Мастер – класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка по психологии

Казакова Анна Юрьевна

Цель мастер-класса:

Повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологических упражнений, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками.

Задачи:

1.Познакомить участников мастер-класса с эффективными кинезиологическими упражнениями, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников.

2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по применению кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками.

3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Оборудование: карточки для определения доминирующего полушария (по Павлову), карандаши и чистые листы бумаги, карточки кинезеологических поз, музыка для релаксации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Сказка» п. Магдагачи

Мастер – класс для педагогов

«Использование кинезиологических упражнений

 в образовательной деятельности

 с детьми дошкольного возраста»

                                                                    Разработал: педагог-психолог

  высшей квалификационной категории

                                             Казакова Анна Юрьевна

2022год

Цель мастер-класса:

Повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологических упражнений, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками.

Задачи: 

1.Познакомить участников мастер-класса с эффективными кинезиологическими упражнениями, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников.

2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по применению кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками.

3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Оборудование: карточки для определения доминирующего полушария (по Павлову), карандаши и чистые листы бумаги, карточки кинезеологических поз, музыка для релаксации.

Ход мастер – класса:

    Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я рада вас приветствовать на своём мастер- классе «Использование кинезеологических упражнений в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста».

    Мой мастер-класс хотелось бы начать с простого упражнения: « правой рукой возьмёмся за левое ухо, а левой рукой за нос, далее мы поменяем наши позы…». Я вижу, что получилось не совсем у всех. А причиной того, что у нас не всегда получается взаимодействие двумя руками кроется в очень простой науке, как кинезеология.

     Кинезеология- это наука о работе двух полушарий головного мозга- правого полушария и левого. Левое полушарие оно больше математическое, а правое полушарие- гуманитарное.

   Я предлагаю вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у Вас. Для этого мы сейчас воспользуемся одной из методик определения функциональной асимметрии полушарий (тест Павлова).

Разложите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Оценка результатов:

Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:

1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца».

2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».

3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя»,

то у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.

Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно:

1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя».

2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья».

3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть»,

 то у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.

    Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты.

     Если мы посмотрим на наших детей, то нам становится понятно, что большинство из них сейчас испытывают трудности в овладении речью, в овладении физическими навыками. У детей проблемы с памятью, вниманием, присутствует расторможенность. И такая технология, как образовательная кинезеология помогает наших детей собрать воедино, помочь им стать единым целым, развить оба их полушария и в дальнейшем благополучно пройти школьное обучение.

     Наука кинезеология очень древняя. Ей ещё увлекались Аристотель и Гиппократ. А в настоящее время основателем образовательной кинезеологии является Пол Дениссон. Ему потребовалось более 20 лет, чтобы установить взаимосвязь речи и движения.

   Кинезеологические упражнения преследуют определённые цели:

-развитие межполушарного взаимодействия;

-развитие мелкой моторики;

-развитие памяти, внимания;

-развитие мышления;

- развитие речи.

    И мне хотелось бы сейчас вас  научить как вы можете в своей работе применять кинезеологические упражнения.

Что включают в себя комплексы упражнений?

Дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения (массаж), упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

   Итак, я предлагаю Вам выполнить несколько простых, но действенных упражнений тренировки мозга вместе со мной:

1.Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

- «Свеча» И. п. – сидя. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох на пальчики, изображающие горящую свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

- «Ныряльщик» И. п. – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

-«Надуй шарик»- соединить кончики пальцев обеих рук и надуваем сначала маленький шарик, тихо его лопаем, затем средний шарик, лопаем, далее набираем много воздуха и надуваем большой шар, лопаем.

- «Рисование в воздухе»- на вдох встаем на носочки и на выдохе рисуем в воздухе двумя руками круг….( квадрат, треугольник, прямоугольник….)

2. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.

- на экране «Тренажёр для глаз»

- «Назови цвет, которым написаны слова».  Упражнение помогает устанавливать новые связи между полушариями, помогает мозгу работать более эффективно и отлично тренирует концентрацию и переключаемость внимания.

3.Телесные упражнения развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение.

- «Перекрестное марширование»

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

- «Паровозик»

Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

- «Повороты шеи».

Поворачивайте голову медленно из стороны в бок, дышите медленно. Подбородок должен быть опущен как можно ниже. Расслабьте плечи. Поворачивайте головой сначала с открыли глазами, потом с закрытыми.

4. Упражнение для развития мелкой моторики стимулируют речевые зоны головного мозга.

  Посмотрите, пожалуйста, на доску. Вашему вниманию представлены кинезеологические позы. Я вам предлагаю их повторить самостоятельно. У каждой кинезеологической позы есть своё название. Есть ещё очень важное условие сначала мы все действия выполняем правой рукой, затем левой, а позже мы уже работаем двумя руками, что позволяет нам развивать наши оба полушария. Итак , смотрим на наш ряд: звоночек, класс, пять, делаем козу, а теперь всё у нас замечательно…

   Теперь предлагаю кому-нибудь из вас выстроить свой кинезеологический ряд. Пожалуйста, выберите четыре любых позы и проиграйте их с коллегами.

   Далее можно применять кинезеологические позы в работе с детьми подкрепляя их стихотворением.

- «Колечки»

Я здороваюсь везде, в доме и на улице,

Даже здрасьте говорю, я соседней курице.

- «Лезгинка»

Любим ручками играть

И лезгинку танцевать.

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.

- «Кулак - ребро-ладонь»

Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе, распрямленная ладонь на столе. Выполняется сначала правой рукой, затем - левой, потом – двумя руками вместе.

- «Ожерелье»

Ожерелье мы составим,

Маме мы его подарим.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

  Таких простых, но очень действенных упражнений очень много. Кинезиологические упражнения можно включать практически во все режимные моменты.  

     Еще одной формой кенизиологических упражнений является зеркальное рисование. Это рисование двумя руками одновременно. Я вам предлагаю сейчас упражнение «Рисуем экологическую сказку».

Перед вами лист бумаги, возьмите в обе руки по карандашу. Я буду рассказывать вам сказку, а ваша задача нарисовать тот объект, название которого увидите на экране.

В лесу прекрасном и большом

Стоит березка белоствольная,

А в ее ветвях живет

Птица щедрая и вольная.

Вылетает из гнезда она с раннего утра.

Целый день в лесу летает – насекомых собирает.

Чтоб деревья и цветы

Быть здоровыми могли.

Лес свой любит, солнцу рада.

Разве это не отрада?

Хотя с виду не заметная,

Птичка эта не приметная.

  Обратите внимание на ваши рисунки. Надеюсь, вы лишний раз убедились, что одно из полушарий у вас, все - таки, доминирует, так как вам не удалось добиться полной симметрии в рисунке. Рисуем обеими руками одновременно симметричные зеркальные рисунки – и у вас работают оба полушария гармонично!

5. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

   Их полезно предлагать детям, которые чем – то расстроены, не могут

успокоиться после драки, ссоры; педагогам после тяжелого дня.

Релаксация: «Нарисуем радугу». Педагог предлагает детям сесть на ковер и закрыть глаза, включает спокойную музыку. Говорит спокойным, тихим голосом: лягте удобно, расслабьтесь. Дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга. Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть. Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Зеленый цвет – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета, если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше. Затем дети открывают глаза и делятся друг с другом ощущениями, увиденными образами. Педагог желает детям хорошего дня: возьмите с собой эти цвета на весь день, будьте спокойными, как вода, радостными, как солнце, добрыми, как лето.

         Уважаемые коллеги, используйте эти простые упражнения в вашей практике, наслаждайтесь движениями сами и вдохновляйте своих воспитанников.

    Я подготовила для вас небольшие буклеты, в которых вы найдете комплексы кинезиологических упражнений, они помогут вам в вашей работе и пригодятся для вас самих.

   В завершении я хочу вам пожелать, чтобы самым лучшим отдыхом была для вас работа; лучшим днем был день – «сегодня»; самым большим даром - любовь, а самым большим богатством – здоровье!



Предварительный просмотр:

Упражнение «Колечки»

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими руками. Усложнение упражнения заключается в убыстрении темпа выполнения.

Упражнение «Лягушка»

Положить руки на стол. Одну ладошку сжать в кулак, другую положить на плоскость стола. Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

21.11.16_6.jpg

Рисование двумя руками

Ещё одной формой кинезиологических упражнений является зеркальное рисование. Это рисование двумя руками одновременно.

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

64025959.ndm9kce8ap.W665.jpg

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Сказка» п. Магдагачи

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ      С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

bb5.png

            Подготовила:

                      педагог-психолог высшей

                            квалификационной категории

                    Казакова Анна Юрьевна

          п. Магдагачи

        2022 год

Есть такая наука о развитии головного мозга через движение - кинезиология.

Головной мозг состоит из двух полушарий. Развитие головного мозга ребёнка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).215162_300.jpg477_760x500.jpg

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Кинезиологические упражнения активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью.

Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания.

Упражнения необходимо проводить ежедневно по 10-15 минут в день.

Для постепенного усложнения упражнений, можно использовать:

- ускорение темпа выполнения;

- выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);

- подключение движений глаз и языка к движениям рук;

- подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. Ребенок выполняет упражнение вместе со взрослым, затем по памяти 8-10 повторений. Упражнение выполняется сначала правой, затем - левой, затем - двумя руками вместе.

http://images.mreadz.com/265/264986/6.png

Упражнение «Ухо-нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши; затем поменять положение рук «с точностью до наоборот».

uho-nos.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Использование логосказок в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Для того, чтобы дети не утомлялись на логопедическом занятии, необходимо менять виды наглядной деятельности. Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки. Логопедическое возд...

Мастер-класс инновационной деятельности "Использование «мандал» в работе с детьми дошкольного возраста.

Инновационно – исследовательская деятельность «Использование мандал в работе с детьми дошкольного возраста».Цель: повышение уровня профессионального мастерства  при изучении метода мандалы, ...

Мастер- класс для педагогов "Применение нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста - "Ваза с цветами"

Цель: Передача опыта работы с детьми дошкольного возраста в области художественно- эстетического развития.Задачи:  1.Передача педагогического опыта путём прямого и комментированного показа послед...

Мастер-класс для родителей "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

раскрывает проблему развития памяти детей при заучивании стихотворениии...

Мастер-класс для педагогов «Сочиняем загадки и лимерики с детьми дошкольного возраста».

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Развивая умственные способности детей важнее научить их составлять собственные загадки, чем просто отгадывать. ...

Мастер-класс для педагогов «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии ил...

Мастер-класс для педагогов "Использование кинезиологических упражнений для развития детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений...