Технология проектирования как средство индивидуально-дифференцированного взаимодействия с семьей
методическая разработка по теме

 Румянцева Инна Альбертовна

 

Технология проектирования  как средство индивидуально-дифференцированного взаимодействия с семьей из опыта работы воспитателя И.А. Румянцевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_proektirovaniya.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проектирования

 как средство

индивидуально-дифференцированного

взаимодействия с семьей

из опыта работы

Румянцева И.А.

 

Семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни.

На этапе посещения ребенком  дошкольного учреждения семья не должна уходить на второй план, передавая все приоритеты социальной адаптации, образования и развития детей педагогам. Прежде всего, это касается детей с особыми образовательными потребностями, в частности, с нарушением зрения.

Для успешного вхождения ребенка  в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи как проводника социализации.

Решать эту задачу на практике педагогическому коллективу нашей группы помогает технология проектирования.

Метод проектов сегодня достаточно актуален и, как показывает практика, очень эффективен. Он возник в 20-е годы прошлого столетия в США. Существует несколько определений данного метода. Метод проектов  (или как его еще называют – интегрированный метод) предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей с одной стороны использование разнообразных методов обучения, а с другой стороны – интегрирование знаний, умений. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем мире.

Практический опыт внедрения метода проектов в работу с дошкольниками встречается в психолого-педагогической литературе достаточно часто и считается инновационным.

Второе определение более простое: метод проектов – серия мероприятий, объединенных одной темой, проблемой. Взяв за основу данное определение, изучив теоретические и практические аспекты проектного метода, мы решили использовать его в работе с семьями наших воспитанников.

Литературных источников по этому направлению работы оказалось не так много. Тем интереснее нам было реализовывать наши планы.

Для нас технология проектирования была интересной еще и тем, что позволяла индивидуализировать процесс взаимодействия с  родителями, раскрывая особенности каждой конкретной семьи и учитывая ее интересы.

Начали работу с изучения  социально-демографических характеристик родителей, их возможностей, запросов и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.

Анализ анкет показал, что родители детей нашей группы молодые, творческие, инициативные, готовы поддерживать нас в наших начинаниях.

Средний возраст родителей:  30 лет

Образование:

высшее – 48%

среднеспециальное (среднее) – 52 % 

Состав семьи:

полная 10 семей (81%)

неполная 1 семья (9%)

Семьи группы риска – 1 семья (ребенок воспитывается прабабушкой).

Чтобы правильно выстроить основные направления работы с родителями, сделать ее максимально эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей провели анкетирование «Давайте сотрудничать», благодаря которому, выявили  имеющиеся у наших родителей  творческие способности, технические  возможности, готовность желание нам помогать и т. д.

Поступление ребенка в дошкольное учреждение – очень важный момент для каждой семьи. На первом родительском собрании появилась идея сделать это событие ярким и праздничным как для детей, так и для родителей.

Так мы приступили к реализации проекта «Давайте познакомимся». К разработке проекта мы привлекли родительский комитет.

Цель проекта: знакомство родителей и детей друг с другом, с педагогическим коллективом детского сада, группы.

Задачи:

1.Формировать положительный имидж детского сада, педагогов группы.

2. Создавать атмосферу общности интересов детей, родителей и педагогического коллектива.

3. Мотивировать родителей к активному участию в жизни ребенка в детском саду.

Основные элементы проекта:

- выпуск семейных газет-презентаций «Давайте знакомиться»,

- игровая программа с детьми в группе «Дружно, весело живем», включая такие игры, как: «Ласковый цветок», «Назови меня по имени», «Моя любимая игрушка» и др.,

- выпуск буклетов о детском саде,

- оформление фотоальбома «Знакомьтесь, наши сотрудники!»,

- совместное развлечение «Праздник знакомства».

Мы были заинтересованы в том, чтобы как можно больше узнать о своих воспитанниках, их родителях. Поэтому предложили каждой семье выпустить газету-презентацию «Давайте знакомиться».

Чтобы газеты получились непохожими, мы не стали ограничивать родителей в творческих поисках и замыслах, выдвинув только одно обязательное условие: в создании газет должны принять участие и родители и дети.

Родители достаточно активно откликнулись на наше предложение. Из газет, оформленных с любовью и юмором, мы узнали о членах семей, семейных традициях, увлечениях.

Педагоги группы, в свою очередь, подготовили буклеты, в которых  представили информацию о детском саде, группе, направлении работы дошкольного учреждения и его специалистов. Фотоальбом «Знакомьтесь, наши сотрудники!» дополнил эту информацию.

Стремясь максимально приблизить обстановку в группе к домашней, помочь детям адаптироваться, не грустить, пока любимые мамы и папы на работе, мы провели среди родителей блиц-опрос «Любимые игры Вашего ребенка» и «Как Вы зовете своего малыша дома?».

На основе анализа ответов блиц-опроса, мы составили игровую программу для  детей в группе «Дружно, весело живем», в которую включили любимые домашние игры наших воспитанников (сразу скажем, что выбор их не был разнообразным): «Прятки», «Салочки», «Загадки-отгадки», «Поймай мяч». Также мы включили в программу новые игры-знакомства: «Назови меня по имени», «Моя любимая игрушка», «Ласковый цветок» и др.

Игра «Ласковые цветы» заключается в следующем: на лепестках красивых цветов-игрушек мы написали нежные обращения родителей к своим детям (например: «Солнышко», «Зайчик», «Настена», «Котенок»). Божьей коровкой мы отмечали тот лепесток, где написана форма имени, которую предпочитает сам ребенок. Это позволило нам обращаться к детям так, как им больше нравится, и научить этому остальных детей.

Заключительным этапом проекта было совместное с родителями развлечение «Праздник знакомства», которое прошло тепло, весело, по-домашнему.

Положительным было то, что благодаря этому проекту между педагогами и родителями начали складываться доброжелательные и доверительные отношения с установкой на будущее сотрудничество.

Участие в этом проекте помогло родителям ближе познакомиться друг с другом, облегчило процесс адаптации детей в детском саду, снизило уровень родительских тревог и опасений по поводу пребывания детей в дошкольном учреждении.

Однако было и над чем работать дальше. Проект показал, что только 56% семей приняли в нем активное участие.

 Почти 30% родителей заняли позицию пассивного наблюдателя, а 14% - проигнорировали проект вообще.

Проанализировав причины «малой активности» и выделив из них объективные,  мы решили более дифференцированно вовлекать родителей в реализацию следующих проектов, чтобы в общем деле могла поучаствовать каждая семья в доступной для нее форме.

Следующий проект «Зимняя сказка» проводился в рамках творческого проекта всего детского сада. Основным его содержанием было оформление групп к Новому Году по сюжету какой-либо сказки.

Мы предложили родителям перечень сказок для детей младшего дошкольного возраста, и совместным решением была выбрана белорусская сказка «Рукавичка». Изучив положение, разработанное к этому проекту, мы приняли решение расширить его, т.е. сделать «проект в проекте».

Цель проекта: активизация родительского участия в жизни группы, детского сада и в воспитании ребенка.

 Задачи:

  1. Привлекать к сотрудничеству малоактивных родителей.
  2. Создавать у детей атмосферу ожидания праздника в детском саду.
  3. Сближать участников педпроцесса.

Основные элементы проекта:         

Конкурс «Лучшая рукавичка Деда Мороза».

Изготовление кукол для театра по сказке «Рукавичка».

Оформление мини-книжек о животных – героях сказки.  

Показ родителями кукольного спектакля по сказке «Рукавичка».

Украшение всех помещений группы к Новому году.

Оформление зрительных ориентиров в группе по этой же сказке.

В целях более эффективной организации и реализации проекта было проведено анкетирование «Как я могу поучаствовать в проекте».

Анализ результатов анкетирования помог нам получить более полную информацию об интересах, хобби пап и мам наших воспитанников, что дало нам возможность привлечь к проекту максимальное количество родителей.

В группе прошел конкурс на лучшую рукавичку Деда Мороза. Следуя предыдущему опыту, мы не стали ограничивать родителей в выборе материала и способах оформления рукавичек.

Тем, кто затруднялся или отказывался от участия, были предложены готовые эскизы и материал для изготовления, в процессе создания рукавичек, если было необходимо, педагоги давали советы, консультации. Активную помощь родителям в этом проявила младший воспитатель группы Хазимуллина З., в работу по изготовлению рукавичек включились и бабушки наших воспитанников.

К конкурсу мы разработали свое положение, которое вывесили заранее в приемной группы. Дополнительно каждая семья получила листовку с условиями конкурса.

При подведении итогов выяснилось, что в этом конкурсе участвовали все родители. Рукавички получились непохожими, оригинальными, своеобразными.

Все они были оформлены на выставке в группе.

Лучшие работы были отмечены грамотами и небольшими сюрпризами. Дети подолгу рассматривали рукавички, рассуждали, какая рукавичка действительно Деда Мороза, придумывали вместе с воспитателями описательные рассказы о своих рукавичках.

В процессе реализации проекта «Зимняя сказка» инициативная группа родителей предложила показать детям кукольный спектакль по сказке «Рукавичка». Педагоги вышли со встречным предложением – обновить театральные атрибуты в группе – связать персонажей сказки, чтобы дети могли самостоятельно обыгрывать сказку.

К этой работе подключились малоактивные родители, в основном бабушки, и лесная полянка со сказочными героями «Рукавички»  украсила нашу группу.

Следующим этапом проекта было издание родителями вместе с детьми книжек-малышек, в которых рассказывалось о каком-либо животном – герое сказки «Рукавичка».

Педагоги группы не остались в стороне и провели с детьми цикл познавательных занятий о книгах с учетом возраста группы:

- дети узнали, из чего делают книги,  кто и где, какие бывают книги;

- были проведены простейшие опыты о свойствах бумаги,

- цикл бесед «Зачем нужны книги?», «Почему полезно читать?», «Как обращаться с книгой»  и т. д.

В группе регулярно стала работать «Мастерская добрых дел», где дети вместе с воспитателями ремонтировали книги, учились бережно с ними обращаться, делали закладки.

Когда дети принесли свои книжки-малышки в группу, то все с увлечением их рассматривали, делились впечатлениями, рассказывали, как они выполняли это задание. Все книжки были выставлены на выставке в группе, желающие могли взять и посмотреть любую из них.

Родители тоже с удовольствием рассказывали о процессе создания книжек: кто-то ходил с ребенком в библиотеку за литературным материалом, кто-то сам сочинял стихи про лесных зверей. Владеющие современными ИКТ-технологиями заламинировали листочки книги, чтобы она подольше послужила. Кто-то обнаружил у себя и своего ребенка талант художника и сам раскрасил странички…

Для нас же было важно, что эта работа сплачивала взрослых и детей, воспитывала, развивала, формировала семейный коллектив и коллектив нашей группы.

Заключительным и, пожалуй, самым зрелищным мероприятием этого проекта для всех участников был показ кукольного спектакля по сказке «Рукавичка». Особенно было приятно то, что на роли родители предлагали себя сами. При подготовке спектакля они оформляли декорации, подбирали кукол, музыку, адаптировали текст, проводили репетиции.

От спектакля получили удовольствие не только дети, но и родители-актеры, и родители-зрители.

Забегая вперед, скажем, что в дальнейшем показ кукольных спектаклей родителями стал традицией.

Так, силами родителей были поставлены спектакли: «Как зайчонок искал маму»,  «Кто сказал «мяу»?»,  «Репка»,  «Волк и семеро козлят». Положительно то, что к показу сказок постепенно подключились другие родители, то есть, состав актеров менялся.

В результате этого проекта активизировалось творческое общение родителей с детьми, педагогами, значительно повысился общий уровень инициативности родителей группы.

Участие родителей  в  проекте: 76 % - активные участники, 24 % - пассивные («наблюдатели»).

На итоговом собрании 2-ой младшей группы родительский комитет предложил отмечать каждый год день рожденья группы, а датой проведения выбрали начало учебного года. Все родители поддержали это предложение. Так «родился» еще один проект, точнее, традиция группы, которую мы так и назвали «День рожденья группы».

Цель проекта: развивать эмоционально-насыщенное взаимодействие родителей, детей и педагогов группы.

Задачи:

1. Активизировать включенность родителей в интересы и потребности ребенка.

2. Привлечь родителей к личному активному участию в проведении детского праздника.

Большую часть работы по подготовке праздника «День рожденья группы» взяли на себя родители: изготовили атрибуты для праздника (сказочное дерево, волшебную коробку для подарков, афишу, пригласительные билеты), организовали чаепитие.

На празднике дети читали стихи, подобранные самими родителями, все вместе водили хороводы, играли, танцевали. По традиции был показан кукольный спектакль, поставленный родителями.

Какой же  на день рождения без  чаепития с праздничным тортом? Места за праздничным столом хватило всем – и детям, и взрослым. В завершении праздника дети получили большую коробку с подарками – новыми игрушками для группы.

Такое «погружение» родителей в жизнь группы, дошкольного учреждения позволило им увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и совместную деятельность.

После этого мероприятия некоторые наши родители и дети сдружились и стали проводить совместные семейные досуги, пикники, дни рождения детей вне стен детского сада.

Опыт общения с семьями укрепил нас в мысли о необходимости дополнительной индивидуальной информированности родителей:

- об организации совместной деятельности с детьми,

- о проблемах воспитания и развития детей,

- о передовом опыте семейного воспитания.  

     И здесь удачной находкой оказался  информационно-образовательный проект, который мы назвали  «Четыре года вместе».

     Цель: обеспечение единства воспитательно-образовательной микросреды – «Детский сад-семья»

     Задачи:    

 1. Знакомить родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в МДОУ компенсирующего вида,  с событиями, происходящими в группе, детском саду.

2. Повышать уровень психолого-педагогических знаний родителей в вопросах адаптации, развития, образования и лечения детей с нарушением зрения.

3. Укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с МДОУ.

Основные элементы проекта:

Стенгазета группы «Чудо-чадо» (ежеквартальная).

Фоторепортажи «Наша жизнь дома и в детском саду».

Летопись группы «День за днем…».

Портфолио дошкольника «Я расту и развиваюсь».

Одним из направлений этого проекта явился выпуск групповой газеты «Чудо-чадо», который осуществляется с периодичностью один раз в квартал.

Ее содержание разбито на следующие рубрики:

«Игровая площадка»,

«Семейные традиции»,

«Изречения мудрых…»,

«Обучение и воспитание».

Содержание газетных полос сопровождается фотографиями, иллюстрациями. Каждая газета посвящена определенной теме, например, «Зимние игры и  развлечения», «Семейный оздоровительный досуг зимой», «Семейное воспитание», «Секреты семейного здоровья», «Развитие мелкой моторики».  

Между выпусками газет оформляются фоторепортажи из жизни детей в группе и дома («Я сам», «С днем рожденья,  детский сад», «Природа и мы», «Лето, ах, лето… », о проведенных семейных отпусках и др.).

           Издание групповых газет и фоторепортажей вызвало интерес и у родителей, и у детей. Они охотно стали принимать участие в написании статей по обмену опытом в воспитании детей, в подборке материалов для газеты.    

           Интересной формой информационного общения с родителями явилось создание летописи группы «День за днем». Эта идея возникла на одном из семейных праздников.  

Над созданием «Летописи…» работают педагоги группы вместе с родителями.   Странички «Летописи» сопровождаются небольшими стихотворениями, текстами, отражающими наиболее яркие события из жизни группы: праздники, увлекательные досуги, иногда они отражают  обычную ежедневную жизнь в группе.            

Мы планируем вести этот альбом в течение всех четырех  лет пребывания детей в детском саду.

Помимо перечисленных форм работы с родителями, мы решили внедрить технологию «Портфолио дошкольника».

Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Это всегда его «любимая книга», которую он сам создает вместе с родителями, педагогами. В ней он выражает свои интересы, желания, мечты.

Мы считаем, что оформление портфолио для ребенка имеет особое значение. Портфолио должен привлекать, заинтересовывать, поэтому страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно, о чем идет речь. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы.

Портфолио наших детей представляют собой папки с файлами, что позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.

Прежде чем оформлять портфолио, мы разработали положение, определили цели, задачи, структуру (на выставке).    

Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, мы отмечаем, что подобная деятельность способствует налаживанию более теплых взаимоотношений в семье. Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы, учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что использование метода проектов в нашей группе позволило включить родителей в жизнь их детей в детском саду.

Сейчас практически все родители с удовольствием откликаются на любые наши идеи, придумывают свои, после успешной реализации которых они благодарят педагогов за предоставленную  возможность больше общаться с ребенком, лучше понять его, содержательно и интересно провести с ним время.      

Хочется подчеркнуть, что используемые формы работы помогли нам достигнуть значительных успехов на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с каждым из них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология сотрудничества детского сада и семьи в проекте "День рождения- праздник детства"

Доклад представлен на областной межмуниципальной конференции. В нем представлен опыт работы над проектом "День рождения- праздник детства!" в средней группе....

Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с семьями детей с нарушениями зрения.

В данной работе описывается система использования интернет пространства при работе с родителями детей-инвалидов и детей с нарушениями зрения в детском саду компенсирующего вида № 37 «Хрусталик» г. Таг...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Основные направления деятельности воспитателя детского сада лежат в плоскости  партнерских отношений. Опыт взаимодействия показал, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы дошкольно...

Сообщение из опыта работы "Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с семьей "

Работа с семьей является одним из приоритетным направлением моей работы. Для более ефективного взаимодействия мы в своей группе используем нетрадиционные фрмы работы с семьей....

Сообщение из опыта работы "Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с семьей "

Работа с семьей является одним из приоритетным направлением моей работы. Для более ефективного взаимодействия мы в своей группе используем нетрадиционные фрмы работы с семьей....

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ И СЕМЬИ

В нашем ДОУ большое внимание уделяется развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка.  В связи с этим определили цель: развитие социальных умений и  коммуникатив...