Презентация педагогического проекта «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»
презентация к занятию (подготовительная группа) по теме

Горшкова Лариса Викторовна

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  технологию формирования элементарных математических представлений как средства развития мыслительной деятельности у дошкольников с ЗПР, работу с родителями и специалистами дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_novyy.pptx1.82 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» учитель-дефектолог первой квалификационной категории Горшкова Лариса Викторовна педагогический проект

Слайд 2

4 1 2 3 5 Проект инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный, рассчитан на детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) этап: май - август 2010 год этап: сентябрь 2010 г. - апрель 2013 год этап: май - август 2013 год

Слайд 3

Обучение математике опирается на элементарные знания и представления, которые дети получают в дошкольный период своей жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, действуя с различными предметами. У детей с задержкой психического развития отмечается низкий уровень сформированности математической деятельности, поэтому одним из актуальных направлений образовательной деятельности ДОУ является поиск эффективных средств формирования элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое Актуальность педагогического проекта

Слайд 4

4 1 2 3 5 Объект проекта: процесс формирования математических представлений дошкольников. Предмет проекта: формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития Цель проекта: обосновать эффективность технологии формирования элементарных математических представлений как средства развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития Задачи проекта Провести теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования Провести экспериментальные исследования по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР 6 7 Разработать и выявить эффективность технологии формирования элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» Оформить полученные в ходе исследования результаты и провести их анализ

Слайд 5

Инновационная направленность педагогического опыта Технология формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений как средства мыслительной деятельности «Развивающая тетрадь», предназначенная для совместной работы дефектолога, воспитателя и детей 6-7 летнего возраста

Слайд 6

Задания в «Развивающей тетради» на закрепление знаний о величине

Слайд 7

Задания в «Развивающей тетради» на закрепление знаний о геометрических фигурах

Слайд 8

Задания в «Развивающей тетради» на закрепление знаний о количестве и счете

Слайд 9

Задания в «Развивающей тетради» на ориентировку в пространстве

Слайд 10

Задания в «Развивающей тетради» на ориентировку в пространстве

Слайд 11

Многофункциональные задания в «Развивающей тетради»

Слайд 12

Задания в «Развивающей тетради» на поиск недостающих фигур

Слайд 13

Методологическая база педагогического опыта ФЗ от29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. № 2562 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организациях»; Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000г. №65/23-16 Устав МБДОУ Концептуальной основой технологии являлись положения: дошкольной педагогики и психологии и формирования личности в процессе деятельности (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, А. П. Усова). психолого-педагогическая концепция о ведущей роли игры в развитии детей дошкольного возраста (А. Н. Леонтьев) ; о принципе деятельностного подхода к обучению дошкольников, который реализовывался в связи с тем, что дети систематически вовлекались в игровую деятельность, направленную на упражнение детей в количестве и счете, геометрических фигурах, пространственных и временных понятиях, действиях с группами предметов ; положения о необходимости взаимодействия субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей и детей. За основу технологии была взята программа С.Г.Шевченко

Слайд 14

Научно-понятийный аппарат Математическое развитие Формирование элементарных математических представлений Мыслительная деятельность Мыслительная операция Анализ Синтез Обобщение Классификация Сравнение Абстрагирование Конкретизация

Слайд 15

4 1 2 3 5 Комплекс условий, обеспечивающий реализацию педагогического проекта предметно – развивающая среда; подобран и систематизирован занимательный материал; разработаны методические рекомендации для родителей и педагогов ДОУ по данной теме;

Слайд 16

Составление предметов из геометрических фигур

Слайд 18

Развивать элементарные представления о признаках предметов (цвет, форма, величина). Формировать способы измерения. Развивать представления о количестве предметов и числе, обозначающем это количество. Выполнять простейшие счетные операции. Начать работу по подготовке к решению простейших арифметических задач. Формировать пространственные и временные понятия. Развивать познавательные интересы, мыслительные операции и речь (проведение на занятиях различных игр, в ходе которых развиваются такие мыслительные процессы, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать). Индивидуальный коррекционный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития по развитию элементарных математических представлений задачи

Слайд 19

№ п / п Содержание деятельности должен знать и уметь мыслительные операции дидактический материал Логические упражнения и задачи 2 год обучения начало серед конец Развитие элементарных математических представлений ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Признаки предметов: цвет форма размер Которая из геометрических фигур здесь лишняя и почему? Простейшие геометрические фигуры: круг, квадрат, пря­моугольник, треугольник, овал задания на составление геометрических фигур из палочек Соотношение «одинаковые» — «разные» на основе практических упражне­ний в сравнении предметов Какая фигура здесь лишняя и почему? Составление групп предметов, одинаковых по какому-либо одному признаку, различных по другим признакам Логические задачи на поиск недостающих фигур Сравнение групп предметов методом взаимно-однознач­ного соотнесения (приложение, наложение), употребление предлогов: на, над, под. Понятия: столько же, равно, одинако­во, больше, меньше, один, пара. Игры на составление целого из частей (геометрические фигуры, изображения) Способы уравнивания групп предметов путем увеличения количества предметов в меньшей группе или уменьшения их количества в большей группе. Сопровождение практических действий словами: прибавил, стало больше, убавил, стало меньше. Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений «Танграм»

Слайд 20

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 10 Прибавление к однозначному числу чисел 0, 1, 2, 3, 4, 5. Вычитание чисел 0, 1, 2, 3, 4, 5 (в пределах 10). задания на составление геометрических фигур из палочек Составление задач на основе наблюдений и действий с предметами «Задачи в стихах» «Думай, считай, отгадывай» Запись ре­шения задачи в виде примера Задачи на нахождение суммы. Задачи на нахождение остатка. пользоваться знаками и обозначениями: +, —, =, Условные обозначения анализ синтез сравнение абстрагирование обобщение классификация конкретизация установление причинно-следственных связей, способность рассуждать

Слайд 21

Учебный год 2010-2011 2011-2012 2012-2013 начало года конец года начало года конец года начало года конец года Высокий уровень - 49% 4% 60% 11% 75% Средний уровень 98% 51% 74% 40% 80% 25% Низкий уровень 2% - 22% - 9% - 75% из числа моих воспитанников демонстрируют стабильно высокий уровень математического развития; на 42% увеличилось количество детей умеющих самостоятельно выполнять математические задания, обосновывать избранный способ действий; 91 % детей выпущены в школу с высоким уровнем речевого и интеллектуального развития

Слайд 22

Результативность педагогического проекта Познавательные УУД: -у дошкольники с ЗПР сформированы первоначальные математические представления и понятия (о количестве и счете, размере предметов, геометрических фигурах, пространственных и временных понятиях, действиях с группами предметов); Личностные УУД: -сформированы личностные действия самоопределения и смыслообразования , находящие отражение во внутренней позиции дошкольника; действие нравственно-этического оценивания; Регулятивные УУД: - сформированы развернутые практические действия с предметами, наглядным материалом и условными символами; -проявление интереса к математическим упражнениям, Коммуникативные УУД: - умеют донести свою позицию до других: оформляют свою мысль в устной речи; - слушают и понимают речь других; - обозначают словами и предлогами объекты окружающего мира; - совместно договариваются о правилах общения и поведения в детском саду и следуют им;

Слайд 23

Социальная направленность педагогического опыта заключается в том, что в ходе его реализации: лежит познание окружающего мира путем практико-ориентированной деятельности воспитанников; повышается познавательная активность, запас знаний и представлений об окружающем мире и практические навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе дети имеют одинаковые стартовые возможности для максимально возможной их социализации и адаптации к школьному обучению; у воспитанников формируются такие интегративные качества, как способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; владение универсальными предпосылками учебной деятельности; потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение общим правилам, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения, что говорит о социальной зрелости воспитанника. В ходе реализации педагогического опыта уделяется большое внимание здоровьесбережению воспитанников.

Слайд 24

4 5 Критерии эффективности проекта Показатели количественных критериев эффективности Количество проведенных мероприятий с детьми-100% Количество детей, принимающих участие в мероприятиях– 15 (100%) Количество усвоенных знаний дошкольниками с ЗПР по ФЭМП- 100% Показатели качественных критериев эффективности уровень удовлетворенности родителей проведенными мероприятиями – 100% уровень удовлетворенности специалистов – 100% Педагогический опыт технологии «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» был представлен в Электронном периодическом издании «Педагогическая газета» (PEDGAZETA.RU).

Слайд 25

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей».

Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических  представлений, как средство развития умственных способностей у детей»....

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование элементарных математических представлений как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Современный подход к построению воспитательно-образовательного процес...

Презентация по математике« Формирование элементарных математических представлений  по средством дидактических игр»

laquo; Формирование элементарных математических представлений  по средством дидактических игр»...

Учебно-методическая разработка: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития...

Методическая разработка. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития "Вовка в тридевятом царстве"

Данная методическая разработка позволяет, в условиях итогового занятия, выявить уровень усвояемости детьми с задержкой психического развития программного материала в образовательной области "Позн...