Семинар-практикум с элементами тренинга «Профилактика жестокого обращения с детьми в детском саду и семье»
материал по психологии

Светлана Николаевна Жевакина

В. Сухомлинский: «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит то, каким человеком станет сегодняшний малыш». Рассмотрим направления работы дошкольного образовательного учреждения в  организации взаимодействия с семьями воспитанников, в рамках профилактики форм жестокого обращения с детьми.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 «Черепашка»

Семинар - практикум

«Профилактика жестокого обращения с детьми

в детском саду и семье»

Жевакина С.Н.

педагог - психолог

г. Радужный

Практико-ориентированное занятие

Цель: повышение качества оказания психолого-педагогической помощи дошкольникам, оказавшимся в ситуации жестокого обращения со стороны взрослых.

Задачи:

  • Изучить различные взгляды на проблему насилия в жизни ребенка и факторы, влияющие на возникновение семейного насилия.
  • Расширение арсенала психолого-педагогических средств и методов оказания психолого-педагогической помощи и поддержки несовершеннолетним, попавшим в ситуацию жестокого обращения.
  • Формирование позитивного адекватного отношения к конфликтным ситуациям общения с ребёнком.
  • Расширение арсенала психолого-педагогических средств и методов регуляции эмоционального состояния педагогов.

Теоретический модуль

  • Информационное сообщение "Жестокое обращение с детьми в детском саду и семье: виды, формы, причины, последствия. Организация деятельности по профилактике жестокого обращения с детьми в дошкольной образовательной организации."

Практико-информационный модуль

  • Семинар-практикум с элементами тренинга "Профилактика жестокого обращения с детьми в детском саду и семье":
  • Упражнение "Психологическая зарядка"
  • Упражнение "Волшебный сундучок"
  • Упражнение «Какие условия необходимы для защиты прав ребенка?»
  • Упражнение в группе «Как проявляются травмы прошлого».
  • Упражнение «Несохраненная тайна». 
  • Упражнение «Ответный удар». 
  • Упражнение «Запрещаем - разрешаем»
  • Упражнение «Что если ….».

Итогово-рефлексивный модуль

  • Упражнение "Самым полезным для меня было ..."

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

Уважаемые коллеги!

Согласно статистике, ежегодно отмечается увеличение числа детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения в различных его формах и проявлениях. Причины скрываются в политической и социально-экономической нестабильности общества, неблагоприятных социально бытовых условиях жизнедеятельности семей, изменениях ценностных ориентаций людей, чрезмерной занятости родителей, эпидемии разводов.

На почве каждого из этих факторов могут развиваться разные формы насилия, цель которых – подчинение и контроль одного человека над другим разными способами (изоляция, запугивание, манипулирование, угрозы, эмоциональное насилие, экономическое насилие, физическое насилие, сексуальное насилие). Насилие нарушает право другого человека быть личностью.

Падение жизненного уровня и качества жизни многих семей приводят к стрессам, общественной изоляции, алкоголизму и наркомании, а также изначальной подверженности насилию, особенно в отношении детей. Кроме того, в силу педагогической некомпетентности многих родителей в российских семьях зачастую царит культ силового метода решения проблем, убеждение, что физические наказания являются эффективным способом воспитания. Зачастую данные стереотипы в поведении родителей, их иррациональные убеждения в том, что возникающие проблемы следует решать силой, порождают уже в детском коллективе злоупотребления властью (силой) одних детей для подавления, унижения, оскорбления других.

Таким образом, жестокость родителей порождает жестокость детей – так в детских коллективах возникает явление, известное как буллинг (насилие по отношению к сверстникам, травля, преднамеренное агрессивное поведение). Длительное воздействие на ребенка неблагоприятной обстановки (в ОО, семье, среди сверстников) приводит к глубоким личностным и социальным нарушениям, формированию личностных деформаций и последующих отклонений в поведении.

В целом современное состояние защиты детства и реализации прав ребенка вызывает обоснованную тревогу. Сложившаяся ситуация определяет потребность в постоянном осуществлении деятельности по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми.

Сегодня мы будем использовать следующее определение «жестокого обращения», предложенное психологами, экспертами Национального фонда защиты детей от жестокого обращения и руководителями проектов и программ по оказанию помощи детям в кризисных ситуациях И.А. Алексеевой и И.Г. Новосельским:

Жестокое обращение с ребенком все многообразие действий (и бездействий) со стороны взрослых, которые несут вред физическому и психическому здоровью ребенка и его развитию. Это может быть умышленное или неосторожное обращение, или действия со стороны родителей/лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка.

Жестокое обращение в любых видах и формах всегда оказывает влияние на актуальное состояние ребенка, его дальнейшее развитие и социальную адаптацию.

Формы и виды насилия и жестокого обращения с детьми

Исследователи проблем, связанных с различными формами и проявлениями жестокого обращения с детьми, И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский, Е.Н. Волкова классифицируют и определяют известные виды насилия следующим образом:

Физическое насилие нанесение ребенку физических травм и телесных повреждений, применение физических наказаний; преднамеренное или неосторожное нанесение травм ребенку, которое вызывает нарушение физического или психического здоровья, или отставание в развитии.

Физическое насилие может осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.

Психологическое (эмоциональное) насилие неспособность родителя или другого лица, заботящегося о ребенке, обеспечить подходящую для ребенка доброжелательную атмосферу. Это длительное, периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящие к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушению психического развития.

Психическим (эмоциональным насилием) являются эпизодические или регулярные словесные оскорбления или унижения ребенка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения или отвержение, которые приводят к возникновению эмоциональных или поведенческих нарушений.

Сексуальное насилие – это вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли.

Например, вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды. Таким образом, развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий.

Пренебрежение нуждами ребенка – это когда родители или замещающие их лица (включая учреждения длительного пребывания детей) не обеспечивают ребенка пищей, кровом, одеждой, гигиеническими условиями, соответствующими его потребностям, что наносит вред психологическому или физическому здоровью ребенка; неспособность родителей или лиц их заменяющих удовлетворять основные нужды и потребности ребенка: в пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании и т.д.

Формы пренебрежения нуждами ребенка:

1. Оставление ребенка без присмотра;

2. Непредставление ребенку питания, одежды, жилья;

3. Непредставление медицинской помощи ребенку;

4. Отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность);

5. Отсутствие возможности получения адекватного образования и др.

Буллинг – травля детей сверстниками в детских коллективах, повторяющаяся агрессия по отношению к определенному человеку, включающая в себя принуждение и злоупотребление. Буллинг может проявляться в физическом насилии, угрозах, а также вербальной агрессии и унижении, злоупотреблении силой (властью) для подавления и оскорбления.

Проявления насилия в детском саду отличается от насилия в школе. В начальной школе это группа детей, в дошкольном учреждении отдельные дети. В детском саду при насилии нет предварительной стадии обдумывания. Дошкольники не осознают до конца своих действий. Отсутствует понимание последствий и чувства вины. Оправданием насилия является незначительный проступок. Агрессивное поведение детей расходится с их словами.

Факторы, способствующие возникновению насилия и жестокого обращения с детьми

Выделяют две основные группы факторов, которые могут стать причинами возникновения насилия в семье.

1. Особенности общества, в котором проявляется насилие: характер социально-экономической формации, уровень безработицы, бедность, наличие гражданских войн и локальных военных действий, уровень преступности, слабость законов, отсутствие целостной и действенной системы защиты детей, а также установок общества с точки зрения терпимости к насилию и жестокому обращению с детьми, убеждение, что физические наказания являются эффективным способом воспитания.

2. Особенности семьи и характером семейных отношений, в которых воспитывается ребенок.

Факторы, способствующие физическому и (или) психологическому насилию в семье:

1. Социальные и ситуационные факторы:

- длительные материальные проблемы,

- перенаселенность и стесненность,

- переживание острого или хронического стресса,

- изоляция родителей от привычного социального окружения, отсутствие поддержки,

- резкие изменения в социальной и экономической жизни,

- отношение общества к насилию как к допустимому методу воспитания детей,

- вынужденная разлука с матерью на первых годах жизни.

2. Особенности семьи и родителей:

- неуверенность в себе как в родителе,

- социальная нормативность,

- незрелость, молодой возраст родителей,

- вера в ценность физических наказаний,

- боязнь того, что ребенок «испортится»,

- злоупотребление алкоголем,

- собственный детский опыт, связанный с насилием.

3. Особенности детей:

- чрезмерная подвижность,

- физические и умственные отклонения,

- дети, к которым предъявляются неоправданные и нереалистичные ожидания,

- незапланированные и нежеланные дети.

Факторы, способствующие сексуальному насилию в семье:

- бедность,

- наркомания и алкоголизм родителей,

- низкий уровень образования родителей,

- негативное отношение матери к беременности (нежеланный ребёнок),

- наличие психических заболеваний у родителей,

- случаи насилия над детьми в семейном анамнезе,

- спутанность семейных ролей.

Факторы, способствующие возникновению случаев буллинга:

- предрасположенность к участию в буллинге при сочетании "сложного" характера ребенка с негативными родительскими установками и практиками,

- социальная депривация детей (для преследователей и жертв),

- плохое здоровье детей, низкий социальный статус, неудовлетворительные отношения со сверстниками, большие семьи, выраженное социальное неблагополучие, а также низкие компенсаторные возможности семьи весьма характерны для жертв буллинга,

- жертвами издевательств часто становятся ученики с умственными и физическими недостатками,

- личностные особенности детей, такие как низкая самооценка (у жертв) и желание самоутвердиться, стремление к превосходству (у агрессора),

- позиции взрослых (педагогов, воспитателей) и администрации образовательных учреждений, которые могут подкреплять травлю.

Факторы, способствующие возникновению позиций жертва/агрессор в случаях буллинга:

1. Особенности детей, которые чаще всего становятся «агрессорами»:

- дети, в отношении которых осуществлялось физическое насилие;

- уверенные в себе, склонные к доминированию;

- дети, в семье которых заложена ранговость и используются агрессивные формы поведения.

2. Особенности детей, которые чаще становятся «жертвами»:

- дети с личностными особенностями (скромные, тихие);

- неуверенные в себе, склонные к подчинению;

- «странные» дети с моторной неловкостью;

- гиперактивные дети.

Признаки-индикаторы насилия и жестокого обращения с детьми

Возможные признаки того, что ребенок подвергается физическому насилию:

- ребенок вялый, подавленный, испуганный;

- регулярно появляется с синяками, ссадинами, повреждениями, травмами;

- вздрагивает от приближения взрослого, резких движений;

- ломает игрушки, бьет их, воспроизводит какие-либо агрессивные действия;

- агрессивный, часто дерется;

- боится ходить в школу, детское учреждение, кружок;

- боится плохих оценок, не хочет возвращаться домой из школы;

- страдает энурезом, энкопрезом.

Индикаторы физического насилия над детьми со стороны родителей:

- необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за медицинской помощью;

- противоречия в сообщаемой истории;

- история несовместима с физическими травмами;

- получение повторных подозрительных травм;

- родители переносят ответственность за травму на других лиц;

- родители обвиняют ребенка в полученных повреждениях;

- ребенок многократно помещался в различные учреждения для лечения травм;

- ребенок обвиняет родителя или опекуна в нанесении повреждений;

- родители в детстве подвергались насилию;

- родители демонстрируют нереалистические и преждевременные ожидания в адрес ребенка.

Возможные признаки того, что ребенок подвергается сексуальному насилию:

- частое и/или болезненное мочеиспускание;

- боли и спазмы в животе;

- синяки, особенно вокруг гениталий;

- недержание мочи или мочеиспускание ночью;

- хронические пищевые расстройства, анорексия;

- попытки самоубийства;

- членовредительство;

- плохое отношение к себе, отказ заботиться о себе;

- ночные кошмары, бессонница;

- панические атаки;

- навязчивое мытье, одержимость чистотой и т.д.

Признаки пренебрежения нуждами ребенка:

- носит одежду несоответствующего размера, грязную, порванную; или одет не по погоде (например, зимой ходит в летней одежде);

- всегда голоден, просит, крадет или запасает еду;

- часто выглядит вялым, уставшим, плохо выспавшимся, ослабленным, засыпает на уроках;

- часто заботится о младших братьях или сестрах, выполняя родительские функции;

- выглядит запущенным, немытым, от него плохо пахнет;

- выглядит истощенным или опухшим, что указывает на недостаточность питания;

- не проходил медицинского осмотра, имеет незалеченные или инфицированные раны;

- длительное время находится на улице без присмотра, особенно в позднее время или во время учебных занятий;

- регулярно находится в компаниях, пребывание в которых способствует усвоению асоциальных норм или подвергает опасности его здоровье;

- при расспросе говорит о том, что у него нет дома или о нем никто не заботится.

Признаки (диагностика) буллинга:

- ребенок вдруг начинает болеть и не ходит в образовательное учреждение,

- несчастный внешний вид,

- отсутствие друзей,

- никто не хочет с ним играть,

- постоянный объект шуток и юмора,

- в игре дети говорят «только не с ним!»,

- берет дома угощение (чтобы раздавать).

Последствия пережитого насилия и жестокого обращения для детей

Последствия «обычных» физических наказаний:

- Родители могут потерять контроль над собой, и в этом состоянии не соизмеряют силу наказания, не могут остановиться, иногда нанося ребенку серьезные травмы.

- Ребенок привыкает к «мягким» наказаниям, например, к шлепкам, особенно когда они входят в повседневную практику. Наказания перестают корректировать его поведение, что приводит к необходимости постоянно увеличивать силу физических воздействий.

- Невозможность достижения устойчивых положительных изменений.

- Нарушение эмоциональных отношений с родителями.

- Искажение самооценки.

- Страх. Тревога, растерянность, беспокойство.

- Многие дети, которых в детстве били родители, вырастая, начинают применять физическую силу по отношению к родителям.

Последствия сексуального насилия:

- Аффективные нарушения: вина, стыд, тревога, страх, подавленность, злоба.

- Физические нарушения: генитальные повреждения, беременность, ЗППП, соматические жалобы (головная боль, боли в животе, энурез), расстройства сна и аппетита.

- Когнитивные нарушения: расстройства внимания, восприятия, нарушение памяти.

- Поведенческие симптомы: агрессивное и жестокое поведение, воровство, делинквентность, аддиктивное поведение, повторение ситуаций, вызывающих сексуальные посягательства.

- Самодеструктивное поведение: самокалеченье, суицидные мысли и попытки.

- Психопатология: неврозы, расстройства характера, множественность личности, психотические черты.

- Сексуализация поведения: учащение мастурбации, повторение сексуальных действий с другими, нетипичные для данного возраста сексуальные знания.

Последствия пренебрежения нуждами:

1. Для детей от 1 до 3 лет:

- Физическая ослабленность, задержка моторного, речевого и интеллектуального развития.

- Ребенок позже начинает ходить, говорить, усваивать навыки самообслуживания.

- Страдает формирование первичной привязанности и базового доверия к миру, а также способность проявлять инициативу и активность в освоении мира.

2. Для детей от 3 до 6 лет:

- Возникновение страхов, невротических реакций (например, энурез).

- Низкая адаптация, несформированность коммуникативных навыков.

- Не развиты социальные нормы.

- Ребенок начинает чувствовать себя ущербным.

Последствия психологического насилия:

- Заниженная самооценка.

- Депрессии.

- Общая подавленность.

- Неумение общаться.

- Агрессия.

- Задержка психического развития.

- Склонность к девиации в поведении.

- Развитие психосоматических и нервно-психических заболеваний и повышенная потребность во внимании со стороны окружающих.

Последствия буллинга:

Для жертвы:

- коммуникативные проблемы,

- низкая самооценка,

- страх перед выступлением,

- недоверие к людям,

- может повышаться агрессия,

- высокий суицидальный риск,

- депрессия,

- уходы из школы,

- чувство тревоги,

- соматические реакции,

- когнитивные нарушения.

Для агрессора:

- чувство вины,

- негативные эмоции со стороны окружающих,

- высокий риск попасть в криминальные группировки,

- отвержение.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

По рекомендации Всемирной организации здравоохранения различают первичную, вторичную и третичную профилактику.

Задачам первичной профилактики отвечает широкий спектр программ просвещения общественности, родителей, обучение специалистов в области предотвращения насилия над детьми; программы, направленные на развитие личности, преодоление жизненных трудностей (например, тренинги уверенного поведения, программы развития навыков конструктивного взаимодействия в сложных жизненных ситуациях и обучения навыкам сотрудничества).

Вторичная профилактика насилия над детьми направлена на снижение агрессивности, конфликтности детей и их родителей. Сюда относятся также программы, направленные на адаптацию и социализацию детей и подростков с дезадаптиавными формами поведения. Примерами такого рода программ является программа «Изменение проблемного поведения ребенка», предназначенная для родителей, использующих физические меры наказания и имеющих детей в возрасте от 2 до 7 лет, и программа консультирования по переписке.

Уровень третичной профилактики — это уровень собственно терапии жертв насилия.

Направления и этапы психолого-педагогического сопровождения детей и родителей: профилактическая и реабилитационная работа

Психолого-педагогическое сопровождение – это система деятельности специалистов образовательного учреждения (педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов и др.), направленная на создание комплекса благоприятных социально-психологических условий, необходимых для полноценного развития, успешного обучения и воспитания детей, включенных в образовательный процесс.

В рамках профилактики насилия и жестокого обращения с детьми, реализуемой в образовательном учреждении, целесообразно выделить следующие направления работы:

1. Организационная работа с целью разработки и осуществления комплекса мероприятий по предотвращению случаев жестокого обращения с детьми.

Реализация данного направления педагогами может включать следующее:

1) проведение тематических педагогических советов;

2) планирование работы по профилактики жестокого обращения с детьми;

3) составление социального паспорта группы, детского сада в целом;

4) ведение картотеки воспитанников из неблагополучных семей, стоящих на учете в КДН.

2. Диагностическая работа с целью своевременного выявления факторов риска, которые могут привести к возникновению случаев насилия. Возможные направления диагностической работы:

- диагностика психологических особенностей детей;

- диагностика особенностей детско-родительских отношений и внутрисемейного взаимодействия.

1 этап. На первом этапе, по отзывам педагогов, из всех детей выделяются те, у кого есть различного рода проблемы в адаптации, а именно:

- трудности в освоении ООП ДО;

- неорганизованность;

- агрессия;

- неуравновешенность;

- неуверенность в себе;

- трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;

- воровство и т.п.

Для проверки полученных данных и преодоления возможной субъективности педагогов рекомендуется воспользоваться следующими методами:

- наблюдением за поведением детей во время занятий, игр, на прогулке,

- используя психодиагностические методики для выявления психологических особенностей детей, которые может проводить педагог-психолог образовательного учреждения.

2 этап. Выявление родителей и обучающихся, нарушающих права детей, то есть применяющих к ним физическое или психическое насилие.

С этой целью проводится:

- диагностика агрессивности родителей детей, имеющих трудности в адаптации, а также выявление методов воспитательного воздействия, которые ими применяются.

- диагностика поведения воспитанников в детском коллективе и социальные взаимосвязи.

Методикой выявления особенностей взаимоотношений детей в детском коллективе служит социометрия.

3 этап. Диагностика особенностей семейного воспитания, особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых заметны нарушения поведения детей (агрессор или аутсайдер).

Целью этого этапа является анализ родительских установок и реакций, а также психологических проблем родителей, которые ведут к нарушению прав ребенка в семье.

Для этого используются тесты, анкеты, составленные для выявления семейной ситуации, стиля воспитания, уровня развития коммуникативных способностей и социальной уверенности у детей, происходит выделение и определение фактов и причин насилия, определение семей, потенциально склонных к насилию; ведется анкетирование взрослых, индивидуальная беседа со взрослыми, с каждым ребенком, наблюдение за поведением детей.

Обычно критерием отбора семей в группы коррекции является: социальная дезадаптация детей, дисгармоничные детско-родительские отношения, нарушение у детей определенных личностных качеств. Это лишь первый шаг, направленный на выявление и преодоление последствий насилия.

3. Профилактическая работа с воспитанниками для предотвращения возможного насилия.

Содержание данного направления может заключаться в ежедневном контроле посещения воспитанниками детского сада и оперативном принятии мер по выяснению причины пропуска образовательного учреждения.

В рамках образовательной деятельности в течение года с воспитанниками проводятся профилактические беседы, различные мероприятия, направленные на повышение уровня социально-психологической адаптированности детей.

Педагогом-психологом проводится постоянная индивидуальная и/или групповая работа с воспитанниками, находящимися в «зоне риска».

4. Профилактическая работа с родителями с целью ранней профилактики случаев насилия и жестокого обращения с детьми.

Содержание данного направления включает проведение тематических родительских собраний, циклов бесед и практико-ориентированных семинаров для родителей по трудностям воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста, групповые занятия для детей и их родителей.

Особое внимание уделяется деятельности, направленной на организацию и проведении мероприятий, направленных на гармонизацию детско-родительских отношений, индивидуальные беседы с родителями с целью оказания помощи в поиске выхода из сложных ситуаций, повышении педагогической компетентности родителей. В качестве наглядного материала родителям предлагаются тематические листовки, памятки по проблеме насилия и жестокого обращения, рекомендации.

Успешность оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, зависит не только от профессионализма специалистов, но не в меньшей степени от того, как организована эта работа.

Педагог-психолог в рамках данной работы организует:

  • педагогические лектории по содержанию Конвенции по правам ребенка; педагогические консультации для педагогов и родителей по защите прав ребенка; социально-педагогическое сопровождение проблемных семей;
  • тематические занятия с детьми на основе статей Конвенции ООН о правах ребенка. Главной целью такой работы педагогов должно быть получение детьми элементарных знаний и представлений о международном документе, защищающем права ребенка. Работу необходимо вести в форме игры с учетом возрастных особенностей детей с привлечением родителей.

Основной задачей такой работы с родителями является

  • знакомство с содержанием статей Конвенции, необходимо вызвать у родителей интерес и желание осмыслить собственные права;
  • помочь родителям в развитии у них уверенности в своих воспитательных возможностях.

5. Реабилитационная работа по оказанию психосоциальной помощи детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения в ДОУ и дома.

Реабилитация – система и процесс восстановления способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности.

Психосоциальная реабилитация – это процесс, который открывает человеку, возможность достичь своего оптимального уровня самостоятельного функционирования в обществе.

1. Работа с пострадавшим ребенком по преодолению страха, отвращения, ненависти и других переживаний. Часто для ребенка жестокое обращение с ним является настолько травмирующим, что он не в состоянии выразить свои чувства словами. Поэтому в диагностике и реабилитации важно применять элементы игры и творчества: рисование, музицирование и т. п.

2. Психологическая работа с ребенком, не привязанная непосредственно к переживаемому событию жестокого обращения, связанная с его отношением к себе, другим людям, собственному будущему, получением позитивного опыта безопасного взаимодействия со взрослыми, часто противоположного тому, который он получает в семье, навыков в разрешении трудных ситуаций, в первую очередь ситуаций домашнего насилия и т. п.

3. Работа с ближайшим социальным окружением ребенка (в первую очередь, родителями) по развитию навыков ненасильственного воспитания, эмоциональной поддержке и эмпатии.

В рамках данного направления педагогами совместно с педагогами-психологами проводятся такие мероприятия, направленные на оказание психосоциальной помощи детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения, как тренинги, индивидуальные и групповые занятия.

Индивидуальная работа с несовершеннолетними, пострадавшими от насилия и жестокого обращения, предусматривает изменение социальной среды ребенка, то есть работу с родителями, их педагогическое просвещение, уменьшение факторов риска насилия. Применительно к каждому конкретному случаю разрабатывается программа помощи ребенку. Она разрабатывается педагогами совместно с психологом с учетом тяжести стрессовой ситуации.

Основной целью здесь является обучение ребенка навыкам и приемам поведения в семье, повышение чувства собственного достоинства. Необходимо оказание моральной поддержки ребенку для развития уверенности в себе, привлечение по мере необходимости других специалистов для преодоления стрессовой ситуации. В этом плане работа педагогов неразрывно связана с психологом, который грамотно, по заранее разработанной конкретно для этого ребенка программе поможет пережить последствия стресса.

Восстановление доверия и воспитание положительного отношения к взрослым, в том числе и родителям, является ещё одним этапом преодоления последствий жестокого обращения. Важно научить детей проявлять внимание и заботу, учить сопереживанию. Такой опыт успешно формируется при воспитании эмоционально-положительного отношения к близким людям, к тем, кто заботится о них. На этой основе можно воспитывать доброжелательное отношение и к другим окружающим.

Цели психолого-педагогического сопровождения детей, подвергшихся насилию и жестокому обращению (уровень третичной профилактики):

1. Формирование гармоничной «Я»-концепции (образа «я», системы представлений о самом себе, осознаваемой как самооценка и средство обеспечения внутренней согласованности личности) ребенка, пострадавшего от насилия.

2. Совершенствование умений, навыков, способностей, позволяющих ребенку идентифицировать свои мысли, чувства, поведение для установления доверительных отношений с другими.

3. Восстановление чувства собственного достоинства и доверия к окружающим людям.

4. Развитие и совершенствование социальных качеств личности ребенка.

5. Коррекция дезадаптивных форм поведения (могут проявляться в неспособности или отказе индивида приспосабливаться к социальным нормам и требованиям, сложностях с социальным взаимодействием и адекватным реагированием на жизненные ситуации).

6. Формирование способности к самопринятию.

7. Выработка способности к самостоятельному принятию решений.

8. Работа по относительной девальвации этого события («беда, но не катастрофа»).

9. Формирование у несовершеннолетнего адекватной атрибуции ответственности за насилие.

При этом работа должна проводиться как в рациональном, так и в эмоциональном ключе, включающем отреагирование страха, отвращения, ненависти и других негативных переживаний.

10. Нормализация отношения к себе, другим людям.

11. Работа с эмоциональной, когнитивной, поведенческой сферами ребенка.

12. Применение различных коррекционных программ:

– коррекционная работа с агрессивными детьми;

– развитие эмоционально-волевой сферы;

– коррекция объективных страхов у детей и т.п.

Психологическая готовность специалистов к работе с детьми, подвергшимися насилию и жестокому обращению.

В образовательном учреждении, если говорить о проблеме жестокого обращения с детьми, основной задачей педагогов является выявление и грамотная реакция на случаи жестокого обращения, тогда как задача педагога-психолога – реабилитационная работа с ребенком, пострадавшим от жестокого обращения.

Оказание помощи детям, пострадавшим от насилия, предполагает близкое соприкосновение специалиста с травматичным опытом ребенка и его последствиями. Рассказ ребенка о трагичном событии может оказаться тяжелым испытанием, особенно для начинающих или недостаточно подготовленных специалистов. Поэтому очень важно осознавать свои возможности и соответствие своих компетенций поставленной задаче.

Выслушивая ребенка и предоставляя ему возможность выразить негативные чувства и переживания, педагог (социальный педагог, педагог-психолог), сопереживая, может вовлекаться в эмоциональное состояние ребенка. Подобное вовлечение приводит к возникновению «вторичной травмы» изменениям во внутреннем опыте специалиста, возникающим в результате его эмпатической вовлеченности в отношения с клиентом, переживающим травматический опыт.

Переживание невозможности оказания быстрой помощи ребенку, как по прекращению насильственной ситуации, так и по преодолению последствий насилия, может вызывать у консультанта чувство разочарования и бессилия, что приводит к усилению вторичной травмы. Вторичная травма схожа по своим проявлениям с синдромом эмоционального выгорания, хотя и не является его полным вариантом.

Тем не менее, и то и другое состояние имеют тенденцию к накапливанию и приводят к схожим результатам – негативным переменам в физическом и эмоциональном самочувствии и трудностям в профессиональном и личном взаимодействии. Различия между ними лежат, главным образом, в причинах возникновения: в то время как вторичная травма чаще всего возникает как вторичная реакция на эмпатическое сопереживание клиентам с травматическим опытом, синдром выгорания может возникнуть при работе с любыми людьми.

Таким образом, оказание эффективной помощи детям – жертвам и свидетелям насилия – требует от специалистов рефлексивного анализа собственных представлений, возможностей, границ помощи, а также соблюдения принципов и приемов психогигиены.



Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 «Черепашка»

Семинар-практикум с элементами тренинга

«Профилактика жестокого обращения

с детьми в детском саду и семье»

Жевакина С.Н.

педагог - психолог

г. Радужный

II. ПРАКТИКО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ

Наш тренинг хочу начать словами выдающегося педагога Василия Сухомлинского: «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит то, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Одним из важнейших направлений работы дошкольного образовательного учреждения является организация взаимодействия с семьями воспитанников, в рамках профилактики форм жестокого обращения с детьми.

Существует достаточно много форм, методов, приемов работы в условиях ДОУ с участниками образовательных отношений по данному направлению. Подробно говорить обо всех не представляется возможным, однако, некоторые из них можно рассмотреть более подробно.

Упражнение «Психологическая зарядка»

Уважаемые педагоги, многие из вас являются родителями.

Предлагается вам выполнить определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:

  • Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.
  • Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.
  • Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулаком в грудь.
  • Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом.
  • Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой.
  • Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.
  • Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.

Как мы уже говорили ранее основной задачей профилактической работы с родителями является знакомство с содержанием статей Конвенции, необходимо вызвать у родителей интерес и желание осмыслить собственные права. Поэтому для повышения правовой компетентности участников образовательных отношений можно использовать игру «Волшебный сундучок».

Игра «Волшебный сундучок»

Правила: из сундучка по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.

Свидетельство о рождении

- Что это за предмет? О каком праве он вам напоминает? (право на имя)

Сердечко.

- Какое право может обозначать сердце? (право на заботу и любовь)

Домик

- Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (право на имущество)

Конверт

- О чём напомнил этот конверт? (никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)

Букварь

- О каком праве напоминает это книга? (о праве на учёбу, образования)

Игрушечные утёнок и утка

- О чём напоминают эти игрушки? (о праве ребёнка быть вместе с мамой)

Следующее упражнение будет способствовать изменению фокуса точки зрения участников на проблему нарушения прав ребенка; наглядно продемонстрировать социальные и эмоциональные связи, обеспечивающие необходимые условия для выживания и развития ребенка.

Упражнение «Какие условия необходимы для защиты прав ребенка?»

Оборудование: семь листочков клейкой бумаги (или семь полосок бумаги, которые крепятся булавками для шитья), на каждой из которых крупными буквами (так, чтобы можно было прочитать из зала) написано одно из таких слов: «ДЕВОЧКА», «РОДИНА», «ДОМ», «ОБРАЗОВАНИЕ», «ЛЮБОВЬ», «ПРАВА», «НАДЕЖДА»; 7 разноцветных толстых шерстяных нитей (1,5 м), ножницы.

Ход проведения:

Психолог: Сейчас я расскажу вам историю, составленную на основании фактов, имевших место быть.

Итак, жила-была девочка. Она росла очень счастливым ребенком. У нее были мама и папа, бабушка и дедушка и даже старший брат. У девочки была СЕМЬЯ. (Психолог выводит участника, которому досталась карточка «РОДИНА», и соединяет его нитью с «РЕБЕНКОМ».)

Все члены семьи девочку очень любили и заботились о ней, она узнала тогда, что такое настоящая ЛЮБОВЬ. (выводится участник с картой «ЛЮБОВЬ», протягивается вторая ниточка.). Семья девочки была достаточно обеспеченной и жила в большом и светлом доме (выходит участник с картой «ДОМ», протягивается ниточка.). Девочка училась в школе-гимназии, одной из лучших в их городе, она получала ОБРАЗОВАНИЕ. (выход следующего участника с карточкой «ОБРАЗОВАНИЕ», протягивается ниточка.). Таким образом, соблюдаются ПРАВА маленького человека (выход участника с карточкой «ПРАВА», протягивается ниточка). Девочка с надеждой смотрела в будущее (выход участника с карточкой «НАДЕЖДА», протягивается ниточка). Но так уж случилось, что почти в один год отец и старший брат девочки погибли в автокатастрофе. Мама, не справившись с таким горем, начала сильно пить, а бабушка и дедушка, не перенеся бедствия, умерли один за другим. Так у девочки ни стало СЕМЬИ. (Психолог входит в круг и перерезает ножницами ниточку «РЕБЕНОК» - «СЕМЬЯ»). А вместе с родными ушла и ЛЮБОВЬ. (Психолог разрезает нить «РЕБЕНОК» - «ЛЮБОВЬ».). У девочки не стало ДОМА. (Психолог режет нить «РЕБЕНОК» - «ДОМ»), потому что мама продала его за долги. Девочка вместе с мамой оказалась на улице. Она перестала ходить в школу. (Психолог обрывает нить «РЕБЕНОК» - «ОБРАЗОВАНИЕ».) Права девочки не соблюдались, потому что с ней рядом не было взрослых, которые бы о ней позаботились. (Психолог разрезает нить «РЕБЕНОК» - «ПРАВА».) Только светлый лучик НАДЕЖДЫ едва теплился в ее душе (единственная нить, остается неразрезанной).

Время шло, и однажды девочку неравнодушные люди привели в семейный детский дом. Теперь она считает, что ей очень повезло. С ней рядом появился мужчина и женщина, которых она уже называет мамой и отцом, у нее есть братья и сестры (психолог связывает нить «РЕБЕНОК» - «СЕМЬЯ»). Девочка чувствует, что ее любят (завязывает нить «РЕБЕНОК» - «ЛЮБОВЬ»). У нее снова появился ДОМ, где она чувствует себя уютно и комфортно (психолог связывает нить «РЕБЕНОК» - «ДОМ»). Девочка снова начала УЧИТЬСЯ (психолог связывает нить «РЕБЕНОК - «ОБРАЗОВАНИЕ»). Девочка снова могла сказать: «Я - человек, пусть пока маленький, но я имею ПРАВА (психолог связывает нить «РЕБЕНОК» - «ПРАВА»). Как хорошо, что есть хорошие люди, и как важно не расставаться с надеждой. Далее психолог просит группу поблагодарить участников действия и приглашает их вернуться на свои места.

Рефлексия:

- О каких правах ребенка было упомянуто в упражнении? - Какие еще права прописаны в Конвенции ООН о правах ребенка? (отвечают те участники тренинга, которые не участвовали в упражнении).

Это очень печальная история одной девочки. Но она наверняка помогла каждому найти ответ на вопрос: какие же условия необходимы каждому ребенку для полноценной жизни и развития.

Упражнение в группе «Как проявляются травмы прошлого».

Насилие по отношению к ребёнку – опасная как для него, так и для участников ситуация, независимо от занимаемой позиции участников. Последствия пережитого насилия сказывается на протяжении всей жизни ребёнка.

В ситуации непосредственного взаимодействия с детьми воспитатель оказывается первым, кто может обнаружить признаки жесткого обращения с ребёнком. Травму, которую пережил ребенок, может проявиться в поведении ребенка впоследствии самым неожиданном образом. Сейчас мы при помощи специальных упражнений попробуем увидеть, как это происходит.

Пригласите из числа участников три пары добровольцев. В каждой из пар один участник — «ребенок», другой — «воспитатель»

Отведите «детей» в сторону и так, чтобы никто не слышал, дайте им установку, как вести себя во время упражнения. Первому: «У тебя в кулаках зажато нечто очень важное, очень ценное, а может, наоборот, постыдное, что ты никому и никогда не хочешь показывать. Что бы ни происходило, не разжимай кулаков. Для тебя это важнее всего остального». Второму: «Когда-то в твоей жизни случилось что-то страшное, ужасное, что связано для тебя со словом "три". Если услышишь это слово — значит, тебе грозит опасность, нужно скорее сесть на пол и закрыть голову руками». Третьему: «Не позволяй никому прикасаться к тебе и даже протягивать руки. Ты знаешь, что ничем хорошим это не кончится, поэтому при первой же попытке отбей охоту продолжать: оттолкни, обругай».

Пригласите в круг первого «воспитателя» и первого «ребенка» и дайте «воспитателю» задание: «Попросите ребенка похлопать в ладоши, покажите ему, как это здорово, похлопайте вместе!». Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в тот момент, когда недоумение или раздражение будет максимальным.

Пригласите в круг второго «воспитателя» и второго «ребенка» и дайте «воспитателю» задание: «Научите ребенка считать до пяти». Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в тот момент, когда недоумение или раздражение станет максимальным

Пригласите в круг третьего «воспитателя» и третьего «ребенка» и дайте «воспитателю» задание: «Вы собираетесь на прогулку, вы мирно о чем-то беседуете с детьми и вдруг заметили, что один ребенок неаккуратно повязал шарф, все горло открыто. Поправьте шарф». Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в том момент, когда недоумение или раздражение «воспитателя» будет максимальным.

Рефлексия.

Попросите «воспитателей» поделиться своими чувствами. Что они испытывали, когда пытались поиграть с ребенком, научить его чему-то, проявить заботу, а получили неадекватную реакцию?

Спросите остальных участников группы: что, по их мнению, происходило? Почему дети так странно вели себя?

Предложите «детям» рассказать, какие установки ими были получены. Попросите их рассказать о чувствах, которые они испытывали, когда «воспитатели» проявляли непонимание и настойчивость.

Предложите группе обсудить вопрос: «В наших ситуациях попытка "воспитателей" помочь детям, сделать для них что-то хорошее потерпела фиаско. Можно ли сказать, что кто-то из участников — "воспитатель" или "ребенок" — в этом виноват? Что является истинной причиной?».

Обратите внимание участников на то, что ребенок, переживший насилие настороженно относится к любым контактам с взрослыми. Он старается избегать таких контактов, по-своему трактует любые, на ваш взгляд, безобидные действия, жесты или слова. Обсуждение в большой группе.

Последствия детских травм могут быть очень длительными и серьезными, но это не приговор на всю жизнь. С чем-то помогут справиться специалисты, что-то ребенок преодолеет сам, набравшись сил и получив поддержку. Важно помнить, что, каковы бы ни были обстоятельства, любой ребенок внутреннее стремится расти, развиваться, быть здоровым и счастливым. Если он попадет в благоприятные условия, почувствует себя в безопасности, получит тактичную, терпеливую поддержку, он обязательно использует эту возможность для преодоления своих проблем.

Упражнение «Несохраненная тайна»

  1. Выдать каждому листок бумаги. Попросите участников группы написать на листке какую-нибудь важную личную информацию. Заверьте их, что посторонние не увидят написанного. Объясните, что должно быть написано что-то очень личное, о чем бы они не хотели, чтобы узнали другие.
  2. Попросите каждого сложить лист много раз. Затем участники должны написать на листах свои имена и положить их под свой стул.
  3. После того как все листочки будут положены под стулья, попросите участников передвинуться на один стул вправо по кругу. Когда все пересядут, попросите их посмотреть, цело ли его письмо.
  4. Далее попросите каждого поменяться местами с тем человеком, который сидит на противоположной от него стороне круга. Когда все сядут, попросите их опять проверить, все ли в порядке с их тайнами. Спросите, знает ли каждый, где теперь находится его конверт. (Возможно, некоторые участники будут немного дезориентированы и не будут уверены в том, где находится их тайна.)
  5. Попросите каждого достать лежащий под стулом конверт и обменяться конвертами с человеком, сидящим рядом. Можно повторить несколько вариантов перемены мест (передать соседу, передать по кругу через одного и т.д.)
  6. Когда все это проделают, скажите, что вы передумали и считаете, что каждый должен открыть находящийся у него конверт. Сделайте небольшую паузу, чтобы участники успели отреагировать, но сразу не вмешивайтесь и остановите любого, кто начнет открывать конверт. Предложите членам группы прислушаться к своим чувствам.

Объясните группе, что вы в действительности не собирались открывать конверты, и, пройдя по кругу, соберите все конверты вместе.

Удостоверьтесь, что все конверты в самом деле были возвращены.

Обсуждение в группе.

Попросите участников группы рассказать о своих чувствах, задав вопросы:

  • Что вы чувствовали по мере удаления от своих конвертов?
  • Что вы чувствуете, когда вам нужно открыть чужой конверт?
  • Что вы чувствовали, когда оказалось, что кто-нибудь может прочитать то, что вы написали?

Объясните, что чужая тайна всегда кажется нам менее важной, чем своя собственная, ведь чужая тайна — это интересная информация, а своя — сгусток чувств, иногда очень болезненных.

Подчеркните, что дети имеют такие же права на соблюдение конфиденциальности, как и взрослые. Недопустимо распространять информацию, касающуюся личной жизни ребенка и его прошлого. Объясните, что особую важность требование конфиденциальности приобретает в случае детей, переживших жестокое обращение.

Упражнение «Ответный удар»

(упражнение нельзя проводить с детьми, они входят в азарт и не могут контролировать свои эмоции и силу своего удара)

Приглашаются два желающих принять участие в упражнении. Каждому дается свернутая газета. Первому дается инструкция: «Представь, что этот человек доставил тебе какую-то неприятность: обиду, раздражение, неудобство и т.д. Ты очень злишься, собери эту злость и ударь этой газетой с той силой удара, которая тебе кажется приемлемой». Инструкция второму: «Почувствуй силу удара, и ответь своему обидчику с этой же силой». После ударов предлагается проанализировать силу своих ударов: ответный удар показался таким же или сила его была другой. Если участники готовы продолжить можно предложить им повторить и опять постараться ответить с этой же силой. Можно повторить несколько раз, пока или сами участники не почувствуют, или ведущий не поймет, что их надо остановить.

Анализ: Когда мы ударяем, нам кажется, что сила нашего удара не так велика, что нам ответили сильнее и больнее. Все по-разному чувствуют необходимость ответить на удар: кому-то хочется ответить так же, кому-то больнее, кто-то может легко нанести удар, кому-то это сделать сложно, а кто-то может просто расплакаться и убежать. Участники упражнения и наблюдатели выражают свои мысли и чувства по поводу физического наказания.

Упражнение «Запрещаем - разрешаем»

Наиболее часто к физическому наказанию приходиться прибегать в случаи постоянного непослушания детей. Во избежание этого необходимо в игровой форме объяснить ребенку какие правила существуют в детском саду или в семье строго их придерживаться.

Посмотрите, перед вами находятся 3 мольберта, соответствующие зонам запрета. На мольберте прикрепляются бумажные цветы:

Зеленый символизирует зону «Полная свобода» – это все, что можно ребенку всегда и везде по его собственному усмотрению.

Желтый – зону «Относительная свобода» – действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Именно в этой зоне ребенок приучается к внутренней дисциплине. Внешние ограничения со временем переходят в собственные самоограничения.

Красный – зону «Запрещено» – действия ребенка, которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах.

А теперь уважаемые педагоги, составьте список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам. Полученные результаты анализируются.

Упражнение «Что если ….».

Предотвратить травмирующие события и насилие над детьми возможно. Для профилактики возникновения опасных ситуаций и сексуального насилия можно использовать игру «Что, если» - это игра, в которую можно играть с детьми, чтобы помочь им провести "мозговой штурм" по тому, что им делать в опасной ситуации. Если у ребёнка есть опережающий план, это важно для того, чтобы уменьшить его беззащитность перед насилием. Время за едой, перед сном, или поездка — подходящее время для такой игры. Создайте ситуацию, в которой игру можно начать спонтанно, вроде той, когда ваш ребёнок задает вам вопрос или рассказывает о своем знакомом.

Игра проводится с помощью вопроса "А что, если?..", который вы задаете ребёнку, а потом даете ему ответить. Ключ в том, чтобы дать самому ребёнку высказать идею, а потом похвалить и одобрить ее. Можно задать примерно такие вопросы:

Что, если у тебя сломался велосипед, а незнакомец предлагает отвезти тебя домой?

Что, если нас нет дома, а в дверь звонит монтер и говорит, что пришел наладить телефон?

Что, если приходящая няня делает с тобой какие-то вещи и просит тебя никому об этом не говорить?

Что, если кто-нибудь трогает тебя так, как тебе это не нравится или смущает?

III. ИТОГОВО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ

«Самым полезным для меня было…».

Уважаемые коллеги, мы завершили ход нашего семинара и отметили для себя, что выбранная тема была для вас интересна и актуальна. И прошу вас дать характеристику прошедшего семинара с помощью трилистника.

Раскрасьте один из лепестков трилистника, выбрав цвет, соответствующий вашему отношению к прошедшему семинару:

  • Красный - Я узнал много нового и буду обязательно это использовать;
  • Желтый - Я это знал, но мне это было интересно;https://bettercoloring.com/wp-content/uploads/2018/03/St-Patrick-day-Shamrock-coloring-pages.jpg
  • Синий - Я не всё понял, но я доволен.

На этом наш семинар-практикум окончен.

Спасибо всем за работу!

Используемая литература:

1.        Варга, А. Л. Типы неправильного родительского отношения / А. Л. Варга. – М., 1984.

2.        Ильина, С. В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств / С. В. Ильина // Вопросы психологии. – 1998. – № 6. – С. 65–74.

3.        Зиновьева, Н. О., Михайлова, Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации / Н. О. Зиновьева, Н. Ф. Михайлова. – СПб.: Речь. – 2003. – С. 3.

4.        Кошелева, А. Д., Алексеева, Л. С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия / А. Д. Кошелева, Л. С. Алексеева // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.

5.        Малкина-Пых, И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / И. Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

6.        Насилие в семье // Энциклопедия социальной работы / под ред. Л. Э. Кунельского и М. С. Мацковского. – М., 1994. – Т. 2. – С. 105.

7.        Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: научно-методическое пособие / под ред. Л. С. Алексеевой. – М., 2000.

8.        Сафонова, Т. Я., Цымбал, Е. И. Жестокое обращение с детьми и его последствия / Т. Я. Сафонова, Е. И. Цымбал // Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. – М.,1993.

9.        Сафонова, Т. Я., Цымбал, Е. И. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения и их родителям / Т. Я. Сафонова, Е. И. Цымбал. – М., 2001. – С. 25.

10.        Синягина, H. Ю. Психологические аспекты жестокости в детско-родительских отношениях / Н. Ю. Синягина. – М. –Ульяновск: фирма Darp, 1995.

11.        Синягина, Н. Ю., Пазекова, Г. Е., Пискунова, Е. Ю. Психологическая реабилитация детей и подростков, подвергшихся насилию / Н. Ю. Синягина, Г. Е. Пазекова, Е. Ю. Пискунова. – М.: Вузовская книга, 2001.

12.        Методические рекомендации по организации системы профилактики жестокого обращения с детьми и оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения / Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. – М., 2011. – 50 с.

13.        Цымбал, Е. И., Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия: учебное пособие / Е. И. Цымбал. – М: РБФ НАН, 2007, ст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Игры и упражнения по театрализованной деятельности в детском саду"

Семинар-практикум направлен на передачу педагогического опыта в работе с детьми по театрализованной деятельности....

Семинар - практикум «Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»

Игровой самомассаж, предложенный в публикации, в сочетании с гимнастикой окажут общеукрепляющее воздействие на весь детский организм, будут способствовать развитию всех органов и систем....

Семинар-практикум "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи"

Семинар-практикум "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи"...

Семинар-практикум для педагогов "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях детского сада и семьи"

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, формируются необходимые привычки, приобретаются физические качества, без которых невозможен здоровый образ жизни....

Семинар – практикум «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи»

Семинар – практикум. Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста  в условиях детского сада и семьи....