Групповой детский исследовательский проект "Домашнее экспериментирование с молоком. "
проект (старшая группа) на тему

Паспорт проекта:

Вид проекта: исследовательский, детский с участием родителей.

Тема проекта: "Домашнее экспериментирование с молоком"

Цели проекта:

1. Формирование предпосылок поисковой деятельности,

интеллектуальной инициативы.

2. Развитие умения определять возможные методы решения

проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Задачи проекта:

1. Через исследовательскую деятельность (опыты),

информативно - поисковую деятельность заложить основы знаний

о здоровом питании, о витаминной ценности молока и влиянии его

на состояние здоровья.

2. Пополнить знания детей о разнообразии молочных продуктов и

способе  их приготовления в домашних условиях.

3. Развивать познавательный интерес к окружающему,

развивать мыслительную активность воображения, умение делиться

с окружающими людьми приобретенным опытом.

Образовательная область: познавательное развитие детей.

Продолжительность проекта: Долгосрочный: 1 месяц.

Участники проекта:

Дети старшей группы, родители, воспитатель, старшая медицинская сестра.

Актуальность темы:

Интеллектуально - личностное развитие детей зависит от уровня их

познавательной активности. Проблема заключается в том, что у многих

детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только

при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых.

 Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом

уровне, но это стремление нужно повышать, развивать, пробуждать.

Образовательные учреждения зачастую эту тягу к познанию мира

притупляют, потчуя детей "замороженными идеями»,и , вместо того, чтобы

творить, дети вынуждены изучать готовые сведения и отчеты о том, как

познавали мир другие люди. Поэтому педагогам необходимо выбирать

более эффективные средства воспитания и обучения на основе современных

методов и новых интегративных технологий, чтобы не притуплять, а повышать познавательный интерес детей. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично экспериментировать, исследовать, проявлять творчество и самостоятельность под умелым педагогическим руководством воспитателя, который будет направлять ребенка, а не подменять.

   Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы

познавательной активности детей, является метод проектирования в старшем

дошкольном возрасте.

   Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она

помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, выполнять работу до положительного результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» с. Ездочное Белгородской области.

Групповой детский исследовательский проект

"Домашнее экспериментирование с молоком. "

                                                                           Воспитатель: Ковердяева М.З.

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать, и я научусь!

Конфуций.

Групповой детский исследовательский проект

"Домашнее экспериментирование с молоком. "

Руководитель проекта:

воспитатель Ковердяева М.З.

Паспорт проекта:

Вид проекта: исследовательский, детский с участием родителей.

Тема проекта: "Домашнее экспериментирование с молоком"

Цели проекта:

1. Формирование предпосылок поисковой деятельности,

интеллектуальной инициативы.

2. Развитие умения определять возможные методы решения

проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Задачи проекта:

1. Через исследовательскую деятельность (опыты),

информативно - поисковую деятельность заложить основы знаний

о здоровом питании, о витаминной ценности молока и влиянии его

на состояние здоровья.

2. Пополнить знания детей о разнообразии молочных продуктов и

способе  их приготовления в домашних условиях.

3. Развивать познавательный интерес к окружающему,

развивать мыслительную активность воображения, умение делиться

с окружающими людьми приобретенным опытом.

Образовательная область: познавательное развитие детей.

Продолжительность проекта: Долгосрочный: 1 месяц.

Участники проекта:

Дети старшей группы, родители, воспитатель, старшая медицинская сестра.

Актуальность темы:

Интеллектуально - личностное развитие детей зависит от уровня их

познавательной активности. Проблема заключается в том, что у многих

детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только

при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых.

 Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом

уровне, но это стремление нужно повышать, развивать, пробуждать.

Образовательные учреждения зачастую эту тягу к познанию мира

притупляют, потчуя детей "замороженными идеями»,и , вместо того, чтобы

творить, дети вынуждены изучать готовые сведения и отчеты о том, как

познавали мир другие люди. Поэтому педагогам необходимо выбирать

более эффективные средства воспитания и обучения на основе современных

методов и новых интегративных технологий, чтобы не притуплять, а повышать познавательный интерес детей. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично экспериментировать, исследовать, проявлять творчество и самостоятельность под умелым педагогическим руководством воспитателя, который будет направлять ребенка, а не подменять.

   Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы

познавательной активности детей, является метод проектирования в старшем

дошкольном возрасте.

   Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она

помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, выполнять работу до положительного результата.

План реализации проекта:

1.Создать ситуацию для мотивации начала проекта.

2.Разделить детей на две рабочие группы:

- группу сбора информации;

- опытно - экспериментальную группу.

3. Каждому ребенку дать задание для обследования объекта исследования,

подключив к этой работе родителей.

4. Провести индивидуальные консультации для родителей по организации и

проведению опытов с молоком в домашних условиях. Провести индивидуальные беседы с детьми по предстоящей экспериментальной работе с молоком в домашних условиях.

5. Организовать групповую презентацию исследовательского проекта "Домашнее экспериментирование с молоком или "Я сделал открытие".

Ожидаемый результат:

1. Расширятся знания детей о разнообразии молочных продуктов, о ценности

молока и влиянии его на состояние здоровья.

2.Повысится познавательный интерес не только к молочному экспериментированию,

но и с другими продуктами питания. Разовьется тяга к домашнему экспериментированию

с продуктами.

4. Дети будут с удовольствием кушать молоко и молочные продукты.

5. Дети будут стремиться к здоровому образу жизни

Продукты проекта:

* Фотоматериалы.

* Видеоматериалы

* Описание опытов с молочными продуктами и результатами экспериментирования.

* Семейные стенгазеты "Я - исследователь!"

* Проектная папка.

Оборудование:

1. Молоко

2. Маслобойка бытовая

3. Сепаратор бытовой

4. Плитка электрическая

5. Мензурки

6. Наглядный и иллюстративный материал

7. Фланелеграф

8. Миксер

9. Посуда

Основные формы реализации проекта:

1.Опыты по изготовлению молочных продуктов: молочный коктейль,

сливки, бифидок, кефир, простокваша, варенец, масло, творог, сыр,

йогурт от опытнической группы.

2.Собранная информация о способах изготовления молочных продуктов,

исторические сведения и фольклор о молоке от информационной группы

исследователей.

3. Работа с фольклором

4. Презентация результатов экспериментирования с молоком.

Презентация результатов детского исследовательского

проекта "Домашнее экспериментирование с молоком"

Воспитатель. Наши ребята не очень любили молоко, пили без удовольствия, приходилось уговаривать. Я спросила ребят: " Вы же йогурт пьете с удовольствием. Почему же молоко не пьете?".

Ребята удивились: "Это же не одно и то же!" Я пояснила: "Йогурт - это продукт из молока".

И мы решили все узнать о молоке. Так родился исследовательский проект "Экспериментирование с молоком". Участники проекта: все дети нашей группы, родители, медсестра ДОУ, старший воспитатель ДОУ. Для начала мы решили выяснить, в чем польза молока и поручили это сделать информационной группе.

Ребенок. Я решила узнать о пользе молока у нашей медсестры. Она мне рассказала, что народная мудрость гласит:"В молоке - здоровье, в молоке - благо, в мясе - сила" Пейте, дети молоко- будете здоровы! В молоке есть витамины Ф и К (показывает модели витаминов)

Медсестра. Молоко - самая сбалансированная по всем компонентам пища не только для детей, но и для взрослых. Человеку жизненно необходимы не только конкретные продукты, а определенные комплексы пищевых веществ. Таким продуктом является молоко, куда входят все незаменимые для человека вещества в хорошо сбалансированном виде. Включение молочных продуктов в любой пищевой рацион повышает его полноценность, существенно изменяет качество пищи и способствует лучшему усвоению других веществ в пище. Витамины Ф и К есть во всех молочных продуктах : масле, сыре, твороге. Кальций(К) - для крепости костей. Фосфор (Ф) - регулирует работу нервной системы, укрепляет кости, устраняет усталость. Также в молоке содержится витамин Е, который предотвращает старение клеток и не дает развиваться раковым болезням. Витамин Д в молоке участвует в регуляции обмена кальция и фосфора. Витамин В-12 обеспечивает организм энергией, чтобы вы не были слабыми и вялыми, Витамин А необходим для нормального роста и развития организма, а также для зрения.

Ребенок 2. Я подготовил для вас проблемную задачу:

- Для опыта взяли двух новорожденных мышат, родных братьев (демонстрация картинок). Первого  звали Яковом, его кормили хлебом, мясом и молоком. Другого мышонка звали Филиппом, его кормили только хлебом и мясом. Братьев мышат взвешивали, следили за их здоровьем. Через полгода Яков вырос, стал крепким и сильным мышонком. А бедный Филипп был в 2 раза меньше своего брата, косточки у него были слабые, неправильной формы, он еле стоял на ногах.

Как вы думаете, почему? ( Предполагаемый ответ детей : "Филипп не получал молока и витаминов" )

Каких витаминов не хватало мышонку Филиппу? ( К,Ф,А,В-2,В-12,Е)

Как же ему помочь? Чем надо кормить Филиппа, чтобы поправить его здоровье? (Дети называют молочные продуты)

В магазин пойдет Вова и принесет продукты, в которых есть витамины К,Ф,А,В-2, В-12, Е, чтобы поправить здоровье Филиппа. Вова покупает нарисованные молочные продукты и приносит Филиппу.

Воспитатель. Почему в молоке так много важных витаминов исследовали ребята из группы сбора информации. ( Называет имена детей. Они выходят)

Ребята. Мы ходили в детскую библиотеку, чтобы узнать, почему в молоке так много витаминов. Но там нам не ответили на наш вопрос. Но дали книжку про корову, которая дает белое молоко. Мы прочитали ее и сразу догадались, откуда в молоке витамины. А вы догадаетесь? Посмотрите инсценировку из этой книги.( Надевают атрибут коровы и фуражку)

Инсценировка.

Автор. Как-то летом, в полвторого, точно вспомнить не могу

           Мише встретилась корова

           Возле речки на лугу.

 Миша. Вы корова?

Корова. Да, корова.

Миша. Я не ждал от Вас такого.

Корова. Очень мило, очень мило.

            Чем я вам не угодила?

Миша.   Вы цветы жуете летом,

            Но, однако же, при этом

            Мне цветного молока

            Не давали вы пока.

Автор. И ответила корова.

Корова. Ну и что же здесь такого?

             Вам цветное молоко?

             Это просто и легко.

             Принесу. Даю  вам слово.

Автор.   И пошла, пастись корова

             Не теряя ни минутки

             Возле речки, целый час

             Ела только незабудки,

             Чтобы выполнить заказ.

              Ела, ела, ела, ела,

              И сказала:

Корова.  Плохо дело,

              Ничего не помогла-

              Молоко белым-бело.

              Видно что-то здесь не так

              Надо кушать красный мак.

Автор.    Маку красного поела

              И вздохнула:

Корова. Плохо дело.

             Ничего не помогло-

             Молоко белым - бело.

Автор.   Опечалилась корова:

Корова.  "Я наверно не здорова.

             Не пойти ли мне к врачу,

             Я провериться хочу"

Автор.   Что ты, милая корова!

            Ты у нас вполне здорова.

            Никуда ты не ходи,

            Ты на Мишу погляди.

            Как у нашего Мишутки

            Глазки, словно незабудки,

            Золотистые кудряшки,

            Словно во поле ромашки,

            Щечки, словно маков цвет,

            Не Мишутка, а букет!

            Улыбается корова.

Корова. "В самом деле, я здорова?

            Мне приятно и легко.

            Я пошла по молоко.

Автор.   Вы догадались, почему в молоке столько много витаминов?

Ответ детей: Корова ест траву, цветы. В них много разных витаминов,

они передаются в коровье молоко.

Ведущий. Информационную группу исследователей мы послушали.

Спасибо за интересную презентацию умной и полезной информации,

которую вы нашли и представили всем детям. А теперь послушаем

опытническую группу.

Ребенок. Мы с мамой пили дома чай со сливками. Я спросил у нее:

" А что, сливки тоже дает корова?". Оказывается, корова дает

только молоко. А из молока можно сделать сливки, для этого

существует умная машина, которая разделяет молоко на сливки

и нежирное молоко (обрат). Если налить в сепаратор цельное

молоко и просепарировать, то в отдельную посуду польются

сливки, в другую - обрат ( нежирное молоко). А потом, с этими

сливками можно пить чай, кушать клубнику, макать в сливки оладушки.

                  Демонстрация сепарирования молока.

Ребенок. Мне поручили узнать, из чего и как изготавливают сливочное масло в домашних условиях. Сначала я узнал от мамы, что сначала из молока делают сливки. А потом эти сливки настаиваются несколько дней, густеют. Далее сливки сбивают в специальной маслобойке.( Показывает маслобойку)

Раньше в деревнях в каждом доме было несколько коров и обязательно домашняя бытовая маслобойка. А мы с мамой даже сумели сбить масло в обыкновенной стеклянной банке: сначала венчиком, потом ложкой. Потом свежее взбитое масло, намазывали на батон и ели. Очень вкусное масло из сливок.

Сейчас я буду здесь, на ваших глазах, сбивать из сливок масло. Масло называется сливочным, потому, что сбивается из сливок.

(Садится в сторонке и сбивает масло венчиком)

Ребенок. Мне поручили узнать, как делают молочный продукт простоквашу.

Оказывается, совсем не трудно. Я поставил цельное коровье молоко в тепло.

Оно простояло целый день, ночь и еще день. Я посмотрел, а оно закисло хлопьями.

Я помешал его ложкой, попробовал, а это - простокваша ( сама заквасилась).

Кефир остудил, добавил чуть сахара. Очень полезно пить простоквашу на ночь.

А если в нее добавить фрукты, варенье, сахар, то получится йогурт.

( Показывает свой продукт)

Ребенок. Я экспериментировал с топленым молоком. Топленое молоко - это кипяченое молоко. Мне мама вскипятила молоко, оно остыло. Я разделил его в две банки. В магазине я купил бифидок и варенец. В одну банку с остывшим молоком я добавил варенец, в другую - бифидок. размешал и поставил в тепло. Эти банки все стояли, стояли. А потом топленое молоко загустело. Это значит, что эксперимент готов. В этой банке получился варенец ( показывает), потому, что я сюда наливал закваску варенца. А в этой банке бифидок, потому, что сюда я добавил закваску бифидока. Я сравнил вкус магазинных продуктов и своего молочного продукта. Вкуснее мои продукты. На пакетиках написано, что в состав входят полезные молочные бактерии. Это они заквашивают топленое молоко и превращают в новые молочные продукты : бифидок и варенец. Эти молочные продукты очень полезны для желудка( для пищеварения).

Ребенок. Я экспериментировал с простоквашей. Оказывается, что , если простокваша простоит 1-2 дня, то из нее можно сделать творог. Мы с мамой это проделали дома, а теперь покажем вам. (Ставят  простоквашу на плитку, доводят до кипения и выключают.

Воспитатель.  А пока они варят творог, мы еще послушаем информационную группу.

Ребенок.  Я с бабушкой собирал полезные советы к молочным продуктам. Мы спрашивали у друзей, знакомых, и вот что выяснили. ( выступают внук и бабушка вместе)

Полезные советы к молочным продуктам.

1. Чтобы молочные продукты дольше не портились, их нужно держать в темноте.

2.Если перед кипячением молока добавить пол-ложечки сахара на 1 литр молока и вскипятить, затем, не накрывая молоко остудить, то такое молоко даже без холодильника не прокиснет 2-3 дня. Это мя проверили.

3. Кипятить молоко лучше в кастрюле с толстым дном, чтобы молоко не пригорело.

4. Молочные продукты быстро впитывают в себя посторонние запахи, поэтому их нельзя держать вблизи пахучих продуктов.

5. Если молоко пригорело, не размешивайте его. Сразу переливайте в другую посуду, чтобы не остался запах гари. Вкус пригорелого молока можно поправить, добавив в него немного соли. Залитое место убежавшего молока лучше прикрыть газетой, тогда запах пригорелого молока не распространится по всей кухне.

6. Если в сметану налить свежего молока, то она не свернется в супе. Мы проверили.

7. Горчица лучше сохраняется и не сохнет, если развести ее с молоком.

8. Если нет холодильника, сыр следует хранить завернутым в ткань, смоченную в соленой воде.

9. При приготовлении картофельного пюре лучше использовать горячее молоко. От холодного молока пюре приобретает серый цвет

Воспитатель. Давайте проверим, готово ли масло? ( Ребенок демонстрирует масло). Вопрос: Из чего он сбил масло? ( Из густых сливок)

Ребенок. Мне поручили узнать, из чего делают сыр. Мы с мамой ходили на молочный завод. Там нам показали, как делают сыр. Сыр делают из творога, добавляют туда масло, соду и варят,  потом сыр долго выстаивается, твердеет, поспевает. Я приготовил для вас бутерброды с сыром ( угощает)

Воспитатель. Давайте повторим, из чего делают сыр? ( Из творога). Давайте посмотрим, готов ли творог у Коли?

Ребенок. Мы варили простоквашу несколько минут и видим, что она свернулась в комочки. Значит, готово. Важно не переварить. Процедили через сито - это творог. А оставшаяся жидкость - сыворотка. Ее можно тоже употреблять в пищу: печь блины или делать окрошку.

Ребенок. Я проводила опыты с молоком и ягодой. Если в молоко добавить ягоды или варенье, а потом сбить миксером, то получится молочный коктейль. ( Делает коктейль с ягодой) Я назвала свой коктейль " Клубничная сказка". ( Разливает в стаканы, угощает)

Итог.

Воспитатель. Наши исследователи доказали, что из молока можно сделать много других молочных продуктов. Давайте поиграем в цепочку  молочных слов. Я начинаю : молоко... Дети продолжают: сливки, творог, молочный коктейль, сыр, масло, сыворотка, простокваша, бифидок, варенец, ряженка, кефир, йогурт. Молочные продукты вкусные и полезные. Кушайте их на здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой детский исследовательский проект "Воздух - невидимка"

исследовательская деятельность с участием родителей...

Исследовательский проект с участием родителей "Домашнее экспериментирование с молоком"

Цель работы заключаетс в формировании предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы и развитии умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и само...

Исследовательский проект «Полезно ли пить молоко?»

Молоко является полезным продуктом питания, особенно для растущего организма, если дети будут больше знать о ценности молока и молочных продуктов через собственную исследовательскую деятельность, то о...

Групповой детский исследовательский проект «Космические дали»

Вид проекта: творческий,  краткосрочный.   Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие,  художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное ра...

Групповой детский исследовательский проект - Дидактическая игра "Кубик"

Детям очень нравится игра, которую они сделали сами....

Детский исследовательский проект "Домашние любимцы!"

Детский исследовательский проект "Домашние любимцы!"...