Сообщение "Предметно- развивающая среда как фактор формирования игровых интересов и навыков дошкольников"
материал (младшая группа) по теме

Кулакова Татьяна Владимировна

Содержание предметно- развивающей среды в младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_pred.-_razv._sreda.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

        детский сад комбинированного вида №47 «Лесная сказка»

        Предметно-развивающая среда  как фактор   формирования  

игровых  интересов и навыков   дошкольника.

( Сообщение на районном  методическом объединении)

Воспитатель: Кулакова Т.В.

        2013 г.

Предметно-развивающая среда  как фактор   формирования  

игровых  интересов и навыков   дошкольника.

 Мы  считаем главной задачей воспитания дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости, ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому  мы стремимся организовать предметно развивающую среду  группы

 таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом , играть  не только со всеми детьми, но и отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению. Детям доступен  весь игровой материал.

Для построения развивающей среды в ДОУ выделяем следующие принципы:

  1. принцип открытости;
  2. гибкого зонирования;
  3. стабильности-динамичности развивающей среды;
  4. полифункциональности;
  5. эстетичности
  6. безопасности
  7. соответствие гигиеническим нормам

Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием,  устраивать игры-драматизации. Оснащение групповой комнаты помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Все групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ,

Центр творчества (ряжение)

Дети имеют возможность переодеваться  в яркую  интересную одежду,  перевоплощаться  в различные  образы. Выражая  словами   свое  ощущение, взаимодействовать  в  сюжетно- ролевой  игре  в соответствии  с персонажем.

Служит для   формирования предпосылок  театрализованной деятельности детей, развертывания игр - инсценировок. Имеется  театр-фланелеграфа, настольный театр, пальчиковый. В его оформлении приняли участие  родители.

Дети  принимают участие  в  инсценировках, ведут диалоги от имени героев ,  передают  их особенности  , меняя силу голоса, темп речи.

С целью  стимулирования двигательной  деятельности в группе оформлен   центр двигательной активности, где дети с удовольствием упражняются в подлезании, используют  спортивное оборудование. Корригирующая дорожка   служит для профилактики плоскостопия. Игры  со спортивным оборудованием  развивают  координацию  движений, позволяют  договариваться  с партнером , планировать свою деятельность. «Чей мяч  дальше укатится», «Сбей кегли».

Шапочки  животных способствуют  развитию интереса   к подвижным  играм, желание принять на  себя роль.

  Игровой  центр  служит  для сюжетно-ролевой  игры,  обогащение игрового опыта детей позволяет  расширить игровые интересы, свободно общаться, разыгрывать  определенные роли. Любят воспитанники играть с крупными игрушками, привлекает их внимание игры с дидактической куклой «Накормим куклу», «Уложим куклу спать», «Искупаем куклу», «Оденем куклу на прогулку».празднование Дня рождения куклы позволяет  детям проявить  дружелюбие, желание  сделать приятное. Руководство игровой деятельностью носит  пока  прямой характер ( включение  в  игру  наравне  с детьми , принятие  на себя  роли  , объяснение и показ  способов  ролевого  взаимодействия. Чтение  произведений художественной литературы  позволяет  начать игру , обогащает ее сюжет.

Создаются  проблемные  ситуации , позволяющие  начать игру , поддержать  к ней  интерес , привлечь  к  участию  большее количество детей.

Стремимся  привлечь  малоактивных детей , чтобы они  сумели освоить  приемы  взаимодействия   со  взрослыми и сверстниками.

Обогащение  игрового опыта детей  происходит путем  наблюдений  в  окружающем  мире ( Экскурсии  по  детскому  саду, наблюдения за трудом  прачки, повара, медсестры , дворника).Дети передают  трудовые  операции  в  играх ( повар готовит обед и т.д.)

 В младшем  дошкольном возрасте  начинается работа  по формированию основ  безопасности . Этому  служит    макет  улицы,  дети различают  проезжую часть, тротуар.  Моделируют движение   автомобилей, знакомятся  с  сигналами светофора.

Игры «Стойте-идите» , «Помоги Машеньке» , « Светофор» позволяют расширить  игровой опыт детей , применять полученные знания   в практической деятельности.

Рядом находится полка с музыкальными игрушками, детские  музыкальные инструменты, атрибуты для музыкальных игр, погремушки: шумелки , гремелки, бубны, маракасы.Это позволяет закреплять   у детей  чувство ритма. Умение различать темп мелодии.  В группе имеются технические средства для прослушивания детских произведений: песен, сказок.

В центре строительно-конструктивных игр в достаточном количестве имеется настольный  и  напольный конструктор,  и конструктор «Лего».

 

В центре сенсорики имеется множество пособий: наборы мелких деревянных и пластмассовых игрушек, мягкие пазлы, пирамидки, шнуровки, вкладыши, игрушки - забавы. Эти игры   способствуют развитию  мелкой моторики, психических  процессов. К этим  игрушкам ребенок имеет свободный доступ. Некоторые из них являются  авторскими пособиями.

В ЦЕНТРЕ уединения   дети могут полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть . Деревянная переносная ширма служит  для индивидуальных игр детей. Используя ее, ребенок может сделать комнату для игры. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание "своего" личного пространства.  Тем самым  реализуется Принцип открытости обществу и открытости своего "Я" . Для этого в группе оформлены семейный  фотоальбомы. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.

 В младшем возрасте ребенок начинает познавать окружающий, природный мир. В центре природы  дети  могут  проследить изменения  в росте и развитии растений  ( весенний огород ), знакомятся  с приемами ухода за комнатными растениями . В этом им помогает  картинка-  схема.

 

В центре искусства располагаются полки, на которых стоят гуашь, кисточки, бумага, трафареты, салфетки и доски с разноцветными фломастерами.

Дети имеют возможность проявлять творчество  , используя нетрадиционные  изобразительные  средства ( тычки, трафареты, печатки, мелки) Обобщен  детский  изобразительный  опыт (папка  с рисунками)

Игры «Украсим платье кукле», « Разноцветные  бусы», «Спрячь мышку» развивают у детей умение  различать  цвета , их оттенки , Ориентироваться  на плоскости , проявлять творчество при украшении  силуэтов.

Трафареты  развивают точность движений  при  рисовании. Различные  изобразительные средства  позволяют ребенку  добиваться  разнообразия при  изображении и украшении предметов.

В центре коммуникации  имеются книги с яркими крупными картинками, альбомы с иллюстрациями ,предметные картинки по темам: семья, животные, времена года. Тематика  материала определяется  в  соответствии  с  комплексно-тематическим планированием , тематикой  определенной  недели,

события.

  Для более ясного ознакомления с  представлениями о настроении  человека  мы используем дидактические пособия с выражением различных эмоциональных состояний ( смайлики)

Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей,  тематической недели,  календарного  события зависит от проводимого мероприятия конкретного праздника.

 Принцип стабильности-динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования.

При организации  игрового пространства  учитываем  эстетические требования, гигиенические, требования безопасности  и педагогической целесообразности.

Для правильной организации предметно-пространственной среды в группе мы проводим  многоплановую и творческую  работу  по самообразованию ( изучаем нормативные документы, методическую литературу ,перенимаем опыт коллег и др., участвуем  в  методических мероприятиях) 

Предметно-развивающая среда  нашей группы организована  рационально,

Способствует  выполнению общеобразовательной  программы  , формированию  интегративных  качеств   образовательной области « Социализация»

Разнообразные материалы для развивающих игр и занятий  стараемся привести  в соответствие с федеральными государственными требованиями .

Составлен  паспорт группы, который позволяет проанализировать  достигнутое , наметить планы на  дальнейшее преобразование  предметной развивающей  среды.

 Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка, вызывает чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует разностороннему развитию детей .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-игровая среда как фактор развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников

Статья в сборнике "Материалы международной научно-практической конференции: "Единое образовательное пространство: взрослые и ребенок"Гринбаум Елена Евгеньевна,воспитатель ГБОУ д/с №1817 ЗелОУО г. Моск...

предметно-развивающая среда как фактор формирования личности ребенка

       Воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности – одна из главнейших х задач...всестороннее развитие ребёнка успешно осуществляется в условиях обогащённой разви...

Развивающая предметно-пространственная среда как фактор формирования личности ребёнка

Развивающая предметно-пространственная среда должна отвечать условиям, способствующим позитивной социализации дошкольников через интеграцию образовательных областей, способствующих гармоничному развит...

«Развивающая образовательная среда как фактор формирования у дошкольников МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма» предпосылок функциональной грамотности»

Создание эффективного пространства  для формирования у дошкольников предпосылок функциональной грамотности....

«Предметно-пространственная развивающая среда как фактор развивающей деятельности дошкольника»

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) остается совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми по средством организации...