Тренинг психолога для педагогов детского сада: «Влияние установок и стереотипов на личность педагога»
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)

Матковская Светлана Николаевна

Целью тренинга является осознание влияния установок и стереотипов на личность педагога, его профессиональную деятельность. В процессе тренинга важно повысить психологическую компетентность педагогов, выяыить и корректировать неадаптивные стереотипы профессиональной деятельности, развить командное взаимодействие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг психолога для педагогов детского сада: «Влияние установок и стереотипов на личность педагога»

Пояснительная записка

Актуальность

Цель:

осознание влияния установок и стереотипов на личность педагога, его профессиональную деятельность.

Задачи:

повысить психологическую компетентность педагогов;

выявить и корректировать неадаптивные стереотипы профессиональной деятельности;

определить и осознать свои стереотипы;

развивать командное взаимодействие;

Ход тренинга:

Формулировка и утверждение правил работы

Цель:

формирование единого рабочего пространства;

создание и утверждение правил поведения во время занятия.

Практический психолог предлагает группе в форме открытой дискуссии сформулировать правила работы. Утвержденные правила он записывает на флипчарте.

Приветствие

Цель: толерантность, уважительное отношение друг к другу

Участники делятся на две команды, один внешний круг, другие внутренний круг, внешний круг стоит на месте, а внутренний после каждого приветствия делает один шаг вправо и здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах.

  • объятие и 3-х кратное прикосновение поочередно в обе щеки (Россия);
  • легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
  • легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
  • мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
  • простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
  • потереться друг ор друга носами (эскимосская традиция).
  • пожав друг другу руки, прижать свою правую ладонь к сердцу (Иран).

Упражнение «Приветствие»

Цель: создание доброжелательной атмосферы во время работы.

Практический психолог предлагает участникам создать круг. Затем он в произвольном порядке раздает им бланки с вариантами незаконченных предложений. Задача состоит в том, чтобы каждый из педагогов продолжил предложения так, чтобы оно характеризовало его коллегу справа.

Практический психолог также участвует в упражнении. Его задача - продолжить предложение, пользуясь стереотипными представлениями. Например, «Если бы мой коллега был французом, то его манеры были бы галантными».

Варианты незаконченных предложений:

Если бы мой коллега был начальником, то его внешний вид был бы ...

Если бы мой коллега был фотомоделью, то его семейное положение было бы ...

Если бы мой коллега был байкером, то его любимым напитком был бы ...

Если бы мой коллега был художником, то его внешний вид был бы ...

Если бы мой коллега был танцором, то его осанка была бы ...

Если бы мой коллега был итальянцем, то его темперамент был бы ...

Если бы мой коллега был военным, то его речь была бы ...

Если бы мой коллега был парикмахером, то его прическа была бы ...

Упражнение «Вы еще не знаете обо мне, что я...»

Подходит для группы, участники которой уже знакомы между собой.

Цель: помочь участникам лучше узнать друг друга.

Участники по кругу, по очереди, называют свое имя, и далее продолжают фразу «Вы еще не знаете обо мне, что я...»

Пример: «Я – Валерий Миллер. Вы еще не знаете обо мне, что я мечтал петь в церковном хоре».

Упражнение «Мои ожидания»

Цель: осмысление каждым участником своих ожиданий от занятия.

Практический психолог предлагает участникам каждому по очереди рассказать о своих ожиданиях от занятия и пожелания, которые возникают по этому поводу.

Упражнение «Какой я?»

Цель: осознание влияния установок и стереотипов на поведение, на представление об окружении и о себе.

Педагоги объединены в две группы. Одна группа получает фотографию человека так, чтобы другая группа не видела ее. Практический психолог сообщает, что на фото - преступник, грузин Гога Гогадзе, и предлагает описать этого человека по следующим характеристикам:

характер;

поведение;

манера общения;

семейное положение;

образование

вредные привычки;

отношение окружающих к человеку.

Другой группе участников практический психолог показывает то же изображение, говоря, что на нем - известный детский врач, армянин Саркис Саркисян. И предлагает описать его по тем же пунктам.

После составления описаний, обе группы педагогов по очереди озвучивают их, не называя профессии или имени человека. Затем практический психолог показывает обеим группам фотографии лиц, которых они описывали, и педагоги узнают, что это один и тот же человек.

Обратная связь:

Совпадают ли описания?

Почему описания одного человека оказались разными?

Что больше всего повлияло на создание описания?

Как люди больше всего влияют на формирование представлений о себе и окружающим?

Какие вы знаете установки и стереотипные представления? (Ответы записывают на флипчарте).

Упражнение «Какие эмоции испытывает персонаж?»

Практический психолог: на ваши описания повлияла установка о том, кем является человек на фотографии. Не существует объективных факторов - все они личностно окрашенные, поскольку мы живем в обществе, где так или иначе прислушиваемся к окружающим. Вот так установка влияет на наши представления о себе и других, о добре и зле. Всю жизнь человек проходит под влиянием установок. Некоторые из них мы создаем самостоятельно, другие формируют наши родители, учителя, друзья.

Информационное сообщение

Понятие установки тесно связано со стереотипами. Стереотипы являются упрощенными, предварительно сформированными представлениями о мире, традиционными способами мышления, восприятия и деятельности человека, ригидными кодами-знаниями, которые применяют в «готовом» виде. У педагога закономерно возникают трудности, связанные с несоответствием социальных требований имеющимся педагогическим стереотипам. То есть не стереотипы меняют в соответствии с новыми реалиями, а, наоборот, к новым условиям выбирают предварительно сложившиеся стереотипы.

Педагогические стереотипы - это когнитивные или эмоциональные образцы, на которые ориентируется педагог во время своей профессиональной деятельности. Из их числа выделяют стереотипы мышления, эмоций, реакций, поведения и т. На определенном этапе педагогические стереотипы дают молодому специалисту возможность быстро сориентироваться в различных ситуациях, проводить деятельность в реальных образовательных условиях.

Обычно сложная деятельность не обходится без системы стандартов и механической реализации, но когда парадигма устаревает, то стереотипы, которые ей отвечали, становятся существенными препятствиями и тормозят обновление практики. Педагогические стереотипы являются устойчивыми образованиями. Стереотипное мышление и соответствующее поведение педагога не дают ему возможности реализовывать творческую деятельность, поскольку алгоритмический подход к ее осуществлению не присущ дошкольному образованию.

Педагогические стереотипы тесно связанные с планированием, алгоритмическим подходом и механичностью профессиональной деятельности. Основными признаками стереотипа являются:

упрощение - ориентирование на минимум, на примитивные конструкции, невозможность действовать вариативно с большим количеством сложных объектов;

типизация - процесс создания моделей, конструкций на основе общих характеристик, стандартизация окружающего мира. Стереотип применяют так, чтобы не он соответствовал реальности, а для реальности подбирают соответствующий стереотип;

несознательность - отсутствие критического восприятия ежедневных действий, связанных со стереотипами, то есть отсутствие рефлексии;

ригидность - неготовность изменять программу действий в зависимости от новых мотивационных требований; отсутствие модификации стереотипов.

Преодолеть установки и стереотипы позволяет метод сравнения. Он совсем не сложный, ведь и само стереотипное мышление - довольно примитивно. Метод заключается в том, чтобы сравнивать неблагоприятную ситуации с другой, более отрицательной, которая гипотетически могла бы произойти. Это не решает проблему, но значительно снижает негативный эффект полярного мышления.

Преодолеть стереотипы относительно необоснованных ожиданий поможет «детское» восприятие. Ведь дети настолько открыты, что воспринимают все таким, каким оно есть: например, к взрослым они относятся независимо от их материального положения, профессии и успешного/негативного опыта. Поэтому попробуйте «примерить» на себя модель детского мышления - будьте открыты ко всему и делайте выводы о человеке только после того как пообщаетесь с ним, а не основываясь на своих субъективных представлениях о том, какой он есть. Каждый раз, когда вы поймали себя на ожиданиях, спросите себя: «На чем основаны мои ожидания в этой ситуации - на реальных предпосылках или на моем желании получить что-то?», «Не создаю ли я сам обстоятельства, затрудняющие осуществление моих ожиданий?», «Понимают ли люди, чего я от них жду и почему чувствую раздражение, если мои ожидания не оправдываются?».

Упражнение «Иван Иванович»

Цель: продемонстрировать участникам семинара, каким образом рождаются слухи, мифы и сплетни, и как их можно развеять.

Материалы: карточки с текстом для ведущего.

Ведущий объявляет, что для этого упражнения ему понадобятся несколько добровольцев (5-7), в зависимости от количества участников тренинга. Добровольцы выходят из аудитории и ждут, когда их пригласит ведущий. Пока добровольцы находятся за пределами аудитории, ведущий объясняет участникам правила игры, которые заключаются в том, что добровольцы будут заходить в аудиторию по одному и прослушивать рассказ, который он приготовил, а затем пересказывать следующему добровольцу все то, что он запомнил. Участники не должны подсказывать добровольцу. Их задача будет заключаться в том, чтобы следить за тем, как искажается информация при передаче от одного человека к другому. Когда последний доброволец зайдет в аудиторию и передаст полученную информацию, ведущий снова для всех зачитывает текст, который был предложен аудитории в самом начале игры. В конце игры можно устроить обсуждение и проанализировать то, как передается информация от одного человека к другому, как она может искажаться (в том числе СМИ), и, вообще, стоит ли верить сплетням, слухам и мифам.

Следующие тексты можно использовать в упражнении:

«Письмо»

Чукча, переехавший в город, пишет письмо на родину: «Здравствуй, брат! Я пишу медленно, т.к. помню, что ты не можешь читать быстро. У меня все хорошо. В доме, где я поселился, есть стиральная машина, только странная, однако. Я загрузил в нее одежду, дернул за цепочку... и началось бурление. И вдруг все исчезло. На этой неделе погода стоит хорошая – дождь шел всего два раза: сначала три дня, потом четыре дня. У жены скоро родится ребенок, но мы еще пока не знаем - мальчик или девочка, так, что пока непонятно - станешь ты дядей или тетей. До свидания, твой старший брат.

Р.S. Я хотел прислать тебе в письме немного денег, но уже запечатал конверт».

«Свадьба на острове Ява»

«Весьма своеобразно проходит королевская свадьба на индонезийском острове Ява, где сохранились еще древние аристократические обычаи. Сначала жених дарит невесте слиток золота весом 99 граммов, роскошное издание Корана и молельный набор, поскольку на Яве распространен ислам. При этом религиозные верования островитян замысловатым образом переплелись с народными обычаями. Затем, под традиционную музыку, новобрачные бросают друг в друга листья бетеля, что символизирует любовь. Потом жених наступает на свежее куриное яйцо, а невеста в тазике омывает ему испачканную ногу. Это символизирует привязанность и верность. После этого пара начинает ползать по помещению на коленях, выпрашивая у сидящих в креслах близких родственников прощение. Завершается церемония тем, что жених и невеста кормят друг друга из рук».

Иван Петрович ждал Вас и не дождался.

Очень огорчился и просил передать, что он сейчас в главном здании решает вопрос насчет оборудования, кстати, возможно, японского.

Должен вернуться к обеду, но если его не будет к 15 часам, то совещание нужно начинать без него.

А самое главное, объявите, что всем руководителям среднего звена необходимо пройти тестирование в 20-ой комнате в главном здании, в любое удобное время, но до 20-го февраля

Упражнение «Услышь меня»

Группа делится на две команды. Тренер дает каждой группе по своему

листочку и объясняет правила игры. Затем читает свой текст и команды

начинают кричать.

Ведущий: У каждой из команд есть некий стишок. Сначала шепотом

потренируйтесь его хором произносить с правильными ударениями. Я

подойду и покажу правильную интонацию в каждой группе.

Затем я прочитаю короткий стишок, и, как только я попрошу гнома

назвать свое имя, каждая группа должна хором читать свой стишок как

можно громче и постараться перекричать другую команду.

Вводный стишок тренера:

На маленькой полянке

Стоит зеленый дом,

А в доме том зеленом

Живет веселый гном.

Гном-гном, как тебя зовут?

Стих для группы № 1:

Вася! У меня рубашка в клетку!

Я пришел к тебе из леса,

Чтобы получить конфетку!

Стих для группы № 2:

Петя! У меня штаны в горошек!

Я пришел к тебе из сказки!

Рассказать, что я хороший!

Вопросы для обсуждения игры:

 Услышали ли вы, как зовут гнома-соседа?

 Что вы услышали?

 Почему было трудно слушать?

Выводы:

Как мы стремимся высказаться, мы не слышим своего собеседника и не

воспринимаем информацию от него. Когда нас переполняют эмоции, мы

тоже никого не слышим. Чтобы услышать другого, надо замолчать самому.

Создание сплоченной команды, тренинг «Стул»

Встать в круг, близко плечом к плечу, все на право! Положите руки на плечи, человеку стоящему через одного, стоим строго затылок друг к другу, уважаемые коллеги, сейчас, то что вы будите делать «У вас получиться», если вы будите уверенны и не будите ничего выдумывать, итак, вы должны сесть друг другу на колени : Три-четыре, руки вверх , помахали, и аплодисменты. Коллеги, в настоящей команде никаких опор не нужно, мы сейчас с вами сидели и были абсолютно устойчивы, настоящей команде никакие подставки не нужны, каждый настолько поддерживает другого и в тоже время уверен в поддержке, сзади стоящего, мы доверяем друг другу, мы уверены друг в друге

Притча про действительность

Возле дороги стоял ствол засохшего дерева.

Ночью прошёл вор и испугался: он подумал, что это стоит, поджидая его, полицейский.

Прошёл влюблённый юноша, и сердце его радостно забилось: он принял дерево за свою возлюбленную.

Ребёнок, напуганный страшными сказками, увидев дерево, расплакался: он подумал, что это привидение.

Но во всех случаях дерево было только деревом.

ВЫВОДЫ:

Нужно понимать друг друга, уметь находить компромисс в любой ситуации. Коллектив- одна семья, одно целое. Человека важно воспринимать таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками.

Критика нужна, но конструктивная, с учетом особенностей восприятия ее каждым лицом. Индивидуальный подход в коллективе никто не отменям!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»...

Тренинг с педагогами Детского сада № 57 ОАО "РЖД" - "ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ"

В настоящее время это очень актуальная тема, особенно в системе образования. Данную работу следует рассматривать как комплекс теоретических и организационных вопросов по теме "Профилактика эмоцио...

Тренинг"Влияние установки стереотипов на личность педагога в ДОО"

осознание влияния установок и стереотипов на личность педагога, его профессиональную деятельность....

Семинар-практикум для педагогов детского сада «Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога детского сада с детьми ТНР».

- Мы много раз задавали сами себе вопрос, что же самое главное есть в жизни человека?Важным является очень многое, но все же без здоровья, нет жизни.        Когда мы...

Тренинг для педагогов детского сада: «Влияние установок и стереотипов на личность педагога»

Цель:  осознание влияния установок и стереотипов на личность педагога, его профессиональную деятельность....

Тренинг для педагогов: "Влияние установок и стереотипов на личность педагога"

Тренинг для педагогов: "Влияние установок и стереотипов на личность педагога"...