Семинар - практикум "Правовое образование в ДОУ"
учебно-методическое пособие по теме

шакирова гульнур фаридовна

Тема нашего семинара - "Правовое образование в ДОУ". Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна и вы станете активными участниками обсуждения. О том, как проводится работа по правовому воспитанию в дошкольном учреждении, какие формы работы используются, вы сможете узнать в ходе проведения семинара.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_pravovoe_obrazovanie_v_dou.docx33.19 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум "Правовое образование в ДОУ"

Цель: Повышение правовой культуры педагогов ДОУ.

Задачи:

1. Расширить знания педагогов о содержании  документов, регулирующих права ребенка.

2. Повысить позитивное взаимодействие с детьми и родителями.

3. Познакомить с современным исследованиями в области воспитания и обучения детей.

                                           

                                                    Ход семинара:

I.Вводная часть.

1. Эмоционально - психологический настрой участников семинара.

1 - я ведущая.   Спокойно матери уйдут

                           В день, полный дел, хлопот, забот,

                           С надеждою в глаза взглянут,

                           С тобой, прощаясь у ворот.

                           

                            Надежду ту не обмани,

                            С малышками не будь ты строгой,

                            И сердца нежного ростки

                            Рукою жесткою не трогай.

                         

2- я ведущая.   Доверчивы глаза детей,

                          И ангелы хранят их души,

                          Пусть безмятежный тот покой

                          Ничто вовеки не нарушит.

                          И пусть не катится слеза

                          Ни от обид, ни от печали,

                          И словно солнышко, всегда

                          Улыбка на лице сияет.

1- я ведущая.   Чуткому детскому сердцу

                          Сердце свое открой,

                          И ощущение чуда

                          Будет всегда с тобой.

2. Сообщение темы, задач семинара.

1 - й ведущий. Тема нашего семинара - "Правовое образование в ДОУ". Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна и вы станете активными участниками обсуждения. О том, как проводится работа по правовому воспитанию в дошкольном учреждении, какие формы работы используются, вы сможете узнать в ходе проведения семинара.

3. Актуальность выдвинутой темы.

Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребенка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство,  неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений - это необходимые условия гармоничного существования современного человека.

С наступлением XXI века во всем мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально - экономическая ситуация современного мира отображается, прежде всего на детях. Трудно пройти мимо беспризорного, голодного ребенка. Поминая, что дети - самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем генофонд нации?

Генеральной Ассамблеей ООН  была принятии Конвенция о правах ребенка.

4. Рассказ об истории принятия Конвенции о правах ребенка.

2  - ведущий.  Ю.И.

В 1923 году неправительственной организацией "Международный союз спасения детей" была разработана первая  Декларация  о правах ребенка, содержащая основные условия, которым должно следовать общество, чтобы обеспечить  соответствующую защиту детей и заботу о них.

Декларация была одобрена в 1924 году Ассамблеей Лиги Наций и получила название ЖЕНЕВСКОЙ. "Быть объектом особой заботы и помощи со стороны общества и государства", - такое отношение к детям провозгласила "Всеобщая декларация прав человека", принятая ООН 10 декабря 1948 года. В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН принимает новую Декларацию прав ребенка, содержащую 10 принципов обеспечения защиты и благосостояния детей.

20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка единогласно принимается Генеральной Ассамблеей ООН. Государства, подписавшие Конвенцию, приняли на себя правовую ответственность за действия в отношении детей, обязались пересмотреть свое национальное законодательство в соответствии с положениями этого международного документа.

На территории нашей страны Конвенция о правах ребенка вступила в силу 15 сентября 1990 года.

II. Основная часть.

1. Ознакомиться с нормативно - правовой документацией по защите прав детства.

Ведущий. Чтобы ответить на вопрос: "Сколько прав у ребенка?" -  обратимся непосредственно к тексту Конвенции. В ней указано, что все права распространяются на всех детей без исключения, а государство обязано защищать  ребенка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите его прав. Существует целый ряд нормативно - правовых и организационных материалов по правам ребенка.

 1. Декларация прав ребенка

 2. Конвенция прав ребенка

3. Закон об образовании РФ от  29.12.2012г  № 273 - ФЗ

 4. Типовое положение о ДОУ

 Ведущий. Уважаемые коллеги!  Уча других, учись и сам! Трудно опровергнуть данное высказывание. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель, должен знать свои права, соблюдать и защищать их от посягательств. В противном случае чему мы можем научить других не обладая знаниями сами?

2. Выполнение педагогами практических заданий.

Уважаемые коллеги!  Перед вами на слайде перечислено ряд  прав на которые дети имеют право, ваша задача  выделить права, которыми пользуются дети в соответствии с российским законодательством.

1. Право на образование.

2. Право на охрану здоровья, право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.

3. Право на отдых и досуг.

4. Право на создание семьи.

5. Право ребенка  участвовать в играх и развлекательных мероприятиях соответственно возрасту, свободно участвовать в культурной  и творческой жизни и заниматься искусством.

6. Право свободно выражать свое мнение, включая право свободно искать, получать и передавать информацию и идею любого рода.

7. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

8. Право на свободу мысли, совести, религии.

9.Право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

10. Право на личную жизнь.

11. Право пользования благами социального обеспечения, включая социальное страхование.

12. Право на защиту от всех  форм физического или  психического  насилия, оскорбления или злоупотребления , отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления.

                                             ФИЗМИНУТКА

3. Игра "Счастливый случай"

 Ведущий . Мы предлагаем вашему вниманию небольшую игру, в ходе которой необходимо ответить на вопросы;  к каждому из вопросов будет предложено 3 варианта ответа. Вы должны выбрать правильный и поднять карточку с нужной буквой ( А,Б,В)

1. Сколько статей в Конвенции о правах ребенка?

А. 45;

Б. 37;

В. 54;

2. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства - участники Конвенции ООН о правах ребенка?

А. Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

Б. Право на жизнь, на семейные связи , на образование.

В. Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, на отдых и досуг.

 3. Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка?

А. Органы управления РФ.

Б. Органы местного самоуправления.

В.Родители и другие лица, воспитывающие ребенка.

4. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка?

А. Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.

Б. Ребенок и родители или другие лица, заменяющие родителей.

В. Родители или другие лица, заменяющие родителей, и образовательное учреждение.

5. Имеет ли  ребенок право  на доходы, полученные им?

А. Нет, ребенок не должен работать.

Б. Да, если они получены не в результате правонарушения.

В. Нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родителями.

6. Кто несёт ответственность за создание  необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?

А.Учредитель

Б.Органы управления образовательным учреждением.

В. Должностные лица образовательного учреждения.

7. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении  нарушены права и свободы детей и дело дойдет до судебного разбирательства?

А. Заведующий как представитель образовательного учреждения.

Б. Заведующий как должностное лицо этого учреждения.

В. Работник образовательного учреждения, допустивший нарушение.

8. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?

А.Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить  бесплатное медицинское обследование.

Б. Правильно организованный режим питания, занятий воспитанников.

В. Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Жюри подводит итоги двух конкурсов

 Уважаемые коллеги, наш семинар продолжается , просим вас занять свои места и ознакомиться с результатами жюри.

 Уважаемое жюри, вам слово!

 1 -й ведущий. Каждый ребенок должен знать свои права, быть юридически грамотным  гражданином. Воспитатели, весь педагогический коллектив детского сада являются основными участниками правового воспитания детей. В ДОУ для решения задачи по правовому воспитанию дошкольников, создается план работы, включающий в себя работу с родителями и детьми.

. 2 - й ведущий. Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.

И для этого выбираются ведущие для дошкольников виды деятельности: игровая и художественно - продуктивная. В ДОУ проводятся ролевые , театрализованные и дидактические игры; упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков, психологические тренинги.

 Сейчас мы предлагаем вам ознакомиться с такой формой работы с детьми , как  игра "Волшебный сундучок", и поиграть в нее.

 Игра "Волшебный сундучок" слайд №

1- й ведущий.  Правила. Из сундучка по очереди  достают предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.

                     

                              Свидетельство  о рождении

- Что это за документ? О каком праве  он вам напоминает?

( Право на имя).

                                 Сердечко

- Какое право может обозначать сердце? (Право на заботу и любовь).

                                Домик

- Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (Право на имуществу).

                              Конверт

- О чем напомнил это конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).

                              Букварь

- О каком праве напоминает эта книга? (О праве на учебу).

                                Игрушечные утенок и утка

- О чем напоминают эти игрушки? (О праве ребенка быть вместе с мамой.)

2- й ведущий. Все люди - маленькие и взрослые - имеют права, и никто не вправе их нарушать.

В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, используются сказки, стихи пословицы, поговорки. При том необходимо обратить внимание, что знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, что может привести к осуждению положительных героев и оправданию злодеев.

Уважаемые участники семинара, предлагаем вам принять участие в викторине....и вспомнить тем самым наши любимые детские сказки...

4. Викторина "Интерпретация понятия о правах человека в поступках литературных героев"

1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?" ( "Серая шейка", "Красная шапочка", "Дюймовочка", "Сказка о рыбаке и рыбке".)

2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? ("Три поросенка", Зайка из сказки"Заюшкина избушка".)

3. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства? ("Лягушка - путешественница".)

4. В какой сказке героиня  воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследования? ("Дюймовочка".)

5. Литературные герои из каких произведений воспользовались правом на свободу мирных собраний? ("Бременские музыканты", "Белоснежка и семь гномов", басня "Квартет").

6. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? ("Мороз Иванович", "Госпожа Метелица", "Сказка о попе и о работнике его Балде".)

                                               слово жюри

                                 МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

 Ведущий:

Уважаемые коллеги, просим вас занят свои места, а наш семинар продолжается. Сейчас каждой команде для ознакомления  будет предложено по одной педагогической ситуации, после 30 секундного обсуждения один представитель от каждой команды должен выразить мнение об описанной ситуации. Команда соперников может дополнить ответ.

5. Обсуждение педагогических ситуаций.

Ситуация 1.

Иришка играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иришку позвали подруги, она вскинула руку, чтобы им помахать, и ...горшок с цветком перевернулся и оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлепала девочку.

Какие права ребенка были нарушены?

Ситуация 2.

Таня любила убираться у себя в кукольном уголке. Она смачивала тряпочку водой, отжимала её и протирала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась на ковер. Девочка в растерянности смотрит на лужицу.

К ней подходит мама...Что было дальше? Опишите ситуацию с разных позиций.

Жюри  оценивает ответы команд.

Ведущая: Уважаемые коллеги!  Наверное, каждому приходилось быть в ситуации, когда между вами и родителями воспитанников назревал конфликт вследствие  столкновения разных взглядов на одну и ту же проблему. Как найти взаимопонимание , не нарушив интересов обеих сторон? Надеемся, что предложенное упражнение "Достойный ответ" поможет вам справиться с этими трудностями.

6. Тренинг "Способы решений конфликтов между педагогами и родителями"

Упражнение "Достойный ответ"

Цель: найти выход  из конфликтной ситуации.

Инструкция. Участники делятся на две команды: "ПЕДАГОГИ", "РОДИТЕЛИ". Каждая команда получает карточку на которой содержится какое - либо высказывание. Поочередно, меняясь ролями, представитель от каждой команды зачитывает фразу - "Выпад". Задача соперников достойно ответить на "Выпад".

Карточка 1. Вы слишком высокого мнения о себе.

Карточка 2. Почему Вы на всех смотрите с высока?

Карточка 3. У Вас такой устрашающий взгляд!

Карточка 4. Вы вечно на всех  кричите.

Подведение итогов упражнения ведущим, без участия жюри.

- Легко ли было выполнять задание? Принимали ли Вы близко к сердцу нелестное замечание в адрес своей команды?

 Уважаемое жюри, просим вас подвести итоги семинара, итак  вам слово!

Подведение итогов семинара.

Тренинговое упражнение "Согрей птичку".

 Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение "Согрей птичку", которое поможет выразить свою любовь  и подарить кому - нибудь теплоту и нежность своего сердца.

             (упражнение выполняется под музыку)

Встаньте пожалуйста. Сложите ладони, представляя, что вы держите птицу в руках. Чтобы ее согреть, подышите на ладони, прижмите их к груди....и выпустите птичку на волю.

Сейчас вы почувствовали, как это приятно - о ком- то заботиться - и как это ответственно.

1- й ведущий.         В жизни можно по - разному жить:

                                 В горе можно и в радости,

                                 Вовремя есть, вовремя пить,

                                 Вовремя делать гадости.

2- й ведущий.          А можно и так:

                                  На рассвете встать

                                  И помышляя о чуде,

                                  Рукой обнаженной солнце достать

                                  И подарить его людям.

                                                    А.Вознесенский

1-й ведущий.  Мы надеемся, что тема семинара никого из вас не оставила равнодушными, и вы почерпнули для себя что - то нужное и новое.

1-й  и 2 - й ведущие. Благодарим вас за активное участие и сотрудничество!

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Повышение качества образования через реализацию развивающих программ дошкольного образования"

Качество дошкольного образования – гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека.Актуальность проблемы качества до...

Мастер-класс на международном семинаре «Дошкольное образовании: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество» "Изготовление открытки в технике Айрис-фолдинг"

Вашему вниманию предлагаю мастер-класс по изготовлению открыток в технике Айрис-Фолдинг.Название этой техники — айрис - фолдинг — можно перевести как «радужное складывание...

Семинар «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста»

Представляю презентации к своим выступлениям на семинаре: «Доминанты, системно управляющие ходом развития дошкольников» и «Методика оценивания в контексте компетентностного подхода&r...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Мастер-класс по обмену опытом (Бурятия - Монголия) на международном семинаре "Дошкольное образование: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество"

Тема: «Экспериментально-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста». Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образова...