Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста
картотека (младшая группа) по теме

Гапоненко Марина Сергеевна

Под гармоничным развитием понимается такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимосодействие, в результате чего, развитие каждого из этих качеств, способствует эффективности развития другого.

Однако анализ литературы и практические наблюдения показывают, что зачастую различные направления воспитания осуществляются изолированно друг от друга, имеют свои специфические задачи и средства их решения. В частности, разобщённость умственного и физического воспитания наблюдается и при анализе современных образовательных программ для дошкольников.

Физическое воспитание в них рассматривается как оздоровительный фактор, призванный решать специфические задачи улучшения физического статуса детей, а в перечне основных средств умственного воспитания дошкольников отсутствует организованная двигательная деятельность.

Все системы в организме ребёнка развиваются совместно, и нет таких систем, которые бы развивались автономно (независимо).

Одной из особенностей раннего развития ребёнка является восприятие размера и пространственного объёма предметов. Уже в первые годы жизни, ребёнок может и должен не только различать размер и объём предмета (маленький, большой, короткий и другие), но и определять его структуру (мягкость, жёсткость, плотность и другое). Ритмические  движения ладошками, пальчиками по предмету, ритмические перемещения рукой по предмету способствуют развитию тактильной чувствительности. С помощью этих движений совершенствуются способности ребёнка определять вес предмета и его структуру и т.д.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы. Чтобы взять предмет одной рукой, ребёнок должен быть уже «моторно готовым» к этому. Если ребёнок не может схватить предмет, то он и не сможет и ощутить его.

Для того чтобы эффективно определять форму, объём  и размер предмета, ребёнок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обоих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия.

Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти речи. Чем лучше ребёнок двигается (точно, координировано), тем он будет лучше говорить.

Понимание взаимосвязи между психическим и моторным развитием ребенка имеет непосредственное отношение к реализации целей и использованию методов развивающей педагогической работы с детьми.

В связи с вышесказанным, следующая картотека игр подобрана с целью интеграции  сенсорного и двигательного развития дошкольников раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_sensorika_i_dvizhenie.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 2

«Детский сад общеразвивающего вида»

Картотека игр

по сенсорному развитию

детей раннего дошкольного возраста

                                                                                                      Составила:

                                                                                               старший воспитатель

                                                                                                                        Гапоненко М.С.

Кемерово 2013

ЦВЕТ

Игра «Цветные фонарики»

Цель:

- Упражнять в ходьбе и беге

- Развивать мелкую моторику, ловкость, самостоятельность

- Закреплять умение различать цвета. Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции  взрослого.

Материал.

Мячи (диаметр 6 см) основных цветов (красный, желтый, синий) – по два на каждого ребёнка.

На одной стороне игровой площадки находится подставка, на которой воспитатель раскладывает мячи, на другой стороне дети.

Воспитатель:

Яркие фонарики

Поднимем высоко

Жёлтый (синий красный) цвет их

Виден далеко.

Зажглись фонарики!

Дети бегут к противоположной стороне игровой площадки, берут мячи того цвета, который был назван в стихотворении и поднимают их над головой.

Воспитатель. Погасли фонарики.

Дети кладут мячи на подставку и возвращаются на исходную позицию.

Игра повторяется 3-4 раза.

ИГРА   «Достань ленточку»

Цель:

- Помочь освоиться на гимнастической стенке.

- Развивать ловкость и самостоятельность.

- Закреплять умение различать цвета и находить в пространстве (ленты красного, синего и зеленого цветов).

Материал

Ленточки красного, синего и зеленого цветов длиной 30-40 см на каждого ребенка. Игрушки – зайка, кошечка и петушок.

Ленточки одного цвета висят на перекладине нескольких секций гимнастической стенки.

На противоположной стороне зала стоят знакомые детям игрушки – зайка, кошечка и петушок.

Держим  в руках много красных и зеленых ленточек, а синяя только одна. Показываем ленточки малышам. Спрашиваем:

- «Где же еще синие ленточки?»

Дети внимательно смотрят вокруг, помогают найти нужные ленты, снимают их и дарят своим друзьям – игрушкам.

Пользуясь паузой, пока дети ходят к игрушкам, вешаем на перекладины гимнастической стенки ленточки красного цвета. Последовательность действий детей та же. Лазают дети так,  как им удобно, на какую высоту подняться каждый решает самостоятельно, движения выполняют в подходящем для себя темпе.

В конце дети танцуют с ленточками. Импровизируем движения, а дети повторяют.

Игра «Бабочки»

Цель:

- Упражнять в ходьбе и беге

- Развивать мелкую моторику, ловкость, самостоятельность

- Закреплять умение различать цвета. Учить выполнять игровые действия по словесной инструкции  взрослого.

Дети бегают под музыку, изображают бабочек

Взрослый: Бабочки летали

у лесной полянки

Крылышки устали

Нет ли где тут лавки?

Мы же крошки-бабочки

Нам не нужно лавочки.

Отдохнуть бы нам чуток,

Сядем лучше на цветок.

Дети остановились.

Взрослый: Где любимый наш цветок

  1. Красный цветик – огонёк (мак),

дети находят красный цветок и приседают возле него.

Сели посидели, дальше полетели.

  1. Где любимый наш цветок?

Жёлтый, сладенький медок (одуванчик)

  1. Где любимый наш цветок?

Синий яркий лепесток (василёк)

ОДИН-МНОГО

  БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ

Игра «Догони мяч»

Цель:

-Учить самостоятельно выбирать и изменять направление движения, уступать друг другу дорогу.

-Закреплять понятие большой и маленький.

- Учим слышать задание, анализировать услышанное, соотносить слово с предметом и действием.

Материал

Большие (10-12см) и маленькие (6-7см) диаметром мячи,

два обруча,

 две корзины большая и маленькая.

Показываем мячи детям и называем их величину. Предлагаем взять каждому маленький мячик и спрятать его в ладошках. Если кто-то из детей взял большой мяч, то он не сможет его спрятать, убеждаем ребенка, что он ошибся и просим взять маленький мяч.

Предлагаем маленькие мячи положить в маленькую корзинку. Затем предлагаем взять большие мячи положить их в большую корзинку.

После выбрасываем на пол из корзины большие мячи. Как только дети соберут большие мячи, рассыпаем маленькие.

Дальше игра повторяется еще раз, но рассыпать нужно одновременно все мячи.

Обращаем внимание малышей на количество мячей: их много, а принести надо только один мяч.

Наблюдая за действием детей, не торопясь подсказывать, спрашиваем,

-Какой мячик ты принес? В какую корзинку его нужно положить?

Игра «Колпачок»

Цель:

-Закреплять понятия большой и маленький

- Учить детей становиться в круг

- Развивать внимание

Материал

Большие колпачки 3-х цветов (красный, зеленый и синий) выс.-50см, диам. основ.20см,

маленькие разноцветные колпачки выс.-25см, диам.осн. -15см по количеству детей.

На пол ставим большой колпачок красного цвета.

- Что это за предмет, что это такое? Да это колпачок. Какого цвета колпачок? Мы знаем о нем песенку, давайте ее споем.

Чок, чок, чок, чок!

Стоит красный колпачок,

На тоненьких ножках

В красненьких сапожках.

Чок, чок, чок  колпачок!

Наклони-ка свой бочек,

Что ты спрятал колпачок?

Поднимаем большой колпачок, а под ним находим маленькие цветные колпачки. Предлагаем детям взять по одному колпачку поставить их на пол так, что бы между ними можно было пройти и встать возле колпачков.

Под музыку дети ходят врассыпную и хлопают в ладоши. По сигналу воспитателя:

- Не зевай, не зевай, колпачок занимай! - малыши встают возле колпачков.

При повторении игры меняем цвет большого колпачка, маленькие располагаем по кругу.

Под музыку дети ходят по кругу и хлопают в ладоши.

Дети шли, шли, шли,

Колпачок нашли.

Чок, чок, чок, чок!

Где стоит твой колпачок?

- Не зевай, не зевай, колпачок занимай!

Дети останавливаются, надевают колпачок на голову. Под музыку дети идут врассыпную по залу, чтобы колпачок не упал с головы. По сигналу дети снимают свои колпачки и надевают их на большой колпачок.

Игра «Ноги и ножки».

Цель:

-Учить слышать задание, анализировать услышанное, соотносить слово с действием.

-Закреплять понятие большой и маленький.

Спрашиваем детей, какие они по росту – большие или маленькие? Конечно, вы все – большие!

Предложите им встать на носочки, поднять руки вверх: «Вот такие большие наши детки! А если они присядут, то станут маленькими-маленькими!» Малыши приседают, затем встают.

«У больших деток большие ножки, и идут они широким шагом. То-о-оп. То-о-оп. То-о-оп.» Эти слава произносятся также на выдохе, быстро ласковым голосом.

Дети, подражая вам, произносят слова в той же тональности. Слова должны совпадать с производимым действием.

Воспитатель читает текст, дети вместе с воспитателем говорят только слово : «Топ!»

Большие ноги идут по дороге:

То-о-о-п! То-о-о-оп! То-о-о-оп!

Маленькие ножки идут по дорожке:

Топ-топ-топ-топ!

Игра «Выбери мяч».

Цель:

-Учить слышать задание, анализировать услышанное, соотносить слово с действием.

-Закреплять понятие большой и маленький.

      В корзине лежат мячи одного размера (диаметром 12-15).

Воспитатель обращается к детям загадочным голосом: «Посмотрите, какая большая корзина, в ней что-то лежит». Затем берёт корзину, потряхивает ею, мячи шуршат и стучат о стенки. Предложите воспитанникам прислушаться к звукам: «Кто же стучит в корзине? Кто так «разговаривает» с вами?» Послушайте высказывания детей.

     Неожиданно резким движением воспитатель выбрасывает мячи из корзины, просит детей догнать их, принести и положить обратно в корзину.

     При повторении игры в корзину нужно положить мячи двух размеров: маленькие (диаметром 6-8 см) и большие (диаметром 15 см). После выбрасывания мячей дайте детям задание принести мячи определённого размера. Внимательно смотрите, какого размера мяч приносит малыш. Если ребёнок ошибся, спросите какой мяч он принес, и напомните ему о первоначальном задании.

Принесенные мячи кладутся в одну корзину.

Варианты игры:

1).В двух разных по величине или по цвету корзинах лежат мячи разного размера : в одной – диаметром 20-22 см, в другой – диаметром 12-15 см.

Воспитатель называет нужный размер мячей, дети приносят рассыпанные мячи и кладут большие в одну корзину, а маленькие – в другую. При этом большие мячи малыши несут,  удерживая руками на голове, а маленькие - спрятав за спину.

2)Можно использовать мячи трёх размеров: диаметром   6-8 см, 12-15 см и 18-20 см.

Дети приносят мячи в следующей последовательности: маленькие мячи, чуть-чуть побольше и, наконец, большие; или же наоборот, сначала большие мячи, чуть-чуть поменьше и в конце – маленькие.

Большие мячи дети несут на голове, средние – за спиной, а маленькие – перекладывая из руки в руку.

Чтобы ребёнок не перекатывал мяч из одной ладошки в другую, напомните и покажите, как нужно широко разводить руки.

3)Можно положить в корзину мячи одного размера (диаметром 6-8 см)

Но среди них должны быть массажные (мячи-ежики).

Дети приносят только те мячи, которые называет воспитатель, и дополнительно выполняют с ними определённые действия: массажный мяч прокатывают, а обычный перекладывают из руки в руку.

Упражняясь, ребёнок учится владеть разным хватом мяча. При многократном выполнении двигательного задания идет накопление зрительно-двигательных связей, развивается зрительное и слуховое внимание.

Необходимо пристально следить за точностью выполнения задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста...

Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....

Картотека прогулок для детей раннего дошкольного возраста

Картотека прогулок для детей раннего дошкольного возраста...

Картотека игр для детей раннего дошкольного возраста

laquo;Зайка»Задачи: Побуждать  выполнять движения в соответствии с текстом.Зайка беленький сидитИ ушами шевелит,Вот так, вот так,И ушами шевелит!Зайке холодно сидеть,Надо лапочки погр...

Картотека игр для детей раннего дошкольного возраста. Возрастная категория 2-3 года

Пальчиковые игры – это легкий и приятный способ развития маленьких ребятишек. Для малышей в возрасте 2-3 лет нужны особые игры, в том числе и пальчиковые. Пальчиковые игры простые и за...

План работы на 2023 – 2024 учебный год по теме самообразования с детьми раннего дошкольного возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста по методике Марии Мантессори»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, поиск эффективных методик и форм работы с детьми, способствующих сенсорному развитию детей раннего возраста...


 

Комментарии

Гапоненко Марина Сергеевна

Картотека игр подобрана с целью интеграции сенсорного и двигательного развития дошкольников раннего возраста