Нейроигры для развития связной речи дошкольников
консультация по психологии

Шеховцова Елена Владимировна

Игра – ведущая деятельность дошкольника, средство развития двигательных, познавательных, коммуникативно-речевых и других навыков.

Нейропсихологические игры

– это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизации речи.

На что направлены

нейропсихологические упражнения:

• Развитие концентрации и внимания,

  координации, умения чувствовать своё тело;

• развитие памяти, мелкой и общей моторики,

  умения ориентироваться в пространстве;

• работа над гармоничным взаимодействием

  полушарий;

• активизация речи;
• работа над эмоциональной устойчивостью,

  повышением внимания и т.д.

Нейроигры для детей 2-3 лет

 

1. Упражнения, которые повышают тонус коры полушарий мозга

Возьмитесь за мочки ушей, потяните их вниз-вверх. Возьмитесь за среднюю часть ушей, потяните их вперед-назад и вправо-влево.

2.«Ладонь-кулак»

Положить на стол ладони. Одну – сжать в кулак, вторая – лежит на столе. Одновременно менять положение рук. Постепенно наращивать скорость выполнения упражнения. Ладони ребенка в таком же положении лежать на ладонях взрослого. Усложненный вариант кулак можно поставить на ребро.

Нейроигры для детей 3-4 лет

1.Упражнение «Червячок в яблочке»

Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотвореньем:

Червяк дорогу сверху вниз

В огромном яблоке прогрыз.

 

2.Упражнение «Класс – заяц»

Левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.

3.Упражнение «Кольцо».

По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука — от указательного пальца к мизинцу, а левая – от мизинца к указательному при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение можно повторять в прямом порядке и в обратном.

Нейроигры для детей 3-4 лет

1.Упражнение «Червячок в яблочке»

Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотвореньем:

Червяк дорогу сверху вниз

В огромном яблоке прогрыз.

2.Упражнение «Класс – заяц»

Левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.

3.Упражнение «Кольцо».

По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука — от указательного пальца к мизинцу, а левая – от мизинца к указательному при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение можно повторять в прямом порядке и в обратном.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon neyroigry_dlya_razvitiya_svyaznoy_rechi_doshkolnikov.ppt575 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа «Детский сад №43» Нейроигры для развития связной речи дошкольников Педагог – психолог: Шеховцова Елена Владимировна

Слайд 2

Игра – ведущая деятельность дошкольника, средство развития двигательных, познавательных, коммуникативно-речевых и других навыков.

Слайд 3

Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизации речи.

Слайд 4

На что направлены нейропсихологические упражнения: Развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело; развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве; работа над гармоничным взаимодействием полушарий; активизация речи; работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т.д.

Слайд 5

Нейроигры для детей 2-3 лет Упражнения, которые повышают тонус коры полушарий мозга Возьмитесь за мочки ушей, потяните их вниз-вверх. Возьмитесь за среднюю часть ушей, потяните их вперед-назад и вправо-влево. «Ладонь-кулак» Положить на стол ладони. Одну – сжать в кулак, вторая – лежит на столе. Одновременно менять положение рук. Постепенно наращивать скорость выполнения упражнения. Ладони ребенка в таком же положении лежать на ладонях взрослого. Усложненный вариант кулак можно поставить на ребро.

Слайд 6

Нейроигры для детей 3-4 лет Упражнение «Червячок в яблочке» Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотвореньем: Червяк дорогу сверху вниз В огромном яблоке прогрыз. Упражнение «Класс – заяц» Левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость. Упражнение «Кольцо». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука — от указательного пальца к мизинцу, а левая – от мизинца к указательному при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение можно повторять в прямом порядке и в обратном.

Слайд 7

Нейроигры для детей 4-5 лет 1. Упражнения, направленные на улучшение качества переноса информации из одного полушария в другое. Веселая грядка Ребенку необходимо раскладывать предметы в две корзинки. Если в названии предмета присутствует звук [а], то нужно положить его в левую корзинку. Если звук [у] — в правую. Картинки с предметами выбирайте, исходя из поставленной задачи. 2. Рисование двумя руками Рисование указательными пальцами обеих рук одновременно по линиям на бумаге. С усложнением рисование картинок маркерами. 3.«Нос-ухо» Левой рукой нужно взяться за правое ухо, правой рукой — за нос. После чего делаем хлопок руками и меняем руки в точности наоборот. Параллельно с выполнением упражнения произносим звуки, слоги или слова.

Слайд 8

Нейроигры для детей 5-6 лет «Умные пальчики» На полотне ладони левой и правой руки, каждый палец имеет определенный цвет. Перед ребенком лежат карточки с картинками, а под ними определенный цвет, который соответствует тому или иному пальцу на ладони. Ребенок соотносит цвет под картинкой с цветом пальца, поднимает пальцы обеих рук и проговаривает картинку. 2. Упражнения, которые повышают уровень самоконтроля (ритмичное изменение положений рук) Нейротаблицы В этих играх нужно одновременно обеими руками находить одинаковые объекты с разных сторон. Объекты могут быть совершенно разные: птицы и животные, числа, цифры, буквы и т. д. 3.«Кулачок-ладошка» Произнесение слогового ряда соответственно предложенному ритмическому рисунку. Ребенок одновременно отхлопывает и произносит слоговой ряд, хлопком выделяя ударный слог.

Слайд 9

Нейроигры для детей 6-7 лет Кинезиологические сказки Прежде чем делать кинезиологические упражнения со сказкой, необходимо разучить все упражнение отдельно. Во время исполнения упражнений по ходу чтения сказки каждое движение выполнять по 3-5 раз, в зависимости от сложности упражнения. Если отдельное движение — можно повторить его 5 раз, если это связка движений, например: «Гусь — курица- петух», то можно повторить 3 раза. Все движения при разучивании выполняются сначала правой рукой, затем левой и потом обеими руками. При разучивании упражнений выполняем полностью связку движений. Кинезиологические упражнения «Дерево» - руки вверх, пальцы растопырены в стороны, немного покачивать руками. «Лес»- руки вверх, пальцы растопырены в стороны «Фонарики»- фонарик зажегся -пальцы выпрямить, потух- пальцы сжать. «Дом»- пальцы рук соединить под углом друг с другом. «Дом с трубой»- пальцы рук соединить под углом друг с другом. указательный палец одной руки выпрямить –это труба. «Солнышко» - пальцы расставлены от себя «Окошко»- большой палец правой с указательным левой, а указательный правой соединяют с большим левой, попеременно меняют положение рук

Слайд 10

«Бутон»- руки направлены вверх. Ладони соприкасаются своими основаниями, образуя чашу- «бутон закрыт». Развести ладони в сторону и пальцы развести в сторону «Колечки»- поочередно перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. «Лодочка»- обе ладони поставлены на ребро и соединены ковшиком, большие пальцы прижаты к ладоням. «Рыбка»- пальцы вытянуты и прижаты друг к другу, указательный палец опирается на большой палец. «Замок» - ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести. «Олень»- 1 и 3 пальцы соединены в кольцо, другие выпрямлены «Ежик»- поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. «Зайчик»- 2 пальца (указательный и средний вверх) «Кулачок-ладошка»- левая рука кулачок, правая –ладошка, одновременная смена рук «Оладушки»- правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Ладушки-ладушки, кушайте оладушки» «Кулак» — «ладонь» — «ребро»- поочередная смена

Слайд 11

«Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук; ускоряя скорость). «Кошка»- последовательно менять два положения руки «кулак» — «ладонь» сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе со словами «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка» «Кольцо»- поочерёдно соединять в кольцо большой палец с последующими со словами «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!» «Лягушка» - последовательно менять два положения руки «кулак» — «ладонь» сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе со словами «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!» «Дождик» -встряхивание руками, кисти обеих рук расслаблены, пальцы вниз «Улитка с домиком» - исходная позиция – «зайчик» и наклон вперёд + кулачок сзади «Ухо — нос»- левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо; одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью до наоборот «Шипы»- руки – горизонтально, пальцы широко разведены в стороны «Гости»- «шагают» пальчиками по коленям или по столу «Бабочка» - руки перед собой, перекрестить ладони, помахать ими как крыльями бабочки .

Слайд 12

Сказка «Городской парк» В одном городе был красивый парк, там росли большие деревья. («деревья») Каждый вечер в парке зажигались фонари, а утром их гасил смотритель парка, который жил в домике на окраине этого парка. («фонарики») Когда рано утром вставало солнышко, смотритель открывал окошко и шел гасить фонари. («солнышко»). Все жители города любили этот парк, там росли очень красивые розы, утром они раскрывали свои бутоны, а вечером закрывали. («бутоны») Дети очень любили этот парк, потому, что там продавали вкусные баранки – большие, средние и маленькие. («колечки») А еще в этом парке был красивый пруд, где все желающие могли покататься на лодке («лодочка») и увидеть серебристых рыбок, которые выныривали из воды, как – будто здороваясь с людьми. («рыбки») Вечером все люди уходили домой, смотритель закрывал парк на замок и ложился спать. («замок»)

Слайд 13

Сказка «В гости к бабушке» (дети сидят за столами) В гости бабушка звала. Внуков очень поджидала (ладони на щеках, качаем головой). По дорожке пять внучат, в гости к бабушке спешат («гости») Топ-топ (ладони хлопают по коленям или по столу) Прыг-прыг (кулачки стучат по коленям или по столу) Чики-брики,(ладони хлопают поочередно по коленям или по полу) Чики-брик.( кулачки стучат поочередно по коленям или по столу) Стоит дерево высокое («лес») Дальше — озеро глубокое (волнообразные движения кистями) Птицы песенки поют(ладони перекрестно — «птица»), зернышки везде клюют(ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак) Внуки к бабушке идут и гостинцы ей несут («кулачек-ладошка»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнение на развитие связной речи дошкольников "Ситуации письменной речи"

Одним из важных приемов для развития речи детей является «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксич...

Проблемы по развитию связной речи дошкольников, профилактика нарушений речи детей

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятель...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...

Проект по развитию связной речи "Развитие связной речи дошкольников средствами художественной литературы"

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...