Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности
методическая разработка по теме

Боровкова Надежда Сергеевна

Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деятельности педагога по развитию воображения у детей. Как показывает практика, ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. У него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение.

В  виде таблицы представлена взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности (игровой, продуктивной, коррекционно-образовательной).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_sayt_voobrazhenie.doc74.5 КБ
Microsoft Office document icon etapy_voobrazheniya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности и способы развития воображения

ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства

Боровкова Надежда Сергеевна,

учитель – дефектолог высшей квалификационной категории,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

(МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка», город Новосибирск)

 «Фантазия – один из наиболее важных способов научиться, как вести себя в реальном мире».

(Эда Ле Шан «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»)

В течение последних 10ти лет я разрабатываю проблему развития воображения и предпосылок творческого мышления у детей с нарушениями зрения. Анализ проблемы развития воображения дошкольников позволил выявить наиболее острые и недостаточно изученные аспекты данной проблемы. К ним можно отнести такие вопросы, как развитие механизмов воображения на протяжении дошкольного детства; особенности структуры воображения ребенка как одного из творческих процессов; зависимость развития воображения от особенностей личности ребенка; возможности повышения уровня развития воображения на протяжении дошкольного детства.

Однако с самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стихи и многое другое. Как показала практика, ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться. У него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение.

Нарушения зрения у детей, конечно, значительно ограничивают возможности развития воображения. Детям с частичным выпадением зрительной функции сложно производить операции комбинирования и перекомбинирования образов представления. Поскольку восприятие - «чувственная ткань сознания» (Л.С.Выготский) - обеднено, то и образы представлений неточны, размыты, и  при воссоздающем воображении дети в основном опираются на неправильные образы;  продукты воображения при этом неструктурированны, недетализированы, неоригинальны. Кроме этого, наблюдается недостаточность развития знаково-символической функции, есть сложности в создании воображаемой ситуации. Отрицательное влияние на развитие воображения детей с нарушениями зрения оказывает присущая им недостаточная точность предметных образов-представлений, непрочность связей между зрительной и вербальной сферами, а также недостаточная сформированность произвольной регуляции образной сферы.

В рамках реализации данного направления деятельности была проведена большая исследовательская работа, включающая в себя несколько этапов: изучение специальной литературы, диагностика детей, опрос педагогов и родителей по проблеме развития воображения. Поскольку воображение рассматривается мной как форма активности, выражающаяся в изменении и гибком использовании элементов опыта (своего и чужого), была сформулирована основная цель деятельности:

Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций.

Задачи:

1.Расширение детского опыта.

2.Формирование понятийного мышления.

3.Расширение круга понятий и выведение их за рамки непосредственного детского опыта.

4.Повышение познавательной активности и мотивации к познавательной деятельности детей с нарушениями зрения.

5.Формирование знаково-символической функции сознания.

Проанализировав теоретические источники и собственный практический опыт, были  определены четыре этапа деятельности по развитию воображения у детей с нарушением зрения (при этом возрастные границы этапов мы определяем лишь условно, поскольку биологический возраст ребенка не всегда совпадает с психологическим, может быть либо ниже, либо выше).

На первом этапе (возраст 3-4 года), когда происходит становление словесных форм воображения, отмечается отрыв условного действия  от предметной опоры, идет детализация образа посредством слова, появляется фантазийная ложь. Происходит опредмечивание образа действием. Главной целью педагога в этот период является  формирование операциональных навыков, необходимых для создания образов воображения, и основное внимание направлено на отработку  действий замещения в разных видах деятельности.

Особо благоприятные условия создаются, конечно же, в сюжетно-ролевой игре, т.к. в ней широко используются разнообразные предметы-заместители. В ходе повседневной деятельности постоянно обращаю  внимание детей на  то, что один и тот же предмет может «превращаться» во множество других предметов. Особенно для этого удобен неоформленный игровой материал. Регулярно  в начале занятий проводятся  «умственные разминки» - «Во что с этим можно играть?». Совершенствование действий замещения идет как в направлении овладения широтой использования заместителей, так и в направлении постепенного усвоения их условного значения, перехода от предметов-заместителей к знакам, чисто условно обозначающим предмет.

Как известно, базой воображения всегда являются продукты восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала, его комбинирование и перекомбинирование. Из этого следует, что ребенку необходимо предоставлять возможность для восприятия максимального количества предметов  и явлений, знакомить ребенка с видами и формами взаимосвязей между предметами. Для этого в работе выделяются два пути, или два основных условия:

1.Организация условий, способствующих углубленному познанию того или иного объекта. Это познание происходит в процессе включения предметов и явлений во множество связей с другими предметами и явлениями. Объекты мы рассматриваем не сами по себе, а в системе их функциональных связей с другими объектами.

2.Формирование особой деятельности, которая наиболее ярко проявляет активность дошкольников - детского экспериментирования. В процессе экспериментирования формируется способность самостоятельно познавать объект в практических действиях, фиксировать связи между многочисленными элементами предметной ситуации.

В результате у детей формируется умение переносить освоенное действие на новые предметы, включать объект в новые ситуации,  варьировать условия действия, комбинировать разные действия с одним предметом (как начальный этап сюжетных построений), использовать  предмет в новой, необычной функции (в дальнейшем это ведет к образованию метафор). Проводятся познавательные игры-занятия с включением проблемных ситуаций, задач-загадок, какого-либо сказочного или познавательного материала, связанного одним сюжетом, куда вплетаются задания на развитие воображения, памяти, мышления. Нахождение способа или ответа на вопрос приводят к положительной эмоции, которая может быть названа как познавательная и вести к возникновению познавательного интереса.

На II этапе (возраст 4-5 лет) ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий, активно оперировать образами памяти и представлений. Следует обучать детей видению и построению образов знакомых им предметов по элементам (точкам, схемам, частям предмета), тренировать в умении выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунке. Также интенсивно развиваются в этом возрасте речевые формы воображения, поэтому в этот период основное внимание уделяется  занятиям по ознакомлению с художественной литературой, в которые заложены задачи по развитию воображения:

1.Развитие детализации образов воображения.

Здесь особое внимание уделяется переходу от образов схематичных, упрощенных к образам, наполненным различными деталями. Такая детализация происходит в процессе придумывания детьми детальных описаний предметов и ситуаций, а также совместного дорисовывания схематичных изображений.

2.Развитие оригинальности воображения.

Работая по этому направлению, дети вместе с педагогом сочиняют сказки, окончания к сказкам, разные считалки; подбирают рифмы к словам. Главное условие при этом - высказывания детей не должны повторяться. В процессе сочинения  постепенно вводятся наглядные модели (например, три медведя могут быть изображены в виде трех полосок или кругов разной величины, и т.п.).

На этом этапе целесообразно вводить наглядные модели в процесс пересказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы - научить с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения; научить детей абстрагироваться (насколько это вообще возможно в данном возрасте) от мелких деталей и подробностей, помочь понять принципы замещения: заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы.

В результате работы на данном этапе дети учатся поддерживать инициативные диалоги друг с другом, использовать при рассказывании сказок и историй наглядные модели, символические средства, схематические зарисовки, выполненные с помощью взрослого, образовывать новые слова, изменять слова («словотворчество»), выделять главные и второстепенные признаки в предметах и явлениях, отступать от знакомых стандартов и создавать свое собственное небольшое произведение (рисунки, поделки, сказки, дразнилки).

На IIIм этапе (возраст 5-6 лет)  основной целью становится обучение видению и созданию сюжетных композиций на основе наглядной опоры и образов представлений;  особое внимание уделяется при этом приемам  и способам комбинирования и перекомбинирования образов. Этот этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы. Здесь правомерно включение в работу с детьми разные игры, упражнения, задания на развитие воображения, которые помогают детям стать свободнее, избегать готовых образцов, штампов, шаблонов, и подталкивают к поиску своих оригинальных собственных решений, к свободному высказыванию их и запечатлению.

Поскольку в этом возрасте активно развивается наглядно-образное мышление,  то и работа по развитию способов воображения строится на основе формирования способов наглядно-образного мышления – «часть-целое», «дорисовывание», «симметрия», «отсечение лишнего», «план-схема».

Основной целью работы на данном этапе является формирование у детей способности анализировать объекты, выделяя в них различные стороны, соотносить и увязывать эти стороны между собой в единое целое; объединять разрозненные представления об отдельных предметах и их свойствах в целостные образы; разбираться в сложных противоречивых явлениях и принимать оптимальные решения.

Вся работа ведется по нескольким разделам:

1.Выделение оснований для классификаций.

2.Сериационные отношения.

3.Нахождение части в целом.

4.Определение предмета по частям и признакам.

5.Формирование комплексных представлений (целое из частей, преобразование предмета и.т.п.).

6.Формирование циклических представлений.

7.Формирование понятий инвариантности, неизменяемости (феномен Пиаже).

8.Формирование действий построения и применения моделей (способности наглядного моделирования).

В результате работы на данном этапе формируется умение выделять главные и второстепенные признаки объектов, видеть связь предметов по качественным и функциональным признакам, умение располагать объекты в контексте ситуации, менять их порядок в зависимости от собственного замысла,  умение планировать свою деятельность,  формировать предварительный замысел,  умение вносить новые элементы в изображение, включать знакомые фигуры и абстрактные элементы в различные изображения, умение строить и использовать модельные представления (мысленные и наглядные) в повседневной деятельности и специально созданной ситуации.

 На IYм этапе (возраст 6-7 лет) целью работы является развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества ребенка, формирование активной позиции ребенка при решении нестандартных ситуаций.

На данном этапе происходит обобщение всех способов воображения, сформированных на предыдущих этапах, и их углубленное развитие:

1)агглютинация - слияние отдельных элементов или частей нескольких объектов в один причудливый образ;

2)акцентирование - выделение и подчеркивание тех или иных черт объектов, в результате чего какая-то одна часть становится доминирующей;

3)гиперболизация - преувеличение или преуменьшение предмета, изменение количества частей;

4)реконструкция - создание целого образа по частям предмета;

5)схематизация - уподобление, сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними;

6)типизация - выделение в одном образе черт разных объектов.

Вся работа по развитию способов воображения на данном этапе проводится в форме решения проблемно-поисковых задач разного вида и содержания; материалом служат самые разнообразные виды деятельности - музыкальная, литературная, художественно-прикладная, конструктивная, коммуникативная, и другие.

Разрабатывая вышеописанные способы развития воображения, я исходила из того, что основным условием формирования воображения в детском возрасте должно быть целенаправленное поэтапное обучение. Этапы обучения включают систему занятий, в которых предлагаются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение. Я считаю,  что развитое воображение  может быть источником проявления элементов творчества ребенка, и развитие воображения как одной из важнейших способностей человеческой психики – одна из ведущих задач тифлопедагога в детском саду.

Работа по развитию способов воображения органически вплетается в повседневную деятельность детей, включается в общеразвивающие групповые занятия, являются неотъемлемой частью коррекционных занятий тифлопедагога.

Основными принципами организации работы по развитию способов воображения у детей с нарушениями зрения являются:

1) приоритет интересов и потребностей ребенка;

2) непрерывность сопровождения;

3) мультидисциплинарность.

В своей работе я использую следующие формы занятий:

  1. Индивидуальные занятия.
  2. Подгрупповые занятия.

Основным средством педагогического воздействия в процессе развития воображения является система специально подобранных дидактических игр и творческих заданий, что в достаточной степени гарантирует формирование исследовательских и творческих умений у детей. Специальными методами, развивающими творчество детей, являются следующие:

  1. направленное воображение;
  2. образно-символическое рисование, конструирование;
  3. развивающие и игровые упражнения (игры-драматизации, сюжетно-ролевые  и др);
  4. игры-задания с изобразительным материалом;
  5. задания на совместную деятельность (со сверстниками, со взрослым);
  6. метафорические сказки, рассказы, истории;
  7. диагностирующие задания.
  8. упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
  9. этюды, импровизации;
  10. наблюдения, прогулки, экскурсии;
  11. моделирование и анализ заданных ситуаций;
  12. свободное и тематическое рисование;
  13. лепка;
  14. чтение художественных произведений;
  15. мини-конкурсы, игры-соревнования.

Практика показала, что целенаправленная деятельность по развитию способов воображения позволяет повысить общий уровень познавательного развития детей с нарушениями зрения и активизирует все мыслительные процессы, что говорит о высоком развивающем эффекте данного направления работы (см. Приложение). Взаимосвязь с различными видами деятельности отражена в Приложении.

В соавторстве с другими специалистами детского сада был разработан педагогический проект «В стране Вообразилии!», который содержит в себе различные направления и виды деятельности, способствующие развитию творческого воображения у детей старшей и подготовительной группы детского сада – эмоциональное развитие, продуктивная деятельность, сказкотерапия, формирование смеховой культуры. Возраст 5-7 лет, по мнению исследователей, – период интенсивного развития воображения, поэтому наш проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, когда основные способы воображения уже в целом сформированы, и необходимо их совершенствование, обогащение и дальнейшее развитие (см. Приложение)

Развивая воображение в рамках проекта, мы решаем следующие задачи:

  1. формирование мотивационного поля детей;
  2. формирование умения выражать свое эмоциональное состояние в различных видах деятельности;
  3. развитие  способности делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции;
  4. развитие эмоциональной экспрессии, способности с помощью жестов выражать внутренние переживания;
  5. развитие волевых процессов как саморегуляции ребенком своей деятельности;
  6. расширение информационного запаса ребенка;
  7. создание условий для восприятия объекта всеми органами чувств (решение этой задачи особенно важно для детей с нарушениями зрения);
  8. формирование у детей умения доказательно отстаивать свое мнение, уважительно относиться к высказываниям других детей;
  9. побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в продуктивной деятельности;
  10. создание условий для самовыражения ребенка в моделировании проблемной ситуации;
  11. создание условий для познания окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирования мира (в виде рисунков, историй, сказок, поделок);
  1. создание условий для формирования у детей умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей.

Реализация проекта «В стране Вообразилии!» в течение трех лет в разных группах детей доказала свою состоятельность: у всех детей повысился уровень мотивации к познавательной деятельности, повысилась степень реалистичности самооценки детей, значительно повысился уровень символизации в разных видах детской деятельности.

Всего с 2009 по 2012 год коррекционный курс по программе развития творческого мышления и воображения прошли более 90 детей 3-7ми лет.

Эффективность работы психолога отслеживается с помощью ряда диагностических методов и приемов:

1) набор специальных диагностических методик ;

2) включенное наблюдение (непосредственно в группе);

3) анализ продуктов детской деятельности;

4) анализ поведения детей на занятиях;

5) беседы с родителями, педагогами;

6) анкетирование.

В ходе работы у детей повысился уровень развития воссоздающего воображения, проявилась способность создавать новые, оригинальные образы. Создаваемые детьми образы стали обобщенными, наполнились эмоциональным, юмористическим содержанием. Детям удается успешно справиться с реализацией своего творческого замысла. Значительно повысилась выразительность воплощаемых детьми образов, стали более разнообразными модели социального поведения. По данным сравнительного анализа входящей и итоговой диагностики после проведения коррекционных занятий по данной программе:

  1. 85% детей показывают положительную динамику в освоении способов воображения;
  2. наблюдается повышение уровня развития способов наглядно-образного мышления -  в 90% случаях;
  3. у 83% детей, имеющих по результатам входящей диагностики нарушения в системе восприятия, при итоговом психодиагностическом обследовании этих нарушений не наблюдается;
  4. у 80% детей наблюдается повышение уровня развития способов логического мышления, из них 30% имеют высокий уровень;
  5. у 82% детей, имеющих по результатам входящей диагностики заниженную или завышенную неадекватную самооценку, отмечается повышение степени реалистичности самооценки при итоговом обследовании.

Кроме того, по наблюдениям педагогов и родителей, заметно снизилась тревожность многих проблемных детей; уменьшилось количество негативных эмоциональных реакций; заметно улучшился психологический климат в группах; дети стали лучше общаться между собой, самостоятельно разрешать многие конфликты.

Как мы можем видеть по результатам диагностики, отмечается высокая положительная динамика в развитии детей. Улучшились не только количественные показатели (количество освоенных навыков и технических приемов), но и качественные характеристики, такие как глубина освоенных способов, способность переносить их в другие виды деятельности. Отмечается достаточно высокий уровень развития  элементов творческого воображения и абстрактного мышления, а также повышение произвольности внимания и деятельности, повышение критичности мышления и развитие планирующей функции мышления.

Одним из немаловажных результатов реализации проекта является включение в течение последних 4х лет в годовые задачи учреждения задач по созданию особой коррекционно-образовательной среды для полноценной реализации творческого и интеллектуального потенциала всех субъектов педагогической деятельности. Это позволяет говорить, в том числе, о решении задач профилактической направленности.



Предварительный просмотр:

Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности 

Боровкова Надежда Сергеевна, учитель – дефектолог высшей квалификационной категории,

педагог-психолог высшей квалификационной категории (МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка», город Новосибирск)

Этапы развития воображения (психолог)

Этапы развития игровой деятельности (воспитатель, психолог)

Типы заданий коррекционной направленности (тифлопедагог, психолог)

Продуктивная деятельность (воспитатель по ИЗО)

Способы решения задач, освоенные ребенком

Материалы

1 этап (3-4 года)

Формирование операциональ

ных навыков, необходимых для создания образов воображения; отработка действий замещения в разных видах деятельности.

1.Режиссерская манипулятивная игра, когда ребенок сам создает сюжет и исполняет все роли с помощью игрушки, иногда сопровождая предметные действия «дикторским» текстом.

2. Образно-ролевая игра, в которой ребенок учится перевоплощаться и брать на себя роль- предпосылка сюжетно-ролевой игры.

Расширение зоны константного восприятия. Опознание предметов, изображенных в фас, профиль, полупрофиль и т.п..

Сравнение размеров изображений, находящихся на различных расстояниях от глаз.

Зрительный поиск целевого изображения, отличающегося параметрами от других похожих изображений.

Сравнение и определение идентичности двух объемных форм

Сравнение рисунков, изображающих одну и ту же предметную ситуацию с разных точек наблюдения  (установить, с какого места ведется наблюдение).


Формирование умения выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунке. На первый план в это время выступают предметное рисование и рисование по замыслу.

Ребёнок ещё не в состоянии действовать в уме, но уже способен с помощью рук, манипулируя вещами, решать задачи в наглядно-действенном плане, преобразуя соответствующим образом проблемную ситуацию.

В процессе решения задачи ребёнком уже включена речь, но она используется им только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане.

В речевой форме уже может быть выражен и сформулирован результат выполненного практического действия.

Контурные, силуэтные, объемные сложные и простые изображения с широкой вариативностью признаков - форма, цвет, размер, расположение.

2 этап (4-5 лет)

Обучение детей видению и построению образов знакомых им предметов по элементам (точкам, схемам, частям предмета), тренировка умения выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунке, обучение детей навыкам абстрагирования.

Сюжетно-ролевая игра, в которой отыгрываются профессиональные или бытовые отношения людей

Развитие опосредованного и опережающего восприятия.

Ознакомление с большим набором изображений; аналитическое и целостное восприятие этих изображений.

Сравнение на рисунке одного и того же контурного законченного и незаконченного изображения; дорисовывание незаконченного изображения.

Опознание изображений, частично перекрытых другими изображениями.

Опознание по неполному контуру.

Опознание сложных разноцветных изображений по их частям с разной информативной значимостью.

Зрительный поиск контурных изображений, зашумленных другими контурами.

Опознание изображений в условиях маскировки (прямые, волнистые, ломаные линии разного цвета).

Опознание символических, стилизованных изображений.

Основной целью становится обучение видению и созданию простых сюжетных композиций на основе наглядной опоры.  Ребенок учится видеть связь объектов по содержанию, планировать свою деятельность, формировать предварительный замысел, вносить новые элементы в изображение. На первом плане – предметное рисование, декоративно-прикладное творчество, основы сюжетного рисования и свободное творчество.

Задача решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Здесь осознаются и могут быть словесно обозначены способы выполнения действий, направленных на преобразование ситуации с целью найти решение поставленной задачи. Одновременно происходит дифференциация во внутреннем плане конечной (теоретической) и промежуточных (практических) целей действия. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, направленного на теоретическое выяснение способа преобразования ситуации или условий задачи

Контурные законченные и незаконченные изображения, целостные и без 1-2х фрагментов, частичное наложение - первый рисунок на втором, целое изображение и его части, зашумленные контурные изображения, стилизованные, символические изображения, замаскированные изображения.

3 этап (5-6 лет)

Обучение видению и созданию сюжетных композиций на основе наглядной опоры и образов представлений; активное развитие приемам и способам комбинирования и перекомбинирования образов.

Сюжетно-ролевая игра, в которой отыгрываются социальные отношения людей, сюжетные линии становятся сложнее.

Развитие умения выделять существенные признаки предметов и явлений (осмысленности и обобщенности восприятия).

Группировка изображений по одному отдельному признаку.

Группировка изображений по двум и более признакам.

Сравнение двух изображений одного класса, нахождение в них сходства и различий; отделение общих свойств от частных.

Сравнение двух и более изображений разных классов, отнесение изображений к разным классам.

Отнесение объектов к роду и виду ( например, домашние и дикие животные).

Формирование понятийных обобщений.

Сравнение разнородных изображений, имеющих выраженные отличительные признаки ( например, «4-й лишний»).

Группировка изображений по мнемоническому образу (образцу, который ребенок уже запомнил) и по словесному заданию без образца.

Обобщение нескольких объектов сложного рисунка, состоящего из множества изображений. относящихся к разным классам.

Зрительный поиск изображений среди множества других по семантическому образу (словесному описанию).

На третьем этапе основное внимание уделяется приемам и способам комбинирования и перекомбинирова

ния образов. На первый план выступают знакомство с произведениями искусства, сюжетное рисование, декоративно-прикладное творчество и свободное творчество.

Задача решается ребёнком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе - память и опыт, накопленные в процессе предыдущих попыток решения подобного рода задач.

Наборы разнообразных предметных и сюжетных изображений.

4 этап (6-7 лет)

Развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества детей, формирование активной позиции ребенка при решении нестандартных ситуаций

1.Игра с правилами, в которой дети учатся договариваться, уступать и осваивают навыки подлинного сотрудничества.

2.Режиссерская игра, где на первый план выступает речь.

Развитие интермодального восприятия, аналитического и целостного восприятия.

Опознание деталей, идентификация.

Сравнение деталей.

Поиск и выделение элементов из числа других.

Соединение частей в единую композицию.

Аналитическое восприятие - ориентировочно-исследовательская деятельность в зрительной среде - найти рисунок, выделить на фоновой плоскости (вычленить верх, низ, середину).

Найти предметное изображение на рисунке и обвести по контуру (первичная целостность).

Развернутое изучение изображения - сначала разделенного на части (анализ); затем объединение частей в единое целое (синтез).

Развитие полихудожественного восприятия и самостоятельного изобразительного, словесного и музыкального творчества детей. Здесь основное внимание уделяется свободному творчеству, сюжетному рисованию и знакомству с произведениями искусства.


Решение задачи осуществляется преимущественно во внутреннем плане с выдачей готового словесного плана

Натуральные предметы и их модели, изображения; разнообразные конструкторы.

Контурные и силуэтные изображения - черные и цветные; простые, сложные черно-белые и цветные изображения; плоскостные (двумерные) и трехмерные (объемные).

Последовательность работы психолога

в формировании способов активного воображения у детей с нарушениями зрения

1. Механизмы

восприятия

2.Способы решения учебных задач

3. Сюжетно-ролевая игра

4. Способы воображения

5.Знаково-символические формы деятельности

Развитие речи

Развитие навыков продуктивной

деятельности

Освоение средств эмоционального контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как эффективный способ развития ребенка-дошкольника с нарушением зрения.

Влияние дидактических и развивающих игр на интеллектуальное развитие ребенка....

Проектирование образовательного процесса на основе принципа интеграции образовательных областей и различных видов детской деятельности

Консультация для педагогов  "Проектирование образовательного процесса на основе принципа интеграции образовательных областей и различных видов детской деятельности" позволит педагогам ответить на...

Примерный вариант индивидуального маршрута развития для ребенка с нарушением зрения

Документ представляет собой применый вариант написания  индивидуального маршрута развития для ребенка с нарушением зрения...

Развитие личности ребенка с нарушением зрения

Развитие личности ребенка с проблемами в развитии определены не только дефектом, но и всем комплексом систем отношений в обществе....

"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в работе с бумагой в различных видах детской деятельности"

Творческая деятельность – одна из содержательных форм психической активности человека, в нашем случае – детей. Поэтому я выбрала именно творческое развитие детей в процессе конструирования...

Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).

laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...

Тифлопедагогическая технология социально-коммуникативного развития детей с глубоким нарушением зрения в период раннего детства

Развитие социально-коммуникативных навыков ребенка дошкольного возраста -это развитие способности успешного общения и эффективного взаимодействия ребенка с окружающими. Основанное на особенностях личн...