Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.
консультация по психологии

Шеховцова Елена Владимировна

Развитие межполушарного взаимодействия

у детей дошкольного возраста.

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу представить Вашему вниманию доклад на тему: Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегрированную целостно работающую систему, формирующейся под влиянием как генетических, так средовых факторов. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, мышление и восприятие пространственных представлений.

Итак, как известно, человеческий мозг состоит из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Правое — за умение планировать, образное мышление, креативность, восприятие информации на слух. Левое — за логическое мышление, анализ, способности к математике, речь. Для правильной работы мозга оба полушария должны быть равноценно развиты.

 

Функции межполушарных связей:

• эмоциональная устойчивость к негативным факторам;

• координация движений;

• усвоение информации и ее анализ.

Когда связь между полушариями слабая, ведущую роль берет на себя сильное, следовательно, функциональность другого блокируется. Это приводит к тому, что ребенок испытывает дезориентацию в пространстве, ему трудно дается обучение письму и чтению, нарушаются зрительное и слуховое восприятие, возможно неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации. В результате ребенок с трудом усваивает обучающий материал и становится мнительным, раздражительным, рассеянным и т.д.

Признаки недостаточности развития межполушарных связей у детей.

 

Межполушарные связи формируются у ребенка до 12 лет, причем поэтапно. Очень важным для генерации, психологи считают период от 3 до 8 лет. В это время у ребенка формируется кинетическое, звуковое и зрительное восприятие.

Если у ребенка присутствуют следующие симптомы, следует задуматься о возможном нарушении межполушарного взаимодействия:

• агрессия;

• плохое запоминание;

• непонятная и сбивчивая речь;

• зеркальное написание букв и цифр;

• сложности в описании действия, изображенного на рисунке;

• сложности в общении с ровесниками.

Для того чтобы проверить на сколько развиты связи между полушариями, можно провести несложный тест. Пусть ребенок заведет одну руку за спину, а вы кисточкой прикоснитесь к любому пальцу (за исключением большого). Большим пальцем руки ребенок должен указать на место прикосновения кисточки к коже. Таких попыток должно быть 10, и, если ребенок ошибся более чем 3 раз, это свидетельствует о слабом развитии межполушарных связей.

 

Причины:

  1. Слабость развития связей между полушариями мозга у ребенка может быть связана со стрессовым состоянием матери во время беременности или болезнью.
  2. На развитие может негативно повлиять особенность мозгового строения или аномалии мозолистого тела, расстройства неврологического характера.
  3. Чаще всего слабое взаимодействие мозговых полушарий наблюдается при отсутствии развивающих занятий и игр в жизни ребенка — всестороннее развитие ребенка должно начинаться с самого раннего возраста.

 

Как развивать межполушарные связи?

 

Для развития используют специальные упражнения и игры, которые задействуют работу обоих полушарий. Это называется мозговой гимнастикой, достаточно нескольких минут занятий в день. Они полезны и для детей, и для взрослых.

На взаимодействие мозговых полушарий положительным образом влияют:

  1. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, формируют пространственные представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю. («Ухо – нос», «Ладонь – кулак – ребро», «Колечки».)

 

  1. Упражнения на балансирах – при попытке удержать равновесие на балансире происходит тренировка проприоцепции, то есть способности осознавать положение тела в пространстве, что является ключевым в стимуляции межполушарного взаимодействия у детей. Помогая ребенку сконцентрировать внимание на себе и своих действиях, мы напрямую влияем на процессы речи и мышлении. Ребенку нужно балансировать так, чтобы удержать равновесие (маленький балансир), попасть шариком в центр лабиринта. Для усложнения используем несколько шариков (балансир с лабиринтом). 
  2. Раскраски и прописи. Построены на использовании в работе с детьми метода психографики (обводим по точкам, штрихуем, дорисовываем объекты самостоятельно, закрашиваем и т. д.) Применяя в работе с детьми метод психографики, мы стимулируем активность различных центров головного мозга, формируем между полушариями функциональные взаимосвязи, имеющие сложную психическую организацию.)
  3. Игры и упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук, координации движений, пространственной ориентации. («Поиск предметов», «Пальчиковый твистер», «Судоку»).

Результаты:

  • У детей наблюдается положительная динамика в:
    координации общей и мелкой моторике рук;
  • ориентировки в пространстве относительно своего тела;
  • закрепление понятия «право» и «лево»;
  • активизации интеллектуальных и познавательно – речевых процессов;
  • повышении  устойчивости внимания, усидчивости, умении быстро переключаться с одной деятельности на другую,
    работоспособности;
  • Формируются предпосылки к учебной деятельности: самоконтроля, самооценки.

Итак, важно понимать, что чем лучше развито взаимодействие между полушариями мозга, тем проще ребенок будет обучаться новому, лучше выстраивать взаимоотношения с людьми, достигать отличных результатов в учебе и не только.

 

Спасибо за внимание!

*Мозолистое тело — сплетение нервных волокон в головном мозге , соединяющее правое и левое полушария. Его основная функция заключается в обеспечении координации работы полушарий головного мозга.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_shehovtsova.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие межполушарного взаимодействия

у детей дошкольного возраста.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу представить Вашему вниманию доклад на тему: Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегрированную целостно работающую систему, формирующейся под влиянием как генетических, так средовых факторов. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, мышление и восприятие пространственных представлений.

Итак, как известно, человеческий мозг состоит из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Правое — за умение планировать, образное мышление, креативность, восприятие информации на слух. Левое — за логическое мышление, анализ, способности к математике, речь. Для правильной работы мозга оба полушария должны быть равноценно развиты.

Функции межполушарных связей:

• эмоциональная устойчивость к негативным факторам;

• координация движений;

• усвоение информации и ее анализ.

Когда связь между полушариями слабая, ведущую роль берет на себя сильное, следовательно, функциональность другого блокируется. Это приводит к тому, что ребенок испытывает дезориентацию в пространстве, ему трудно дается обучение письму и чтению, нарушаются зрительное и слуховое восприятие, возможно неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации. В результате ребенок с трудом усваивает обучающий материал и становится мнительным, раздражительным, рассеянным и т.д.

Признаки недостаточности развития межполушарных связей у детей.

Межполушарные связи формируются у ребенка до 12 лет, причем поэтапно. Очень важным для генерации, психологи считают период от 3 до 8 лет. В это время у ребенка формируется кинетическое, звуковое и зрительное восприятие.

Если у ребенка присутствуют следующие симптомы, следует задуматься о возможном нарушении межполушарного взаимодействия:

• агрессия;

• плохое запоминание;

• непонятная и сбивчивая речь;

• зеркальное написание букв и цифр;

• сложности в описании действия, изображенного на рисунке;

• сложности в общении с ровесниками.

Для того чтобы проверить на сколько развиты связи между полушариями, можно провести несложный тест. Пусть ребенок заведет одну руку за спину, а вы кисточкой прикоснитесь к любому пальцу (за исключением большого). Большим пальцем руки ребенок должен указать на место прикосновения кисточки к коже. Таких попыток должно быть 10, и, если ребенок ошибся более чем 3 раз, это свидетельствует о слабом развитии межполушарных связей.

Причины:

  1. Слабость развития связей между полушариями мозга у ребенка может быть связана со стрессовым состоянием матери во время беременности или болезнью.
  2. На развитие может негативно повлиять особенность мозгового строения или аномалии мозолистого тела, расстройства неврологического характера.
  3. Чаще всего слабое взаимодействие мозговых полушарий наблюдается при отсутствии развивающих занятий и игр в жизни ребенка — всестороннее развитие ребенка должно начинаться с самого раннего возраста.

Как развивать межполушарные связи?

Для развития используют специальные упражнения и игры, которые задействуют работу обоих полушарий. Это называется мозговой гимнастикой, достаточно нескольких минут занятий в день. Они полезны и для детей, и для взрослых.

На взаимодействие мозговых полушарий положительным образом влияют:

  1. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, формируют пространственные представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю. («Ухо – нос», «Ладонь – кулак – ребро», «Колечки».) 

  1. Упражнения на балансирах – при попытке удержать равновесие на балансире происходит тренировка проприоцепции, то есть способности осознавать положение тела в пространстве, что является ключевым в стимуляции межполушарного взаимодействия у детей. Помогая ребенку сконцентрировать внимание на себе и своих действиях, мы напрямую влияем на процессы речи и мышлении. Ребенку нужно балансировать так, чтобы удержать равновесие (маленький балансир), попасть шариком в центр лабиринта. Для усложнения используем несколько шариков (балансир с лабиринтом). 
  2. Раскраски и прописи. Построены на использовании в работе с детьми метода психографики (обводим по точкам, штрихуем, дорисовываем объекты самостоятельно, закрашиваем и т. д.) Применяя в работе с детьми метод психографики, мы стимулируем активность различных центров головного мозга, формируем между полушариями функциональные взаимосвязи, имеющие сложную психическую организацию.)
  3. Игры и упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук, координации движений, пространственной ориентации. («Поиск предметов», «Пальчиковый твистер», «Судоку»).

Результаты:

  • У детей наблюдается положительная динамика в:
    координации общей и мелкой моторике рук;
  • ориентировки в пространстве относительно своего тела;
  • закрепление понятия «право» и «лево»;
  • активизации интеллектуальных и познавательно – речевых процессов;
  • повышении  устойчивости внимания, усидчивости, умении быстро переключаться с одной деятельности на другую,
    работоспособности;
  • Формируются предпосылки к учебной деятельности: самоконтроля, самооценки.

Итак, важно понимать, что чем лучше развито взаимодействие между полушариями мозга, тем проще ребенок будет обучаться новому, лучше выстраивать взаимоотношения с людьми, достигать отличных результатов в учебе и не только.

Спасибо за внимание!

*Мозолистое тело — сплетение нервных волокон в головном мозге , соединяющее правое и левое полушария. Его основная функция заключается в обеспечении координации работы полушарий головного мозга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник «Нейропсихологические упражнения для активизации умственной деятельности и межполушарного взаимодействия детей дошкольного возраста»

Цель: активизация умственной деятельности детей дошкольного возраста, синхронизация межполушарного взаимодействия мозга, развитие произвольности и саморегуляции с помощью нейропсихологических упражнен...

Методическая разработка учителя-логопеда Храповицкой Н.М. Игры на развитие межполушарного взаимодействия (старший дошкольный возраст).

В методической разработке представлено несколько игр, направленных на развитие и дозревание корковых и подкорковых структур, на развитие межполушарного взаимодействия....

Сборник «Нейропсихологические упражнения для активизации умственной деятельности и межполушарного взаимодействия детей дошкольного возраста»

Цель: активизация умственной деятельности детей дошкольного возраста, синхронизация межполушарного взаимодействия мозга, развитие произвольности и саморегуляции с помощью нейропсихологических упр...

«Нейропсихологические упражнения для активизации умственной деятельности и межполушарного взаимодействия детей дошкольного возраста»

laquo;Нейропсихологические упражнениядля активизации умственной деятельности и межполушарного взаимодействия детей дошкольного возраста»...

Консультация "Развитие межполушарных связей в дошкольном возрасте"

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующуюся под влиянием как генетических, так и сред...

Мастер -класс для педагогов ДОУ на тему: «Кинезиологические игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

В данном мастер-классе  я хочу поделиться своим опытом работы по использованию комплекса упражнений из цикла «гимнастика для мозга». Я использую эти упражнения на своих занятиях и счи...