Перспективный план по самообразованию на 2011-2013 учебные года
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Спирина Ольга Петровна

План по самообразованию-это одна из форм повышения моей профессиональной компетенции. Темы ("Проектный метод, как метод развивающего обучения детей 5-6 лет с ОНР" и "Развитие интегративных и личностных качеств ребенка - дошкольника с ОНР средствами проектной деятельности") подобраны с учетом  опыта работы , проблем, которые  решается в детском саду и  индивидуальных возможнотей детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_na_2012-2013g.docx53.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Малышевский детский сад комбинированного вида № 51 «Родничок»

Перспективный план

по самообразованию

                                                                                                                                Воспитателя высшей квалификационной категории

                                                                                                                 группы компенсирующей направленности

                                                                                                            Спириной  Ольги  Петровны

Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции.   Работа строиться   по следующим направлениям.

Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

Изучение учебной и научно-методической литературы;

Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии;

Изучение новых программ и педагогических технологий;

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

Повышение общекультурного уровня.

Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте требований ФГТ и  социального заказа общества;

Проявление творческого потенциала;

Пропаганда своих достижений;

Развитие исследовательской деятельности.

Тему  для самообразования подбираю  с учетом основного направления деятельности ДОУ его основных задач на текущий учебный год.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

ЦЕЛЬ:  выполнение социального заказа по формированию личности ребенка, его умению проектировать свои действия и поступки в окружающем социуме, воспитание всесторонне развитой личности.

ЗАДАЧИ:

1.     Продолжить работу по осуществление комплексного подхода в воспитании здоровой гармонически развитой личности дошкольника.

2..Углубить понимание, повысить методологическую и теоретическую готовность к реализации главных идей и направлений внедрения ФГТ педагогическими  работниками образовательного учреждения

2.  Совершенствовать систему комплексно-тематического планирования образовательного процесса с учетом содержания образовательных областей согласно Федеральным государственным требованиям  к структуре основной образовательной программы ДОУ.

3.  Совершенствовать условия  для осуществления  деятельного подхода при организации педагогического процесса с включением познавательного компонента в разнообразные виды детской деятельности.

  4. Повышать квалификацию педагогов за счет изучения новых                    психолого-педагогических технологий, посещения курсов повышения квалификации, презентации опыта,  публикаций в печатных изданиях; представить первые достижения в реализации ФГТ  педагогам детского сада.

  Учебный год

проблема

Методическая тема

Цель

Задачи

этап

Содержание работы

Форма отчетности

Практические выходы (Консультации, презентации, проекты, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

2011-2012

Что такое проектный метод в ДОУ и как правильно осуществить переход  на данную технологию при организации образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности.

Тема: Проектный метод, как метод развивающего обучения детей 5-6 лет с ОНР.

Цель: повысить свой профессиональный уровень.

Задачи:1.Изучить теоретический материал по освоению метода проекта в группе компенсирующей направленности

2.Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.

3.Разработать методические рекомендации  рамках проектной деятельности.

И

В

1. « Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс группы компенсирующей направленности»

(Типология проектов механизм проектирования, разработка проектов реализация анализ результатов.)

Выступление на Совете педагогов

1.Проект Тема: Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи  как условие повышения родительской компетентности.

2.Открытое занятие для педагогов с участием родителей 

2.История возникновения метода проектов

Выступление на МО

3.Информационная справка

3.Разработать план работы по подготовке проектов с детьми и этапы деятельности педагога и детей

4.Практический материал

( таблицы)

4. «Метод проектов в образовательном процессе, как инновационная деятельность в работе с детьми»

Выступление на родительском собрании

5.Консультация для родителей

5.Использование проектного метода в работе с родителями

Презентация:

 « Защита семейной книги- Здоровый образ жизни»

6.Проект Тема « Как мы отдыхаем дома»

Выводы на перспективу

Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ поможет научиться работать в команде, выработать собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагог свободен в выборе способов и видов деятельности. Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создадут мотивацию к повторной деятельности и самообразованию. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.

Литература

Ильина Т.Н. Активные методы обучения педагогов в ДОУ. Т.Н. Ильина // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно – практический журнал. – 2008. № 1. – С. 75–77.

Виноградова Образовательные проекты в детском саду Айрис-пресс 2008

Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для практических работников ДОУ. Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2006. - 96 с.

Майер, А.А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. А.А.Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. – 2008. № 3, - С. 8–12.

Справочник Старшего воспитателя № 3 2011., № 4 2012.

2012-2013

Как изменить пути становления творческой личности  ребенка с ОНР?

Какие наиболее эффективные методы и приемы развития творческих способностей познавательной и практической сферы личности ребёнка?

Развитие интегративных и личностных качеств ребенка – дошкольника с ОНР средствами проектной деятельности.

Цель: 1. Повысить свой профессиональный уровень в области интегративных качеств.

2. Углубление знаний в области технологии интегрированного подхода для воспитания творческой личности, подготовленной к решению задач в различных областях деятельности.

Задачи:

1. Знакомство с инновационными технологиями;

2. Сбор материалов по работе в педагогической деятельности с использованием технологии интегративного подхода в образовательном процессе и сюжетно-ролевой игре

И

I. Подготовительный этап

1. Определить перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учётом возрастных особенностей детей.

Выступление на МО

1.Консультативно- теоретический материал по выбранному вопросу.

2. Чтение методической и литературы. Обзор в информации по теме в Интернете: лекции, семинары – практикумы, занятия, родительские собрания, консультации.

Представление практического материала

2.Составление плана полученных при изучении материалов их анализ.

В.

II. Работа с детьми 

1. Подбор программно - методического обеспечения образовательного процесса. (Сентябрь- октябрь)

2. Календарно – тематическое планирование, конспекты занятий.

3. Разработка плана вариативного подхода в использовании интегрированного метода в компенсирующей группе

3. Отобрать и выделить более эффективные методы, игровые действия, помогающие детям в самостоятельной деятельности.

Наблюдение старшего воспитателя за образовательным процессом

Взаимодействие с педагогами группы

2.Рабочая программа и калекндарно- тематическое планирование

3.Раздел рабочей программы :

-Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием) ;- Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности и т.д) ;-Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема. ( Опытно -  экспериментальная  и Сюжетная игра)

Проекты по развитию сюжетно-ролевых игр

В.

III. Работа с родителями

Организация совместного проекта с родителями для ознакомления с окружающим «Наши профессии и увлечения», интеграция данного проекта в образовательный процесс

Мастер-класс для детей

Беседы, выставки, игры

О.

IY Самореализация

1. Участие в системе методической работы в ДОУ. Подготовка открытого мероприятия – как форма подведения общей деятельности.с использованием интегративных подходов.  2. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности по теме. Подготовка обобщённых материалов, планирование работы на перспективу. 3.Отчёт по проделанной работе по плану самообразования с сентября по май,

Открытое мероприятие

Педсовет №5

Конспект открытого мероприятия

Отчет

Выводы на перспективу:

Углубленная работа в данном направлении позволит выявить её эффективность. Использование данной технологии в детском саду позволит развить у дошкольников, с одной стороны, такие качества, как гибкость, подвижность, системность; с другой – поисковую активность, стремление к новизне; речь и творческое воображение.

Литература

Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994. – 97с. Веракса Н.Е.,

Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112с.

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.В. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2005. – 96с.

Электронные ресурсы:

          Интегрированный подход к образовательному процессу в ДОУ"//www.moi-detsad.ru/. 

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.»// http://www.edu.ru/. 

Использование проектного метода в организации работы детского сада...http://rusedu.ru //.

Памятка к исследовательской работе педагога

Как правильно сформулировать тему:

Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме:

Изучаемый процесс

Предмет исследования

Условия

Изучение

Исследование

Развитие

Формирование

Становление

Воспитание

Анализ

Разработка

Организация

Влияние и т.п.

Познавательные способности

Познавательная активность

Умения что-то делать

Личностные качества

Любознательность

Самостоятельность

Наблюдательность

 и т.п.

На музыкальных занятиях

На экскурсиях в природу

В процессе изучения чего-либо

В процессе знакомства с чем – либо

В игровой деятельности

и т.п.

Например: «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время прогулок в природу»

Формулировка темы  по схемам:

ЧТО – ТО          как условие развития        ЧЕГО – ЛИБО

ЧТО – ТО          как средство формирования   ЧЕГО – ЛИБО

Использование    ЧЕГО – ЛИБО  как средство (условие)  развития (формирования, воспитания, становления и т.п.)   ЧЕГО –ТО

Например:

«Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста»

«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Определение актуальности и новизны исследования

Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников?

Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут в результате выполнения работы.

Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

Формулирование цели исследования

Цель – это то, что необходимо получить или показать  в результате работы, это представление об общем результате работы.

Например: тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Формулирование задач исследования

Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулирования задач

Содержание деятельности исследования

Частичный предмет деятельности

Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.

Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации  и т.п.

Толкование понятий: проекты, интегрированные занятия, эксперименты, игры, беседы с детьми, наблюдения, решение проблемных ситуации, экскурсии

Изменения содержательной стороны дошкольного образования выражены в наметившейся тенденции отказа от учебно-дисциплинарной модели воспитания: педагогическая общественность стала ориентироваться на реализацию принципов гуманистической педагогики, личностно ориентированного стиля общения с детьми.

Содержание образовательной деятельности центрировано на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.

В соответствии рекомендациями ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы образовательная программа детского сада строится исходя из нескольких принципов, один из которых принцип интеграции.

Принцип интеграции содержания дошкольного образования – альтернатива предметному принципу построения образовательных программ. Основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других областей.

Реализуя данный принцип, мы не открываем ничего нового. В детском саду всегда организовывалось несколько видов детской деятельности. И все они решали задачу гармоничного развития личности ребенка.

Сейчас в соответствии с требованиями ФГТ определены виды детской деятельности и области интеграции. Пример: Одной из таких областей выступает “Безопасность” Самое главное – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей. Одной из основных задач в нашей работе с детьми дошкольного возраста является обучение правилам дорожного движения, пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий. Основной целью является воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.

Поэтому образовательная деятельность предполагает работу в нескольких направлениях:

работа с детьми;

работа с педагогами, взаимодействие со специалистами;

работа с родителями.

Планируя образовательный процесс, надо стараемся использовать различные формы организации детской деятельности. В качестве адекватных возрасту форм работы можно назвать проекты, интегрированные занятия, эксперименты, игры, беседы с детьми, наблюдения, решение проблемных ситуации, экскурсии. Вышеназванные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса.

Оптимальными методами реализации программы в нашем ДОУ являются проблемное и игровое обучение. Используются метод моделирования, проектирования, метод убеждения, игровые и развивающие методы, метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости, метод эвристических и поисковых ситуаций.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.

Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.

Для технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.

Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.

Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

На втором этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы, где происходит распределение ролей.

На третьем этапе воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

На четвертом этапе педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Рассмотрим несколько форм, которые включает проект.

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей. Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности. Игра  отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания мира. В игре дошкольники обогащают свой жизненный и чувственный опыт, вступают в определенные  отношения  со сверстниками и взрослыми. Разработанный нами тематический план игр подразделяется на несколько разделов “дорожная грамота”, “мое здоровье”, “безопасность в помещении”, “безопасность и природа”, “общение с незнакомыми людьми”.   Так, например, игры – тренинги позволяют нам обучить детей правильному   поведению в экстремальных ситуациях в быту, например, во время возгорания, задымления и ознакомить детей с алгоритмом действий. Это такие игры-тренинги, как  “Пожарная тревога”, “Из группы исчезли все стулья”, “Плохо воспитателю – что делать?”, “Мы – спасатели”, “Как вызвать пожарных, скорую помощь, милицию?”, “Незнакомец”. Моделирование и проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов  действий безопасного поведения. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных  для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи  образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации в ходе наших тренингов позволяет  ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации. Игры-драматизации, подвижные и спортивные игры направлены на использование знаний и опыта детей. Дидактические – на познание нового материала и своеобразного мониторинга усвоенных знаний.

Интегрированные занятия – занятия, включающие несколько видов деятельности, в процессе которых решает одна или несколько задача. Процесс интеграции является основой современной детской деятельности, они легко “переключаются” от одной деятельности к другой, при этом запоминая наиболее интересные и понятные моменты. Поэтому задача воспитателя максимально использовать активные методы обучения, когда ребенок является не пассивным слушателем, а непосредственным участником решения проблемных ситуаций, экспериментов, бесед, когда ребенок самостоятельно может сделать те или иные выводы.

Не менее интересна, и исследовательская деятельность детей. Используя эксперименты такие как “Из чего состоит машина?”, “Опасный лед”, “Почему гаснет свечка?”, “Почему столкнулись машины?”, “Горит-не горит” воспитатель дает возможность ребенку самостоятельно выступить в роли исследователя и сделать собственные выводы. Эксперименты эффективны потому, что ребенок в них выступает как практик, а не наблюдатель, и его предположения подкрепляются выводами. И впоследствии данную информацию ребенок усвоит и запомнит!

Экскурсии привлекают детей не меньше. В процессе экскурсии воспитатель выступает экскурсоводом, владеющим определенной информацией. Здесь и беседа, и наблюдение, и речевая игра, и даже маленький эксперимент, решение проблемных ситуаций. Ребенок не на картинке, а действительности видит те или иные объекты.

Вне образовательной деятельности беседы с использование наглядного материала, различных карт, схем позволит закрепить знания, имеющиеся у ребенка. Беседа выступает одной из наиболее удобных и эффективных форм мониторинга знаний детей. Системность тематического планирования игр и бесед в рамках проекта позволит вам добиться желаемого результата

В рамках проекта, конечно, планируется конкурс творчества для родителей, педагогов, детей “Зеленый огонек”. Он, как правило, включает несколько номинаций, что позволяет всем участникам проекта проявить себя в сочинении частушек, создании коллажей, плакатов, фоторепортажей, изготовлении макетов и другое.

Дети, посещающие детский сад, ежегодно становятся победителями и лауреатами муниципальных конкурсов детского творчества: “Пожарная безопасность”, “Зелёный огонёк”. План сотрудничества со службами безопасности (ГИБДД, Пожарная часть) включает совместные праздники, досуги, тренировочные учения, беседы, консультационные мероприятия.

Об эффективности и системности работы с детьми говорит и тот факт, что за период функционирования ДОУ воспитанники ДОУ не стали участниками ДТП, по итогам годовых отчетов не зарегистрированы случаи травматизма среди детей и персонала, а также пожара или пожароопасных ситуаций.

В наше не простое время, когда безразличие в душах людей становится нормой, именно с дошкольного возраста надо закладывать нормы безопасного поведения, нормы ответственности за свои поступки и умение взаимодействовать с окружающими людьми, не подвергая свою и их жизнь опасности.

Жизнь сама по себе уникальна, главное заложить в сознании ребенка понятие о ее бесценности. Никто из нас не знает, какой она будет через минуту, секунду, мгновение, но в наших силах предотвратить то, что можно и научить этому дошкольников.

Работа над проектом через интеграцию

(из статьи)

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает и поэтому познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождаетно  новые вопросы.
Наверное, во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели, узкие специалисты и педагоги дополнительного образования используют методы проблемного обучения. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер и поэтому-то взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных,  творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или же, иначе говоря, их
интеграция
 В соответствии с ФГТ образовательно-воспитательный процесс строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
Таким образом, интегрированный метод обучения является для дошкольных учреждений своего рода инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.
Интегрированное обучение базируется на положениях системного подхода о необходимости формирования у дошкольников системных знаний, о том, что только в таком качестве они приобретают личностно-значимый характер и эффективны в развитии и воспитании ребенка.
Вариативность   использования интегрированного метода обучения довольно многообразна:

Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием);

Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности);

Интеграция дополнительного образованияи воспитательно — образовательного процесса;

Интеграция разнообразных видов искусств внутри художественно-эстетичесогого направления;

Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

И именно интеграция на основе единого проекта представляет особый интерес [7].
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. Ведущими педагогами, психологами доказано, что проектно-исследовательский метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальной школы.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях.
Один из принципов проектирования, так же как и интеграции является - определение сооотношения знакомого и нового материала.
Метод проектов – в свою очередь, как инновационная педагогическая технология, ориентируется не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых [12].
Проект» – (лат.) «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза»,  то есть прототип, некий прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Другими словами, проектный метод это интегрированная деятельность детей, в результате которой предполагается получение определенного продукта и его дальнейшее использование [2].
Метод проектов -  как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. При этом сохранять для детей форму занимательной, увлекательной игры.
Темы проектов могут быть самыми различными – как более конкретными (дома, игрушки, транспорт и др.), так и достаточно абстрактными (дружба, мои права, превращения), как более близкими практическому опыту детей (животные, посуда, зима и др.), так и удалёнными (космос, Олимпийские игры, море и др.). Тема проекта может быть определена по инициативе детей (что они хотят узнать, что их интересует), или по инициативе воспитателя (что воспитатели считают важным для развития ребёнка). Если тема инициируется взрослыми, то подбирается соответствующая возрасту мотивацию (иллюстрации, книги, предметы по теме, сюрпризные моменты, специально подобранные истории и т. п.)

                                                                                                                                                                                                               Казанцева Наталья Юрьевна,

Интегративный метод –что это?

       Для закрепления полученных знаний, умений и навыков, мы часто используем комплексные тематические занятия. Однако взаимосвязь между разделами не даёт такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных  навыков, что очень важно для будущих школьников, как их интеграция (взаимопроникновение этих разделов друг в друга). Интегрированный метод обучения является для нас новым. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема, решая которую дети проявляют свою активность.

       Отечественные ученые выделили два типа детской активности:

1 – собственную активность ребенка,  полностью определяемую им самим.

2 – активность ребенка, стимулируемую взрослым.

           Развивая у детей моей группы познавательных и творческих способностей, попробовала использовать технологию проектирования, как одну из форм поисковой деятельности. Проектирование поводилось с учётом уважения личности каждого ребенка, принятие его целей, запросов, интересов и свободы всех участников в выражении субъективного мнения, в выборе,  как содержания деятельности, так и средств решения проблемы.                        Дети охотно приняли проблему, которую я предложила.

            Играя на прогулке в игру «Кафе», дети с интересом «готовили» различные блюда, напитки. Угощали других детей и меня. Шёл разговор о любимых блюдах детей.  Вот тут я им и предложила написать с родителями рецепты любимых блюд.  

           Придя домой на следующий день в детский сад, дети рассказывали и показывали свои рецепты.  Их оказалось так много, что кто-то из девочек  предложил: «Давайте сделаем кулинарную книгу, как у моей мамы».  Дети поддержали идею, стали высказывать свои предложения, размышления, идеи.  В этом обсуждении я была соучастником, в каких–то  моментах стимулировала активность детей, замечая и поощряя их. Это помогло детям понять, что они делают правильно, а где ошибаются.

           Здесь проявились те два типа детской активности: собственная активность и активность, стимулируемая взрослым.

           Прочитав опыт работы детского сада № 138 города Москвы «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»,  выяснила, что проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно, при участии и поддержке взрослого.

1 этап проектирования – это освоение проектирования (первые попытки детей решить проблему самостоятельно, но ведущая роль принадлежит воспитателю).

2 этап – это освоение проектирования. На этом этапе активность взрослого снижается.

3 этап – творческий – этап развития проектной деятельности. Этот этап характеризуется высоким уровнем интереса  детей к творческому проектированию. Роль взрослого на этом этапе – развить и поддержать творческую активность детей, создать условия для самостоятельного определения цели, содержания предстоящей деятельности, выбора способа работы над проектом и организовать её.

          Так как я работаю с детьми подготовительной группы, решила  начать проектную деятельность сразу с третьего этапа. Вместе с детьми, используя алгоритм действий взрослых на третьем этапе освоения проектирования, определили этапы работы над кулинарной книгой:

Проблема (цель) – создать книгу с кулинарными рецептами любимых детьми блюд.

Мотивация – угостить родителей и сотрудников детского сада блюдами, приготовленными своими руками на утреннике, посвященному выпуску в школу.

Распределить все принесенные рецепты на 4 группы: а) салаты,

б) вторые блюда, в) десерт, г) напитки.

      4. Нарисовать иллюстрации к рецептам блюд.

      5. Определить средства реализации проекта.

      6. Собрать рецепты и иллюстрации в одну большую книгу.

      7. Обсудить результат: ход работы, действия каждого, выяснить причины      

          успехов и неудач.

Совместно определить перспективы развития проекта.

Выполняя этот проект, дети   делились  на две группы: одни сортировали рецепты, другие рисовали иллюстрации.  

       Определяя перспективы развития проекта, дети решили добавить в кулинарную книгу рецепты блюд, богатые витаминами для сохранения и укрепления здоровья.

        Таким образом, применяя в работе проектный метод, мы формируем личностные качества ребенка, необходимые для успешного обучения в школе (умение работать в коллективе, ощущая себя членом команды; подчинять свой темперамент, характер общим интересам; умение решать творческие споры; достигать договоренности; делиться собственным опытом; оценивать свои действия и действия товарищей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2011-2015 учебные годы

План по самообразованию на 2011-2015 учебные годы...

План по самообразованию на 2015-2020 учебные года.

примерный план воспитателя на следующие 5 лет...

План по самообразованию на 2015-2020 учебные годы

План по самообразованию на 2015-2020 учебные годы...

План по самообразованию на 2015 - 2020 учебные годы

План по самообразованию на 2015 - 2020 учебные годы...

План по самообразованию на 2018-2023 учебные года воспитателя Сарбаевой Лилии Ильдусовны

План по самообразованию на 2018-2023 учебные годавоспитателяСарбаевой Лилии Ильдусовны...