Статья "Элементарное экспериментирование - эффективный способ развития сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения"
статья по теме

 Еременко Валентина Евгеньевна

Детское экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Элементарное экспериментирование -  как эффективный способ развития сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения».

Проект « Исследователи окружающего мира

Основные идеи и обоснование проекта.

Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами  и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, ребёнок,  стремится не только рассмотреть предмет, но и провести как можно больше действий с этим предметом. Прослеживание и анализ особенностей  «поведения» предметов в специальной обстановке и составляет задачу экспериментальной деятельности. Сам термин «экспериментирование» можно понимать как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.

В естественных жизненных условиях окружающая среда стимулирует зрительную систему ребёнка с нормальным зрением. Значительное снижение зрения существенно ограничивает естественную стимуляцию, вследствие чего ребёнок не может приобрести такой же сенсорно-перцептивный опыт, как нормально видящий.  При нарушении зрения обеднение и искажение сенсорных данных обуславливают изменение образа, остаётся некоторая неопределённость. Поэтому детям требуется последовательное, развёрнутое во времени и пространстве, изучение воспринимаемых объектов и ситуаций. У детей часто не сформированы необходимые действия, опознание изображений бывает ошибочным и схематичным. Эти особенности уменьшают полноту зрительных представлений.

Искажённые зрительные представления не обеспечивают правильную и оперативную ориентировку в зрительно воспринимаемой ситуации. Поэтому и возникает необходимость применения специальной системы методов, направленных на компенсацию нарушений зрительного  восприятия у детей с нарушением зрения.

Известно, что при нарушении зрения у детей возникает ряд вторичных отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления). Однако, чтобы дети с нарушением зрения могли овладеть процессами игровой, трудовой, учебной, конструктивно – технической деятельности, требуется довести у них развитие наглядно – образных представлений и пространственного мышления до высокого уровня. Важным условием полноценного овладения знаниями и умениями является активная предметно – практическая деятельность, связанная с процессами анализа, сравнения, мысленными обобщениями и словесными обозначениями физических качеств, пространственных свойств  объектов. Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности у детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте является одним из важнейших направлений коррекционно-педагогической работы в процессе различных видов  детской деятельности. На занятиях, в играх, труде дети учатся зрительно обследовать предметы, овладевают компенсаторными навыками  познания мира за счёт активации сохранных анализаторов, речи, мышления. Актуальность рассматриваемой темы для развития детей с нарушениями зрения, заключается в том, что экспериментирование, как ничто другое, является примером активной предметно – практической деятельности ребёнка, способствующей развитию познавательных способностей, интеллектуальному познанию. Параллельно этому, способствует решению коррекционных задач по развитию сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения. По многочисленным исследованиям тифлопедагогов известно, что развитие детей с нарушением зрения обусловлено единством биологических и социальных факторов и зависит от клинической формы заболевания зрения, от сохранности слухового, двигательного и кожного анализаторов, от уровня развития психической сферы.  Планомерное полисенсорное воспитание детей расширяет возможности в познании ими окружающего мира.  Цель исследовательской деятельности – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию  и размышлению; активизировать сохранные анализаторы, способствовать их развитию.

Задачи:

1. Образовательные:

1.1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки: развитие представления о химических свойствах вещества (растворение различных веществ, взаимодействие различных веществ при их соединении и их влияние на свойства других предметов); развитие элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды); развитие представлений о свойствах веществ: воды, камня, глины, песка, воздуха; развитие элементарных математических представлений (упражнение в количественном счёте).

1.2. Развитие умственных способностей.

Развитие мыслительных способностей: анализ, синтез,  классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путём сенсорного анализа  (цвет, форма, величина предметов и объектов).

1.3. Развитие умения пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов (увеличительное стекло, пипетка, зеркало).

2. Коррекционные:

2.1. Развитие сохранных анализаторов (обоняние, осязание, тактильное восприятие, слуховое восприятие, ориентирование)

2.2. Развитие: зрительных функций; зрительно-двигательной координации;

мелкой моторики рук; зрительного внимания и зрительной памяти; речи и обогащение словарного запаса

2.3. Формирование предметных представлений детей, расширение и закрепление уже имеющихся умений и навыков. Формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве); и способами обследования предметов (фактура, материал)

3. Социальные.

Социально-личностное развитие каждого ребёнка, а именно развитие:

коммуникативности, самостоятельности,  наблюдательности; элементарного самоконтроля; саморегуляции своих действий. Дети переживают чувства удивления, радости познания мира. Своими вопросами побуждают к новым открытиям, что ведёт к познавательной активности каждого ребёнка.

Участники проекта

Проект рассчитан  на детей дошкольного возраста, поэтому главными участниками являются дети от 4 до 7 лет.

Также в проекте участвуют дефектолог и воспитатели. Работа проводится со всеми детьми, но с учётом их  индивидуальных особенностей и зрительных возможностей. Главным героем «Исследователей окружающего мира» является игрушка ёжик «Живулька»,  он очень любознательный и рад узнавать всё новое и интересное. Для того, чтобы дети легко могли вспомнить уже пройденный материал по экспериментированию, у каждого есть рабочий блокнот.  В  нём они зарисовывают свои впечатления от проведённых опытов,  и выполняют  коррекционные задания. Очень важно проработать исследовательский цикл, предусматривающий серию взаимосвязанных опытов и экспериментов. Такой подход даёт возможность постепенно и последовательно знакомить детей с тем или иным объектом или явлением окружающей действительности, рассматривать его с разных сторон, выделяя связь объекта с живой или неживой природой, с социальным и предметным миром.

Ресурсное обеспечение проекта: именной бейджик и косынка для каждого «исследователя окружающего мира»; блокнот исследований для фиксации результатов экспериментов, опытов, рабочие листы; игрушка ёжик Живулька.

Основное оборудование и материалы:

приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, безмен, песочные часы, магниты; прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объёма: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведёрки, лейки, воронки; природные материалы: камешки разного цвета,  формы и величины, минералы, глина, уголь, пёрышки, ракушки, шишки, скорлупки, пух, мох, семена овощей и фруктов, кусочки коры деревьев, листья, веточки; бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки-вкладыши от конфет; технические материалы: гайки, винты, болтики, гвоздики; разные виды бумаги: альбомная, калька, наждачная; красители: краски, сироп; медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, деревянные палочки, мензурки, воронки, марля, резиновые груши; прочие материалы: зеркала, шарики, мыльные пузыри, масло растительное, соль, сахар, формочки, поддоны, тазы, пуговицы, контейнеры,  и многое другое; аудиозаписи; игровое оборудование; спортивное оборудование; материалы для аппликаций, конструирования, рисования; плакаты для рассматривания.

Дальнейшее развитие проекта. Так как данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста с нарушением зрения, то, соответственно, он может использоваться в работе аналогичными учреждения, а также возможна его реализация, в любом дошкольном образовательном учреждении в соответствии с возможностями детей и потребностью в данном виде деятельности.

Литература.

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и  эксперименты для дошкольников. – М.: Сфера, 2002

2. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – М.: Владос,  2000.

3. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения//Управление ДОУ. – 2004. – №4.

4. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Педагогическое общество России, 2003.

5. Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Корреционно-развивающая среда в дошкольных учреждениях компенсирующего вида. – М.: ЗАО « Эсти-Кудиц», 2006.

6. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М.: Город, 1998.

7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2007.

8. Фомичёва Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: Учебно-методическое пособие – СПб.:КАРО, 2007

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения

Консультации учителя-дефектолога для воспитателей коррекционных групп для детей с нарушением зрения....

Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушениями зрения

даны конкретные рекомендации по данной проблеме...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Компенсация недостатков зрения путем развития сохранных анализаторов у детей, имеющих нарушения зрения». «Вижу, слышу, чувствую"

В данном проекте указывается, что зрительная система ребенка развивается в тесном взаимодействии с другими сенсорными системами. Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым воспри...

Мастер-класс: «Эффективные способы организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в дошкольной организации . Картотеки дидактических игр и упражнений»

В рамках Педагогического марафона "Основные содержательные линии воспитания и образования "От рождения до школы"...

Игры с песком как способ развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!К. Д. Ушинский...

Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения

Консультация для воспитателей и родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения. Даны практические игры и рекомендации по развитию сохранных анализаторов у детей со зрительной патологией....

Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения

Ребенку с нарушением зрения, в отличии от нормально видящего , недостаточно лишь зрительно наблюдать предмет. Для создания целостного образа предмета необходимо подключения всех сохранных анализаторов...