Оптимизация двигательной активности детей с нарушением зрения на занятиях тифлопедагога
материал по теме

Пилипенко Олеся Юрьевна

Движение составляет основу любой детской деятельности. Для детей с нарушением зрения дефицит движения (по сравнению со здоровыми сверстниками) возрастает в несколько раз, так как эти дети ограничены в движении зрительными возможностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПТИМИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТИФЛОПЕДАГОГА

(выступление на городском методическом объединение

учителей – дефектологов ДОУ для детей с нарушением зрения)

Пилипенко О. Ю.

Учитель – дефектолог

г. Новокузнецк


Оптимизация двигательной активности детей с нарушением зрения на занятиях тифлопедагога

 Движение составляет основу любой детской деятельности. Для детей с нарушением зрения дефицит движения (по сравнению со здоровыми сверстниками) возрастает в несколько раз, так как эти дети ограничены в движении зрительными возможностями.

Известно, что при нарушении зрительных функций у детей возникает ряд вторичных отклонений: ослабляются познавательные процессы, происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, крупной и мелкой моторики, ухудшается осанка.

В нашем д/с для решения коррекционных задач используются различные приёмы. Кроме традиционных физ.занятий, утренней гимнастики, подвижных игр на улице, физ.минуток, во время занятий тифлопедагога  включаются:

  • Упражнения для развития у детей двигательных и функциональных возможностей;
  • Игры для   совершенствования ориентирования в макро- пространстве,
  • Игры и упражнения для координации движений  и равновесия;
  • Танцевально - ритмические композиции в большей степени способствуют развитию у детей  ритмичности и удержание заданного темпа движений и подвижности мыслительного процесса с опорой на слуховой анализатор.
  • Часть  каждого занятия тифлопедагога отдается работе по развитию мелкой моторике и тактильной чувствительности.

Что касается развития общей моторики детей, то в нашем детском саду имеются все условия для обеспечения оптимального уровня двигательной активности детей на занятиях.

Умение ориентироваться в пространстве играет существенную роль в любой деятельности человека. Оно тесно связано с работой двигательного анализатора. И.М. Сеченов отмечал особую роль движений, мышечного чувства, которые во взаимодействии со зрительными и слуховыми ощущениями лежат в основе ориентировки в пространстве (действенным помощником  выступают игры, подобные «Твистеру» (видео).

Развитие навыков пространственной ориентации включает в себя:

- ориентировку на себе;

- ориентировку в физкультурном зале и на спортивной площадке (знакомство с залом, оборудованием и их назначением, условиями безопасного передвижения);

- определение направления (повороты, перемещения);

- ориентировку с помощью слухового и тактильно-двигательного анализаторов;

- ориентировку в пространстве по различным ориентирам (примером того может служить игра на занятии по ориентировки в пространстве «Улитка» (видео).

Как отмечалось ранее, развитие мелкой моторики также входит в раздел физического воспитания, как и развитие общей моторики, поэтому мы сочли необходимым затронуть и эти вопросы.

Между зрением и осязанием, как известно, много общего - с точки зрения той информации, которую они дают.

У наших детей неполноценное зрение, которое дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию. Способность по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями затруднено и в результате малой двигательной активности, мышцы рук у них обычно вялые или слишком напряженные. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности, моторной готовности руки к письму. Вот почему детей с нарушенным зрением необходимо учить приемам осязательного восприятия объектов, формировать у них умение выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно-двигательный анализаторы, что позволит научиться более точно воспринимать предметы и пространство, быть более активными в процессе игры и обучения.

(фото) При обследовании путем осязания нужно обязательно обговаривать последовательность движения рук, использовать ощупывание, нажатие, постукивание об стол, при этом характеризовать качества и свойства предмета (мягкий, жесткий, гладкий и т.д.). Для закрепления навыков осязательного восприятия можно поиграть в игры: «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь», «Найди такое же» (жесткое, мягкое и т.п.), «Нащупай и вытащи из мешочка все предметы треугольной» (круглой, квадратной и т.п.) формы.

Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности (лепка, аппликация, рисование, конструирование из бумаги, ниткопись, работа с проволокой, прищепками, пуговицами, шнурками, мозаикой, трафаретами и т.д.)

Чтобы работа по развитию мелкой моторики не была слишком монотонной и обременительной для зрительного анализатора (особенно в старших группах), целесообразно делить её на две части, перемежая их музыкальной паузой (видео).

В коррекционно-педагогической работе необходимо проводить активизацию зрительных функций через активную двигательную деятельность детей с нарушением зрения.

Это актуально: во-первых, у детей с нарушением зрения необходимо формировать зрительно-двигательные взаимосвязи (выполнение движений под контролем зрения); во-вторых, повышение двигательной активности за счёт увеличения разнообразия движений является пропедевтикой различных двигательных актов и физических упражнений.

Двигательная активность способствует развитию зрительного восприятия при решении таких коррекционных задач (фото по зр.вс):

  • Развитие прослеживающих функций глаза (проследи путь и повтори его);
  • Развитие глубинного зрения;
  • Развитие предметности восприятия (повтори позу по схеме, контуру и силуэту);
  • Развитие зрительного внимания, поиску, идентификации в пространстве, например: игра («Найди клад»);
  • Учить детей зрительным способам выделять и оценивать пространственное положение предметов «Метание в цель»;
  • Зрительно оценивать пространственные отношения между предметами; положение одного относительно других.

При организации двигательной активности детей с нарушением зрения всегда следует помнить о рекомендациях врача-офтальмолога, диагнозе, зрительной нагрузке, чтобы не вызвать негативных последствий от перегрузок на зрение или неправильно подобранных упражнений.

Использование ярких пособий и нестандартного оборудования способствует комплексному физическому воспитанию и закреплению достижений коррекционно-восстановительной работы. В результате систематической работы в этом направлении у детей развиваются зрительное восприятие, пространственная ориентировка, мелкая моторика, мускулатура, активизируются зрительные функции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями на коррекционных занятиях учителя-логопеда ДОУ.

В современных условиях развития общества проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер и является как никогда ранее актуальной, т.к. достичь необходимого уровня интел...

Оптимизация двигательной активности детей с нарушением зрения

Оптимизация двигательной активности детей с нарушениями зрения (из опыта работы)             Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это осно...

Повышение двигательной активности детей с нарушением зрения в непосредственно образовательной деятельности (из опыта работы)

Повышение двигательной активности детей с нарушением зрения в непосредственно образовательной деятельности       Движение составляет основу любой детской деятельности. «Для д...

Семинар для воспитателей "Обеспечение дифференцированного подхода на физкультурных занятиях, как условие оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Данным материалом могут воспользоваться как воспитатели, так и старшие воспитатели при организации работы по здоровьесбережению детей в условиях детского сада....

Обеспечение дифференцированного подхода на физкультурных занятиях как условие оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста .

На современном этапе развития педагогической науки реализация дифференцированного подхода считается необходимым условием решения многих педагогических задач, в том числе старших дошкольников к обучени...

Занятие по оптимизации двигательной активности детей раннего возраста «Поиграем с мышкой»

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"16037928","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"1...

Оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями на коррекционных занятиях учителя-логопеда ДОУ

В современных условиях развития общества проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер и является как никогда ранее актуальной, т.к. достичь необходимого уровня интел...