Перспективное планирование работы по формированию фонематического слуха через знакомство с неречевыми звуками детей с нарушением зрения
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Денисова Алевтина Николаевна

Перспективный план и конспекты занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

   .

Перспективное планирование работы по формированию фонематического слуха

через знакомство с неречевыми звуками детей с нарушением зрения

Составила воспитатель Денисова А.Н.

Возраст детей

Занятие ЗКР с неречевыми звуками

Упражнения

(как часть занятия)

Игры вне занятий

Средняя группа

Где спряталась мышка?

Что мышонку на обед?

Где копошится мышка?

В гостях у хомячка.

1 – 6 упражнение

Вода-водичка

Солнце или дождик?

Большой или маленький

Угадай, что делают?

Послушаем звуки!

Кто кричит?

Звуки дома

«Найди, что тикает»

Кто больше звуков услышит?

Погремушки

Весёлый Петрушка

Шагаем и танцуем!

Мишка и зайчик

Маленький барабанщик

Старшая группа

Готовим яблочный пирог.

7 – 10 упражнение

Слушай звуки!

       Что слышно!

       Узнай что спряталось?

Медленно, быстро

Умные пальчики

Слышим звон и знаем, где он.

Поищи!

Где колокольчик?

Угадай, что делают

Ритмическое эхо.

Постучим, погремим!

Тук-тук!

Найди такую же коробочку

Звуки улицы

Маленький музыкант



Предварительный просмотр:

Где копошится мышка

Цель: запомнить характер шороха, соотносить их с материалом, составление простых распространённых предложений.

Звучит весёлая новогодняя музыка, наступает новый год, что он детям принесёт

Д-радость, веселье, подарки.

Посмотрите дети – возле ёлочки сидит грустный мышонок. Здравствуй мышонок, что случилось?

М –я приготовил подарки моим друзьям к новому году, но не знаю, во что их завернуть, чтобы было красив и материал в который подарки будут завёрнуты не пугал друзей мышат.

Этой беде мы можем помочь мышонку. У нас на столе в коробках лежит различная бумага для завёртывания подарков. В этой коробочке лежит газета, возьмите в руки газету, какая она на ощупь – тонкая, что с ней можно сделать.

- смять, согнуть, помять, завернуть, скрутить.

 Что мы слышим, когда сворачиваем газету – шуршание.

Испугаются мышата, если его услышат. В следующей коробке лежит новогодний пакет из фольги.

 Из чего сделан пакет? Из фольги,

 вам он нравиться, - да,

а тебе мышонок – да!

 Почему нравиться – он яркий, блестящий, красивый, новогодний.

Возьмите все по пакетику.

Какой он на ощупь? – гладкий.

Легко ли он рвётся? – нет, он плотнее, прочнее газеты.

А сейчас сомните, согните его, что слышите? - Громкое шуршание.

Подойдёт этот новогодний пакет мышонку? – нет, мышата испугаются громкого шуршания.

Здесь лежат полиэтиленовые пакеты, в них тоже можно положить подарки. Возьмите по пакетику.

Какие они на ощупь? – гладкие, мягкие.

Толстые или тонкие? – тонкие.

Посмотрите через плёнку, видно что-нибудь? – видно, значит они прозрачные.

Пакет тонкий, значит, быстро рвётся. Потяните пакет в разные стороны. Пакет эластичный, растягивается, сразу не рвётся.

Когда мы рассматривали пакет, был ли слышен какой- та звук?- тихое шуршание.

Подойдет он нашему мышонку- нет.

А вот здесь лежат салфетки.

Возьмите все по одной салфетке.

Чем они отличаются друг от друга.

Алена, скажи, какого цвета салфетка у жени?

У кого еще есть розовые салфетки?

Женя, какого цвета салфетка у Арсения?- зеленая.

Сколько зелёных салфеток, сосчитайте глазками.

Какая салфетка на ощупь?- шершавая, мягкая.

Если порвать - легко рвется.

А сейчас подуйте на салфеточку, сомните её, что слышите?- тихий, глухой, слабый шорох.

Как вы думаете, какой из этих оберточных материалов подойдет мышонку?- салфетка.

Почему?- самый слабый, тихий звук.

А я знаю, как поиграть с салфетками.

Физ. Мин. Игра «найди пару».

(под веселую новогоднюю мелодию дети танцуют, под конец музыки находят пару под цвет салфетки)

давайте еще раз вспомним оберточный материал.

Что это? Газета

Что слышим, когда мнем?- шуршание.

Что это?- фольга.

Что слышим, когда мнем?- громкое шуршание.

Что это?- полиэтиленовый пакет.

Что слышим, когда мнем?- тихое шуршание.

Что это?- бумажные салфетки.

Что слышим когда мнем?- глухое, слабое шуршание.

А сейчас  поиграем с мышонком в игру угадай где копошится мышонок. (мышонок копошится по очереди в разном обёрточном материале, дети угадывают)

А сейчас поиграем в игру, что вначале, что потом.

Какой упаковочный материал, было сложнее всех  услышать? – салфетки.

Мышонок, мы тебе помогли, во что завернуть новогодние подарки?- да, вы мне очень помогли спасибо. До свидания.

Мы сегодня с вами на занятии  научились различать шуршание разного обёрточного материала.

Молодцы, вы оказались настоящими друзьями, выручили мышонка в трудную минуту.



Предварительный просмотр:

В гостях у хомячка

Дети, угадайте, кто к нам пришел в гости на занятие?

- маленький рост, длинный хвост, серенькая шубка, остренькие зубки.

- правильно - мышонок

- что умеет делать мышонок? (бегать, скрестись, пищать…)

дидактическая игра. Что делает мышка? (за ширмой скребётся, пищит, бегает)

-как узнали

-услышали ушами

наш мышонок очень любит гулять, ходить в гости к друзьям.

-Вы любите одни ходить гулять?

-А что надо делать, чтобы не заблудится и вернуться домой? (запоминать дорогу)

дорогу можно запомнить глазами могут помочь и уши.

- хотите узнать, как уши помогли мышонку найти дорогу к своей норке?

- мышонок пошёл в гости к хомячку, сначала он бежал по камушкам, закройте глазки, послушайте, что слышите?(громкий стук)

-найдите на столе камушки,... Какие камушки на ощупь? (твёрдые, гладкие)

-сравните камушки друг у друга, чем они отличаются?

-Аня, расскажи, какой камушек у жени?

-постучите большими камушками, сейчас маленькими, у каких звук громче? (большие стучат громче, маленькие тише)

потом мышонок побежал по железному мостику, что слышите? (звонкий звук).

 дальше дорожка шла по деревянному гратуару, что услышали? (глухой звук)

Найдите на столе деревянную палочку и железную, чем похожи? (твердые и не гнутся)

Чем отличаются? ( дерево теплее, железо холоднее, железо тверже, дерево мягче, можно забить гвоздик, железо тяжелее, тонет в воде, дерево не тонет)(опыты с гвоздиком и с водой)

Вот и домик хомячка виден, а у домика коврик из сухих листьев, бежит мышонок, шуршат листики.

Что слышите? (шуршание)

Взяли листики в руки, тонкие они, или толстые?если согнуть, что случится?(тонкие, хрупкие, ломаются)

 Вот и хомячок… здравствуй хомячок

Физк.мин. Хомка хомка хомячок, полосатенький зверек, хомка рано встает, зубы чистит, воду пьет, подметает чисто хатку и выходит на зарядку. 12345 хомка хочет сильным стать

Хомка любит играть на музыкальных инструментах, узнайте на каком музыкальном инструменте играет хомка( барабан)-стучит. Бубен-звенит. Металлофон- поёт

Пора мышонку возвращаться домой, до свиданья хомячок.

Когда мышонок выдет из дома хомячка, что будет под ногами(листики)

-какой звук услышите? (шуршание)

после сухих листочков где побежит мышонок? (По деревянному гратуару), какой звук будет? (глухой)

что дальше? (железный мостик) что услышали? (звонкий звук)

у самого дома мышонка, что лежит? Камушки. Что услышали? Постукивание

а сейчас закройте глазки и узнайте, правильно ли выбрал дорогу мышонок на слух(листики, камушки, железо, досочки)(лист, досочки, железо, камушки)

мышонку было интересно с вами играть, вот он и дома в норке

трудно было мышонку помогать найти дорогу домой?

Молодцы. Вы были внимательные

Что научились сегодня делать?(слушать и называть звуки)



Предварительный просмотр:

Что мышонку на обед?

Послушайте и назовите неправильное слово и замените его нужным словом

«На волке сметана,  творог, молоко

И рад бы поесть, да достать не легко» (дети находят неправильное слово).

Как можно назвать одним словом – сметана творог, молоко (продукты).

А что любите кушать вы?

А что нужно обязательно делать перед едой? (мыто руки)

Давайте их вымоем

Что слышим, когда потираем ладошку о ладошку (шуршание)

А сейчас давайте съедим вкусную конфету (воспитатель показывает, а дети повторяют, имитируют, что едят конфету + мимика удовольствия)

Конфеты вкусные,- оближем губы (язык проводим от верхней губы от края до края, затем по нижней губе -должны получиться круговые движения) 3р.

Дети садятся за столы, на которых лежат на подносах калачи, семечки, капуста, манка в коробочке.

Нам в гости снова пришел мышонок. Здравствуй дружок! Он хочет рассказать, что у него было на обед и поиграть с вами.

На столе 4-е банки с продуктами. Что слышите? (громкий стук)- это калачи, как можно их еще назвать? (Сушки, баранки.)

Возьмите калачик. На что он похож? (на круг, кольцо).

Какой калач на ощупь? (гладкий)

Надкусите.( Твердый)

Приложите калачик к калачику, чтоб получилась 8-ка. А что нужно сделать, чтоб получились из калачиков очки. Посмотрите друг на друга в дырки

Погрыз мышонок калачик, поточил об него зубки. И прыгнул в другую банку. Что слышите? (шуршание)

А сейчас? (пощелкивание)

Там лежат семечки

Возьмите в руки семечки.

Какие они по величине, по цвету, на ощупь? (твердые, черные, ребристые)

Одинаковы ли кончики у семечек? Один острый, один тупой

На что похожи семечки? На треугольник

Раскусите семечку, что слышно? Щелчок

Щёлкает мышоночек семечки, вкусно.

Что делает мышонок с семечками- щелкает.

Поел семечек- полез в другую банку.

Что слышите- тихий шорох. Там оказалась манная крупа.

Пододвиньте к себе коробочки с манной крупой. Поводите по ней пальчиком, какая манка на ощупь? (мягкая). Если ей взять в щепотку и уронить обратно в коробку, что с ней будет? Она рассыпится.

Значит, какая манка? (рассыпчатая)

Крупа крупная или мелкая?

На что похожа манка? На песок.

На ней можно рисовать пальчиком. Нарисуйте мышонка, вот так.

Испачкался мышонок в манке, отряхнулся, и залез в последнюю банку.

И захрустел капустой.

Возьмите и попробуйте капусту.

Послушайте друг друга. Когда едим капусту, что слышим?(хруст)

Согните листик у капусты, он сгибается, значит он твердый или мягкий?

Листик можно порвать или отломить.

Похрустел мышонок капустой, очень она ему понравилась. И  решил её заготовить впрок. Поможем мышонку.

Физ. Минут. Дети встают в круг. Имитируют сова в движения.

«мы капусту рубим,

 мы морковку трём трем,

мы капусту солим солим,

мы капусту мнем мнем»

помогли мышонку, спасибо.

А сейчас вспомните, какой звук слышали, когда мышонок прыгнул в банку с калачами- громкий стук.

Когда в банку с семечками- громкое шуршание и пощелкивание.

Когда прыгнул в манку? Тихое шуршание

Когда прыгнул в банку с капустой, что услышали? Хруст

А сейчас поиграем - угадай что ест мышонок?

Закройте глаза и слушайте

Ответы детей:

Я услышал громкое шуршание, пощелкивание- это семечки

Ест капусту- слышен хруст.

Залез в банку с манкой, слышу тихое шуршание

Слышу громкий стук- это калачи.

А сейчас поиграем в другую игру, «что вначале, что потом»

Послушайте и запомните в какую баночку мышонок залез сначала, в какую потом

Разложите продукты на подносике по порядку

Проверьте друг у друга, есть ли ошибки?

1-ый: сушка, капуста, манка

2-ой: капуста, сушки, семечки, манка

почему Женя ты так разложил продукты?

Я услышал сначала громкий стук калачиков, потом хруст капусты, потом тыхое шуршание манки.

Молодцы дети, вы были очень внимательны, ушки хорошо слышали.

Мышонок с удовольствием с вами поиграл и сытно поел

Мышонок прощается с вами и отправляется после обеда отдыхать

До свиданья мышонок, приходи к нам еще

И у нас занятие закончилось

Что было трудно? Что понравилось?

Какие новые звуки научились различать- хруст, пощелкивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы по развитию фонематического слуха через систему игр и игровых упражнений.

В плане представлены этапы формирования фонематического восприятия:Узнавание и различение неречевых звуковРазвитие речевого слуха.Различение одинаковых звукокомплексов по высоте,силе,тембру.Развитие ф...

Поэтапное планирование подгрупповой работы по формированию фонематического слуха и восприятия, навыков звукового анализа.

Планирование подгрупповой работы по формированию фонематического слуха и             ...

Формирование фонематического слуха через игру

Развитие фонематического слуха  имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основ...

Формирование социальной адаптации детей с нарушением зрения к окружающему миру через знакомство с неречевыми звуками

Для детей с нарушением зрения большое значение имеет развитие и использование слухового анализатора, который при отсутствии зрения является одним из главных в компенсаторной системе.Необходимо целенап...

Перспективный план работы по развитию фонематического слуха у дошкольников в совместной деятельности взрослого и детей.

Перспективный план работы по развитию фонематического слуха у дошкольников в совместной деятельности взрослого и детей....

Перспективный план работы по формированию фонематических процессов у детей с ОНР через систему специальных игр и игровых упражнений.

Этапы работыЗадачиНазвание игрыЦельОборудование1узнавание и различение неречевых звуков«Скажи, что ты слышишь»Развитие слухового вниманияЗвуки окружающего мира (шорох листвы, щебет птиц..)...

Перспективный план работы по взаимодействию с семьями воспитанников в старшей группе №1 детей с нарушением зрения на 2019 – 2020 учебный год

План взаимодействия с семьями воспитанников обеспечивает целостный, комплексный, дифференцированный и регулируемый процесс партнерской работы педагогов и родителей в целях всестороннего развития каждо...