ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
статья по теме

Козыркина Ольга Альбертовна

Опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kozyrkina_o.a._-_statya.docx53.08 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

и упражнений

Козыркина О.А., воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 2» г. Чебоксары

e-mail: olia.gressi@yandex.ru, тел: 8(8352) 45-46-47

Эмоциональное развитие ребенка является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания и обучения, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Эмоциональное развитие ребенка является первоосновой всего его психического здоровья.

Проблема постоянного роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Самую многочисленную группу до60%  от всех детей дошкольного возраста составляют дети с нарушением речи.

Отклонения в речевом развитии могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, объединенность и примитивизм содержания коммуникативной, игровой, художественно-творческой деятельности и конечно эмоционального развития.

Развитие эмоциональной сферы у детей с нарушением речи способствует речевому развитию и является важнейшим фактором в исправлении нарушений.

Ведь развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязана с особенностями его чувств и переживаний.

Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей с ОНР очень актуальна и важна.

Организуя работу с детьми младшего дошкольного возраста с ОНР по развитию эмоциональной сферы, я провела диагностику уровня сформированности эмоциональной сферы предлагаемую психологами Ю.А. Афонькиной и Г.А. Урунтаевой.

Рисунок 1. Начало года

Результаты диагностики показали, что у детей низкий уровень развития эмоциональной сферы (Рис.1).

Проблема, которая встала передо мной – это недостаточный уровень развития эмоциональной сферы у детей с ОНР, который является препятствием его познавательной активности.

Моя задача помочь ребенку разобраться с основными проблемами общения, научить узнавать и распознавать своё внутренне эмоциональное состояние и состояние взрослых и сверстников, активно реагировать на эмоции других, обогатить словарь за счет слов обозначающих различные эмоциональные состояния.

Работа состояла из3 этапов.

На1 этапе активная роль в создании атмосферы принадлежит воспитателю.

Дети еще не умеют сами создавать нужную атмосферу, для этого не хватает опыта, обретение которого в процессе моделирования различных эмоциональных ситуаций становится содержанием работы. Я объясняла детям, что такое эмоциональная атмосфера, сопровождая описание соответствующих эмоций. Слушали с детьми аудиозаписи с разными музыкальными произведениями, рассматривали фотографии людей с разным эмоциональным состоянием. И тогда дети начинают ощущать различия в эмоциях, они начинают обращаться к собственному опыту вспоминая, где и когда они испытывали подобные чувства.

Здесь проводились игры «Я и мои эмоции» направленные на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

«Азбука общения»

В этой игре применяла приём поддержки ребёнка в ситуации неудачи, приём одобрения поведения детей.

В игре рассказываю детям о том, что у каждого человека бывают разные настроения. Называя ситуацию прошу детей ответить, какие чувства будут испытать в тех или иных случаях.

Затем прошу детей найти это настроение на карточках и назвать его. Далее предлагаю найти настроение на пиктограммах.

«Фоторобот»

В этой игре ребенок составляет лицо, выражающее определенную эмоцию (радость, грусть, горе, удивление). Это позволяет ребенку не только определить эмоциональное состояние, но и расширить словарь, т.к. ребенок описывает различные эмоциональные состояния, что очень важно для обогащения собственного эмоционального мира ребенка.

«Полянка настроений»

Дети с помощью разноцветных бабочек определяют своё эмоциональное состояние. Если настроение «положительное», то ребенок выбирает бабочек яркого цветы. Если грустное, печальное, то на полянке появляются бабочка серого, черного и фиолетового цвета. Разноцветные бабочки ассоциируются с цветом настроения и ребенок может рассказать о своем состоянии.

«Ребята с нашего двора»

Показав иллюстрацию предлагаю детям охарактеризовать данного персонажа. Если ребенок затрудняется дать ответ, то с помощью         дополнительных, уточняющих вопросов подвожу к правильной формулировке изображенных эмоций и чувств. Вместе с ребенком обсуждаем почему возникла такая ситуация и как этим ребятам выйти из неё.

В этой игре использую метод моделирования, который положительным образом влияет на развитие абстрактного мышления, умения соотнести схематический образ с реальным.

Особенностью этой игры является зеркальный кубик. Посмотрев в зеркальный кубик, ребенок может изобразить ту или иную эмоцию и сравнить своё изображение с пиктограммой на этом кубике.

Расширение и упорядочение эмоционального опыта детей происходит когда дети усвоят представления о «несловесных» средствах выражения эмоций, т.е что различные настроения выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях.

Игровые упражнения из серии «Я и мой язык» направлены на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения.

«Волны»

В игровом упражнении мы передаем разные эмоциональные состояния целого моря, используя различные выразительные средства: жесты, мимику, пантомимику.

Лента это «волна» помогает объединить, сплотить, развить чувство общности. Это упражнение стимулирует моторное и эмоциональное самовыражение, снимает мышечное напряжение. Каждый ребенок это «волна» вместе мы «море», когда подует ветерок волны начинают волноваться, качаться, гневаться, а когда ветер стихает, море успокаивается.

«Передай эмоции животного»

Чтобы научить детей не только слушать, переживать события, происходящие с героями, но и отражать эти эмоции, я учу детей изображать различных их животных с их типичными повадками и характером. Ребенок преображается в изображаемого животного, а дети отгадывают, какое животное изображал ребенок и оценивают качество и детали изображения, а также указывают, какой это был зверь страшный, добрый, злой или хитрый, т.е. саму эмоциональную атмосферу.

Мешок со страхами (многофункциональное пособие)

В этом упражнении использовала приём эффекта неожиданности, непривычности задания.

«Кто смелый?» Дети стоят вокруг мешка и произносят»: Кто смелый выходи и в мешочке посиди. Смелый залезает в мешок и сидит сколько может.

«Кто сидит в мешке?» Ребенок залезает с головой и пытается подружиться со своим страхом, с тем кто сидит в мешке. Дети его гладят, дотрагиваются, похлопывают и произносят: «Чтобы не бояться, надо улыбаться».

«Уходи страх» Дети рисуют свои страхи, рассказывают о них, затем рвут рисунки на кусочки или делают из них комочки и выбрасывают в мешок со словами: «Уходи страх, уходи и ко мне не приходи».

Работа по совершенствованию общения значительно облегчается в результате развития у детей навыков саморегуляции эмоциональных состояний. В основе любого навыка саморегуляции лежит умение расслабляться, которому учу детей используя приём прослушивания аудиозаписи, музыки для релаксации, звуков природы.

«Волшебный сон» – дети ложатся на пол, руки вдоль тела, глаза закрыты. Взрослый дает установку: «Вы не заснёте по-настоящему, будете все чувствовать и слышать, но не будете разговаривать, двигаться и открывать глаза, пока не «проснётесь». Спокойно отдыхайте. Пусть каждому присниться хороший, добрый, «волшебный сон».

Воспитатель спокойным, размеренным тоном, выдерживая паузы читает стихотворение. Затем дети открывают глаза и встают.

«Брыкание» – упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения. Ребенок ложиться на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всех ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.

«Садовник» – упражнение направлено на развитие воображения, выразительности движений, снятие психоэмоционального напряжения. Воспитатель играет роль садовника, который сажает, поливает, рыхлит цветы. Дети изображают цветы, которые растут от хорошего ухода садовника и тянутся к солнышку.

В результате проведенной работы провела итоговую диагностику, которая показала, что у детей с ОНР уровень эмоциональной сферы повысился на 42% (Рис.2).

Рисунок 2. Конец года

Качественный способ оценки результативности системы работы по развитию эмоциональной сферы детей с ОНР позволяет выделить следующие результаты:

Дети научились выражать собственное эмоциональное состояние мимикой, интонацией.

Распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние и эмоциональное состояние взрослых и сверстников.

Активно реагировать на эмоции других.

За счет слов обозначающих различные эмоциональные состояния, обогатился словарь детей.

Список литературы

Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста: Практическое пособие. /С.В. Крюкова, Н.П. Слободняк. – М.: Генезис, 1999г. – 208с.

.Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. /В.М. Минаева. – М.: АРКТИ, 2001г. – 48с. Развитие и воспитание дошкольников.

Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина; ред. Г.А. Урунтаевой, – М.: Просвещение: Владос, 1995г. – 292с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....

Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) в системе педагогического процесса в ДОО.

При работе с детьми с ОНР наиболее важными представляются сведения о регуляторных функциях эмоций, о взаимозависимости когнитивных и эмоциональных процессов, о функциональной асимметрии мозга. Все это...

"Формирование познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством экскурсионной деятельности"

Статья отражает практический материал организации экскурсионной деятельности в группе компенсирующей направленности....

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

           Известно, что инструментом всестороннего развития личности ребенка является богатая и хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ле...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Для ребят дошкольного возраста игры имеютаяДля ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форм...