Игры и упражнения по лексической теме "Дикие животные"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Подборка материалов по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением речи по лексической теме "Дикие животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_nashikh_lesov.docx42.82 КБ

Предварительный просмотр:

                            Животные наших лесов

Мамынова Галина Константиновна МАДОУ д/c №41

         Развитие артикуляционного и дыхательного аппарата.

Упражнения для щек и губ:

  • «Зайчик». Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
  • «Сердитый волк». Нижнюю губу прикусить верхними зубами.
  • «Сердитая рысь». Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.
  • «Лосенок сосет молочко и чмокает». Всасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье).
  • «Ежик фыркает» Вибрация губ.

Упражнения для укрепления мышц языка:

  • «Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках».

Открывать и закрывать рот, не опуская язык.

  • «Белочка цокает». Щелкать языком, изменяя форму рта.

Издавать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.

  • «Мишка слизывает мед». Облизать сначала только верхнюю губу ( язык «чашечкой»),

Затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

Медведь по лесу бродит.

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет.

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

А пчелы налетают,

Медведя прогоняют.        

                        И. Лопухина

  • Упражнение «Медведь отмахивается от пчел» (для мышц шеи).

Круговые повороты головой.

  • Упражнение «Бобры пилят дерево» (для жевательно-артикуляционных мышц).

Круговое движение нижней челюсти.

  • Упражнения дыхательной гимнастики:

«Ежики принюхиваются».

«Волк воет»: «У-у-у-у-у-у». (Произносить тихо на вдохе и на выдохе).

 Массаж «Лиса» (дети выполняют массажные движения в соответствии с текстом).

 Утром Лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась.

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

(Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.)

А потом ладошкой

Пошлепала немножко.

Стала гладить ручки, ножки

И бока совсем немножко.

Ну, красавица-Лиса!

До чего же хороша!

(Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину.)

Медведь по лесу бродит.

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет.

        

                    Развитие общей и мелкой моторики.

  • «Белка» (пальчиковая гимнастика).

Скачет белка – шалунишка,                 «Бегают» пальчиками по столу.

Рвет с сосновых веток шишки,            Сжимают поочередно пальцы в  

                                                              пучок.

Лапками сжимает ловко                       Поочередное сжимание в кулак  

                                                              пальцев.

И несет в свою кладовку.                    «Бегают» пальчиками по столу.

  • «Ира и еж»:

Ира просит: «Ежик, еж,                     Дети двумя ладонями подзывают

                                                             жестом к себе

Ты мне платьице сошьешь?»              Имитируют движение иглы

Еж ответил из под елки:                     Кулачок правой руки прижать к

                                                            левой ладони                                          

«Ниток нет – одни иголки!».             Большие пальцы обеих рук  

                                                            соединить. Остальные пальцы

                                                            левой руки раздвинуть

  • «Белочка»:

Сидит белка на тележке,                   Хлопают ладонями и ударяют

                                                            кулаками                                                                           

Продает она орешки:                         друг о друга попеременно.

Лисичке-сестричке,                            Загибают  по одному пальцы,

                                                            начиная с большого   

воробью, синичке,                        

Мишке толстопятому,                       Ритмично хлопают ладонями

Заиньке усатому –                            и ударяют кулаками.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку    

  • «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом                       Дети загибают пальцы на

Есть нора – надежный дом.             обеих  руках: по одному

Не страшны зимой метели              пальцу на каждое двустишие   

Белочке в дупле на ели,                   

Под кустами еж колючий                

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры                 Удары ладонями и кулачками

Хатки делают бобры.                      поочередно

Спит в берлоге косолапый, 

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом                                

Всем тепло, уютно в нем.                            

  • «Зоопарк» 

Расчертить в клетку 2*2см лист бумаги. Ребенок ходит указательным и средним палицами, как ножками, по клеткам, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении «ходить» одной, другой, обеими руками.

 В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили,

И смотрели всех подряд –

Медвежат, волчат, бобрят.

  • «Звери зимой» 

Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и кончая мизинцем. В обратном направлении – от мизинца к указательному. Сначала ребенок соединяет пальчики одной руки, потом – другой (на ударные слоги):

Еж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год (смена рук).

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдешь в лесу.

Чистоговорки:

Ду-ду-ду – по тропинке я иду

Ды-ды-ды – вижу на снегу следы

Де-де-де – лесные звери где?

Ди – ди –ди – я их вижу впереди.

Са-са-са – вот лиса.

Су-су-су – нора лисы в лесу.

Су-су-су – мы видели лису.

Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы.

Оси-оси – по лесу ходят лоси.

Стам-стам – бегут лоси по кустам.

Сей-сей-сей – мы видели лосей.

Сиха-сиха – есть траву лосиха.

Сенок-сенок – у лосихи есть лосенок.

Сы-чи-сы – мчится заяц от лисы.

Са-ча-са – чуть не съела зайчика лиса.

Сты-сты-сты – зайчик прыг через кусты.

Стах-стах-стах – скрылся заинька в кустах.

Лень-лень – вот олень.

Леня-леня-леня – мы видели оленя.

Леня-леня-леня – рога есть у оленя.

Лень-лень-лень – быстро бегает олень.

Лени-лени-лени – быстроногие олени.

Жи-жи-жи – в лесу живут ежи.

Жа-жа-жа – мы видели ежа.

Жа-жа-жа – иголки у ежа.

Жа-жа-жа – поймали мы ежа.

Жа-жа-жа – принесли домой ежа.

Жу-жу-жу – молока дадим ежу.

Ло-ло-ло – есть у белочки дупло.

Ло-ло-ло – дятел выдолбил дупло.

Ле-ле-ле – тепло белочки в дупле.  

Загадки.

Комочек пуха,                                                             Веток хруст в лесу

Длинное ухо,                                                               То тут, то там.

Прыгает ловко,                                                            Ищет жёлуди...

Любит морковку.                                                         (Кабан)

(Заяц)

Кто по елкам ловко скачет                                        Есть на речках лесорубы

И взлетает на дубы?                                                   В серебристо-бурых шубах.

Кто в дупле орехи прячет,                                         Из деревьев, веток, глины

Сушит на зиму грибы?                                               Строят прочные плотины. 

(Белка)                                                                         (Бобры)

Много бед таят леса,                                                   Он зимой в берлоге спит,

Волк, медведь там и лиса.                                          Потихонечку храпит

Там зверек живет в тревоге,                                       А проснётся, ну реветь,

От беды уносит ноги.                                                  Как зовут его - …

Ну-ка, быстро отгадай-ка,                                           (Медведь)

Как зверек зовется? 

(Зайка)

Словно царскую корону,                                             Лежала под елками

Носит он свои рога.                                                      Подушечка с иголками.

Ест лишайник, мох зеленый.                                       Лежала, лежала,

Любит снежные луга.                                                  Да побежала.

( Олень)                                                                         (Ежик)

По снежку зимой бежала,                                       Серый, страшный и зубастый

 И следы все заметала.                                             Произвел переполох.

 Рыжий мех, а хвост – краса!                                  Все зверята разбежались.

 Подскажите, кто?                                                    Напугал зверят тех …

(Лиса)                                                                         ( Волк)

Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки; боится кошки.

(Мышь)

Стихи

Лось                                                                       Медведь

 Лось - рога ветвистые                                        По завалам, по оврагам

 Да копыта быстрые.                                           Ходит он хозяйским шагом.

 Головой качая, он                                               Любит мишка сладкий мёд

 Задевает небосклон.                                           Да малину с веток рвёт.

Лиса                                                                      Волк

 Знает лисонька-лиса:                                         День и ночь по лесу рыщет,

 В шубе вся её краса.                                          День и ночь добычу ищет.

 Шубы нет в лесу рыжей,                                   Ходит-бродит волк молчком,

 Зверя нет в лесу хитрей.                                    Уши серые - торчком.

Бобры                                                                  Кабан

 Бобры - речные жители -                                  Опускается туман,

 Отличные строители.                                        Просыпается кабан.

 У них работа спорится -                                    Роет землю у реки,

 В реке плотина строится.                                  Точит острые клыки.

Заяц                                                                      Белка

 Прокатился шум лесной -                                  Далеко ещё зима,

 Под кустом притих косой.                                 Но не для потехи

 Уши длинные прижал,                                       Тащит белка в закрома

 Долго эхо провожал.                                          Ягоды, орехи...

                                                                              Знает маленький зверёк:

                                                                              Запасаться надо в срок.

Запасливая белка

 Рыжая белочка с рыжим хвостом

 Маленький рыжик нашла под кустом.

 Маленький рыжик она засолила.

 В банку большую его положила.

 Белке теперь не страшны холода:

 Есть у нее на всю зиму еда.

Игры на координацию речи с движениями

  •  «Лесная зверобика». Упражнение на развитие основных движений 

Добрый лес, старый лес                 Под звуки музыки дети

Полон сказочных чудес!                гуляют по залу.

Мы идем гулять сейчас

И зовем с собою вас!

Мышка, мышка                              Мягкий, пружинный шаг,

Серое пальтишко.                           спина слегка прогнута вперед,

Мышка тихо идет,                           «лапки» перед грудью.

В норку зернышко несет.                

А за мышкой шел медведь,            Ноги слегка расставлены,

Да как начал он реветь:                  колени чуть согнуты,

«У-у! У-у!                                        корпус прямой.

Я вразвалочку иду!»                      Пружинный шаг на всей ступне.

                                                        Руки перед грудью слегка

                                                        согнуты в локтях, словно мишка

                                                         держит бочонок с медом.

А веселые зайчата –                      Легкие прыжки, ноги мягко

Длинноухие ребята –                     пружинят в коленях,

Прыг да скок, прыг да скок,          руки перед грудью,

Через поле за лесок.                       кисти свободно опущены.

Шел по лесу серый волк,              Широкий пружинный шаг с чуть

Серый волк – зубами щелк!          наклоненным вперед корпусом.

Он крадется за кустами,                  Руки попеременно выносятся вперед.

Грозно щелкает зубами!

Ой ты, дедушка-ежок,                   Легкий неторопливый бег на носках,

Не ходи на бережок!                          Руки согнуты в локтях и прижаты

Там промочишь ножки,                   к груди, голова опущена.

Теплые сапожки!

Ищут маму медвежата,                    Шаг на четвереньках,

Толстопятые ребята,                        движение рук и ног поочередно.

Неуклюжие, смешные,

Все забавные такие.

  •  «Про медведя»

          Ходит по лесу медведь,                  Дети идут друг за другом

Хочет сесть и посидеть.                   вперевалочку, разводят руки,

Где ж такое место есть                    в стороны, спрашивая,

Чтобы мог медведь присесть?          Высматривают из-под руки                                                               

                                                          Подходящее  место.

То высок пенек,                                 Поднимают руки на уровень

То торчит сучок                               груди, сжимают пальцы

                                                         одной руки в кулак и отставляют

                                                          большой палец в сторону,

То мокрый мох                                сжимают и разжимают,

То мох пересох                                 пальцы, развернув Ладони вниз,

                                                           вверх.

Ох!                                                     Вытирают ладонью лоб.

То низкий пень ,                                  Нагибаются и показывают руками

                                                               высоту пня.                                                                            

То густая тень,                                       Разводят руки в стороны

                                                           и смотрят вверх.

То узкий ров,                                      Приближают руки, развернув

                                                             ладони друг к другу.

То гнездо муравьев,                            Показывают руками холмик,

                                                              соприкасаясь пальцами.

То кричит сорока,                                Взмахивают руками, как

                                                               крыльями.

То колючки сбоку                                Широко раздвигают пальцы.

То кустарники,                                     Прижимают ладони друг к

                                                               другу, переплетая пальцы,

То речка –                                              Разводят руки в стороны. 

Нет хорошего местечка.                         Качают головой.

Эта сказка о медведе,                            Покачиваясь, переступают

О медведе-привереде.                            с ноги на ногу.

  • Три медведя

Три медведя шли домой,                      Дети идут по кругу.

Папа был большой-большой,              Руки – вверх.

Мама – чуть поменьше ростом,           Руки на уровне груди.

А сынок – малютка просто,                  Присели.

Очень маленький он был,                     Покачивание в приседе.

С погремушками ходил.                       Звенят» погремушками.

  • «Маленький кролик»

Маленький кролик,                                Дети скачут по кругу, сделав

пушистенький кролик ,                              ушки из  ладошек  и двигая ими  

                                                                 вперед-назад.                                                                              

Всех нас смеяться                                     Останавливаются, держатся  

Заставил до колик:                                      за живот.                                                                                        

Прыгал за белкой,                                  Прыгают на прямых ногах.

За уткой скакал,                                      Потом – вприсядку.

Лапкой тюльпан                                      Останавливаются,

Поднимал, как бокал.                              «поднимают» бокал.

Ах, как смешно                                         Делают «ушки» из ладошек.

Его уши торчали!                    

Мы хохотали,

Души в нем не чая,                                    Держатся за животики.

Но, на опушке заметив лису,                   Смотрят из-под руки.

Он подмигнул нам                                    Подмигивают, разбегаются.

И скрылся в лесу.              

  • « Заяц Егорка»

Заяц Егорка                                           Дети бегут по кругу, взявшись    

Свалился в озерко.                                    за руки; в центре на корточках

                                                                сидит один ребенок.          

Бегите под горку!                                      Подбегают к сидящему ребенку

Спасайте Егорку!                                   и помогают ему встать.

  • «На водопой»

Жарким днем лесной тропой                    Дети спокойно идут по кругу

Звери шли на водопой.                             друг за другом.

За мамой-лосихой топал лосенок ,          Идут, громко топая.

За мамой-лисицей крался лисенок ,         Крадутся на носочках.

За мамой-ежихой катился ежонок,            Приседают, медленно

                                                                     двигаются вперед.

За мамой-медведицей шел медвежонок,     Идут вперевалку.

За мамою-белкой скакали бельчата,            Скачут вприсядку.

За мамой зайчихой – косые зайчата,           Скачут на прямых ногах.

Волчица вела за собою волчат,                   Идут на четвереньках.

Все мамы и дети напиться хотят.                Лицом в круг, делают дви-

                                                                            жения языком – «лакают».

 

 

 

                 Психогимнастика

  • Игра на внимание «Облака»

Дети под спокойную музыку двигаются по залу врассыпную, с остановкой музыки логопед показывает силуэт облака. Дети принимают позу того животного, на которое похоже облачко.

  • Этюд «Обиженная лиса»

 Дети посмотрите, вот за этой елочкой сидит лиса. Она обиделась на ежа. Я подойду к ежу и узнаю в чем дело! Психолог подходит к ежу и слушает, что шепчет ей на ухо еж.

 Дети еж мне рассказал, что лиса хвастается перед белочкой и ежом.

 «Я самая красивая.

 Я самая умная.

 Я самая добрая.

 Я самая заботливая»

 Белочка заплакала и убежала. Тогда еж сказал ей, что белочка тоже красивая, умная, добрая и заботливая. Лиса рассердилась и хотела забрать у белочки ее орешки, а еж за белочку заступился. Он распушил свои колючки и тем самым отпугнул лису. А лиса обиделась.

 Дети, скажите, как поступила лиса? Почему она забрала орешки у белочки? А как поступил еж? Какими качествами обладает лиса и еж?

 Дети, давайте проиграем эту историю по ролям. Оденьте маски лисы, ежа и белочки,  и  мы сейчас разыгрываем эту историю.

  • «Лесной переполох»

Однажды в лесу поднялся шум, гам и рёв. Прилетела сорока и застрекотала: «Что такое? Что случилось? Почему здесь шум такой?» И увидела, что на полянке плачут: лисёнок, зайчонок, бельчонок, волчонок и медвежонок.

Давайте покажем, как они плакали. А как удивлена сорока?

«Почему вы плачете?». «Мы забыли, где живём и кто мы»

- Давайте поможем сороке рассказать, кто эти малыши.

  • «Медведь в берлоге»

Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает.

Зима. Медведь находится в зимней спячке.

Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно                                           ноги,  зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги.

Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.

  • « Медвежата и пчелы»

  Медвежата мед искали, дружно дерево качали. (Показать, как раскачивается дерево. Изобразить, как медведь залезает на него, запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие. Пчелы нападают и жалят медведя, ему больно. Показать, как медведь отмахивается, бежит, а затем прыгает в воду. Изобразить: вам жалко медведя).

  • «Олени в тундре»

  Трав копытами касаясь, ходит по тундре рогатый красавец.( Показать оленей, идущих на водопой летом и разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время.

  Изобразить движением, мимикой или другим способом птиц и зверей (зайца, медведя, лису и других) по содержанию стихотворений).

Зрительная гимнастика.

  • «Зайчик»

Мы поскачем

 (Прослеживание глазами за предметом.)

Вправо-влево. (Вправо-влево.)

Вверх-вниз. (Вверх-вниз.)

  • «Медвежата делают гимнастику для глаз»

Нужно вытянуть перед собой указательный палец и фиксировать взгляд на нём.

 Проследить взглядом движение пальца вверх – вниз, затем вправо – влево.

 Нарисовать пальцем разные формы в воздухе и проследить движении взглядом.

 В конце гимнастики постоять с закрытыми глазами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Осень" для детей старшей логопедической группы.

Представленный материал значительно облегчит работу логопеда по планированию задания для воспитателя....

Дидактические игры и упражнения по лексическим темам.

Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего возраста....

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы" для детей старшей логопедической группы.

Представленный материал значительно облегчит работу логопеда по планированию задания для воспитателя....

Игры и упражнения к лексической теме "Домашние животные"

Уважаемые родители, воспитатели! Предлагаю несколько игр и упражнений для проведения с детьми в домашних условиях и в режимных моментах в дошкольном учреждении. 1. "Покажи и назови". Попроси...

Игры и упражнения по лексической теме "Домашние животные и х детеныши"

Задания соответствуют лексической теме недели и разработаны с целью закрепления детьми полученных знаний  с помощью родителей. Материал поможет родителям закрепить с детьми данную лексическу...

Речевые игры и упражнения по лексической теме: "Домашние животные. Корова с телёнком. Коза с козлёнком"

Речевые игры и упражнения по лексической теме: "Домашние животные. Корова с теленком. Коза с козленком"....

4-5 лет. Игры и упражнения по лексической теме "Домашние животные"

Игры и упражнения для педагогов и родителей....