консультации
консультация по психологии

Веретенникова Наталья Викторовна

Учимся дружить в детском саду.

Рекомендации по взаимодествию с гиперактивными детьми.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по взаимодействию

с гиперактивными детьми.

К сожалению, в последнее время родители, воспитатели и учителя всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представления о просто подвижном ребёнке. Большинство дошкольников отличаются повышенной подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом  могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания. Родители жалуются на то, что ребёнок не даёт им покоя, он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним всё время что-то случается, а чтобы добиться послушания, приходиться повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.                                                                                                                                                                  

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, хохочут. Принимаются за дело или убегают, не дослушав задания до конца. Внимание рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, что от них хочет воспитатель или учитель, не могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребёнок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания», он мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, дети не умеют подчинить своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.

Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после 4 лет и продолжается до подросткового возраста. Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, эмоциональность и болтливость. Наиболее сложный период жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Несмотря на то, что после 7 лет дети становятся более усидчивыми, проблемы продолжаются, и на первый план выступает так называемый «дефицит внимания». Учащимся с гиперактивностью трудно сосредоточить внимание и удержать его на чём-то одном, трудно запомнинать и выполнять инструкции учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

В течение нескольких десятилетий в нашей стране и за рубежом проводились биохимические исследования работы мозга гиперактивных детей. В результате было выявлено снижение метаболической активности в лобной и средней долях мозга, т.е. в областях, ответственных за контроль поведения. Таким образом, не следует обвинять ребёнка в отсутствии желания или волевых усилий, необходимо понять, что проблемы, связанные с его обучением и воспитанием, служат результатом изменений биохимической активности мозговых структур. В отечественной медицине детям с недостаточной зрелостью отдельных зон головного мозга ставят диагноз «минимальная мозговая дисфункция» (ММД). Это нарушение связано с определёнными «вредностями», переживаемыми плодом во время беременности матери и плода.

Дети с ММД менее стрессоустойчивы, у них снижена умственная  работоспособность, наблюдается моторная неловкость, излишняя чувствительность, у мальчиков могут отмечаться гиперактивность, агрессивность, упрямство.

Наблюдения учёных показали, что ММД чаще сопровождается снижением внимания и умственной работоспособности, и только некоторым детям присуща гиперактивность. Однако гиперактивные дети всегда страдают дефицитом внимания. В последние годы специалисты в таких случаях ставят диагноз «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

Основные проявления гиперактивности:

- дефицит активного внимания (непоследовательность, неспособность сохранять сосредоточенность длительное время, забывчивость, трудности в организации, низкая способность к целенаправленной деятельности и проявлению волевых усилий и т.д.)

- двигательная расторможенность (беспокойство, высокая речевая активность, трудности засыпания, малая продолжительность сна);

- импульсивность (неравномерность поведения и реагирования, частые смены настроения, недостаточная способность действовать по правилам и т.д.).

В общении с гиперактивным ребёнком нужно:

- отвести его на консультацию к психоневрологу для постановки точного диагноза и разграничения СДВГ с рядом состояний и заболеваний, при которых наблюдаются сходные внешние проявления;

- не «замечать» мелких шалостей ребёнка, сдерживать раздражение и не кричать на него, так как от шума возбуждение усиливается;

- при необходимости применять позитивный физический контакт (взять ребёнка за руку, погладить по голове, прижать к себе);

- хвалить за каждые проявления сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если он довёл какое-то дело до конца.

Только длительные (иногда вплоть до подрасткового возраста ), упорные, последовательные воспитательные приёмы способны сгладить проявления этого состояния. Основной акцент делается на последовательном и спокойном приучении ребёнка к внимательной работе, сдерживанию своих импульсивных желаний и реакций.

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с дефицитом внимания и гиперактивности

  • В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребёнка в собственных силах.
  •  Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  • Говорите сдержанно, спокойно, мягко – окрики возбуждают ребёнка.
  • Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  • Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
  • Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
  • Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие.
  •  Во время игр ограничивайте его одним партнёром. Избегайте шумных, беспокойных приятелей.
  • Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  • Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезная ежедневная физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, гимнастика, плаванье, теннис.

Советы психолога

Три «западни»,  подстерегающие родителей при воспитании гиперактивного ребёнка.

                    «Западня»

Пути ее решения

Недостаток эмоционального внимания часто подменяется медицинским уходом

Больше общаться с ребёнком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать по душе

Недостаток твёрдости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребёнка

Составить список запретов и чётко следовать ему. Определить, что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю)

Неумение воспитывать навыки управления гневом

Работу с гневом родители могут осуществлять, используя спосо



Предварительный просмотр:

Учимся дружить в детском саду:

советы родителям
Отправляя ребенка в детский сад, мы рассчитываем, что там он научится дружить, контактировать с новыми людьми, нести ответственность перед другими за свои поступки. Однако, это не всегда происходит так быстро, как мы ожидаем, ведь не все дети одинаково легко идут на контакт и находят место в своей социальной группе.

        К счастью, в данной ситуации родители могут во многом помочь своему малышу.
   Ребенку будет гораздо проще наладить контакт с новыми знакомыми, если он будет знать фразы, с которых начинается знакомство. Малыш быстрее вольется в игру, если сможет сказать: «Привет, меня зовут Олег, можно с вами поиграть?» Учите малыша самым простым фразам: «Здравствуйте!», «Спасибо!», «Как тебя зовут?», «Можно ли мне поиграть твоей машинкой?». Если ребенок стесняется других детей, попробуйте дома поиграть в такую игру: возьмите любимые игрушки и воспроизведите возможные ситуации знакомства.
       Что такое дружить? Дружить – достаточно сложное умение. Прежде всего, для дружбы нужна гибкость.  Иногда твою идею поддерживают, иногда - нет. Получается, для дружбы нужно уметь уступать, с одной стороны, и предлагать свое – с другой.
      Для малышей трех лет эта задача чрезвычайно сложная. Чтобы научиться быть гибким, нужно, чтобы дружественный взрослый каждый раз в сложной ситуации давал вариант, показывал способ преодоления конфликта. То есть, взрослый выступает примером гибкости в общении. Постепенно, от ситуации к ситуации, ребенок учится и сам находить варианты решения сложных ситуаций, и сам становится гибче в общении.
         Даже самому мирному ребенку не избежать конфликтных ситуаций со сверстниками. Между сверстниками нередко возникают споры, столкновения интересов, драки. При этом ребенок должен уметь уверенно высказать свое мнение, сказать «мне не нравится», «я не хочу делать этого» или просто «нет», если его уговаривают совершить что-то, что ему не нравится или запрещено. Только не учите ребенка обзываться и драться. Он должен уметь доказывать свою правоту другим способом.
Однако, рано или поздно, ребенок все равно подерется. Тут вам придется хорошенько разобраться с причинами инцидента. Сначала поговорите с ребенком наедине, потом пригласите на беседу другую сторону конфликта. Ну, а после выяснения всех деталей не стоит пытаться наказать виноватых, лучше организуйте всеобщее примирение и предложите ребятам новую совместную игру.
Для того, чтобы строить свои отношения в детском саду, нужно чувствовать себя в безопасности, быть уверенным, что мама придет и заберет, и быть уверенным в ее любви. Наверное, это странно звучит для нас, взрослых. Ведь понятно же, что мама и папа любят своего ребенка. Для малыша же эти вопросы стоят очень остро, забирают все его внимание. Получается, если малыш не уверен в своих отношениях с мамой, он не может дружить с другими детьми.

Как помочь малышу не беспокоиться и начать дружить с другими детьми в детском саду?

• Ритуал прощания с малышом поможет карапузу меньше тревожиться. Важно, чтобы мама или папа не убегали от ребенка, пока воспитательница отвлекает его. Ритуал – это повторяющиеся раз от раза действия. Например, при прощании мама обнимает малыша, он целует маму в щечки, потом малыш идет к окну и машет маме рукой, а мама машет ему уже с улицы. Важно сказать малышу точно, когда вы придете за ним, на понятном для ребенка языке. Например, «вы поиграете, погуляете, и я приду за тобой» или «я вернусь, когда ты поспишь и проснешься».

• Поведение мамы при встрече с малышом. Дайте малышу время привыкнуть к вам. И самое главное, покажите, что вы его любите так же, как и раньше. Малыш почувствует это, если при встрече вы посмотрите ему в глаза с любовью, обнимете его, скажете, что вы все время думали о нем, пока вас не было.

• Общение мамы с другими детьми. Помните, что вы являетесь примером для малыша, как именно вести себя с другими детьми. Узнайте, как зовут каждого из детей в группе. Вы можете здороваться с ними, поговорить во время прихода и ухода из детского сада.

• Сделать ситуации узнаваемыми. По дороге домой хорошо обсуждать, кто с кем сегодня играл, кто как себя вел. Называя имена детей, описывая разные (предполагаемые) ситуации в садике (прогулка, сон, занятия, игры, одевание и раздевание), вы помогаете вашему малышу  сделать их более предсказуемыми, вы «проживаете» их вместе с малышом. Сталкиваясь с реальными ситуациями в детском саду, малыш оказывается готов к ним, а значит, более уверен.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....