Перспективный годовой план коррекционно-образовательной работы учителя-дефектолога
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Чекинева Татьяна Николаевна.

Годовой план составлен на учебный год. Учтены основные направления работы учителя-дефектолога (тифлопедагога): диагностико-аналитическое, коррекционно-развивающее, консультативно-просветительское, взаимодействие с педагогами и родителями воспитанников.В плане обозначены задачи, формы работы, отчетов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godov_plan_2014-2015.docx42.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      УТВЕРЖДАЮ:

                                                                    Заведующий МАДОУ

                                                           д/с № 21 «Росинка»

                                                            ________Н.В. Кряжева

                                                            «___»___________2014 г

 ГОДОВОЙ ПЛАН

коррекционно-методической работы

на 2014-2015 учебный год

учителя-дефектолога

высшей категории

старшей специализированной группы № 4

(с нарушениями зрения)

ЧЕКИНЕВОЙ ТАТЬЯНЫ НИКОЛАЕВНЫ

г. Кумертау, 2014 г

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НА НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД

ЦЕЛЬ:

1.Повышать качество коррекционно-образовательной деятельности  учителя-дефектолога в условиях перехода  на  ФГОС ДО .

ЗАДАЧИ:

1.Научно-методическая-систематическое целенаправленное повышение уровня профессиональной квалификации учителя-дефектолога; изучение нормативно-правовой документации по ФГОС ДО, методических рекомендаций по внедрению инновационных технологий в коррекционную работу.

2..Диагностическая – определение уровня развития зрительного восприятия, обследование  уровня познавательной деятельности; прогноз возможных трудностей обучения и воспитания дошкольников с нарушениями зрения; определение индивидуального маршрута развития.

3.Коррекционно-развивающая- создавать условия для реализации задач коррекционно-образовательного процесса по разделам Программы специальной (коррекционной) направленности для детей с нарушениями зрения в условиях перехода на ФГОС ДО.

4. Профилактическая - охрана зрения – это реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного детства не только в дошкольном учреждении, но и дома: обучение приемам по проведению зрительных гимнастик и формирование потребности в приобретении знаний по охране и гигиене зрения;

5. Консультативно-аналитическая  - проведение просветительской работы среди воспитателей и родителей по вопросам обучения, воспитания и развития детей  с нарушением зрения. Продолжать повышать общий  уровень компетенции родителей и воспитателей в вопросах обеспечения комплексной безопасности детей с нарушениями зрения и формировании представлений о здоровьесбережение .

III. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА

1.

Направления

деятельности

Комплектование подгрупп

Составление расписаний интегрировано-образовательной деятельности

Составление перспективно-календарных планов по разделам коррекционной программы их корректировка

2.

Формы

 работы

Работа с документацией

( протоколы ПМПК,  коррекционно-образовательные  технологии,

годовой план работы ДОУ, нормативные документы ФГОС))

3.

Цель

Оптимизация и корректировка  интегрировано-образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

4.

Условия

 реализации

Зрительный диагноз;

Уровень развития детей; возрастные особенности

Режим дня,

расписание занятий,

комплексно-тематическое планирование

5.

Срок

проведения

до 20.09.2014

6.

Отчетная

документация

  • расписание интегрировано-образовательной деятельности,
  • график работы учителя-дефектолога,
  • циклограмма деятельности учителя-дефектолога
  • планы (годовой, перспективный, календарный)

IV. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1.

Направления

Деятельности

Монитори нг развития детей 6-го года жизни с нарушениями зрения (промежуточный целевой ориентир)

2.

Формы работы

Индивидуальные диагностические задания, беседы, разговоры, наблюдения за детьми в режимные моменты,

3.

Цель

Выявление промежуточного целевого ориентира развития детей с нарушением зрения по разделам «Программы»

4.

Условия реализации

Диагностические методики

Посещаемость детей

5.

Срок проведения

Сентябрь - до 20.09.2014

Январь     - до 20.01.2015 (контрольный срез)

Май          - до 20.05.2015

6.

Отчетная документация

  • комплексные диагностические карты,
  • индивидуальные образовательные маршруты
  • протоколы обследования,
  • заключение учителя-дефектолога
  • тифлопедагогическая характеристика

V. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

1

Направления

образовательной деятельности

Развитие зрительного восприятия

(РЗВ)

Развитие осязания и мелкой моторики

(РммР)

Развитие ориентировки в пространстве

(ОвП)

Социально-бытовая ориентировка

(СБО)

 2 раза в неделю

ежедневно

 1 раза в неделю

 2 раз в неделю

2

Формы работы

Подгрупповые, индивидуальные , фронтальные занятия

3

Цели образовательной деятельности

  1. Содействие и сопровождение  в обучении и развитии детей 6-го года жизни с нарушениями зрения;
  2. Создание условий для раскрытия внутреннего потенциала;
  3. Помощь в преодолении и компенсации вторичных отклонений , мешающих детям с нарушениями зрения  гармонично развиваться в соответствии с ФГОС ДО.

4

Условия реализации

Дидактический материал к занятиям

Подготовленность к занятиям; посещаемость занятий; систематическое взаимодействие с воспитателями группы и специалистами;

Дидактический материал к занятиям

Входит в структуру каждого коррекционного занятия

Дидактический материал к занятиям

Подготовленность 

к занятиям; посещаемость занятий; систематическое взаимодействие с воспитателями группы и специалистами;

Дидактический материал к

занятиям

Подготовленность к занятиям; посещаемость занятий; систематическое взаимодействие с воспитателями группы и специалистами;

5

Срок проведения

Сентябрь — май

6

Отчетная документация

  • комплексно-тематический перспективный план,
  • календарно-тематический  план работы;
  • конспекты интегрировано-образовательной деятельности;
  • табель посещаемости;
  • индивидуальные тетради;
  • журнал взаимодействия со специалистами;
  • тетрадь взаимодействия с воспитателями
  • тетрадь результатов лечения детей

VI. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1

Направления деятельности

Участие в родительских собраниях

Индивидуальные консультации, беседы

Групповые

консультации

Оформление наглядной агитации

2

Формы работы

Выступления

на родительских собраниях

см. темы выступлений в приложении № 1

Индивидуальные консультации, беседы, рекомендации

по воспитанию и обучению детей

Групповая консультация

см.темы консультаций в приложении №1

Стенд для родителей

«Учимся играя»

Папки-передвижки

3

Цель

1.Знакомство с задачами коррекционной работы. 2.Повышение общего уровня компетентности родителей в вопросах развития ребенка и коррекции зрения. 3.Формирование представлений о возможностях детей 6-го года жизни с нарушениями зрения

1.Повышение общего уровня компетенции родителей в вопросах развития ребенка и коррекции зрения. 2.Уточнение индивидуальных особенностей ребенка. 3.Оказание психолого-педагогической поддержки.

1.Знакомство с особенностями коррекционной работы с дошкольниками с нарушением зрения

2.Отработка навыков работы с детьми   в домашних условиях.

3.Знакомство с развитием зрительного анализатора и особенностями восстановления зрительных функций в домашних условиях.

1.Привлечение и активизация родителей к оказанию помощи детям в преодолении трудностей в обучении.

2.Активное участие родителей в жизни группы

4

Условия реализации

компетенция учителя-дефектолога  в области тифлопедагогики, тифлопсихологии, физиологии

активность учителя-дефектолога;

заинтересованность родителей;

своевременное анкетирование родителей

Активность и заинтересованность родителей воспитанников группы

5

Срок проведения

сентябрь-май

В течение уч.года

сентябрь-май

Ежемесячно

6

Отчетная документация

Протоколы собраний.

Папка

«Работа с родителями»

Папка

«Работа с родителями»

Рекомендации по работе с детьми в домашних условиях.

VII. РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

1.

Направления деятельности

Посещение занятий

Консультации для воспитателей

2.

Формы работы

Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия

1.Устные консультации-рекомендации  

2.Консультации  по актуальным вопросам коррекционной работы  (см. приложение № 2)

3.Совместное  планирование образовательной деятельности  в соответствии с ФГОС ДО.

3.

Цель

1.Контроль  за соблюдением щадящего режима в образовательном процессе.

2.Соблюдение дозировки зрительной нагрузки.

3.Использование специальных  современных методов, приемов  и средств обучения детей 6-го года жизни  с нарушениями зрения в соответствии с ФГОС ДО.

Повышение и совершенствование качества непосредственно-образовательной деятельности воспитателей в условиях внедрения ФГОС ДО.

4.

Условия реализации

1.Заинтересованность воспитателей;

2.Подготовленность к занятиям;

3.Методическое и дидактическое обеспечение в соответствие с ФГОС ДО.

Повышение педагогической грамотности  и компетентности в области тифлопедагогики и тифлопсихологии; использование в работе инновационных приемов и методов в обучении и развитии, современных образовательных технологий в коррекционно-оздоровительной работе в условиях внедрения ФГОС ДО.

5.

Срок проведения

В течение года

Сентябрь-май

6.

Отчетная документация

1.Рекомендации по повышению качества работы с детьми 6 –го года жизни с нарушениями зрения , отраженные в тетради взаимодействия с воспитателями.

Папка «Работа с педагогами»

Памятки-рекомендации по актуальным темам образовательной деятельности воспитателя

VIII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ

1.

Направления деятельности

Организационная работа

Психолого-медико-педагогический консилиум

2.

Формы работы

Выработка рекомендаций по работе с детьми по результатам промежуточного целевого ориентира.

Комплексное изучение личности ребенка; разработка и реализация групповых и индивидуальных профилактических и коррекционных программ;

Составление индивидуальных маршрутов сопровождения и обучения детей с нарушениями зрения.

Изучение назначений медсестры-ортоптистки

3.

Цель

Разработка оптимальных и эффективных путей коррекционной помощи детям с нарушением зрения в соответствии с ФГОС ДО.

Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к детям с нарушениями зрения.

Реализация образовательной Программы специальных  ( коррекционных) образовательных учреждений IV  вида    

 ( для детей с нарушением зрения) в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей развития, адаптивности к ближайшему окружению, в условиях внедрения ФГОС ДО.

4.

Условия реализации

Активность специалистов и их заинтересованность

Систематичность заседаний ПМПк

5.

Срок проведения

В течение года

В течение года,

 согласно плана ПМПк

6.

Отчетная документация

1.Журнал взаимодействия со специалистами

2.Индивидуальные программы сопровождения

Протоколы консилиума,

 индивидуальные программы сопровождения,

диагностические карты,

рекомендации,

тетради взаимодействия,

аналитические отчеты

IX. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

1.

Направления

деятельности

Организационно-методическая

Участие в работе ДОУ

Участие в работе ГМО

Участие в работе республики

2.

Формы

 работы

Семинары, конференции, мастер-классы, ознакомление с работами коллег, новинками  литературы по тифлопедагогике и психологии

изучение нормативно-правовой документации ФГОС ДО

Совет педагогов,

Изучение методических рекомендаций рабочей группы ДОУ о реализации ФГОС ДО,

комплексные и тематические проверки, родительские

собрания

мастер-класс

Работа с педагогами и специалистами ДОУ города

(консультации, семинары, круглые столы, практикумы, презентации, открытые мероприятия

мастер-классы

Посещение мероприятия

Участие в республиканских конкурсах, семинарах

Дистанционные курсы

3.

Цель

Повышение уровня тифлопедагогических, психолого-педагогических и офтальмологических знаний в свете внедрения ФГОС ДО

Принимать активное участие в методической работе в ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО.

Принимать активное участие в методической работе ГМО

Повышение уровня квалификации

4.

Условия

 реализации

информированность,

-доступность участия

 -интерес педагога

 -активность педагога

-доступность участия;

заинтересованность педагога

-активность педагога

-реализация годового плана в ДОУ

доступность участия;

заинтересованность педагога

-активность педагога

-реализация годового плана в ДОУ

доступность участия;

заинтересованность педагога

-активность педагога

5.

Срок

проведения

В течение

года и в соответствие с годовыми планами

В течение

года

В соответствие с планом

ГМО

В соответствие

с  проведением

мероприятий

6.

Отчетная

документация

Сертификаты участия

Выписка из

годового отчета старшего воспитателя ДОУ

Выписка из аналитического отчета руководителя ГМО

Сертификаты участия

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА (продолжение)

1

Направления

деятельности

Самообразование

Улучшение оснащенности кабинета

Составление отчетов

2

Формы

 работы

Самостоятельно работать со специальной литературой. Изучение новинок методической литературы;

Изучение законодательной базы ФГОС ДО.

Создание предметно-развивающей среды в кабинете учителя-дефектолога в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями ФГОС.

Анализ диагностических данных,

Анализ сводных таблиц за год

Графики динамики развития ребенка

Подготовка материалов

для ПМПК и ГМО

3

Цель

Систематизация и наработка опыта коррекционно-образовательной работы в межаттестационный период

Повышение и совершенствование качества коррекционного процесса в соответствии с тифлопед.требованиями  в условиях внедрения ФГОС ДО.

Мониторинг  коррекционно- развивающей  и образовательной деятельности учителя-дефектолога в соответствие с ФГОС ДО.

4.

Условия

 реализации

Тема самообразования:

«Инновации в коррекционной работе в условиях внедрения ФГОС ДО»

1.Продолжать пополнять тематические папки по лексическим темам старший возраст

2.Продолжать изготовление и обновление дидактических пособий, наглядного материала, стационарных зрительных тренажеров,

раздаточного материала

Проведенная работа

Активность педагога

5

Срок

проведения

В течение

года

В течение

 года

май

6

Отчетная

документация

Отчет по самообразованию

 практические  и методические наработки по теме самообразования

Паспорт кабинета учителя-дефектолога

Наглядные пособия

картотеки

Аналитический отчет

Заключение в комплексных индивидуальных картах

Учитель-дефектолог:                                                Чекинева Т.Н

Приложение № 2

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ (2014-2015)

Месяц

ТЕМА    КОНСУЛЬТАЦИИ

Литература

Сентябрь

1.«Коррекционно-развивающая программа для детей 6го-года жизни с нарушениями зрения. Основные задачи по разделам программы»

Октябрь

1. «Эффективные методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения»

Ноябрь

1. « Инновационные подходы к организации коррекционно-образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения»

Декабрь

1. «Методы и приемы психогимнастики – как здоровьесберегающей технологии»

Январь

1. « Наглядные пособия и тренажёры для развития прослеживающей и поисковой функции глаза для детей с нарушением зрения»  

Февраль

1. «Художественно-эстетическое развитие детей с нарушениями зрения средствами изобразительной деятельности»

Март

1. «Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с  нарушениями зрения»

Апрель

1. «Внедрение в образовательный процесс технологии деятельностного подхода как фактора, повышающего качество математического образования детей дошкольного возраста с нарушениями зрения»

Май

1. «Что должен знать воспитатель по ПДД в работе с детьми с нарушениями зрения»

Приложение № 1

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ (2014-2015)

I.квартал - тема выступления на собрании

«Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в ДОУ»

II.квартал -   тема выступления на собрании

«Как развивать зрительное внимание детей с нарушениями зрения дома?

III.квартал -  тема выступления на собрании

«Система визуальных тренировок  в ДОУ  для детей с нарушениями зрения»

 

Месяц

ТЕМА КОНСУЛЬТАЦИИ

Прим

сентябрь

1. «Особенности психомоторного развития детей 6-го года жизни. Основные задачи обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в старшей  группе»

октябрь

1. «Артикуляционная гимнастика в коррекции звукопроизношения у детей 6-го года жизни с нарушениями зрения»

ноябрь

1. «Пальцы тоже говорят. Воздействие движений пальцев и кистей рук на развитие мозга»

декабрь

1. «Суджук терапия как здоровьесберегающее средство для детей с нарушениями зрения.

январь

1. «Какие игры способствуют развитию зрения у детей дошкольного возраста»

Памятка-рекомендация

«Значение зрительной гимнастики. Дети и телевизор»

февраль

1. «Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения»

март

1. «Поведенческие расстройства у детей с нарушениями зрения»

апрель

1. «Особенности математического развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения»

май

1. «Роль семьи в формировании ОБЖ у детей старшего

дошкольного возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план коррекционно-образовательной работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ

Планирование коррекционно-образовательной работы логопеда с воспитанниками, педагогами и родителями....

Перспективный план коррекционно - методической работы учителя - дефектолога

Материал содержит перспективное планирование  работы учителя-дефектолога по всем направлениям  деятельности. В плане описаны формы работы; цели, которые реализует специалист в определенном в...

Годовой план работы учителя-дефектолога

Годовой план учителя-дефектолога...

Годовой план работы учителя-дефектолога

Данный материал поможет педагогам составить план- работы на год....

Перспективный годовой план работы учителя-дефектолога

Планирование работы учителя-дефектолога на год...

Годовой план коррекционно-методической работы учителя-дефектолога Юшиной Людмилы Викторовны

Цель: Повышать качество коррекционно-образовательной деятельности  учителя-дефектолога в условиях   ФГОС ДОУ....