Компетентностный подход в деятельности воспитателя по организации семейных чтений.
статья на тему

В современных условиях эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Условием оказания педагогической помощи родителям является установление контактов и педагогическое просвещение родителей через общение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад № 11 «Росинка» г. Саяногорска

Компетентностный подход в деятельности воспитателя по организации семейных чтений.

Выполнила:

воспитатель

Горшкова Е.Ф.

Саяногорск 2010

В современных условиях эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Условием оказания педагогической помощи родителям является установление контактов и педагогическое просвещение родителей через общение. Иными словами, в основе взаимодействия педагога с родителями лежит общение. Общение педагога с родителями в дошкольном учреждении обладает рядом преимуществ: возможностью индивидуального подхода, постоянством контактов, непосредственностью, наличием «обратной связи».

Установление взаимодействия педагогов и родителей требует решения ряда проблем: устранения недоверия, знания запросов родителей и трудностей семейного воспитания, опоры на семейные ценности, партнерское общение, использование разнообразных форм общения с родителями, формирование у воспитателей педагогической рефлексии и развитие навыков общения. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в общении с родителями: определения содержания, средств и методов развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в данной области.

Одной из проблем является «читательское поле» семьи. Формирование семейного "читательского поля" - важная проблема, особенно в ранний читательский период, называемый "библиотечным возрастом" ребенка. Первые попытки привлечь ребенка в библиотеку, к чтению книг совместно с родителями начинаются тогда, когда ребенок  воспринимает литературные произведения с голоса. Процесс восприятия книги, вообще литературного поиска закладывается в семье. Этот тезис один из главных в организации семейного чтения.

И организация семейного чтения, и само понятие "семейное чтение" считаются общепринятыми и поэтому почти нигде четко не определяются. В целом же оно может быть представлено следующим образом: семейное чтение - это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др.). К сожалению, традиция совместных с детьми переживаний в процессе чтения и последующих размышлений о прочитанном исчезла из обихода.

Так в ходе проведенного мною анкетирования на базе  МДОУ ЦРР -  № 11 «Росинка» г. Саяногорска в средней группе, были выделены следующие критерии:

(Слайд 2.)Имеется в домашней библиотеке вся литература (научно-популярная, публицистическая, фантастика, детективы, романы, энциклопедии, поэзия, историческая литература) – 100 %(20 семей)

  1. В домашней библиотеке преобладает литература:
  1. детская литература – 25% (5 семей);
  2. развивающая литература – 5 % (1 семья);
  3. романы – 5% (1 семья);
  4. научно – популярная (историческая) литература – 35% (7 семей);
  5. художественная литература – 20 % (4 семьи);
  6. публицистическая литература – 10% (2 семьи).
  1. Создана дома библиотека для детей – 70 % (14 семей)
  2. Предпочтение детей в выборе детской литературы:
  1. сказки – 75% (15 детей);
  2. детская поэзия – 10% (2 ребенка);
  3. развивающая литература – 15% (3 ребенка).

5. Совместное посещение родителей и детей городской библиотеки – 5% (1 семья)

Для решения выявленных проблем мною была создана модель по оптимизации речевого развития детей, в которой отводилось главное место семейным чтениям. Для реализации разработанной модели были выбраны следующие методы и приёмы.

(3-8 слайд)Методы и приемы работы по семейному чтению:

  1. Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Целесообразно выбирать небольшое по объему произведение с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Например, «Репка», «Колобок», «теремок», «Василиса Премудрая», «Иван-Царевич и серый волк».
  2. Использование иллюстративного комментария при чтении вслух дошкольникам небольших по объему произведений. Например, стихотворения А.Барто, Б.Заходера, К.Чуковского и др. Методика работы следующая: воспитатель читает вслух художественный текст, дети показывают предметы и героев, изображенных на иллюстрации к книге.
  3. Кукольные драматизации. В современной методике дошкольного воспитания кукольным спектаклям уделяют—серьезное внимание, поэтому педагогам следует досконально овладеть методами и приемами использования кукольных постановок. Кукольный театр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.

Помимо указанных методов работы по формированию у детей литературного слуха, воспитатель должен овладеть приемами, позволяющими включать художественное слово в повседневную жизнь ребенка. Например, надевая варежки ребенку на прогулку зимой, можно обыграть стихотворение Н.Саконской «Где мой пальчик?». После дневного пробуждения прочитать стихотворение Е.Благининой «Наша Маша рано встала...».

Важное условие успешной педагогической работы — сопровождение чтения игровыми действиями. Дети способны слушать понравившиеся им произведения многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания. Этому способствует эмоциональная включенность в процесс чтения самого воспитателя, который занимает позицию зрителя и участника событий. Начинать знакомство с новой книгой можно с показа ярких цветных иллюстраций.

В детском саду ознакомление с художественной литературой происходит на занятиях и в свободной деятельности. Семейные чтения необходимы не только для закрепления познавательного интереса детей от прочитанной книги, но также они являются важной семейной традицией, которая позволяет в домашних условиях оптимизировать проведение работы по развитию речи.

Для наиболее  эффективной работы с родителями по организации семейных чтений мною были разработаны следующие формы:

(9-10 слайд)Формы организации работы  по семейному чтению:

  1. Проведение цикла «Уроков волшебного слова» в помощь организации семейного чтения детей.
  2. Создание клуба «Семейное чтение»
  3.  Проведение Родительских дней в библиотеке, конференций для родителей, организация семейного отдыха.
  4.  Совместное посещение библиотеки родителями и детьми. Организация индивидуальных консультаций по вопросам чтения, проблемам воспитания детей.
  5.  Литературные праздники, бенефисы читающих семей, организация выставок декоративно-прикладного творчества, проведение различных конкурсов, семейных марафонов и др.
  6. Дни информации, групповое и индивидуальное информирование по проблемам семейных взаимоотношений, возрождения традиций семейного чтения. Индивидуальная работа с читателями. Работа с семейными формулярами, изучение читательских интересов семьи, составление «карт-схем», индивидуальных рекомендательных списков литературы.
  7.  Организация цикла книжных выставок-советов по организации семейного чтения и воспитания детей, создание информационных стендов, различных экспозиций по проблемам семейного чтения.

Формирование круга детского чтения невозможно без сотрудничества педагога с родителями и библиотекой. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье.

Я предполагаю, что разработанный мною проект «Организация семейного чтения для развития и воспитания интереса к книге у детей дошкольного возраста» повысит уровень познавательной активности, семейного  «читательского поля», речевой активности и эмоционального благополучия детей.

Таким образом, для успешного руководства формированием круга детского чтения педагогу необходимо осуществлять грамотный отбор и организацию художественного материала, позволяющего учитывать читательские интересы детей, принципы формирования круга детского чтения, формы организации работы с родителями и круг семейного чтения ребенка.

Библиография

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов высших и средних пед.учеб. заведений. – 2-е изд., испр. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  2. Андросова В.В. Чтение произведений художественной литературы / В.В. Андросова // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 4. – с. 4 – 8.
  3. Алиева Т. Книга и творчество ребенка. / Т. Алиева // Дошкольное воспитание. № 10. 1990. – с. 83.
  4. Барташева Н., Кузменкова Е. Воспитание будущего Читателя / Н. Барташева, Е. Кузменкова // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 8 – с. 28.
  5. Бехтин Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений / Н.Б. Бехтин // Вопросы психологии. 1986. - № 4.
  6. Волков Б.С. Детская психология. / Б.С. Волков – М.: Владос, 2002.
  7. Гриценко З. Ребенок и книга / З. Гриценко // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 3 – с. 49.
  8. Гурович Л.М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. / Л.М. Гурович / Под ред. В.И. Логиновой. – М: просвещение, 1992.
  9. Зернова Л. Воспитание любви и уважения к книге. / Л. Зернова // Дошкольное воспитание. – 1982. - №5 – с. 15.
  10. Летова И. Воспитание интереса к книге / И. Летова // Дошкольное воспитание. - №3. – 1991. – с. 7 – 10.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поликультурное воспитание детей и их родителей через организацию семейных чтений"

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обосновани...

Организация семейного чтения для развития и воспитания интереса к книге у детей дошкольного возраста

Читательская судьба ребенка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредником между писателем и слушателем. Важно как можно раньше начать формирование круга детского чтени...

Роль семьи в организации семейного чтения.

На Руси издавна семья была почитаема и оберегаема, потому что именно здесь происходило рождение, становление и формирование личности человека. Каждая семья, где есть дети, мечтают о том, чтобы о...

Памятка для родителей «Рекомендации по организации семейного чтения по духовно-нравственному воспитанию»

Рекомендации по организации семейного чтения по духовно-нравственному воспитанию...

Статья-консультация для родителей дошкольников об организации семейного чтения «Познавательное семейное чтение»

Семейное чтение является одним из главных факторов общения ребенка и родителя....