система экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и дома.
материал (старшая группа) на тему

 Галенко Галина Фёдоровна

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_kon_word.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Природа для нас – кладовая солнца

С великими сокровищами …

И охранять природу – значит охранять Родину

                                                                        М.М. Пришвин

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

        Актуальность данной работы заключается в следующем:

В наши дни, когда мы находимся на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности, которые требуют немедленного переосмысления. Именно поэтому одним из актуальных вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.

 В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.

Большинство педагогов связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе.

        Цель и задачи вы можете увидеть на экране - способствовать формированию основ экологической культуры и творческого мышления у детей дошкольного возраста, а это обязывает к:

  • доступной для ребенка передачи первоначальных знаний об окружающей среде, ее значение для человека;
  • воспитанию любви к природе, необходимости ее охраны;
  • поддержанию эмоционально-действенного участия в приумножении природных богатств;
  • формированию у детей экологического мышления и адекватного поведения с осознанием себя неотъемлемой частью природы.

Главная задача - научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру. Дошкольное экологическое образование предполагает эмоционально-действенный характер и активное усвоение знаний и представлений об окружающем мире, участие в сохранении и приумножении природных богатств.

Ожидаемые результаты

        Экология стала наукой, которая должна помочь людям, сделать их среду обитания приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали видны отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы, когда состояние среды обитания уже отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей.

В своей работе по экологическому воспитанию дошкольников, я широко использую дидактические игры, «игры с Перфокартами», сюжетные игры, игровые обучающие  ситуации с игрушками.  

Вопрос «Чему учить?» всегда является очень важным, а для дошкольного возраста – особенно важным. Этот вопрос встал и передо мной. Ведь информации сейчас огромное количество! Принципы отбора содержания как раз и помогают отобрать нужное содержание.

        Дошкольное экологическое образование даже больше, чем школьное должно опираться на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей данного возраста.

Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребёнка, умение сочувствовать, удивляется, сопереживать, заботится о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка. В результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях.

        Чтобы детям было интересно, я  подбираю такие формы работы, которые бы увлекли детей. Не последнюю роль здесь играет развивающая среда.

В наши холодные зимы дети меньше времени проводят на воздухе, меньше общаются с природой. Чтобы компенсировать этот недостаток, в моей группе создан природный уголок, в котором мною собраны разнообразные комнатные растения, как привычные, предусмотренные программой, так и экзотические. У детей есть прекрасная возможность не только любоваться прекрасными растениями, но и ухаживать за ними, проводить опыты и эксперименты.

Для этих целей в группе собраны материалы и оборудование для организации своего рода центра науки.

Вторым шагом развивающей среды была оборудована лаборатория для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и  формированию основ научного мировоззрения.

 Следующим шагом было создание Экспериментального уголка, в котором находится материал, предназначенный для групповых и индивидуальных занятий. Состав материала изменяется в зависимости от темы экологических занятий.

В детском саду дети получают первые навыки общения с природой. Наиболее понятной и привычной формой работы является беседа, которая проводится на экологической тропе. Мной разработан экологический паспорт детского сада и создана экологическая тропа.

В своей работе по экологическому воспитанию дошкольников я широко использую дидактические игры, «Игры с Перфокартами», «Экологическая мозаика», «Экологические знаки»,  сюжетные игры, игровые обучающие ситуации с игрушками, игры с природным материалом (палочки, листья, шишки и т.д), игры с песком, снегом.

Интересной формой работы, особенно для старших дошкольников, считаю использование мнемодорожек, логических таблиц, которые помогают детям не просто бездумно отвечать на поставленные вопросы, но и объяснять делать выводы.

Мой  педагогический опыт показал мне, что наиболее успешной технологией экологического воспитания – являться метод проектов. Эта технология имеет, на мой взгляд, ряд преимуществ: возможность, углублённо изучить какую, либо тему и получение быстрых практических результатов. Мною были разработаны и реализованы следующие проекты: долгосрочный проект - «Подводный мир», «Планета цветов», «Садик для Дюймовочки», краткосрочный проект – «Огород на окне» и другие.

В моей группе выпускается газета «Юный эколог», в подборе материала принимают участие дети и родители. В газете есть рубрики: «Зелёная аптека», «Лесные стихи», животный и растительный мир Красной книги, различные экологические игры.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей — оказалось одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений в  работе.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, экологическая информация, которую я предлагают родителям, также должна быть не менее важной.

Экологическую информацию родители получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения экологической комнаты,  территории детского сада.

        В работе с родителями я использую различные формы. Кроме совместных мероприятий, участия в праздниках и развлечениях, информационных вестниках, проводятся совместные КВН, родительские собрания, деловые игры, круглый стол, по темам: «Задачи экологического воспитания», «Семья и экология», «Как воспитать здорового ребёнка», « Любить природу».

Регулярно оформляю папки передвижки: «Прогулка с ребенком», «Воздух в вашей квартире».

 Мои родители активные участники всех мероприятий проводимых в нашем дет.саду: экологических акций («Берегите первоцветы», «Ёлочка – зелёная иголочка», «Берегиня», «Птичья столовая», «Красота из мусора» и др.)

Привлекаю родителей к благоустройству участка, результаты вы можете увидеть на экране.

        Совместно с родителями принимаем участие в конкурсах различного уровня: Всероссийский конкурс «Расточек: мир спасут дети» - стали лауреатами, лучший проект 2013года «Огород на окне», «Чудо с грядки».

С данным материалом вы можете вы можете ознакомиться на сайте социальных сетей работников образования. Адрес моего сайта вы видите на экране.

 В целом, опираясь на свой опыт работы по экологическому воспитанию, я вижу, что дети научились слушать природу, без особого труда различают представителей животного мира по видам; аргументируют свой выбор.  Могут соотносить представителей фауны со средой обитания. Знаю характерные признаки. Связно и последовательно отвечают на поставленные вопросы. Проявляют интерес и эмоционально выражают своё отношение к животным птицам и насекомым.

Занимаясь экологическим воспитанием, увлеклась бисероплетение, свои изделия использую на занятиях с детьми. Деревья в природном уголке меняются по временам года.

Бисероплетение стало моим увлечением, своими знаниями в этой области я делюсь с друзьями и коллегами.

Будем же изучить родную природу, и сами у нее будем учиться!

Будем воспитывать экологическую культуру у своих детей и их родителей!

Природа для нас – кладовая солнца. С великими сокровищами …

И охранять природу – значит охранять Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей « Создание предметно – развивающей среды для гармоничного развития детей дошкольного возраста в детском саду и дома».

Моя консультация предназначена прежде всего тем  родителям и педагогам, которые  интересуются методиками, помогающими гармонично, интересно, познавательно – развлекательно развивать логическ...

Родительское собрание в средней группе по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома»

Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы привлекли вас...

«Живая душа природы» (экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье)

Потребительское отношение к природе и ухудшением экологии требует формирования основ экологической культуры у дошкольников. Данный проект предназначен для детей, родителей, педагогов и содержит компле...

Интеграция зарубежного опыта в системе экологического воспитания детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание – аспект формирования здорового образа жизниОпыт работы воспитателяИнтеграция зарубежного опыта в системеэкологического воспитания детей дошкольного возрастаОсновные зад...

Памятка "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и дома"

Памятка поможет родителям разобраться в вопросах трудового воспитания детей...

«Дидактические игры в системе экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Дерево, трава, цветок и птицаНе всегда сумеют защититься.Если будут уничтожены они,На планете мы останемся одни....