "Какая бывает вода"( воспитатель бросает детям мячик и они говорят о свойствах воды и использовании ее в жизни человека).

А сейчас мы с вами пройдем в нашу лабораторию и продолжим разговор о воде. Скажите, ч то обозначает слово лаборатория? Почему лаборанты работают в белых халатах?...

Опыт №1 "Определение цвета воды"

Опыт №2 "Имеет ли вода запах"

Опыт №3 "Вода мутная или прозрачная?"

Опыт №4 "Вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются"

Опыт №5 "Снег, лед - твердая вода"

Опыт №6 " Не вся вода пригодна для питья, ее надо очистить или профильтровать, после чего использовать как питьевую. Морская и океаническая вода соленная, для питья не пригодна.

Подвести детей к выводу:

Соль, сахар в воде растворяются, при этом вода остается прозрачной.

Речной песок не растворяется, оседает на дно стакана.

Гуашь растворяется в воде, при этом меняет цвет воды.

Масло не растворяется в воде, плавает в виде желтых капелек или растекается по ее поверхности тонкой пленкой.

Лед и снег- твердое агрегатное состояние воды, в тепле превращается в жидкое состояние, если нагреть станет паром. Если вода грязная, после фильтрации на фильтре остается грязь( следы гуаши, масла и гряз; . после снега).

Подвести по опорным картинкам итог: вода прозрачная, без

.запаха, растворитель, бывает в состояниях - жидкость, лед, пар.

Умницы! Мы сегодня с вами хорошо потрудились и узнали много о значении воды в жизни человека, ее свойствах. Предложить детям лимонад.

Занятие-сказка «Как Человек Огонь и Воду помирил»

Программное содержание: развивать у детей интерес к миру открытий и изобретений человека; показать значимость творческой деятельности изобретателя; акцентировать внимание на таких его качествах, как смекалка, сообразительность, творческое воображение, оригинальность. Наглядные пособия: спиртовка (свеча, зажигалка), чайная ложка, чашка, иллюстрации к сказке Е. Пермяка «Как Огонь Воду замуж взял», модель (фотография, рисунок) парового котла.

Ход занятия

«С давних времен живут рядом с человеком два интересных явления. Узнать, как они называются, нам помогут загадки. Внимательно слушайте и находите к ним отгадки. Итак:

Накормишь - живет,

Напоишь - умрет.

(Огонь)

Зимою она то как пух, то тверда, Летом ее называют...

(Вода)

Много пользы приносят они человеку! Подумайте и скажите, какую пользу приносит вода? А какую пользу приносит огонь?

Не только пользу приносят они, но создают и много проблем! Подумайте и скажите, какой вред может принести вода? А какую беду приносит огонь?

Вот так и живут рядом огонь и вода, но не дружно живут, постоянно ссорятся. Хотите посмотреть, как это происходит, когда один из них оказывается сильнее другого?»

Опыт 1. над пламенем спиртовки в чайной ложке аккуратно нагреваю воду.

Вопросы детям: «Что происходит, когда огонь оказывается сильнее воды ?» (Вода испаряется.)

Опыт 2. осторожно заливаю водой из чашки пламя спиртовки.

Вопросы детям: «Что происходит, когда вода оказывается сильнее огня?» (Огонь гаснет.)

Проблемная ситуация. «И огонь, и вода необходимы людям. Но что делать, как быть, как их помирить? (Ответы детей.)

А как вы думаете, к кому можно обратиться за помощью, за советом?» (ответы детей)

«Давным-давно жил на свете мастеровой человек, Иваном его звали. Вот ему-то и пришла в голову замечательная идея: помирить между собой огонь и воду. Хотите узнать, как ему это удалось сделать? Ну, тогда слушайте!

А дело было так. (Пересказ сказки Е. Пермяка «Как Огонь Воду замуж взял».) Рыжий разбойник Огонь пламенно полюбил холодную красавицу Воду. Полюбил и задумал на ней жениться. Только как Воду замуж взять, чтобы себя не погасить и ее не высушить? Затосковал Огонь, загоревал, пока не встретился с толковым мастеровым человеком, Иваном его звали. Огонь в ноги ему пал, низким дымом стелется, из последних сил синим пламенем тлеет.

-Ты - мастеровой человек, ты все можешь! Хочу я Воду замуж взять, да так, чтобы она меня не погасила и я ее не высушил.

-Не горюй, Огонь, сосватаю, поженю!

Сказал так мастеровой человек и терем строить стал. Построил, велел гостей звать, свадьбу играть.

Пришла с жениховой стороны огневая родня: тетка Молния да двоюродный брат Вулкан. С невестиной стороны пришел старший брат Густой Туман, средний брат Косой Дождь и младшая сестричка Воды — Ясноглазая Роса.

Пришли и заспорили: неслыханное дело Иван задумал! Не бывало еще такого, чтобы огневой род из водяной породы невесту себе выбирал. А мастеровой отвечает на это: «Косой Дождь с огневой Молнией в одной туче живут и друг на дружку не обижаются». И твердо добавил: «Я такой терем построил, что они будут в нем жить да радоваться. На то я и мастеровой человек».

Поверили, свадьбу стали играть. Пошла плясать Молния с Косым Дождем. Закурился Вулкан, засверкал ярким пламенем, в ясных глазах Росы огневыми бликами заиграл. Густой Туман набражничался, на покой в овраг уполз. Отгуляли гости на свадьбе и домой подались. А мастеровой человек жениха с невестой в терем повел, показал каждому свои хоромы.

Много ли, мало ли времени прошло, только родила мать Вода от отца Огня сына- богатыря.

Хорошим сын богатырем вырос. Горяч, как родимый батюшка Огонь. А облик дядин - густ и белес, как Туман. Важен и влажен, как родимая матушка Вода. Силен, как Вулкан, как тетушка Молния. Вся родня в нем своего кровного узнает. Даже Дождь с Росой в нем себя видят, когда тот стынет и капельками на землю оседает. Хорошее имя дали сыну-богатырю: Пар!

На корабль ступит Пар-богатырь, без ветра корабль катится, волну рассекает. На завод пожалует - колеса завертит. Где сто человек работали - одного хватит. Муку мелет, хлеб молотит, ситец ткет, людей и кладь возит -народу помогает, мать отца радует.

И по сей день живут Огонь с Водой в одном железном котле- тереме. Ни она его не гасит, ни он ее высушить не может. Счастливо живут, не ссорятся!

Год от году растет сила их сына-богатыря, и слава о русском мастеровом человеке не меркнет. Весь свет теперь знает, что он холодную Воду за жаркий Огонь выйти заставил, а их сына-богатыря нам, внукам-правнукам, на службу поставил!

С тех пор мастерового человека изобретателем называть стали, ведь именно он паровой котел изобрел, догадался, как можно помирить между собой огонь и воду!» (вместе рассматриваем устройство парового котла.).

Занятие «Вода»

Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, растворяет некоторые вещества, ее можно ощущать). Поощрять выдвижение детьми гипотез, (предположений). Учить принимать участие в формировании выводов.

Оборудование: картинка с изображением ручейка на каждого ребенка; три одноразовых прозрачных стаканчика с водой, один одноразовый прозрачный стакан с молоком или томатным соком, 2 чайные ложки, соль;

Ход занятия

Ребята, вы уже много знаете о воде, ее пользе для человека, но о воде можно узнать еще много интересного. Давайте отправимся вместе с озорным ручейком (показываю картинку с изображением ручейка). Ручеек этот очень любознательный, непоседливый, постоянно куда-нибудь спешит. Где ни появится, обязательно друзьями обзаведется. А все потому, что всех вокруг угощает своей чистой водой, ни на кого обиды и зла не прячет в своей прозрачной воде.

Как можно проверить прозрачная ли вода в ручейке? (дети выдвигают свои предположения).

Опыт №1

Взять один стакан с водой, другой с молоком или томатным соком. В оба стакана опустить чайные ложки и посмотреть, в каком из стаканов ложку видно, а в каком нет. Каждому ребенку представляется возможность самостоятельно проверить прозрачность воды. Почему в стакане с водой ложку видно, а в другом стакане нет? (ответы детей).

Пробегал ручеек через соленую пещеру. Заинтересовался он кристалликами соли и решили рассмотреть их поближе. Только приблизился к другому, он тоже исчез, к третьему - то же самое. «Куда же пропадает соль?» - подумал ручеек. А вы как думаете? (предположение детей, может быть кто-то из детей догадался, что соль растворяется в воде, предлагаю помочь ручейку ответить на вопрос, куда исчезает соль).

Ребята, как можно узнать, куда исчезает соль?

Опыт №2

Взять стакан с небольшим количеством соли и добавить воду. Соль размешать в воде. Каждому ребенку предлагается возможность проверить, что произойдет в этом случае.

Что произошло с солью? (выслушиваю ответы детей). Изменилась ли вода? Какая стала вода? Видны ли в ней кристаллы соли? (ответы детей).

Ребята, у ручейка много интересных приключений впереди, и мы с ним расстанемся до следующего занятия.

Занятие «Узнай-ка»

Программное содержание: доказать что вес предметов не зависит от величины, привлекать детей к экспериментированию.

Материал: два ведерка, рейка с крючками (весы, вата, песок, маленькие камешки и другие мелкие предметы).

Ход занятия

Ребята, представьте что мы с вами перенеслись на ковре- самолете в экспериментальную лабораторию и я предлагаю сегодня побыть изобретателями.

Сейчас перед вами находятся весы, у концов которых подвешены ведерки. Насыпьте в одно ведерко немного песка. Что произошло? Как достичь равновесия? Правильно, одно ведерко начало перевешивать другое, потому что оно тяжелее. А теперь насыпьте в другое ведерко столько песка, чтобы достигнуть равновесия? Можно ли сказать, что в обеих ведерках одинаковое количество песка? Ребята, попробуйте объяснить. Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. После того как мы высыпаем песок из ведерок, в одно ведерко положите камешек, в другое — вату. Можно ли сказать что вес ведерок с ватой и камешком одинаков? Почему потребовалось так много ваты, чтобы ее вес был  равен весу одного маленького камешка?(выслушиваю ответы детей).

Ребята, а как вы думаете, вес сухих и  сырых предметов одинаков? Как это можно доказать? Правильно, в одно ведерко и в другое насыплем равное количество песка, а в одно ведерко добавим небольшое количество воды. Вес какого ведерка теперь больше? Почему? Какой можно сделать вывод? (ответы детей).

Правильно ребята, вес сырых предметов больше чем сухих. А теперь ответе на вопросы, доказывая свою точку зрения.

-        Почему пуховик легче меховой шубы того же размера?

-        Может ли арбуз быть легче яблока?

-        Пыль и снежки имеют вес?

-        Сухой слон весит столько же, сколько мокрый?

-        Летящая птица весит столько же, сколько плавающая?

-        Вес стаканчика мороженного с изюмом равен весу весу такого же стаканчика без изюма?

-        Может ли половина яблока весить больше целого яблока? Молодцы ребята, мы сегодня были настоящими экспериментаторами и изучали, что вес предметов не зависит от величины, теперь нам можно вернуться в группу на нашем ковре-самолете.

Занятие «Миф о Прометее»

Программное содержание: познакомить детей с мифической точки зрения на появление огня на земле; вызвать чувство восхищения поступком Прометея, благодарности герою.

Ход занятия

Ребята, представьте себе, что произошло бы на Земле, если бы вдруг исчез огонь? Правильно, все люди бы замерзли, и не только люди, но и все живое. Когда-то давным- давно, в одной стране такое же было. Существует легенда, что в Древней Греции жили не только люди, но и боги. Причем боги жили везде: на небе, на земле, под землей. Они были богатыми, сильными и обладали большой властью. А люди в большинстве своем были беспомощны, бедны, холодны. И тогда Прометей (полубог, получеловек) решили им помочь. И вот что произошло. Прометей дал людям надежду и похитил для них божественный огонь. Он научил людей искусству, дал им знания, обучил счету, чтению .и письму, познакомил людей с металлами, научил добывать их из недр земли. Но это не понравилось громовержцу Зевсу, за это он и покарал Прометея и приковал его к скале. Жгут Прометея палящие лучи солнца, хлещут дожди и град, проносятся над ними бури, падает снег, леденящий холод сковывает его тело.

И этих мук мало! каждый день прилетает громадный орел. Он садится на грудь Прометея и терзает его, рвет своим клювом печень Прометея.

За ночь заживает печень, но наутро орел прилетает вновь. Но дух Прометея не сломать.

Но однажды самый сильный из людей Геракл выстрелил из своего лука и убил орла и расковал цепи Прометея. Кончилась его неволя!

Ребята, а как вы считаете, прав ли был Прометей, когда забрал огонь у Зевса и отдал его людям?

Почему вы так считаете? Расскажите, как вы представляете Прометея? (После занятия делаю акцент на нравственную сторону мифа - благородность поступка героя, способность жертвовать иными ради других людей).

Занятие-беседа «Зачем человеку свободное время»

Программное содержание: дать детям представление о том, для чего нужно свободное время и как его проводят в разных странах.

Ход занятия

Ребята, кто знает, что такое свободное время? Правильно, это когда человек отдыхает, и когда у него нет никаких важных дел. Когда больше всего бывает свободного времени? В какие дни? Верно, в субботу и воскресенье. Чем можно заниматься в выходные дни? (можно ходить гулять, в кино, кататься на горке с друзьями, ездить в гости). Ребята, а вы знаете, что не все взрослые и дети могут чем-нибудь себя занять в свободное время, потому что не знают как можно проводить выходные, не знают что такое отдых. Как по вашему что такое отдых. Отдыхом может быть занятие спортом или другим любимым делом. Хорошо, когда у человека есть свое любимое занятие - рисование, вышивание, игра в шахматы, прогулка на лыжах, хоккей - занимаясь любимым делом человек отдыхает. Скажите, а вы знаете как отдыхают люди в других странах, как они проводят свое свободное время? (выслушиваю ответы детей). В каждой стране имеются свои традиции, обычаи в проведении отдыха. Например, в Латинской Америке, в Италии, в Венеции - веселый, нарядный карнавал, праздник; «сабантуй» в Татарии; соревнование на оленях в Якутии.

В разных странах по разному отмечают рождество и встречают Новый год.

А как вы проводите эти праздники? С кем встречаете Новый год и Рождество? (выслушиваю рассказы детей из личного опыта). Молодцы. Мы сегодня с вами узнали много интересного.

Занятие «Что значит удивляться»

Программное содержание: ввести детей в круг знаний о мире открытий и изобретений; дать им понятие что значит «удивляться»; дать представление о мире открытий и произведений о творческой деятельности человека - изобретателя.

Ход занятия

Жил на свете человек, не сейчас, а очень, очень давно. Когда еще не пронеслись по воздуху огромные самолеты. И не плавали по морям пароходы. Не бегали по земле на резиновых шинах автомашины, не было ни радио, ни телевидения, ни ракет, ни искусственных спутников. И. кажется, ничего такого чудесного и удивительного на свете тогда не было..

Ничего удивительного! А человек удивлял: многое удивляло его на земле и на небе. Ребята, как вы думаете, что значит «удивляться?». Выслушиваю ответы детей. Удивляться - это значит признаться себе в том, что что-то не знаешь, не понимаешь. А признаться, значит искать ответ на вопрос, значит думать. Очень многое было непонятно человеку. А непонятное хотелось понять, объяснить. Первобытный человек, живущий очень давно, может быть так и остался бы первобытным, если бы он не был таким любознательным. Ребята, а как вы думаете, что такое любознательность. Правильно, это такое качество в человеке, когда он хочет много знать, ему интересно понять откуда берутся вещи, явления. И если бы, он не был любознательным, то и не заметил бы, как получаются искры, а они получаются если ударить камень о камень. Значит не получилось бы разводить костер. Не обратил бы внимание на то, что глина в костре становится твердой и прочной, не научился бы делать посуду. Как хорошо что он был таким любознательным и старался больше увидеть и понять. Каждый новый инструмент или способ изготовление чего-либо, сделать что-нибудь полезное придумывал какой то человек. Он открывал другим людям то, что до него не было никому знакомо. Это и называется сделать открытие или изобретение.

С древних времен немало было сделано важных открытий и замечательных изобретений.

Все, что вас сейчас окружает дома, в детском саду, на улице, все это было открыто или изобретено очень любознательными и наблюдательными людьми. Ребята, кто-нибудь знает, как называются такие люди? (ответы детей). Таких людей мы называли изобретателями, товарищами: мастерами своих дел, людьми у которых золотые руки и золотые головы.

Ребята, теперь вы знаете, кто создал вещи, которые вас окружают и как называются эти люди.

Занятие-беседа «Дом под крышей голубой»

Программное содержание: дать детям понять, что природа - это наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и не живой природы.

Составлять небольшие рассказы на тему: «Я путешествую на облаке», воспитывать любовь к природе, уметь сопереживать. Материал: старичок-лесовичок, картинки «Природа и не природа», мольберт.

Ход занятия

Читаю стихотворение «Дом под крышей голубой»:

Словно крыша над землею,

Голубые небеса.

А под крышей голубою - Горы, реки и леса,

И поляна и цветы, и конечно Я и ты.

Ребята, скажите, что такое природа? Правильно, это солнце, воздух, вода, растение, животные и птицы и многое другое. А что нельзя назвать природой? (то,  что сделано руками человека).

Послушайте внимательно, человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу? Вертолеты похож на стрекозу. Подводная лодка на кита. Всю природу Земли можно разделить на 2 огромных шара: Мир неживой и мир живой природы. На столе лежат картинки, помогите мне разделить. На один мольберт поставьте живую природу, на другой - неживую природу.

Дети расставляют и объясняют: живая природа - это то, что движется, растет, развивается, размножается и умирает. Ребята, я приглашаю вас на волшебную полянку. К нам в гости пришел старичок-лесовичок. Он перепутал все картинки и никак не может понять, какие относятся к природе, а какие нет (дети берут по одной картинке и рассказывают, что на ней изображено. Предлагаю поиграть в игру «Живая и неживая природа», когда я буду называть объекты живой природы вы будете двигаться, а если не живая - будете стоять на месте.

Когда-то давным-давно для человека единственным домом была природа. Человек не мог строить дома, охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время, и человек научился многому: строить дома (деревянные и кирпичные), летать на самолете и даже в космос. •

Но все равно единственным домом для человека остается природа.

Скажите, а в нашей группе есть природа? (растения, птицы, вода, воздух, солнечные лучи). Дети подходят к мольберту, где нарисованы 2 дома: дом природы, обычный дом. Отчего в вашем доме бывает светло? (свет идет от лампы). Ребята, а что можно сравнить с лампой в природе? (солнце). Но солнце не только светит, но и греет (дети говорят что его можно сравнять с летом или батареей). А с чем мы сравним ветер, почву, траву, горы и деревья, пламя, снег? (ветер - это вентилятор; почва - это ковер, пол; горы и деревья - это каменные и деревянные стены; пламя - это газовая плита, снег - это холодильник).

Предлагаю детям рассмотреть контуры двух домов в тетради. Раскрашивать надо попарно, например, солнце и лампу, затем крышу и облака и т.д., то есть в том порядке, кА шло сравнение.

Ребята, а теперь послушайте стихотворение:

Облако за облаком По небу гналось:

За облаком - мишкой - Облако - лось.

А ветер гонит, гонит

Торопит облака:

То с налета тронет

То мельницей слегка.

Дети, мы с вами на прогулке наблюдали за облаками. Они превращаются то в слоника, то в мишку, то в сказочного героя.

Читаю стихотворение:

Под одною голубою,

Общей крышей мы живем.

Дом под крышей голубой

И просторный, и большой.

Дом кружится возле солнца,

Чтобы было в нем тепло,

Чтобы каждое оконце Осветить оно могло Чтобы жили мы нас свете,

Не пугались, не грозя,

Как хорошие соседи Или добрые друзья.

Ребята, мы сегодня узнали с вами много интересного, и мне понравилось, как вы выполняли задания, занятие окончено.

Занятие «Где живет колесо»

Программное содержание: обобщить представление детей о применении колеса в жизнедеятельности современного человека, развивать познавательные интересы ребят и стремление и проявлению творчества.

Материал к занятию:        веретено, часы-будильник,

иллюстрации с изображением гончарного круга, механический, водяной мельницы, водяного колеса, самоходного судна.

Ход занятия

О важных изобретениях древности рассказывают нам многие писатели и поэты.

Наиболее древние технические приспособления в которых «живет» колесо - это тележка, гончарный круг. Мельница и прялка. Оказывается гончарный круг - это нечто иное как колесо, насаженное на вертикальную ось позже на эту ось установили два колеса. На верхние кладется кусок шины, тогда как нижнее больше колесо.

Когда ребята в детском саду лепят из глины или пластилина они тоже используют гончарный круг верхнее колесо, которое вращают рукой.

Другое применение колеса - это жернова, мельница. Древние люди растирали зерно одним камнем на другом большом камне, как на терке. Но затем, какой-то человек догадался сделать оба камня одинаковыми в виде горизонтальных колес нижнее оставалось неподвижным, а верхнее вращалось. Еще одним «местом службы» камня называли прялку. Простое веретено вращали пальцами и пряли на них шерсть. Позже веретено стали вращать при помощи колеса. Огромную роль издавна играет колесо в разных машинах и двигателях, например водочерпальное колесо с лопастями оно устанавливалось в реке, вода ударяла в лопатки и поворачивала его. Если прикрепить к колесу черпаки, то оно само будет зачерпывать воду и поднимать ее. (Рассматриваем картинки с изображением работающего колеса, показ принципа работы водяного колеса).

Можно попросить колесо, чтобы оно вращало жернова, перемалывало зерно. Вот и водяная мельница! А от водяного колеса недалеко и до гребного. Если вращать такое колесо, установленное на судне, то начнет движение и само судно. Вот такое замечательное колесо живет рядом с нами. Но у простого колеса есть «родственники» колеса эти небольшие, они обросли зубцами и потому их стали называть зубчатыми. Они живут в хорошо знакомых нам часах. Иногда эти колесики называют зацепники, потому-что работая, они зацепляются друг на друга своими зубцами. Такие зубчатые колеса работают обычно вдвоем, большое и маленькое, причем большое неторопливо поворачивается в одну сторону, а маленькое вертится в другую. (Демонстрируется работа часов - будильника, рассматривание его механизма). Проведем опыт в виде первого упражнения «Попробуй закрой» детям предлагается зацепить на столе 2 колесика друг за друга и превращать их.

Вот оказывается, какие разные колесики есть на свете без колеса не обходится, наверное, ни одно техническое приспособление. В течении многих лет колесо совершенствовалось и преобразовалось творчески человеком, пока не стало таким разнообразным и необходимым в любой сфере деятельности. Выходит, куда бы ты не направляешь свой взгляд, встречаешь спутника нашей жизни - колесо.

Для решения данных задач мы рекомендуем использовать:

1.Разнообразных объектов (с обсуждением значения и правил собирательства и организацией разнообразной детской деятельности на основе использования )

2.Организация досугов, сюжетно-ролевых игр, например, «наш музей».

3.Организация практикой деятельности за основу могут быть взяты интересные приемы, предусмотренные образовательной программой («История алфавита», Как научились люди писать», «Почему самолет летает»),

4.Организация викторин, соревновательных игр, предусматривающих проявление эрудиции, смекалки (Умники и умницы», «Знатоки истории города», «Помощники Знайки»),

5.Досугов познавательной направленности с привлечением родителей и старших детей.

6.Рассказы детей об их интеллектуальных увлечений.

В целом задачи познавательной деятельности дошкольников можно сформировать следующим образом:

• Подготовка к предстоящему обучению в школе - построению информационно-логических моделей, деятельности, требующий применение умственных

операций;

•        Освоение базисного аппарата формальной логики и формирование навыков использования этого аппарата, для описания модели рассуждений;

•        Подготовка к творческой созидательной деятельности, развитие фантазии и воображения.

Список литературы

1.        Актуальные вопросы формирования интереса к обучению: Учебное пособие для студентов, директоров школ/Под ред. Г.И. Щукиной.-М.: Просвещение, 1984.

2.        Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательных задач,- Новосибирск.: Наука, 1986.

3.        Вербенец А.М. Использование познавательных книг математического содержания и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников //Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста,- СПб.: Детство-пресс, 2008.

4.        Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М.: ТЦ «Сфера», 2001.

5.        Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.- М.: ТЦ «Сфера», 2006.

6.        Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование: старший дошкольный возраст.- М.: Пед. Общество России, 2005.

7.        Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника.-М.: Новая школа, 1977.

8.        Поддъяков Н.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт.-М.: Академия, 2000.

9.        Толмачов А.А. Диагноз,- СПб.,: Гриз., 2004.

10.        Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Актуальность моего опыта работы на тему: "Лего-конструирование и робототехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"...

Формирование географических представлений как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Проект по позновательному развитию "Формирование географических представлений" для детей старшей и подготовительной групп. В данном разделе раскрыта актуальность данной темы, цели,задачи, фо...

Программа саомразвития на 2015-2018 года по теме: "Проектная деятельность как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО"

ФГОС ДО особое внимание уделяет поисково-исследовательской деятельности. В данной программе представлены формы организации педагогической деятельности, эффективные методы и приемы для изучения поисков...

"Искусство оригами как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"

Бумага – доступный для ребёнка универсальный материал, который широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Складывание из бумаги выполняет терапе...

"Развивающие возможности лэпбука как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"

ПОНЯТИЕ ЛЭПБУКАЛЭПБУК  - (лепбук, lap – колени, book – книга) тематическая или интерактивная развивающая папка с кармашками, окошками, мини-книгами и всевозможными вкладками, подвижны...

Опыт работы: "Организация экспериментальной деятельности как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста".

Опыт может применяться воспитателями ДОУ, педагогами учреждений дополнительного образования. Опыт доступен как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. Может быть, использован, при организации...