Создание специальных условий в комбинированных группах
презентация по психологии

Шеховцова Елена Владимировна

«Создание специальных условий в комбинированных группах».

2 слайд.

Как известно, одним из актуальных направлений совершенствования системы специального образования является поиск оптимальных путей совместного со здоровыми детьми (интегрированного, инклюзивного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Не вызывает сомнения, что начинать совместное воспитание и обучение нужно не в школьном, а в дошкольном возрасте. Не случайно с начала 90-х годов прошлого века ведется работа в этом направлении. Разработка и апробация различных моделей образовательной интеграции для дошкольников с ОВЗ привела к появлению нового типа групп – групп комбинированной направленности. Группы комбинированной направленности являются наиболее эффективной организационной формой дошкольного воспитания детей с ОВЗ и отвечают задачам развития образования на современном этапе.

3 слайд.

Комплектование группы комбинированной направленности воспитанниками с ОВЗ осуществляется: по заявлению родителей и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. К ним относятся дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

 

4 слайд.

Требования ФГОС ДО: согласно пункту (п. 3.2.2.) Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей,в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

4 слайд

При организации работы группы комбинированной направленности необходимо предусмотреть решение ряда специфических задач:

· осуществление полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей и совместной деятельности;

· проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной работы с детьми с ОВЗ;

· оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающим от возрастной нормы;

· обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки.

5 слайд.

Специальные условия для получения образования детей с ОВЗ
(из письма  МОиН РФ от 28.02.2014 №08-249 «Комментарии к ФГОС ДО»)

Под специальными условиями понимаются:

  • Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
  • Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
  • Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
  • Обеспечение доступа в здание ДОО и другие условия без которых невозможно или затруднено освоение Программ обучающимися с ОВЗ.

Хотелось бы по подробнее раскрыть рекомендации для детей с ОВЗ разных нозологических групп в условиях комбинированной группы, конкретно для 5 категорий детей, посещающих наше ДОУ (ТНР, ЗПР, аутизм, слабослышащий ребенок, слабовидящий).

6 слайд

Дети с ТНР.

Важным является предоставление детям образцов речи педагогов (правильной, неторопливого темпа, достаточной громкости, выразительности и слитности речи, правильного речевого дыхания).

Особое значение при обучении детей с речевыми нарушениями имеют организационные составляющие образовательной среды, в первую очередь - соблюдение в ДОУ и семье единого речевого режима (закрепление усвоенных детьми правильных произносительных навыков). Рекомендации логопеда обязательны для исполнения всеми участниками!

Например, в начале появления заикания важно ограничить речевое общение ребенка - организовать режим молчания. Речь в присутствии ребенка с заиканием должна быть чуть замедленного темпа.

При работе с детьми с моторной алалией важно соблюдать правило «не принуждать, а побуждать ребенка к речи», т. е. не заставлять его повторять, называть слова, а самому взрослому многократно повторять одни и те же слова в различных ситуациях. Это правило направлено на преодоление речевого негативизма, на побуждение ребенка к речи.

Целесообразным является использование в качестве правил, регламентирующих речевую деятельность детей, различных речевых памяток, правил речевого поведения для участников диалогического общения (для заикающихся - основные правила речи, формулы аутогенной тренировки, схема речевого дыхания, для воспитанников с ОНР - схемы и алгоритмы построения связного высказывания и т. д.)

Формировать у детей умение высказывать свои потребности во фразовой речи («не понимайте», если сказал одним словом).

Подготовка и участие детей в публичных мероприятиях (утренники, фестивали, театрализованная деятельность).

 

7 слайдДети с ЗПР

Условия коррекции строятся на наглядно-действенном характере содержания образования (обучение происходит в данный момент его деятельности. Все что слышит, хорошо подкреплять зрительными опорами (картинки, схемами, карточками зрительными алгоритмами) при чтении произведений, при инструкциях, на НОД, в режимных моментах.

Важно все комментировать, что происходит с ребенком и вокруг него. Присоединяйте к жестам ребенка слова определения,то есть говорите за него то, что он не может произнести («Можно пойти домой?» «Идем гулять».Старайтесь озвучивать каждый жест ребенка, каждую эмоцию, которую можно проговорить (больно, смешно и т.п.)

Следите за тем, что ребенку интересно и переводите на язык слов его ощущения. Речь должна быть простая, короткая, эмоциональная (например, если вы вывели детей на прогулку и мимо пролетает вертолет, нужно тут же, указывая пальцем, крикнуть «вертолет», еще лучше, если вы будете показывать пальцем ребенка с нарушением в развитии.

Следите, чтобы ребенок с ЗПР имел возможность видеть ваши губы, когда вы общаетесь с ним или проведите его рукой по своим губам в целях привлечения внимания к ним. Ловите взгляд ребенка, старайтесь, чтобы он концентрировался на вашем лице.

Чаще берите ребенка за плечи, держите его за руку.

Упрощение обучения (при составлении занятия, конструкта, для таких детей заранее продумывать объем материала, количество заданий должно быть уменьшено)При подготовке дидактического материала требуется использование более крупных и ярких наглядных пособий, внешний вид которых должен быть максимально приближен к реальному виду(мультяшный образ воспринимают взаправду).

Ритмичная и       эмоционально   заряженная информация        (например,

стихотворения) запоминается гораздо легче. Для этого подбираютсястихи на самые различные темы, в соответствии с программой.

 

8 слайд. Организация образовательной среды для детей с нарушением слуха

Специфические образовательные потребности Слабослышащего ребенка

Активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций.

Использовать другие виды коммуникации: поддерживающая, опорная (картинки, мнемотаблицы, символы, мимика, жесты). Педагогу нельзя запрещать использовать жестовую речь, когда она будет развиваться, жестов будет меньше.

Для развития слухового внимания использовать не только речевые упражнения, но и неречевые звуки (хлопки, стук, шумы природы, звучание муз инструментов, звучащие книги).

Размещение не слышащего или слабослышащего ребенка поближе к воспитателю, так как дети плохо различают разговорную речь уже на расстоянии 2-3 метров от собеседника. Это позволяет обеспечить максимальную возможность чтения с губ при соответствующем темпе речи и артикуляции педагога, освещенность его лица в процессе беседы, диалога с ребенком.

 

9 слайд. Характеристика средовых ресурсов обучения и воспитания детей с нарушениями зрения

Трудности в пространственном ориентировании, характерные для детей с нарушениями зрения, проявляются на всех уровнях, начиная от рабочего поля и заканчивая ориентированием в группе, ДОУ, на улице.В помещениях, где занимаются дети с нарушениями зрения, необходимо обеспечить левостороннее естественное освещение рабочих мест. Освещенность на рабочем столе слабовидящего ребенка должна составлять 500 люкс.В обеспечении пространственного ориентирования слабовидящих   используются зрительные   сигнальные   опоры (контрастные цветовые полосы, контрастные указатели, поручни, стойки и другие опорные устройства в контрастные по отношению к фону цвета и тона; начало и конец лестничных маршей необходимо выделять цветовой рельефной поверхностью пола, кроме того, передняя кромка каждой ступени должна быть контрастного цвета, рекомендуется использовать определенный цвет мебели и оборудования для выделения разных функциональных зон). Необходимо помочь ребенку с нарушениями зрения выбрать наиболее безопасные и удобные маршруты передвижения внутри ДОУ и на площадке.

Задается порядок действий ребенка в неблагоприятной ситуации и требуют быстрого осознанного реагирования на инструкции типа «остановись», «лестница», «порог».

Для лучшего восприятия детьми с нарушениями зрения знаковой информации следует использовать светлые объекты и символы на темном фоне.Предоставлять объекты с усиленными признаками (размер, яркость цвета, толщина контуров), подсвечивать, приближать учебные материалы, увеличивать картинку при помощи лупы.

Необходимо помочь ребенку с нарушениями зрения выбрать наиболее безопасные и удобные маршруты передвижения внутри ДОУ и на площадке.Рекомендуется помочь ребенку выделить рабочее поле (лист бумаги, карточку, иллюстрацию и др.) из фона. Для этого используются точки, маркеры, закладки.

Детей с нарушениями зрения необходимо приучать обеспечивать рациональное расположение вещей в шкафчике, на столе предметов для занятий и постоянно поддерживать заведенный порядок.

Соблюдение дозировки зрительной нагрузки (непрерывная зрительная нагрузка составляет 5-10   минут для слабовидящих) достигается за счет своевременной смены видов деятельности(переключения со зрительной работы (рисование, лепка, аппликация) на виды деятельности (слушание, движение и т. д.); или

переключения зрения с близкого расстояния на далекое (показ наглядных пособий наблюдение).

 

10 слайд.Дети с РАС

Дозировать сенсорный перегруз.

Необходимо выделить для такого ребенка специальное место («уголок уединения»), где он мог бы побыть один. Узнать, понять его любимый предмет – игрушка, которой он может манипулировать чтобы   снизить напряжение. Выводить (отвлекать) от сильных раздражителей для ребенка во время массовых мероприятий. Во время занятия у ребенка должна быть возможность покинуть рабочее место.

Одежда педагога спокойных тонов, нежелателен аромат духов. Речь педагога должна осуществляться негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если обучающийся возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на обучающегося, резких движений. Не следует обращаться к обучающемуся с прямыми вопросами или настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа.

Необходимо называть каждого говорящего по имени, чтобы обучающийся быстрее адаптировался к окружающим людям.

Для занятий с таким ребенком лучше всего подходят ежедневные ритуальные процедуры режимных моментов. Необходимо проговаривать все, что он делает, пишет или рисует, можно использовать карточки с описанием деятельности. Использовать карточки-истории, дневники, фотоальбомы.

Главные средства развития аутичного ребенка –это стимуляция его познавательного интереса и поэтапная фокусировка внимания ребенка: вычленение конкретного предмета или явления из общей массы и опредмечивание (называние слова)

- общение с ребенком как бы между делом (время концентрации внимания должно быть равно времени отдыха)

Короткие эмоциональные привлечения внимания дают больший результат, чем статическое занятие. Внимание привлекается спонтанно (что позволяет не просто слушать, но и слышать взрослого), на эмоциях (способствует концентрации внимания), сопровождается практическими примерами (то, что можно потрогать, понюхать, увидеть, услышать -все способствует    запоминанию).

 

11 слайд

В зависимости от степени выраженности и сложности структуры нарушения, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей, обучение в группе комбинированной направленности может осуществляться 1-2 года или до его поступления в школу. Многолетний опыт показывает, что дети с ОВЗ воспитываются в группе комбинированной направленности в течение всего дошкольного периода. Лишь отдельных детей, испытывавших особые трудности в социализации, в овладении программой, приходилось переводить в группы (учреждения) компенсирующего вида.

Успешность воспитания детей с ОВЗ в условиях группы комбинированной направленности во многом зависит от вовлечения в него родителей воспитанников. специалисты и воспитатели должны вести большую работу с родителями детей с ОВЗ, готовить индивидуальные задания для каждого ребенка. Таким образом, в группе комбинированной направленности на практике реализуется возможность ранней социальной и образовательной интеграции значительного числа детей с нарушениями в развитии с сохранением за ними всей полноты необходимой им коррекционной помощи. Не менее важно, что в группе комбинированной направленности нормально развивающиеся дети, с ранних лет интегрируясь с детьми, на них непохожими, постепенно осознают, что мир представляет собой единое сообщество людей, включающее и тех, кто нуждается в особой поддержке, в помощи с их стороны. Группы комбинированной направленности работают уже более 3 лет и доказали свою эффективность.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_usloviy.pptx1.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Создание специальных условий в комбинированных группах». Педагог – психолог Шеховцова Елена Владимировна МБДОУ ПГО «Детский сад №43» общеразвивающего вида

Слайд 2

С овершенствование системы специального образования П оиск оптимальных путей совместного со здоровыми детьми (интегрированного, инклюзивного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ ); Разработка и апробация различных моделей образовательной интеграции для дошкольников с ОВЗ; Группы комбинированной направленности являются наиболее эффективной организационной формой дошкольного воспитания детей с ОВЗ и отвечают задачам развития образования на современном этапе.

Слайд 3

Комплектование группы П о заявлению родителей; Н а основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии . Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. К ним относятся дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Слайд 4

Требования ФГОС ДО С огласно пункту (п. 3.2.2.) Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей , в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 5

О рганизации работы группы комбинированной направленности  осуществление полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с ОВЗ; проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной работы с детьми с ОВЗ; оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам; обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком

Слайд 6

Специальные условия для получения образования детей с ОВЗ Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий; Обеспечение доступа в здание ДОО и другие условия без которых невозможно или затруднено освоение Программ обучающимися с ОВЗ.

Слайд 7

Дети с ТНР Важным является предоставление детям образцов речи педагогов (правильной, неторопливого темпа, достаточной громкости, выразительности и слитности речи, правильного речевого дыхания). Целесообразным является использование в качестве правил, регламентирующих речевую деятельность детей, различных речевых памяток, правил речевого поведения для участников диалогического общения.

Слайд 8

Дети с Задержкой психического развития Условия коррекции строятся на наглядно-действенном характере содержания образования (обучение происходит в данный момент его деятельности. Все что слышит, хорошо подкреплять зрительными опорами (картинки, схемами, карточками зрительными алгоритмами) при чтении произведений, при инструкциях, на НОД, в режимных моментах.

Слайд 9

Организация образовательной среды для детей с нарушением слуха Активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций. Использовать другие виды коммуникации: поддерживающая, опорная (картинки, мнемотаблицы, символы, мимика, жесты).

Слайд 10

Организация образовательной среды для детей с нарушениями зрения Трудности в пространственном ориентировании, характерные для детей с нарушениями зрения, проявляются на всех уровнях, начиная от рабочего поля и заканчивая ориентированием в группе, ДОУ, на улице. Задается порядок действий ребенка в неблагоприятной ситуации и требуют быстрого осознанного реагирования на инструкции типа «остановись», «лестница», «порог».

Слайд 11

Дети с РАС Необходимо выделить для такого ребенка специальное место («уголок уединения»), где он мог бы побыть один. Узнать, понять его любимый предмет – игрушка, которой он может манипулировать чтобы снизить напряжение. Выводить (отвлекать) от сильных раздражителей для ребенка во время массовых мероприятий. Во время занятия у ребенка должна быть возможность покинуть рабочее место. Короткие эмоциональные привлечения внимания дают больший результат, чем статическое занятие. Внимание привлекается спонтанно (что позволяет не просто слушать, но и слышать взрослого), на эмоциях (способствует концентрации внимания), сопровождается практическими примерами (то, что можно потрогать, понюхать, увидеть, услышать -все способствует запоминанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по организации эксклюзивного образования и создание специальных условий для получения дошкольного образования детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ

Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по организации инклюзивного образования и созданию специальных условий для получения общего образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными в...

Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС ДО: создание специальных условий для детей с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья- это дети, имеющие различные отклонения физического (и) или психического плана, которые обуславливают нарушения общего развития и препятствуют получению обр...

Памятка: "Создание специальных условий для слабовидящих воспитанников"

В памятке представлены ркомендации для родителей слабовидящих воспитанников по созданию для них специальных условий в соответствии с имеющимся зрительным диагнозом. Представлены  игры на развитие...

Создание специальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями

В статье рассматривается алгоритм сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации...

Рекомендации для воспитателей по созданию специальных условий для слабовидящих воспитанников

 Если к вам в группу пришел ребёнок с нарушением зрения, для него необходимо создать специальную адаптированную предметно-пространственную среду, так как у него возникают  особые обра...

Памятка "Создание специальных условий для слабовидящих воспитанников"

С опытом работы педагогического коллектива со слабовидящими детьми Вы можете ознакомиться на официальном сайте Учреждения (страница «Консультационный     центр»):http:/...

СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Публикация презентации по теме: "Создание специальных условий в ДОУ для детей с ОВЗ". Раскрыты теоретические и практические моменты....