Презентация на тему : « Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель и др. о воспитании средствами природы.»
презентация на тему

Мигунова Ирина Александровна

Презентация на тему :
 « Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо,
Ф.
Фребель и др. о воспитании средствами природы.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_1.pptx831.96 КБ
Файл prez.pptx2.4 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему : « Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель и др. о воспитании средствами природы.» Презентацию подготовила : Мигунова И.А.

Слайд 2

Я.А. Коменский(1592-1670 гг.)

Слайд 3

. Выдающийся словацкий философ – гуманист, общественный деятель, ученый, педагог. Его деятельность протекала в эпоху общественных столкновений, в ходе которых в Европе возникла буржуазная формация, происходили революционные изменения в духовной культуре, пересматривалась концепция человека в мире.

Слайд 4

. В средневековых школах совершенно отсутствовало изучение явлений природы. Коменский же выдвигает на первый план те знания, которые можно обозначить термином «естествознание» в самом широком смысле слова. В естествознании он выделяет знания четырех видов: физики оптики астрономии географии.

Слайд 5

. К физике он относит знания, касающиеся стихий: огня, воздуха, воды, земли и явлений природы (дождь, снег, лед); знания богатств природы или ископаемых (свинец, железо). Сюда же он относит ознакомление детей с названиями деревьев, трав, цветов, птиц, животных, наконец, названия частей тела и их назначение: уши, ноги и т.д. Понятно, что во всех этих случаях Коменский предлагает ограничиться в дошкольном возрасте чисто эмпирическими представлениями об этих предметах и явлениях природы, т.е. сделать их доступными внешним органам чувств детей, научить их различать сходные предметы и явления природы и правильно их называть.

Слайд 6

. Из оптики, например, он считает, достаточным знать, что такое тьма и свет, а также различать и показывать самые употребительные цвета; из астрономии – названия небесных светил (солнце, луна, звезды); из географии – знакомство с местностью, где ребенок родился и живет (деревня, город, крепость или замок, поле, луг, лес, река, гора и т.д.).

Слайд 7

. Я. А. Коменский, педагог XVII столетия, считал, что дошкольное детство ребенка должно проходить в семье, а основным воспитателем малыша является на этом возрастном этапе его мать.

Слайд 8

. Труд «Материнская школа» предлагает специфическую программу воспитания ребенка. Особое внимание он предлагает уделять наукам, знакомящим детей с теми объектами, которые доступны непосредственному восприятию дошкольников.

Слайд 9

. Большое внимание Я. А. Коменский уделяет и отбору содержания знаний о природе для дошкольников. В первую очередь он говорит о необходимости научить ребенка понимать природные явления и процессы. Все содержание и методику работы по ознакомлению дошкольников с миром природы Я.А. Коменский раскрывает в своих работах «Материнская школа» и «Мир чувственных вещей в картинках».

Слайд 10

. В ознакомлении детей с миром природы автор выделяет два этапа . На первом этапе при помощи органов чувств ребенок воспринимает природные объекты и явления. На втором этапе, основываясь на иллюстративном материале, представленном в книге Я.А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» ребенок с помощью взрослого (матери) закрепляет, уточняет, обогащает, конкретизирует полученную информацию. Коменский также предлагает большое внимание уделять играм детей.

Слайд 11

. По мнению Коменского: 1. Природа влияет на развитие сенсорики ребенка, обогащает его знаниями, формирует нравственные качества. 2. Дошкольнику дается система научных знаний о природе, доступная его пониманию. 3. Изучение окружающего мира основывается на принципах наглядности, движения от простого к сложному с учетом активности и сознательности. 4. Ознакомление с природой проходит под руководством взрослых.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ж.Ж. Руссо(1712-1778 гг.)

Слайд 2

. Великий французский просветитель, мыслитель, создатель оригинальной теории естественного воспитания. Его основное педагогическое сочинение «Эмиль, или О воспитании» (1762). Основную цель воспитания Руссо определил следующим образом: «Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника). Выходя из моих рук, он не будет… ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком... и как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда на своем месте».

Слайд 3

. В своей книге Руссо разработал утопический план индивидуального воспитания ребенка на лоне природы под руководством гувернера и благодатным влиянием крестьянской среды, не исковерканной феодальной культурой.

Слайд 4

. По его мнению, до 12-летнего возраста дети должны развиваться только на природе.

Слайд 5

. Основой этого развития автор считает свободное самостоятельное наблюдение природных объектов, явлений, процессов. В процессе самостоятельных наблюдений будет естественным путем осуществляться развитие пытливости, любознательности детей.

Слайд 6

. Кроме этого, по мнению Ж.Ж.Руссо, природа способствует развитию внешних чувств, что составляет базу детских размышлений. Большое значение имеет самостоятельная активность детей в различных видах деятельности.

Слайд 7

. Особое место и значение Ж. Ж. Руссо предлагает уделять труду в природе.

Слайд 8

. Влияние природы на личность ребенка Руссо считал оздоровительным и воспитывающим. По мнению французского педагога, постоянное общение с природой намного «предпочтительнее» общения с людьми. Заслуга Руссо заключается в показе ценности природы для человека. Данное высказывание Руссо, сделанное в XVIII веке играет важную роль в современных условиях экологического кризиса. Важно уже в дошкольном возрасте приобщать детей к природе, формировать у них представления о взаимосвязи человека и природы, о необходимости сохранения ее для будущей цивилизации.

Слайд 9

. Руссо подчеркивал значение природы в сенсорном воспитании детей, выдвигая на первый план чувственный опыт как единственно достоверный источник познания, развитие ума ребенка, его пытливости и активности. Он видел в природе также огромный стимул нравственного, эстетического и трудового воспитания: здесь ребенок находит примеры для нравственных поступков.

Слайд 10

Ф. Фребель (1782 – 1852)

Слайд 11

. Провести в жизнь идею планомерного заботливого воспитания в раннем детстве удалось немецкому педагогу Фридриху Фрёбелю , создателю "детских садов" – новых воспитательно-образовательных учреждений для детей дошкольного возраста. Систему своих педагогических взглядов Ф. Фрёбель изложил в главном своем труде "Воспитание человека". Большое внимание в нем он уделил вопросам духовно-нравственного становления и воспитания маленьких детей.

Слайд 12

. Он предлагает уделять вопросам создания условий для ознакомления детей с миром природы. По мнению Ф. Фребеля , каждое дошкольное учреждение должно иметь участок территории, где будут представлены различные растения, характерные для данной местности . Он предлагает разбивать на территории дошкольного учреждения грядки, где ребенок мог бы не только трудиться, но и наблюдать природные объекты, осуществлять исследовательскую деятельность.

Слайд 13

Мария Монтессори (1870—1952)

Слайд 14

. В начале XX в. широкое распространение получила система дошкольного воспитания, созданная выдающимся итальянским педиатром и педагогом Марией Монтессори Лучше всего познакомиться со взглядами М. Монтессори на роль природы в воспитании детей можно, открыв книгу «Дом ребёнка. Метод научной педагогики». В ней есть глава «Природа и воспитание», в которой итальянский педагог с иронией отмечает: «Воспитание, даваемое современной хорошей матерью или учительницей, заключается, например, в приказе ребёнку, бегающему по цветнику, не трогать цветов и не топтать травы.

Слайд 15

. М. Монтессори всячески поддерживала идею о недопустимости насилия над ребёнком. В результате она пришла к отрицанию активной роли педагога и провозглашала теорию самовоспитания и самообучения. Одним из факторов, содействующих этому, является природа.

Слайд 16

. Для того, чтобы ребёнок мог испытать воспитательное воздействие природы, организовать труд по уходу за животными и растениями, М. Монтессори предложила создать соответствующие условия на участке возле «Дома ребёнка» и в его помещении. Любой двор возле дошкольного учреждения можно превратить в садик, в котором дети свободно бегают на открытом воздухе, отдыхают в тени деревьев. Часть земли стоит вскопать и сделать грядки. Причём земли должно быть достаточно, чтобы всем детям старше четырёх лет достался индивидуальный участок.

Слайд 17

. Вторым средством приобщения к миру природы является наблюдение. Постоянное общение ребёнка с природой способствует развитию внешних органов чувств, М. Монтессори стояла на позиции, что только хорошо развитые органы чувств способствуют эффективному наблюдению окружающей природы. Итальянский педагог предложила упражнения, побуждающие к наблюдению среды. Это, в первую очередь, упражнения со специальными дидактическими материалами.

Слайд 18

. Например, упражнения по развитию обоняния. Запах расширяет представления, знания об окружающей природе, делает ребёнка более внимательным и тонко чувствующим, запоминается, остаётся с ним надолго, заставляет найти соответствующее слово и передать им своё восприятие запаха и состояния.

Слайд 19

. Во-вторых, это разукрашивание контурных рисунков. М. Монтессори предлагала давать детям множество контурных рисунков, изображающих цветы, бабочек, деревья, животных, простые ландшафты с травой, небом, домами и человеческими фигурами для разукрашивания карандашами и красками. Рисунки помогают педагогу изучить представления детей о предметах и явлениях природы. «Если, например, ребёнок рисует цыплёнка красным, а корову зелёным, то это показывает, что он ещё не умеет наблюдать».

Слайд 20

. . Смысл метода, разработанного Монтессори , заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, заложенных в нем природой. А задача воспитателя - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу.

Слайд 21

. Впервые обратила внимание на любовь детей к воде, песку и мелким сыпучим материалам. В системе Монтессори есть целый блок интересных занятий и опытов с водой. Удивительное воздействие она оказывает на ребенка. Занятия с водой развивают самостоятельность, концентрацию внимания, координацию движений, мелкую моторику руки. Косвенно готовят руку к письму. Игры:»Какая у воды форма»,» тонет-не тонет», «Почему распустился цветок»,»Звенящая вода».

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Воспитание любознательности у детей средствами природы"

Влияние природы на ребёнка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с окружающим, с природой, её явлениями, с са...

Родительское собрание в подготовительной группе на тему: "Воспитание любознательности средствами природы"

в настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стра...

Родительское собрание на тему "Воспитание любознательности у дошкольников средствами природы"

Создание условий для сотрудничества воспитанников и их родителей, для их эмоционального и психологического сближения. Повышение интереса родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Экологическое воспитание средствами живой природы»

Экологическое воспитание- это не только воспитание бережного и заботливого отношения к природе, но воспитание человечности, доброты не только к природе, но и к людям, живущим рядом, к потомкам, которы...

Воспитание средствами природы

Лето-  прекрасная пора для воспитания ребят средствами природы. тем более если эта природа окружает нас каждый день! Подсказывает, направляет и воспитывает. Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о ...

План по самообразованию по теме: «Моя малая Родина-часть Родины большой. Нравственно патриотическое воспитание дошкольников «Природа родного края», по средствам нетрадиционной аппликации»

Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, нравственного, творческого, думающего. Основой новой Конце...