План профильных мероприятий реализации одной из задач профессиональной деятельности педагога-психолога по одному из объектов профессиональной деятельности «ребенок и детский коллектив», «семья».
консультация по психологии

Пожидаева Ольга Николаевна

Психологическая служба образования интегральное явление, которое представляет собой единство четырех составляющих, или аспектов, научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки.

 Научный аспект предполагает научное обоснование и разра­ботку психодиагностических, психокоррекционных, психопрофи­лактических и развивающих программ, способов, средств и мето­дов профессионального применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования.

Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи пси­хологической службы образования

♦ реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития ребенка каждого возраста;

♦ развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, спо­собностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизнен­ных планов и др.; 

♦ создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который опреде­ляется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой – созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой; 

♦ оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

Основными средствами достижения главной цели психологической службы образования являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Нарушение этих условий мешает своевременной ре­ализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ве­дет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной или специально развивающей работы с ними.

Таким образом, психологическая служба образования – один из компонентов целостной системы образования страны. Целью ее деятельности является психологическое здоровье детей до­школьного и школьного возраста. Основной задачей – содействие психическому, психофизическому и лич­ностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного и школьного детства; основным средством — создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности.Целью психологической службы является содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся и воспитанников в УО, семье и социальном окружении.

Рассмотрим план профильных мероприятий реализации одной из задач профессиональной деятельности педагога-психолога по одному из объектов профессиональной деятельности «ребенок и детский коллектив», «семья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozhidaeva_-_plan.docx89.7 КБ

Предварительный просмотр:

Пожидаева О.Н.

         План профильных мероприятий реализации одной из задач профессиональной деятельности педагога-психолога по одному из объектов профессиональной деятельности «ребенок и детский коллектив», «семья».

Объект-педагогический коллектив и администрация.

  • Определение индивидуального подхода к детям, нахождение пространства их личностного роста.

Перечень мероприятий.

Психологическая диагностика. Диагностическое обследование педагогов (индивидуальная и групповая, сроки: в течение года).

Цель: изучить разными методами (анкетированием, беседой, наблюдением и др.) педагогический стиль взаимодействия воспитателя с детьми, наличие или отсутствие индивидуального подхода к детям. 

Методики: самоанализа, самооценки педагогов В. А. Кан-Калика, определения индивидуальных особенностей общения А. А. Леонтьева, создания образа «Л» Н.Р. Битяновой. вопросник Е. И. Русиной «Представления педагогов о личностно-ориентированной взаимодействии педагога с дошкольниками», анкета М. В. Крулехт «Ориентированность на личностную или учебно–дисциплинарную модель взаимодействия».

 Психологическое консультирование педагогов.

Цель: определить индивидуальный стиль работы педагога с каждым ребенком. С одной стороны помочь воспитателю выделить положительные и отрицательные стороны индивидуальности ребенка, которые не поддаются коррекции, так как являются врожденными и связаны с определенными особенностями нервной системы. Здесь имеет место быть правило 3-х «П» Петровского В.А. «Понять, признать и принять».

С другой стороны, психолог помогает педагогу определить на что можно воздействовать и подвергать изменению и каким образом.

Психологическое просвещение.

Цель: формирование у педагогического персонала и его руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе.

Тренинг «Индивидуальный подход и стили взаимоотношений педагогов с детьми». 

Цель: способствовать формированию умений и использованию технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Упражнения могут быть направлены на «открытие», «соучастие» ребенку и выработку партнерской позиции в процессе общения с ребенком. Приемы: авансирование успеха, усиление мотивации деятельности, акцентирование положительных личностных качеств ребенка и т.д.

Семинар-практикум «Эффективность обучающих и развивающих методов».

Цель: расширить представления педагогов о теоретических основах педагогического общения; понятиях, сущности, методов и приемов личностно-ориентированного взаимодействия с дошкольниками, его отличительными особенностями.

Формы: деловая игра (например, имитация реальных взаимоотношений взрослого с ребенком с различных позиций общения); решение педагогических ситуаций (кейс-технологии), дискуссия.

Психолого-педагогический консилиум. Тема: Возрастные и индивидуальные особенности и проблемы детей.

Цель: определить стратегию и способы решения психолого-педагогических проблем как отдельного ребенка, так и образовательной организации в целом ограниченным кругом лиц, имеющих непосредственное отношение к данной проблеме.

Педагогический совет.      

Цель: обосновать заявленную задачу определения индивидуального подхода к детям, ее актуальность и пути решения с точки зрения психологической науки. В рамках данной тематике речь пойдет о:

  • психофизиологических особенностях (показатели: стеничность и темп жизнедеятельности);
  • психодинамических качествах (показатели: импульсивность - рефлексивность; пластичность-ригидность, экстравертность- интровертность, экстрапунитивность-интрапунитивность);
  • способностях (показатели: текучие, кристаллизованные);
  • эмоциональных особенностях (показатели: эмотивность, эмпатийность, нейротизм);
  • личностных особенностях (тревожность, агрессивность).

Список литературы:

  • Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с.
  • Петровский, В.А., Калиненко, В.К., Котова, И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. -  Ростов-на-Дону: РИО АО «Цветная печать» 1995. - 85 с.
  • Русина Е. И.  Педагогические условия личностно- ориентированного взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности: дис... канд. пед. наук: 13.00.01/ - М.: МПГУ, 2005. - 205 с.

  1. Объект – ребенок, детский коллектив.
  • Стабилизация эмоционально-волевой сферы ребенка.
  • Возраст детей старший дошкольный возраст -

Сроки: постепенно в теч. года.

Психологическая диагностика.

Цель: выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни. Самооценка ребенка в узком смысле определяется как аффективная (эмоциональная) оценка образа Я.

Задачи: познакомить детей с разными эмоциональными состояниями; развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения; развивать у детей навыки смоконтроля.

Для диагностики используем следующие методики:

Тест Люшера – диагностика эмоционального состояния.

Цель: тест используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

   Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды

«Дом- дерево-человек» - диагностика общего психического развития.

  Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.

      Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.

Рисунок «Несуществующее животное»

 Методика изучает личностные особенности ребенка: уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.

    Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе животное, а также назвать его несуществующим названием.

«Детский апперцептивный тест» (Л. Беллак, С. Беллак).

Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то, что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития ребенка.

 Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.

Наличие большого количества методик, предназначенных для диагностики эмоционально-волевой сферы, объясняется тем обстоятельством, что её непосредственное изучение затруднено. Поэтому для получения относительно достоверных данных необходимо сопоставить их результаты с результатами других заданий.

  Коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы.

Цель: развитие эмоциональной и волевой сферы воспитанника, формирование нравственных, интеллектуальных, эстетических, практических чувств и выработку умения владеть своими чувствами, понимать и уважать чувства других.

Задачи: 1. Познакомить дошкольников с основными эмоциями (радость, грусть, страх, злость, стыд, гордость); 2. Научить детей определять собственные эмоции, принимать их и управлять ими; научить дошкольников правильно интерпретировать чувства и эмоции других людей (как детей, так и взрослых) и адекватно на них реагировать.

Как видит себя ребенок в окружающем мире.

Цель: дать возможность ребенку с помощью вербальных и невербальных приемов объяснить окружающим свое понимание себя в окружающем мире.

Стимульный материал: цветные карандаши, фломастеры, большие листы ватмана.

Порядок проведения. Ребенку предлагается выбрать образ сказочного героя, с которым он мог бы себя сравнить, или представить себя сказочным героем, который больше всего нравится.

Затем ребенку дают возможность объяснить, почему он выбрал именно этого сказочного персонажа и что в нем больше всего привлекает.

После этого ребенку предлагается нарисовать свой образ сказочного персонажа на карточке и потом приколоть эту карточку к одежде. На протяжении занятия ребенку предлагается вести себя как выбранный им персонаж. В заключительной части ребенку предлагается объяснить, что именно привлекло их в манере общения того или иного сказочного персонажа.

  Упражнение. Умею ли я слушать другого человека.

Цель: формирование положительных эмоциональных реакций ребенка в отношениях с другими людьми.

Стимульный материал: музыкальные фрагменты с записями спокойной и агрессивной музыки.

Порядок проведения: ребенку рассказывается сказка о том, как жили -были в одной стране разные сказочные герои, а потом ребенку дается возможность рассказать, как жили, что делали, как общались между собой сказочные герои. После этого психолог, включая фрагменты с записями агрессивной музыки, обращает внимание ребенка на негативные формы общения. После этого необходимо сделать вывод о том, как важно уметь внимательно слушать другого человека, а также ободрить положительное эмоциональное реагирование детей.

Упражнение рисование красками.

Цель: учить детей передавать эмоцию радости – красками, облегчить переход от возбужденного состояния к спокойному.

Оборудование: детский стол, детские стулья по числу детей, краски, кисти, бумага, на каждого ребенка.

Организация: дети сидят на стульях полукругом, потом переходят за стол.

Ход упражнения: дети рисуют эмоцию радости.

Ход беседы: психолог говорит:

-Чтобы быть хозяином своей Радости, надо уметь про радость рассказать. Как можно рассказать о радости? Можно словами, а можно красками.

Психолог жестом приглашает детей за столы, дети рисуют. Психолог спрашивает каждого ребенка:

-Что у тебя нарисовано?

Все дети сумели своими рисунками рассказать о радости. Психолог вывешивает картины и подводит итог.

Игровые методы коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. Игровая терапия – один из основных методов психологического и психотерапевтического воздействия на детей младшего дошкольного возраста, поскольку основа данного метода – игра – ведущий вид деятельности в этом возрасте.

Многообразие игровых методик подтверждает актуальность использования данного метода в целях коррекции эмоционально-волевой сфере ребенка. В целом, они могут классифицироваться следующим образом:

  1. Коррекция отрицательных эмоций («Нехочуха», «Рычи, лев, рычи», «Тух-тиби-дух», «Молчание», «Солнечный зайчик»);
  2. Регулирование эмоционального состояния («Брэк!», «Дыши и думай красиво», «Маленькая птичка», «Возьми себя в руки»);
  3. Развитие волевой регуляции («Черепашки», «Кричалки – шепталки – молчалки», «Слушай команду», «Замри», «Волшебный свисток», «Расставь посты»);
  4. Развитие у детей понимания и способов выражения различных эмоциональных состояний («Тренируем эмоции», «Лото настроений», «Угадай эмоцию», «Маски», «Охота на тигров», «Зеркало», «Три лица»);
  5. Преодоление травматического эпизода («Дом», «Дочки - матери», «Набивка»);
  6. Формирование уверенного поведения, принятие себя как достойного уважения человека («Конкурс хвастунов», «Король», «Врасти в землю»)
  7. Игры на снижение мышечного и эмоционального напряжения («Драка», «Солнечный зайчик», «Гора с плеч», «Ловим комаров»);
  8. Развитие навыков телесных контактов и снятие мышечного напряжения («Торт», «Волшебный сон», «Театр прикосновений»).

Игра оказывает огромное влияние на развитие личности, снимая страх, напряженность и тревогу. Игра для ребенка – это радость, приносящая удовольствие и, исходя из этого, многие методы коррекции нарушений в психотерапии основаны на игре.

Релаксационные игры.

Релаксационное упражнение «На берегу моря».

Цель: снятие мышечного напряжения, полное или частичное расслабление организма, укрепление нервной системы.

Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они, в отличие от взрослых, быстро обучаются непростому умению расслабляться.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Список литературы:

  • Диагностика личности дошкольника: Методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы студентов. - Донецк: ДОУ, 2007. - 84 с.
  • Изард К. Эмоции человека. - М., 1980.
  • Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. Методическое пособие. - М.: Издательство «СКРИПТОРИЙ 2003», 2013. - 176с.
  • Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2003. – 160 с.
  • Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 208 с.
  • Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей. – Иркутск, 2009. – 157 с.
  • Монина Г. Б., Гурин Ю. В. Игры для детей от трех до 7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 256 с.
  • Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения. /Ростов н/ Д: Феникс, 2006. - 299 с.
  • Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Веселые, грустные. 5-6 лет Учебное наглядное пособие для детей старшего дошкольного возраста. Изд-во: Дрофа, 1998. – 24с.
  • Психологический словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е изд., испр. и доп.—М.: Политиздат - 494 с. 
  • Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. -  М.,1996.
  • Рогов Е.И., Скрипкина Т.П. Общая психология. Ремонтное, 1995.
  • Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств детей дошкольного возраста. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 304 с. 
  • Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др.; под ред. А.Д. Кошелевой - М.: Просвещение, 1985.—176 с.

Объект – семья.

  • Оптимизация детско-родительских отношений.

Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества.

Сроки проведения: в течение года.

Цель: оптимизация детско-родительских отношений. реализация годовой задачи по взаимодействию педагогов и родителей. Настроить родителей на плодотворную совместную работу по плану и правилам группы. Узнать о семьях, их интересах и целях в воспитании ребенка.

Психологическое просвещение и оказание своевременной психологической помощи семьям.

Работа с родителями. Оформление информационного стенда.

Тема: Как воспитывать мальчика и девочку.

Цель: помочь родителям в воспитании дочери/ сына показать существенные различия в воспитании девочек и мальчиков.  

Литература:

  • Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки -два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам/В. Д. Еремеева, Т.П. Хризман. -М.: Линка -Пресс, 1998. -184 с.

Психологическая диагностика.

Цель: диагностика внутрисемейных отношений: отношение ребенка к членам своей семьи, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревогу.

Исследование сферы семейных взаимоотношений через проективную методику «Рисунок семьи».

Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений. Ребенку предлагают нарисовать свою семью, после чего проводится беседа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О системе мероприятий по анализу и оценке профессиональной деятельности педагогов в условиях перехода к реализации профессионального стандарта и ФГОС ДО в дошкольном образовательном учреждении

В статье показана система мероприятий по анализу и оценке профессиональной деятельности педагогов в условиях перехода к реализации профессионального стандарта и ФГОС ДО в дошкольном образовательном уч...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

Детско-родительский клуб «Мама - рядом», как одна из интерактивных форм работы педагога-психолога с родителями детей раннего возраста.

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день достаточно широко представлено в различных как научных, так и популярных источниках. В ...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога-психолога МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №33» на 2018-2023 уч. годы

Актуальность темыДошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности...

План-график мероприятий («дорожная карта») по внедрению профессионального стандарта педагога-психолога

Примерная разработка по внедрению профессионального стандарта педагога-психологп....

Электронное портфолио педагога-психолога. Сводная таблица профессиональных достижений педагога-психолога. Профессионально-общественная активность педагога-психолога.

Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога-психолога....