«Заиграйте, мои гусли»
проект (старшая группа) на тему

Василенко Оксана Викторовна

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и образовательная деятельность, и кружковая работа, а также проведение праздников и развлечений - всё это носит большие возможности для творческого развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zaigrayte_moi_gusli.doc500 КБ

Предварительный просмотр:

МУНЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ «БЕЛОЧКА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  «ЗАИГРАЙТЕ, МОИ ГУСЛИ»

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

ВАСИЛЕНКО О.В.

ТАМБОВ, 2013

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ

детского сада «Белочка»

_____________/М.В.Кротова

                                                                                                               ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ЗАИГРАЙТЕ, МОИ ГУСЛИ»

Тема проекта: «Формирование музыкальной компетенции дошкольника  в процессе художественно – эстетического развития средствами музыкального фольклора».

Название проекта: «Заиграйте, мои гусли».

Разработчик проекта: музыкальный руководитель

Образовательная область: художественно- эстетическое развитие, музыка.

Области интеграции: художественно – эстетическая, познавательная, речевая, социально-коммуникативная.

Вид проекта: открытый (в контакте с семьей, учреждениями культуры), групповой, творческий, краткосрочный.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2013 г. – май 2014 г.

Участники проекта: Данный педагогический проект рассчитан на воспитанников групп оздоровительной направленности 5-7 лет, их родителей, воспитателей и специалистов МБДОУ детского сада присмотра и оздоровления «Белочка».

Актуальность проекта: В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и образовательная деятельность, и кружковая работа, а также проведение праздников и развлечений - всё это носит большие возможности для творческого развития дошкольников.

В художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольника значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре.

Всё это дает богатейший материал для подготовки и реализации проекта «Формирование музыкальной компетенции дошкольника  в процессе художественно – эстетического развития средствами музыкального фольклора».

Цель:    Удовлетворение эстетических потребностей детей, формирование  музыкальной компетентности, вкуса, расширение знаний о народной (фольклорной) музыке, творчестве композиторов - классиков, использующих в своём творчестве русскую народную  музыку. Актуализация представлений о жанрах русской народной песни, в частности о былинах, средствах музыкальной выразительности. Создание  условий для формирования музыкального мышления детей,  повышения уровня развития музыкальной культуры воспитанников, их родителей и воспитателей детского сада.

Задачи:

  • Обогащать духовный мир детей через приобщение к истокам  русской народной культуры.
  • Обеспечить полноценное музыкальное развитие каждому ребёнку с учётом его индивидуальных возможностей, способствовать формированию исполнительских и творческих навыков, общих знаний о русском народном творчестве.
  • Целенаправленно формировать знания детей о русской народной музыке и её особенностях,  музыкальных жанрах, средствах музыкальной выразительности, взаимосвязи видов искусства.
  • Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях, о былине, о былинных героях.
  • Развивать музыкальные способности воспитанников, эмоциональную сферу, вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
  • Создавать условия для формирования музыкальной компетентности, мышления детей,  повышения их музыкальной культуры, уровня развития.
  • Обеспечить интеграцию формальных и неформальных форм дошкольного образования, обеспечивающих привлечение ресурсов семьи к реализации данного.

Объект: Музыкально-художественная деятельность детей дошкольного возраста, развивающая система музыкального образования, процесс сотрудничества педагогов, воспитанников и родителей в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

Предмет:  Процесс обучения, формы, методы развития музыкальной компетентности   детей,   сотрудничество воспитателей, воспитанников и их родителей в музыкально-художественной деятельности.

Гипотеза: Организационно-педагогическая работа музыкальной  деятельности   носит системный и комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольника, осуществляется  повседневно в группах детского сада, в музыкальных гостиных, кружках,  в домашней   самостоятельной деятельности. Дошкольник духовно развит, музыкально компетентен. Родители воспитанников активно включаются в процесс привития музыкального вкуса у детей, воспитанию русских культурных традиций. Реализована модель музыкального образования.

Практическая значимость:  Повышение качества образовательного процесса,  уровня основ музыкальной компетентности  ребёнка. Формирование  системы музыкального образования детей,   предметно-развивающей среды, методического обеспечения для развития  детской музыкальной деятельности. Приобщение родителей к воспитанию у детей русских культурных традиций.

Этапы развития проекта:

1 этап. Подготовительный.

  1. Обсуждение целей и задач проекта;
  2. Оценка возможностей  и ресурсов в рамках реализации Проекта;
  3. Распределение материала на блоки, составление плана работы.
  4. Изучение компетентности родителей по теме проекта

2 этап. Основной этап.

  1. Планирование работы с воспитанниками, воспитателями.
  2. Создание условий для реализации проекта: подбор репертуара, соответствующего возрастной категории и выбранному направлению проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам
  3. Пропаганда знаний о влиянии русской народной музыки на развитие ребёнка для родителей воспитанников.
  4. Создание базы данных о народных коллективах страны, города и области: государственном русском народном хоре им. Пятницкого, государственном ансамбле песни и танца Тамбовской области «Ивушка», ансамбле «Россияне», ансамбле песни и танца «Тамбовчата»;.
  5. Активное включение русской народной музыки  в непосредственно образовательную деятельность в художественно – эстетическом развитии;
  6. Исполнение русских народных песен, былин в совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей в течение дня, в семьях воспитанников;
  7. Совместная хоровая деятельность педагогов и воспитанников в рамках дополнительного образования;
  8. Оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.
  9. Проведение открытых мероприятий на базе МБДОУ детского сада «Белочка»

3 этап. Заключительный.

  1. Мониторинг результатов проектной деятельности.
  2. Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.
  3. Презентация проекта «Народный фольклор в детском саду».

Ожидаемы результаты реализации проекта:

1.     Созданы  условия, направленные на формирование музыкальной компетенции    детей в процессе изучения русского народного песенного творчества.

 2.      Сформирована музыкальная компетентность  дошкольника: сформирован запас музыкальных впечатлений. Ребёнок охотно слушает народную музыку и говорит о ней.  Имеет представление о жанрах русской народной песни – былинах,   хороводных, плясовых, солдатских, частушках, лирических, трудовых, песнях о природе, родном крае, Родине, колыбельных, игровых, колядках, масленичных. Самостоятельно определяет жанровую принадлежность произведения (песня, танец, марш). Знает состав оркестра русских народных инструментов. Выделяет тембры солирующих музыкальных инструментов в оркестре, музицирует на народных музыкальных инструментах

3.     Организована  работа «Музыкальной гостиной» по восприятию русской народной музыки и знакомству с использованием русского фольклора в творчестве композиторов-классиков.

4.     Организована  работа хорового кружка «Звуки здоровья».

5.     Определены формы работы с педагогами и родителями по музыкальному развитию дошкольников в данном направлении. 

Поэтапно – творческий план музыкального руководителя Василенко О.В. МБДОУ детского сада присмотра и оздоровления «Белочка» на 2013-2014 учебный год

по реализации проекта

«Формирование музыкальной компетенции дошкольника  в процессе художественного- эстетического развития средствами музыкального фольклора».

месяц

воспитанники

педагоги

родители

оборудование

1

2

3

4

5

Сентябрь

Мониторинг определения уровня знаний и умений воспитанников

Октябрь

«Осенняя ярмарка», «Капустный хоровод».

Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.

Помощь в проведении утренников.

Оформление   русской избы, деревянные ложки, дудочка, балалайка, коромысло с ведерками.

Ноябрь

«Мама – солнышко моё»

Воспитание детей на принципах традиционной народной культуры как высоконравственного наследия.

Участие в проведении концертной программы.

Атрибуты, костюмы.

Декабрь

«Новый год в гостях у сказки о царе Салтане…»

Раскрыть значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа.

Совместное чтение с детьми «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина

Декорации, атрибуты.

Январь

Музыкальная гостиная «Музыкальная живопись сказок и былин».

Целенаправленно формировать знания детей о русской народной музыке и её особенностях,  музыкальных жанрах, средствах музыкальной выразительности, взаимосвязи видов искусства

-

Музыкальный материал, презентация на тему «Богатырская тема в искусстве»

Февраль

Театрализованное представление «Широкая Масленица»

Подготовка костюмов и чучела Масленицы

-

Народные костюмы, атрибуты, блины, самовар, чай, скатерть.

Открытый показ музыкально – хореографической постановки «Сказание о чудесах земли русской»

Обогащать духовный мир детей через приобщение к истокам  русской народной культуры

Помощь в изготовлении костюмов

Атрибуты, костюмы, декорации,

Март

Фольклорный праздник «Живи, моя Русь и душа».

Развивать навыки восприятия народных  традиций,  творчества,  музыки,  игр, через отражение их содержания

Участие в утренниках

Ширма  с изображением  русской избы.

Предметы деревенского двора и быта, кухонная утварь. Русские народные   детские музыкальные инструменты, народные костюмы.

Апрель

Городской конкурс детского творчества «Искорки Тамбовщины»

Накопление  эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений.

Участие в подготовке конкурса «Искорки Тамбовщины»

Костюмы, фонограммы песен.

Май

«Этих дней не смолкнет слава…»

Формировать патриотические чувства, представление о героизме на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины

Помощь в проведению экскурсии к местам боевой славы.

Флажки, бумажные голуби, разноцветные ленточки, игрушки, синие платочки, фронтовое письмо.

Июнь

Мониторинг результатов проектной деятельности, уровня освоения знаний и умений.

Демонстрация опыта на педагогическом совете, участие во всероссийском конкурсе педагогического творчества.

Обобщение опыта.

-

Презентация, подготовленный материал, фотографии, видеоматериал.

Репертуар:

Для слушания:

  1. М.П.Мусоргский. «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки»;
  2. А.П. Бородин. Симфония № 2 си минор «Богатырская»:
    - Часть I. Allegro;
    - Часть IV. Finale. Allegro.
  3. Н.А.Римский – Корсаков. Опера «Садко»:

- Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки»;

- Песня Садко «Ой, ты тёмная дубравушка»;

- Хор «Высота ли, высота поднебесная»;

- «Колыбельная Волховы»;

  1. Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»:

- Хор «Прощай, Масленица»;

- Третья песня Леля;

  1. М.П.Мусоргский. Опера «Хованщина».                                                             Вступление «Рассвет на Москве – реке»;
  2. Н.А.Римский –Корсаков. Опера «Сказка о Царе Салтане».

«Три чуда»;

  1. М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин». Финал. Хор «Славься»;
  2. М.И.Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Вторая песня Баяна;
  3. «Былина о Добрыне Никитиче»;
  4. «Былинный напев сказителей Рябининых»;
  5. «Грушица» р.н.п.;
  6. «Берёзка» русский хоровод;
  7. «Калинка» р.н.п.;
  8. «Полянка» русский народный наигрыш;
  9. «Во кузнице» р.н.п.;
  10. «Как под яблонькой» р.н.п.;
  11. «Былинные наигрыши»;
  12. «Светит месяц» р.н.п.;
  13. «Приходила коляда накануне Рождества» р.н.п.;
  14. «Масленая погорела» р.н.п.;
  15. «Ой, масленая недалече» р.н.п.;
  16. «Ой, жаворонки, жаворонушки» р.н.п.;
  17. «А мы масленую дожидаем» р.н.п.;
  18. «Милый мой хоровод» р.н.п.;
  19. «Ах вы, сени, мои сени» р.н.п.;
  20. «У нас нынче субботея» р.н.п.;
  21. «Поехал наш батюшка на базар» р.н.п.

Для исполнения:

  1. «Былина о Добрыне Никитиче»;
  2. «Бай, качи –качи» р.н.п.;
  3. «Солдатушки, бравы ребятушки» р.н.п.
  4. «Белолица, круглолица» р.н.п.;
  5. «Плетень» муз. В.Калинникова, сл. народные;
  6. «Ах ты, берёза» р.н.п.;
  7. «Светит месяц» р.н.п.;
  8. «Ой, хмель мой, хмель» р.н.п.;
  9. «Земелюшка – чернозём» р.н.п.;
  10.  «Сею, вею снежок» русская народная календарная песня;
  11.  «Валенки» р.н.п.;
  12. «Ой, ты, зимушка-сударушка» р.н.п.;
  13.  «Здравствуй, гостья – зима» р.н.п.;
  14.  «Щедрик – ведрик» р.н.п.;
  15.  «Блины» р.н.п.;
  16.  «Как на тоненький ледок» р.н.п.;
  17.  «Я на горку шла» р.н.п.;
  18. «Как вставала я ранёшенько» р.н.п.;
  19. «Ой, кулики, жаворонушки» р.н.п.;
  20.  «На горе-то калина» р.н.п.;
  21.  «Как пошли наши подружки» р.н.п.;
  22. «Русская изба» муз. Е.Птичкина, сл. М.Пляцковского;
  23.  «Здравствуй, Родина моя» муз. Ю.Чичкова, сл.К.Ибряева
  24.  «Моя Россия» муз. Г.Струве;
  25.  «Родные места» муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского 
  26. «Величальная песня» муз. А.Ермолова;
  27.  «Свирель да рожок» муз. Ю.Чичкова;
  28.  «Всё, что сердцу дорого» муз. Ю.Чичкова, сл. М.Пляцковского;
  29.  «Россия – ты моя звезда» муз. Ю.Таран;
  30.  «Родина ясноглазая» муз. В.Шаинского, сл. М.Ножкина.

Используемые информационные ресурсы

(список литературы, интернет ресурсы, издания на CD – дисках):

  1. И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева. Программа музыкального воспитания «Ладушки», Санкт – Петербург, «Композитор», 2008 г.
  2. И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева. «Как у наших у ворот», Русские народные песни в детском саду, Санкт – Петербург, «Композитор», 2003 г.
  3. Бударина.Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С.-Петербург,1998.
  4. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход И.В.Штанько. ТЦ. 2007
  5. Дошкольная педагогика, 5-е изд-е . С.Л.Козлова., Т.А.Куликова, Москва, Академия.,2004
  6. Князева.О.Л., Маханёва.М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С.Петербург.1998
  7. Картушина М.Ю.Русские народные праздники в детском саду. М.,2006
  8. Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание № 5/1993
  9. Калинина Р.Р.Программа творческо-эстетического развития ребёнка. С.-Петербург, 2002
  10. Воспитание искусством в детском саду . Интегрированный подход И.В.Штанько. ТЦ. 2007
  11. Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание №5.1993
  12. Остроух Г.А. Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание №9. 1994
  13.  Смирнов С. «Педагогика», Издательский центр, Академия 1998
  14. Старикова К.Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. общества 1994
  15. Тихонова.М.В. Красна изба.С-Петербург.2000.
  16.   http://nsportal.ru
  17.   http://muzruk57.jimdo.com/?logout=1
  18.   http://muzruk.if.ua/
  19.    http://www.maam.ru
  20.   http://www.musical-sad.ru
  21.   http://www.o-detstve.ru
  22.   http://chayca1.narod.ru/
  23.   http://myzryk.forum2x2.ru
  24.   http://possum.ru
  25.   http://pochemu4ka.ru
  26.   http://razum.myinsales.ru
  27.  СD – диск «Как у наших у ворот» -  русские народные песни в детском саду. Библиотека программы «Ладушки»;
  28.  СD – диск «Масленица – полизуха» народные песни для детей.   Составитель О.Лыков;
  29.   CD - диск «Коляда – моляда». Народные колядки, Рождественские, Новогодние песни и игры;
  30.   CD – диск «Народные песни и игры для детей»;
  31.   CD – диск «Во поле берёзка стояла». Музыка и песни для                     дошкольников. Выпуск 5.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья об обучении дошкольников игре на балалайке "Заиграй-ка, балалайка"

статья о кружке в детском саду "Весёлая балалайка"...

Проект "Балалайка, балалайка - веселее заиграй-ка"

Краткосрочный проект  "Балалайка, балалайка - веселее заиграй-ка"...

Проект "Балалайка, балалайка - веселее заиграй - ка"

Краткосрочный проект "Балалайка, балалайка- веселее заиграй-ка"...

«Мой курай, зазвени, заиграй Всеми красками звонкого мира…»

Сценарий мероприятия на тему:  «Мой курай, зазвени, заиграй Всеми красками звонкого мира…»(для детей старшего дошкольного возраста)...

Празднично игровое мероприятие "Солнышко лучистое заиграло весело"

Игра - это, прежде всего отдых,  способ радостного общения детей. Игра так же является ведущим условием личностного развития ребёнка....

Беседа «Апрель - зажги снега, заиграй овражки» ( апрель-снегогон)

Цель: познакомить с нароным названием месяца, народными приметами...

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста"Заиграй, свирель"

Обучение старших дошкольников игре на свирели -это прекрасная возможность приобщения детей к народным истокам,традициям и обычаям нашего народа. Дети испытывают  огромную  потребность в само...