Конкурсный отбор на лучшую региональную практику по финансовой грамотности в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях. Тема методической разработки: «Будем денежки считать»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности

Тема методической разработки: «Будем денежки считать»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл budem_denezhki_schitat.docx362.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсный отбор на лучшую региональную практику

по финансовой грамотности

в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях

Тема методической разработки:

«Будем денежки считать»

Автор: Шандыга Маргарита Анатольевна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад им. Ю.А.Гагарина»

2022

  1. Пояснительная записка

Актуальность данной методической разработки обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе вызывают необходимость связывать образование с экономикой.   Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

  1. Цель:

Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов деятельности.

  1. Задачи:

Образовательные:

  1. знакомить детей с  понятием «семейный бюджет»;
  2. раскрыть сущность основных источников семейного бюджета (заработная плата, стипендия, пенсия);
  3. познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);
  4. расход (обязательный и необязательный);
  5. расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний.

Развивающие:

  1. развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
  2. развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.

Воспитательные:

воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

  1. Методы и приемы:

организационные, мотивирующие, словесные, игровые, наглядные, практические.

  1. Планируемые результаты:

  1. у детей сформированы представления об экономических понятиях (семейный бюджет, расход, деньги); они умеют выделять слова и действия, относящиеся к экономике;
  2. воспитанники понимают простейшие экономические явления, применяют полученные знания в различных видах деятельности; у них развиты познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;
  3. дети проявляют любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности;

Обогащение словаря: заработная плата, стипендия, пенсия, бюджет.

Активизация словаря: 

доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования.

Предварительная работа: 

чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-цокотуха»; В. Даль «пословицы и поговорки», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь»; дидактические игры по финансовой грамотности «Путаница», «Что продаётся в магазине».

Совместная работа: 

сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

  1. Оборудование: 

атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет», карточки с изображением членов семьи; карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы, иллюстрации с изображением различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д.), игрушка Буратино.

2. Ход занятия:

Дети встают в круг, проводится пальчиковая игра «Семья».

«У нас дружная семья  -                (Сжимают, разжимают пальцы)

Папа, мама, брат и я.                     (Разжимают по одному пальцу,

начиная с большого)

Вместе в доме проживаем,

Вместе маме помогаем»               (Сжимают, разжимают пальцы)

Воспитатель выставляет картинки с изображением семьи.

Воспитатель:

- Ребята, у каждого из вас есть семья.

- Что такое семья? Сколько человек в вашей семье? (ответы детей)

- Из кого она состоит? (Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка.)

Видите, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. - У каждого члена семьи есть свои обязанности.

- Что делает мама? (Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.)

- Чем занимается папа? (Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.)

-  Как помогаете маме и папе вы? (Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.)

- Что делает бабушка? (Вяжет носки, печет пироги и т. д.)

-  Что делает дедушка? (Ответы детей.)

В. - Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей можно пригласить.

Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить… (продукты).

Появляется Буратино. Он начинает мешать детям при ответах, то есть называть слова, которые не обозначают продукты и др.

(Этот персонаж участвует на протяжении всего занятия.)

- Для того, чтобы постирать белье, нужно иметь… (порошок, мыло), а для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести… (чистящее средство).

То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость.

Без чего же нельзя обойтись при покупке товара? (Без денег.)

- Ребята, а все ли можно купит за деньги?...(ответы детей)

Детям предлагается двигательная игра  «Покупки»:

- Хлопните в ладоши, если можно купить за деньги этот товар.

Топните ножкой, если купить это нельзя.
(Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед).

Верно, за деньги не все можно купить.

-  Расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги. (Папа и мама работают.)

Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться.

- Кем же работают ваши родители? (Ответы детей.) Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги (пенсию).

- Правильно, а если у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом — стипендия.

Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.

- Если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Запомните это, ребята.

- Так что же такое семейный бюджет? (Ответы детей.)(показ иллюстрированного материала)

- А теперь поговорим о том, что же такое «расходы».

- На что тратятся деньги у вас в семье? (Ответы детей.)

- За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.

Воспитатель обращается к Буратино. Тот называет много ненужных вещей. Взрослый обращается к детям с вопросом, прав ли Буратино. Все вместе приходят к выводу, что Буратино тратит деньги попусту.

-  Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются.

- Ребята, мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить, например, стиральную машину, а можем купить порцию мороженого. Стиральной машиной мы будем пользоваться долго, а на сколько нам хватит мороженого?

Значит, стиральную машину мы назовем товаром длительного пользования, а порцию мороженого — товаром кратковременного пользования.

Буратино спорит с детьми и говорит, что очень долго ест мороженое, поэтому мороженое тоже можно назвать товаром длительного пользования. Дети объясняют, почему это не так.

Итак, мы совершили денежные расходы на товары длительного пользования.

Назовите, какие это товары? (Машина, утюг, пылесос, телевизор и т. д.)

А сейчас произведем денежные расходы на товары кратковременного пользования. Назовите эти товары. (Продукты питания и т. д.)

Еще, ребята, мы должны расходовать деньги на услуги, т. е. это:

а) плата за жилье (за квартиру, воду, газ). (Дети называют, за что нужно платить: за телефон, за детский сад и т. д.);

б) личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.).( показ иллюстрированного материала.

Игра «Будем денежки считать»

Будем денежки считать, 1, 2, 3, 4, 5 (сгибаем и разгибаем пальцы рук)
1 и 2 оплатим дом, дом в котором мы живем (отгибаем мизинец и безымянный)
Третья монетка одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвертую монетку будем есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока спрячем в донце кошелька (прячем большой палец в кулак)

-  Таким образом, мы познакомились с новыми для вас понятиями. Напомните, что же такое семейный бюджет? Что такое расходы? Какими бывают они? Буратино, ты всё запомнил?

Давайте представим, что нам нужно быстро и экономно приготовить пищу. Каждый из нас отправится в магазин, купит необходимые продукты и поделится секретом своего мастерства. Хотите? Буратино тоже хочет попробовать купить продукты для своего блюда.

Проводится сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Буратино: -  Спасибо вам, ребята, я так много интересного узнал у вас сегодня! Я хочу подарить вам набор монет для игры в магазин! Получите (передаёт игрушечные монеты детям)! Мне пора уходить, до новых встреч!

Фотоотчёт о проведении ООД «Будем денежки считать»

1.jpg 2.jpg 3.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания в дошкольной образовательной организации. Тема: «Роль игры и сказки в жизни ребёнка» 2младшая группа (3-4 г)

Эта методическая разработка родительского собрания по теме "Роль игры и сказки в жизни ребёнка" будет интересна для педагогов и родителей...

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»

Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...

О проведении Республиканского конкурса методических разработок по развитию финансовой грамотности у воспитанников дошкольных образовательных организаций "В мире финансов"

Республиканский конкурс методических разработок по развитию финансовой грамотности у воспитанников дошкольных образовательных организаций "В мире финансов"...

Конспект ООД для участия в муниципальном конкурсе педагогического мастерства «Человек – Космос – Вселенная» в номинации «Методическая разработка воспитательного мероприятия в дошкольной образовательной организации»; Тема: «Космическое путешествие» (ста

Развивающее мероприятие: «Космическое путешествие»Воспитатель: Дудина Светлана НиколаевнаВозрастная группа:  старшая группа (5-6 лет)Форма организации: групповая.Тип мероприятия: инте...

Методическая разработка учебного мероприятия по формированию основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций. Тема. Семейный бюджет

Актуальность темы занятия «Семейный бюджет» обусловлена тем, что семейный бюджет является важнейшей составляющей жизни семьи. Каждому человеку необходимо знать: Что такое семейный бюджет? ...

Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет» как основа планирования части общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации, формируемой участниками образовательных отношений и средство реализации ФОП ДО

в статье рассматриваются варианты формирования содержания общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации, на основе образовательной программы дошкольного образования «СамоЦ...