Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения праздников в детском саду
статья по теме

Багаева Александра Николаевна

Статья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_materialai_disertatsii_bagaeva.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

А.Н. Багаева

МБДОУ «Детство» д/с № 536, г. Екатеринбург

bag-aleksa@yandex.ru

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения праздников в детском саду

Проблема развития творческой активности человека в XXI веке становится одной из важнейших в философии, психологии, педагогике.  Целесообразность формирования личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах.

Процесс подготовки и проведения праздника в детском саду, обладает  качествами, необходимыми для развития творчески активной личности  Праздники преобразуют повседневную жизнь ребенка, несут радость общения, формируют его как субъекта культуры. Процесс подготовки и проведения праздника связан для ребенка с эмоциональной приподнятостью, свободой самовыражения, реализует возможность погрузиться в стихию игры, активно взаимодействовать с самим собой и с окружающими.

Между тем, в педагогической практике существует ряд противоречий. Между федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы, нацеленными на задачи творческого развития дошкольников и недостаточной разработанностью проблемы развития творческой активности у детей дошкольного возраста. Между потенциальными возможностями праздника в ДОУ для развития творческой активности детей и недостаточностью методического сопровождения этого процесса на этапах подготовки и проведения праздников.

На основе анализа психолого-педагогической литературы можно утверждать что, развитие творческой активности у старших дошкольников в процессе подготовки и проведения праздников в детском саду  будет эффективным, если:

- будет разработана и реализована методика развития творческой активности дошкольников, реализуемая поэтапно (замысел, подготовка, проведение праздника, рефлексия) и предполагающая дифференцированное использование на каждом этапе соответствующих форм и методов работы;

- будут созданы соответствующие для реализации методики условия: в учреждении дошкольного образования будет организовано  педагогическое взаимодействие педагогов, родителей и детей, процесс проведения и подготовки праздников будет связан с атмосферой эмоциональной приподнятости, свободы самовыражения, погружения детей в стихию игры и активного взаимодействовать с окружающими.

Понятие «творческая активность» применительно к ребенку старшего дошкольного возраста нами понимается как интегративное качество личности, проявляющееся в художественно-игровой деятельности и характеризующееся инициативностью эмоциональностью, беглостью и оригинальностью творческих проявлений.  Для развития творческой активности  необходимо создать педагогические условия, а именно: поэтапный характер организации детского творчества; широкий спектр творческих заданий и их варьирование; рациональное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм творческой деятельности; обогащение     культуры     слухового     и     зрительного     восприятия, формирование художественно-образного видения предметов и явлений; опора на смежные виды искусства; стимулирование воображения; проблемно-игровые методы обучения детей; реализация   дидактических   принципов   организации   воспитательно-образовательного процесса; педагогический такт в руководстве и оценке творческой деятельности детей.

Нами были выделены этапы подготовки и проведения праздников, каждый из которых содержит творческие задания, включающие детей в активное творчество и способствующие,  на наш взгляд,  развитию творческой активности.

Первый этап:  Определение темы праздника (предварительная работа). В предварительную работу обязательно включаются следующие виды деятельности: беседы-фантазии по теме праздника; музыкально-двигательные  импровизации;  музыкально-ритмическая деятельность; этюды на создание выразительных образов и др.

Второй этап:  Период подготовки (репетиционный период). На этом этапе активно используются возможности развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Театральная  технология, используемая в подготовке и реализации проекта,  содержит в себе различные творческие элементы: внимание к объекту; воображение; память на ощущения и создание на ее основе образных видений; способность к взаимодействию; логичность и последовательность действий и чувств; ощущение перспективы действия и мысли; чувство ритма; мышечная свобода и пластичность; владение голосом, произношение, интонация; умение действовать словом. А так же: поощрение исполнительского творчества детей;   развитие у детей в соответствии с их индивидуальными способностями; возможности свободно и раскрепощено держаться перед зрителями;  развитие свободы самовыражения; побуждение детей к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций; обсуждение с детьми различных настроений, переживаний, эмоциональных состояний персонажей, передаваемые различными средствами драматизации. В ходе репетиционного этапа характерны следующие творческие задания и игры направленные на развитие: двигательно-звуковой творческой активности; эмоциональной выразительности; оригинальности; инициативности;

Третий этап: Явление праздника. На этом этапе важна  атмосфера праздника, которая способствует волевой мобилизации ребенка. Во время спектакля дети действуют, не отвлекаясь, они очень внимательны и самостоятельны. В бесхитростном искусстве детского театра дошкольники  должны получать возможность удовлетворения потребности в творческом самовыражении, инициативности, самостоятельности и воплощении художественного замысла. Дети получают возможность выразить себя в играх, танцах, инсценировках, проявить свой артистизм и эмоциональность в художественном слове, декламации.  Благодаря выстроенной и продуманной системе подготовки к празднику у детей укрепляется позитивное отношение к себе, к сверстникам, появляется уверенность, инициативность, доброжелательность, уважение к другим.

Четвертый этап: Заключительный. Период рефлексии, возможность поделиться своими ощущениями, чувствами, переживаниями. Праздники доставляют детям радость, обогащают их новыми эмоциональными переживаниями, расширяют кругозор. Совместная подготовка к празднику, общность интересов сплачивают детей, сближают с воспитателями, педагогами и родителями.

        Формирование творческой активности дошкольников в процессе подготовки и проведения праздников становится возможным лишь в случае целенаправленной работы по развитию творческих способностей. Именно работа над формированием творческой активности дошкольников выступает залогом успешности воспитания полноценной личности ребенка, становления его интеллектуальной, социальной и культурной среды.

        Сущность формирования творческой активности дошкольников в условиях художественно-игровой деятельности, представляющей собой процесс эмоционально-образного взаимодействия взрослых и детей, направленный на творческое самовыражение детей и гармонизацию их взаимоотношений с окружающими, способствующих развитию инициативности, беглости, оригинальности, эмоциональности дошкольников, формирования их творчески-активного отношения к миру.

        Именно художественно-игровая деятельность несет особый характер, именно праздник и игра обладают всеми теми признаками, который характерны для развивающей среды и несет широкий функциональный спектр выполняемых задач.  Игра есть самостоятельная деятельность личности; как правило, игра не имеет четко спланированного результата, а соответственно и сам процесс игры подвержен значительным колебаниям и изменениям. В то же время художественно-игровая деятельность в первую очередь характеризуется ее направленностью на достижение конкретного результата, усвоение каких-либо ценностей, традиций, социальных ролей (в зависимости от типа игры).

Процесс подготовки и проведения праздника организуется, контролируется и направляется специалистами, таким образом, гарантируя заранее предсказуемые результаты, а также качество усвоения необходимого материала. Именно построение процесса подготовки и проведения праздников, как целостного образования, вовлекающего в активную творчески-преобразующую деятельность всех детей и является спецификой использования художественно-игровой деятельности с целью формирования творческой активности детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»

Статья о развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования....

Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок"

Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста  в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок".  В работе описаны этапы педагогической...

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников....

"Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования"

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский ...

Этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения Фестиваля народов Прикамья "Пармский хоровод"

В статье описывается опыт работы по этнокультурному воспитанию дошкольников с использованием одной из эффективных форм работы - Фестиваля народов Прикамья "Пармский хоровод" - ежегодного тра...