Сообщение для педагогов «Психолого-педагогическая коррекция с помощью игры»
занимательные факты

Гранчук Елена Александровна

Игровую деятельность можно использовать и в целях диагностики, и коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_kak_sposob_psikhokorrektsii.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение для воспитателей на педсовете

«Психолого-педагогическая коррекция с помощью игры»

Игра – способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

Говоря о значении игры в жизни ребенка, нельзя не сказать об использовании игр с целью диагностики и терапии.

Для успешной организации игровой деятельности необходимо предварительно ознакомиться с возможностями детей (в том числе и коммуникативными, и познавательными). Наблюдая за ребенком в процессе игры, мы можем оценить умение ребенка сотрудничать, сопереживать, его психоэмоциональное состояние, уровень развития познавательных процессов и т. д. Игровое поведение детей символизирует неосознанные желания страхи, предчувствия, удовольствия. Наблюдая за игрой, мы можем оценить уровень развития произвольности поведения, способность удерживать в памяти правила игры и следовать им, способность к принятию самостоятельного решения, умение действовать целенаправленно и сохранять сосредоточенность довольно длительное время.

Игра, построенная должным образом, помогает скорректировать поведенческие нарушения, гасить конфликты, преодолевать трудности общения. Обращая внимание на предпочтительные роли, можно определить, ведомым или ведущим чаще всего желает выступить ребенок.

Характерная особенность игры - ее двуплановость:

1.      Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач,

2.      Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

Двуплановость игры обусловливает ее развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий  достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.

Структуру детской игры составляют роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов - замещение реальных предметов игровыми (условными); реальные отношения между играющими.

Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности. Содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. В игре происходят формирование произвольного поведения ребенка и его социализация.

Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми

Общие показания к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков.

Игротерапия эффективна как помощь при агрессивности в поведении; как средство улучшении эмоционального состояния детей после развода родителей: подвергающихся насилию и заброшенных детей; снижения страхов; стресса и тревожности у  детей; при коррекции затруднений в чтении;  детей с затруднениями в обучении; отставания в речевом развитии; лечении заикания; облегчении состояния при психосоматических заболеваниях; улучшении «Я-концепции»; снижении тревоги при расставании с близкими.

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры

1.      Моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, следования им ребенком и ориентировка в этих отношениях.

2. Осознание собственного «Я». В игре возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.

3.      Формирование (наряду с игровыми) реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстником, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития.

4.      Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях.

5.      Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и правил, а также поведение в игровой комнате.

Основные функции психолога, ведущего игровые занятия:

1.      Создание атмосферы принятия ребенка.

2.      Эмоциональное сопереживание ребенку.

3.      Отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме.

  1. Обеспечение в процессе игровых занятий условии, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.

Принципы осуществления игротерапии:

1.  Дружеские равноправные отношения с ребенком, принятие ребенка таким, какой он есть, ребенок  -  хозяин положения, он определяет сюжет, тему игровых занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решения;

2. Недирективность в управлении коррекционным процессом: отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс; минимальность числа ограничений и лимитов, вводимых игротерапевтом в игру (вводятся лишь те ограничения, которые связывают игру с реальной жизнью).

3. Установление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка: добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств; попытаться в кратчайшее время понять чувства ребенка и повернуть его исследование на самого себя; стать для ребенка своеобразным зеркалом, в котором он может увидеть себя.

Коррекционный процесс не происходит в игре автоматически. Он возможен лишь при условии, что психолог, сензитивный к чувствам ребенка, принимает его установки и выражает искреннюю веру в возможности ребенка принять на себя ответственность за решение проблемы. Диалогическое общение ребенка со взрослым через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств ребенка становится основным механизмом коррекционного воздействия в игротерапии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Педагогический совет « Психолого-педагогические технологии коррекции эмоционально – волевой сферы дошкольников с ОВЗ

Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ - это организованная система педагогических и психологических воздействий. Основным  ее направлением является смягчение эмоционального дискомфор...

Семинар для педагогов Тема: «Психолого – педагогические технологии коррекции эмоционально – волевой сферы дошкольников с ОВЗ»

Этапы формирования эмоционально – волевой сферы.Нарушения эмоционально – волевой сферы у дошкольников.Эффективные методы и приемы коррекции эмоционально – волевой сферы дошколь...

Памятка родителям и педагогам "Психолого-педагогическая помощь и поддержка в экстремальных ситуациях"

Азы психологической грамотности чрезвычайно нужны в экстремальных ситуациях, чтобы не растеряться, не навредить себе и окружающим, суметь быть ресурсным и полезным человеком....

Консультация для педагогов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в рамках деятельности Психолого-педагогического консилиума ДОУ"

Детям с ОВЗ и детям-инвалидам, посещающим МДОАУ «Детский сад №171», оказывается психолого-педагогическое сопровождение. Основной целью такого сопровождения является помощь в решении пробле...