Мастер-класс «Попробуй, повтори!» по знакомству с нейропсихологическими играми и упражнениями
методическая разработка по психологии (старшая, подготовительная группа)

Небылица Наталья Викторовна

Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга детей. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, педагог-психолог ДОУ может использовать в коррекционно-развивающей работе нейропсихологический (психомоторный) подход, который предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Белочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей»

.

Мастер-класс «Попробуй, повтори!»

по знакомству с нейропсихологическими играми и упражнениями

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=7419df8afd1e02738f43a41d282c4d4c-5350148-images-thumbs&n=13

       Составила:

                 педагог-психолог

                                        Небылица Наталья Викторовна

г. Минусинск, пос. Зеленый Бор, 2022г.

Мастер-класс «Попробуй, повтори!»

Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга детей. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, педагог-психолог ДОУ может использовать в коррекционно-развивающей работе нейропсихологический (психомоторный) подход, который предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Целевая группа: педагоги, родители и дети групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР,  ЗПР)

Цель мастер-класса: повышение уровня знаний участников образовательного процесса (педагоги, родители, дети) по использованию нейропсихологических игр и упражнений.

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с нейропсихологическими играми и упражнениями, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников.
  2. Объяснить значимость используемых нейропсихологических игр и упражнений, показывая и отрабатывая совместно с участниками мастер-класса точность выполнения и правильный темп.

Оборудование: игра «Аэробол»,  игра «Футбол» с трубочками и цветной бумагой, картинки с крышками для межполушарного рисования, папки пиши – стирай, фломастеры, игра «Попробуй, Повтори!», игра «Ножки-Ладошки»

Основные этапы мастер-класса:

1.     Постановка педагогической проблемы. Введение в тематику мастер-класса.

2.     Основная часть. Применение нейропсихических игр и упражнений при работе с детьми с ОВЗ

3.     Рефлексия.

Ход мастер-класса

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития мозговых структур. С рождения межполушарные связи формируются в движении. Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь, которая по разным причинам может быть нарушена. В современных условиях, педагогу-психологу необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области – нейропсихологии, которая изучает связь между процессами, протекающими в головном мозге, психическими процессами и поведением. Для того чтобы глубже понимать причины различных нарушений и повышать эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ. Применяемые нейропсихологические игры и упражнения, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, повышают устойчивость внимания, способствуют улучшению запоминания и развитию речи. Сегодня мы познакомимся с нейропсихологическими играми и упражнениями старшего дошкольного возраста.

Что такое Нейропсихология? Это наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозге. Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка.

Если говорить простым языком – это развитие головного мозга через движение.

Некоторые из игр имеют как немедленный, так и накапливающий эффект.

1. Игры, способствующие улучшению запоминания

Упражнение «Имя – движение» 5 мин

Цель: знакомство участников.

Педагоги, родители, дети группы по очереди произносят свои имена и сопровождают их определенным движением. Остальные повторяют движение.

2. Дыхательные упражнения.

 Упражнения на дыхание насыщают клетки мозга ребенка кислородом — это помогает ему лучше запоминать информацию и активнее участвовать в образовательном процессе, способствуют  снижению уровня возбудимости.

Примеры игр: «Аэробол», «Футбол», «С трубочками и цветной бумагой»

3. Непосредственно само «Межполушарное рисование»

Цель: развитие двух полушарий головного мозга и активизации познавательных процессов.

Психолог раздает участникам мастер-класса многоразовые ламинированные карточки и маркеры, необходимо обвести один и тот же предмет одновременно двумя руками.

4. Развитию межполушарного взаимодействия, помогают такие игры как игра «Кулак – ребро - ладонь» (развитие координации, мелкой моторики)

Работа проводится как левой, так и правой рукой поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.

Ход: Участникам нужно запомнить три положения: ребро, кулак, ладонь. Если получается быстро сделать одной рукой, то нужно подключать вторую руку.

Для усложнения двумя руками и в обратную сторону.

Показ игры «Ножки-рожки».

5. Нейропсихологическая игра «Попробуй, Повтори!»

Задача повторить поднимает настроение и рождает поисковую активность, которая в свою очередь, вызывает возбуждение в глубинных структурах мозга, которые активизируют работу полушарий.

Участникам раздаются карточки, где изображены руки в разном положении, необходимо это положение повторить. Затем раздаются картинки детей в разных позах.

6. Игра «Робот», «Непослушный робот» 5 мин

Цель: развитие пространственных представлений, самоконтролю, внимание, переключение внимания.

Участники должны изобразить робота, точно и правильно выполнять команды взрослого. Взрослый говорит: «Вы будете выполнять мои команды. Если я скажу шаг вперед, вы сделаете шаг вперед. Если скажу сделать большие шаги, вы сделаете большие шаги. Скажу повернуться на право, повернетесь направо.

После этого ведущий может усложнять, давая две команды одновременно.

Затем предлагается стать «непослушным роботом», который выполняет все команды ведущего наоборот. Если звучит команда «шаг вперед», то «непослушные роботы» делают шаг назад и т. д.

7. Двигательные упражнения, напольная игра «Ножки и ладошки»

Цель: развитие координации, равновесия, внимания.

Такие упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, налаживают координацию, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, снижают утомляемость и повышают эмоционально-волевую устойчивость.

Уважаемые участники, мы сегодня познакомились с нейропсихологическими играми и упражнениями, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников, я надеюсь, что информация для вас была полезна, и вы будете использовать их как дома, так  и в работе с нашими детьми. Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на развитие интеллекта, улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Проведение рефлексии.

Литература:

1.        Сборник под ред. П.Н Лосева, Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет.-М., 2005;

2.        Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте – М.- Академия-2011;

3.        Калганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми: в 2 ч.-М.АЙРИС-пресс,2015;

4.        Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников.- С-П., 2002;

5.        Лалаева Р.И Логопедическая работа в коррекционных классах.-М.,2002;

6.        Лурия А.Р. Основы нейропсихологии – М., 2002 г;

7.        Ефимов И.О. Современная нейрофизиология речи и слуха.-С-П.,2009;

8.   Забрамная С.Д., Баровик О.В. От диагностики к развитию.- М.,2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей на тему:"Развиваем речь,используя игры и упражнения"

Даются рекомендации педагогам использовать как можно чаще с дошкольниками упражнения для мимической мускулатуры,артикуляционную , пальчиковую гимнастику и речевые игры.Предлагаются варианты упражнений...

Мастер - класс для воспитателей и логопедов по теме: «Логоритмические игры и упражнения как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Цель: • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада....

Мастер - класс для педагогов "Кубики Зайцева. Методика обучения чтению, игры и упражнения

Благодаря особой системе обучения, дети, занимающие по методике Зайцева, начинают читать самостоятельно в два - три года. Каждое занятие проходит в форме игры, поэтому учебный процесс всегда ассоцииру...

Мастер-класс с родителями: «Нейропсихологические игры и упражнения для дошколят» Подготовительная к школе группа

Цель: познакомить родителей с приемами нейропсихологических игр и  упражнений, рассказать о важности двигательной активности в дошкольном возрасте.Задачи:1. Объяснить значение использования нейро...

Мастер-класс для воспитателей на тему: « Развиваем речь, используя игры и упражнения»

Мастер-класс для воспитателей на тему: « Развиваем речь, используя игры и упражнения»...

Мастер - класс для педагогов «Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер - класс для педагогов «Нейропсихологические игры  и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»...

Мастер-класс для педагогов "Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов "Нейропсихологические игры  и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста"...