Требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС дошкольного образования
статья на тему

Статья раскрывает требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС дошкольного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС дошкольного образования

Кукса Ольга Анатольевна

Ст. воспитатель ГБДОУ № 70 Калининского района

     Развивающая предметно-пространственная среда – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья детей, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

–  возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей раннего возраста) и взрослых;

–  двигательную активность детей;

–  возможность для уединения;

–  реализацию различных образовательных программ;

–  в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;

–   учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

–  учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  1. Содержательно-насыщенной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе и техническими), игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами.
  2. Трансформируемой. Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
  3. Полифункциональной. Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. Наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в различных видах детской активности.
  4. Вариативной. Наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов и игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующую игровую, двигательную, познавательную  и исследовательскую активность детей.
  5. Доступной. Доступность для воспитанников, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность. Свободный доступ детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Должна быть исправность и сохранность материалов и оборудования.
  6. Безопасной. Соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.   

Развивающая предметно-пространственная среда должна отражать содержание образовательных областей:

–   социально-коммуникативное развитие;

–   познавательное развитие;

–  речевое развитие;

–  художественно-эстетическое развитие;

– физическое развитие.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать различные виды детской деятельности

В младенческом возрасте (2 мес. -1 год):

– непосредственное эмоциональное общение со взрослым;

– манипулирование с предметами;

– познавательно-исследователькие действия;

– восприятие музыки, детских песен и стихов;

– двигательная активность и тактильно-двигательные игры.

В раннем возрасте (1год -3 года)        

– предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

– экспериментирование с материалами и веществами;

– общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

– самообслуживание и действия с бытовыми предметами орудиями;

– восприятие смысла музыки, сказок, стихов;

– рассматривание картинок;

– двигательная активность.

Для детей дошкольного возраста (2 года- 8 лет)

игровая деятельность: игрушки-персонажи, атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Поликлиника» и др.,  уголок ряженья, кукольная и детская мебель, предметы быта, строительный материал, конструкторы, материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, фотоальбомы воспитанников, этнокалендарь, художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми, настольные игры, дидактические игры, альбомы «Правила группы», «Правила безопасности», «Правила дорожного движения», «Дорожные знаки», иллюстративный материал, плакаты для рассматривания, наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов, для иерархической классификации, видеофильмы для детей, энциклопедии, нормативно-знаковый материал;

коммуникативная  деятельность: картотека словесных игр, настольные игры «Лото», «Домино», нормативно-знаковый материал, игры на развитие мелкой моторики, развивающие игры - «Найди по описанию», «Что сначала, что потом», шнуровки, вкладыши, алгоритмы, схемы для обучения рассказыванию, мнемотаблицы для заучивания стихов, художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми, картины, иллюстративный материал, плакаты для рассматривания, игры-забавы;

познавательно-исследовательская деятельность: объекты для исследования в действии (доски вкладыши, мозаика, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша), образно-символический материал (наборы картинок, календари погоды, природы, карты, глобусы, атласы головоломки, лабиринты, наборы кубиков), наборы для опыты с водой, воздухом, светом, магнитами, песком, дидактические игры на развитие психических функций, развивающие игры с математическим содержанием, домино, шашки, шахматы, настольно-печатные игры, материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, электронные материалы (видео – фильмы, слайд шоу различной тематики), справочная литература, энциклопедия;

восприятие художественной литературы и фольклора: художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми, картины, иллюстративный материал, плакаты для рассматривания, справочная литература, энциклопедии, аудио- и видеозаписи литературных произведений, образно-символичекий материал («Парочки», «Литературные герои», пазлы), различные виды театров, ширма для кукольного театра, детские театральные костюмы, атрибуты для костюмов и постановок, игрушки-персонажи, алгоритмы, схемы для обучения рассказыванию, мнемотаблицы для заучивания стихов, картотека подвижных игр со стихами, картотека словесных игр, потешек, загадок, пословиц и других форм литературного творчества, книжные уголки в группах, материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек;

– самообслуживание и элементарный бытовой труд: игрушки, атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье», «Библиотека», «Школа» и др., материалы для аппликации, конструирование из бумаги, природные, бросовые материалы, настольно-печатные игры («Профессии», «Кто что делает?»), кукольная и детская мебель, предметы быта;

– конструирование из разного материала: образно-символический материал (наборы картинок, календари природы, погоды), строительный материал, конструкторы напольные, детали конструктора настольного, плоскостные конструкторы, бумага, природный и бросовый материал, материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек;

– изобразительная (рисование, лепка, аппликация): слайды с репродукциями картин, материалы и оборудование для продуктивной деятельности, природный бросовый материал, картины, плакаты, настольно-печатные игры («Цвет», «Форма», «Ассоциации» и др.), альбомы художественных произведений, художественная литература с иллюстрациями, изделия народных промыслов, скульптура малых форм (глина, дерево), игрушки, муляжи, гербарии, коллекции семян растений;

– музыкальная: музыкальный центр, разнообразные музыкальные инструменты для детей, подборка аудиозаписей с музыкальными произведениями, пособия, игрушки, атрибуты, различные виды театров, ширма для кукольного театра, детские и взрослые костюмы, детские хохломские стулья и стол, шумовые коробочки, дидактические наборы («Музыкальные инструменты» «Русские композиторы»), детские рисунки по темам концертов артистов детской филармонии; 

– двигательная: музыкальный центр, оборудование для ходьбы и бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания, оборудование для ОРУ, картотеки подвижных игр, картотека «Игры, которые лечат», игры на ловкость («Поймай рыбку», кегли), тренажеры ( велосипед) и др. атрибуты для спортивных игр (хоккей, бадминтон и др.), игровые комплексы (горка), качели, карусели, материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, настольно-печатные игры («Виды спорта»), фитболы, алгоритмы для запоминания последовательности КГН, художественная литература и настольные игры  по тематике, иллюстративный материал, картины, плакаты;

    Таким образом, организуя предметно-развивающую среду в группе необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, а также эмоционально-потребностной сферы. Правильно организованная предметно-развивающая среда в группе позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. К самостоятельным активным действиям ребенка побуждает не взрослый, а предметный мир. Развивающая среда должна быть насыщена тем многообразием игрового и дидактического материала, который действительно оставляет за ребенком свободу выбора.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 70 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга Требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС дошкольного образования Старший в оспитатель ГБДОУ № 70 Калининского района Санкт-Петербурга Кукса Ольга Анатольевна Санкт-Петербург 2015

Слайд 2

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта

Слайд 3

Возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей раннего возраста) и взрослых; Д вигательную активность детей; В озможность для уединения; Р еализацию различных образовательных программ; В случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия; У чет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; У чет возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

Слайд 4

Содержательно-насыщенной Трансформируемой Полифункциональной Вариативной Доступной Безопасной Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Слайд 5

С оциально-коммуникативное развитие ; П ознавательное развитие; Р ечевое развитие; Х удожественно-эстетическое развитие; Ф изическое развитие. Развивающая предметно-пространственная среда должна отражать содержание образовательных областей:

Слайд 6

В младенческом возрасте (2 мес. -1 год) : Н епосредственное эмоциональное общение со взрослым; М анипулирование с предметами; П ознавательно-исследователькие действия; В осприятие музыки, детских песен и стихов; Д вигательная активность и тактильно-двигательные игры. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать различные виды детской деятельности

Слайд 7

В раннем возрасте (1год -3 года) П редметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; Э кспериментирование с материалами и веществами; О бщение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; С амообслуживание и действия с бытовыми предметами орудиями; В осприятие смысла музыки, сказок, стихов; Р ассматривание картинок; Д вигательная активность. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать различные виды детской деятельности

Слайд 8

Для детей дошкольного возраста (2 года- 8 лет) Игровая деятельность Коммуникативная деятельность Познавательно-исследовательская Восприятие художественной литературы и фольклора Самообслуживание и элементарный бытовой труд Конструирование из разного материала Изобразительная (рисование, лепка, аппликация) Музыкальная Д вигательная Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать различные виды детской деятельности

Слайд 9

Развивающая среда должна быть насыщена тем многообразием игрового и дидактического материала, который действительно оставляет за ребенком свободу выбора

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Семинар-практикум «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования»

«Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования»...

Доклад на тему: Построение развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования.

П остроение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования,,,,,,,,,,,,...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Физическое воспитание детей 5-7 лет на фольклорном материале чувашского народа. сборник статей "Физическое и эстетическое воспитание детей в полиэтнической среде в контексте ФГОС дошкольного образования)

В данной статье  представлен реализация проекта "Традиционная культура в физическом воспитании детей". Проект предусматривает  обновление образовательной деятельности на основ...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....