Интегрированное занятие с детьми старшего возраста по развитию речи с элементами финансовой грамотности «Новогодние покупки».
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Игонина Инна Юрьевна

Развитие  современного общества и появление новых жизненных ориентиров и ценностей влекут  за собой необходимость формирования у    старших дошкольников  новых знаний и умений, в том числе, владение  ими ключевыми понятиями в сфере финансовой грамотности.  

 Данное занятие может быть проведено в рамках реализации вариативной части рабочей программы образовательной деятельности. Предполагает интеграцию   нескольких образовательных областей : “Познавательное развитие”, “Речевое развитие” и “Социально-коммуникативное развитие”.

 Занятие несет информационную, коммуникативную, развивающую функцию.

  Материал разработан с  учетом   методов практико-ориентированных технологий:дидактическая игра, самостоятельная деятельность обучающихся,ролевая игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Регистрационная форма (заявка)

для участия в конкурсе педагогического мастерства

 «Методические разработки, направленные на повышение финансовой грамотности учащихся образовательных организаций»

Город, район

Ивановская область

Ивановский муниципальный район

Полное наименование образовательной организации

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Чернореченская  средняя школа»

ФИО руководителя образовательной организации

Тимофеева Наталья Павловна

 ФИО участника конкурса

Игонина Инна Юрьевна

Должность участника

Старший воспитатель

Контактные телефоны

8(915)8382435

E-mail

inna.igonina.77@mail.ru

Адрес  сайта образовательной организации

https://shche-ivrn.edu-sites.ru

Наименование конкурсной номинации

Номинация “Лучшая методическая разработка урока по финансовой грамотности для дошкольников и учеников начальной, основной и старшей школы”.

Наименование методической разработки

«Интегрированное занятие с  детьми старшего возраста по развитию речи с элементами финансовой грамотности  «Новогодние покупки».

Развитие  современного общества и появление новых жизненных ориентиров и ценностей влекут  за собой необходимость формирования у    старших дошкольников  новых знаний и умений, в том числе, владение  ими ключевыми понятиями в сфере финансовой грамотности.  

 Данное занятие может быть проведено в рамках реализации вариативной части рабочей программы образовательной деятельности. Предполагает интеграцию   нескольких образовательных областей : “Познавательное развитие”, “Речевое развитие” и “Социально-коммуникативное развитие”.

 Занятие несет информационную, коммуникативную, развивающую функцию.

  Материал разработан с  учетом   методов практико-ориентированных технологий:дидактическая игра, самостоятельная деятельность обучающихся,ролевая игра.

План- конспект интегрированного занятия детьмис

старшего дошкольниного возраста по развитию речи с элементами финансовой грамотности«Новогодние покупки».

№ п\п

этап НОД

длительность

содержание

1

Вводная часть

5

1.Организационный момент

Цель:

создание благоприятной, для дошкольников и педагога атмосферы, способствующей продуктивной совместной деятельности

 2. Сообщение темы и постановка цели занятия.

Цель :

Определение и формулирование главных целей и задач НОД.

2

Основная часть

17

1.Беседа по теме.

Создание проблемных ситуаций.

Презентация «Какие бывают магазины».

2. Динамическая пауза.

3. Создание правил бережливого покупателя.

4. Игра : « В супермаркете».

5. Игра : «Что купил волк»?

3

Заключительная

рефлексионно-корригирующая часть

3

Рефлексия

 Чему научились?

Что запомнилось?

Что нового узнали?

Создание мотивации к  развитию самостоятельной  игровой деятельности дошкольников вне НОД.

Возрастная категория: старший дошкольный возраст.

Тема: “Интегрированное занятие с детьми старшего возраста по развитию речи с элементами финансовой грамотности  «Новогодние покупки»”.

Цель:формировать у старших дошкольников первичные элементарные экономические представления; обобщать знания о потребностях человека.

Задачи:

Образовательные:

Учить образовывать относительные прилагательные от существительных: названия магазинов( обувной, игрушечный);

объяснить значение слова «супермаркет»;

учить детей использовать “закодированные знаки” в ходе речевой игры “Магазин.”;

Учить использовать в речи понятия “верхний”, “нижний”,”средний”,”большой ”, “маленький”, “столько же”.

Развивающие:

Развивать речь дошкольников; воображение; наблюдательность и логическое мышление;умение ориентироваться в пространстве.

Воспитательные:

Формировать навыки культурного поведения, умение активно использовать при общении вежливые слова.

Словарная работа: супермаркет, семейный бюджет, покупка, кошелек, деньги.

Материалы:

Презентация “Какие бывают магазины”.

Карточки (деньги) с закодированными знаками для игры «Магазин».

Карандаш простой на каждого ребенка.

Карты -схемы для игры «Что купил серый волк?»

Корзина для покупок.

 Карточка «Знак вопроса» -?-

 Ширма «Магазин» (для организации сюжетно- ролевой игры и атрибуты к ней).

Методы и приемы:

словесные, практические, наглядные.

Форма проведения:

фронтальное занятие.

Интеграция образовательных областей:

“Познавательное развитие”, “Речевое развитие”, “Социально- коммуникативное развитие”.

Основные виды деятельности, используемые на занятии:

игровая, двигательная,коммуникативная, проблемно- поисковая.

Формируемые в ходе НОД универсальные учебные действия:

Личностные ууд,

регулятивные ууд,

познавательные ууд,

коммуникативные ууд.

Ход занятия:

Организационный момент:

Дети находятся в помещении группы.

На столе, рядом с педагогом стоит корзина для покупок.

Звучит спокойная мелодия.

Воспитатель начинает игру-приветствие

ЦЕЛЬ- создание положительного настроя и привлечение внимания детей к началу НОД.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Водная часть.

Раз, два, три, четыре, пять

приглашаю всех играть

Кто быстрее подойдет

Тот быстрей секрет найдет

Всем расскажет, и покажет

Объяснит. и путь укажет

что нам предстоит узнать.

Кто же будет начинать?

Педагог произносит  слова, дети подходят к нему,

образуют круг.

Основная часть.

Ребята. Кто знает, как называется это предмет? Для чего он нужен?

 (помещает иллюстрацию- знак вопроса на боковую стенку корзины )

когда и где мы используем этот предмет? (когда посещаем магазин и делаем покупки)

верно, корзина нужна в магазине чтобы складывать в нее покупки Целеполагание.

 Кто может сформулировать главную мысль: что  предстоит нам узнать сегодня на занятии?

Дети по очереди делают предположения, зачем и каким образом в группе появилась корзина для покупок

Воспитатель предлагает детям сделать свои предположения о теме занятия.

Дети делают вывод: будем  учиться делать покупки.

 Где можно сделать покупки?

Что такое магазин?

МАГАЗИН-СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННОЕ ЗДАНИЕ , ИЛИ ЕГО ЧАСТЬ предназначенная для продажи товаров и оказания услуг покупателям.

СЛАЙД  №2-7.

ИГРА “Какие бывают магазины”

 Магазин игрушек– игрушечный

Обувь- обувной

рыба- рыбный

Рыболов- рыболовный

продукты- продуктовый

мебель- мебельный.

СЛАЙД №8.

  Существуют большие магазины- супермаркеты, где  одновременно, в разных отделах   находятся товары, а  покупатели  самостоятельно набирают себе разный товар и оплачивают его на кассе.

Физкультминутка.

Проводит педагог.

Продаются в магазине

Йогурт, молоко, кефир

Ряженка, сметана, сыр

Чай, конфеты, шоколад

Яблоки и виноград.

Детский мячик в магазине

Продают в большой корзине

Нужно важное купить

Чтобы экономным быть!

В игре встретилось слово «ЭКОНОМНЫЙ» Как вы понимаете  значение этого слова?

Нужно ли экономить деньги?

Чтобы быть экономным, нужно тратить ровно столько, сколько запланировал, и не больше. Если человек не планирует, сколько он может потратить, может случиться так, что  денег не хватит даже на приобретение самых нужных товаров, например, хлеба.

СЛАЙД №9

 1.Кошелек(экономный покупатель тратит определенную сумму денег).

2. Бережное отношение к приобретенным вещам  ведет к  экономии денег и сохранению средств.

Дети дают ответ.

Педагог поощряет правильные ответы детей.

Дети образовывают относительные прилагательные от существительного.

Детям демонстрируется видеоряд с изображением разных видов магазинов.

(

Дети выполняют движения по показу педагога .

Руки вперед, ладонями вверх

Соединять пальчики правой и левой руки, поочередно, начиная с мизинца.

На слове «Сыр», соединить ладоши хлопком.

Запястья вместе. Пальцы  поочередно разъединяем.

Поворот рук вправо-влево

Упражнение «Цветок»-запястья вместе. Пальцы широко расставлены, тянутся вверх.

Пальцы в замок и вытянуть вперед.

4  ритмичных хлопка ладонью о ладонь

Трем большими пальцами  обеих рук об указательный и безымянный пальцы.

Экономный-бережливо расходующий что-либо, например, деньги.

1.Дети понимают, что деньги нужно беречь, и тратить их разумно.

Совершая покупки в магазине, нужно приобретать только те товары, которые нужны ему, либо  близким в данный момент.

2.К приобретенным вещам следует относится  очень бережливо.            

Педагог предлагает детям сыграть в игру:

Отправляемся в супермаркет за новогодними подарками.  Сейчас вы получите задание приобрести какой- либо предмет, в соответствии с полученной карточкой (денежкой).

ПРОВОДИТСЯ РЕЧЕВАЯ  ИГРА

Дети делятся на покупателей и продавцов

Дети- покупатели берут  по одной разрезной картинке -”деньги”, на которых изображены -одна, либо несколько точек и контур предмета;у продавцов-соответствующий товар.

-цвет и контур предмета;

-цифра от 1 до 10 и   контур предмета. Например:

2

Такие различные  предметы можно приобрести в супермаркете. (чашки, воздушные шары,

игрушки, посуду и т.д.)

У продавцов на витрине соответствующий товар.

дети рассказывают о своих покупках. Контролируют и проверяют правильность ответов друг друга.

Я купил одну синюю чашку .

Я купила много сиреневых чашек.

Я купил в супермаркете чайник за

2 монеты.

Дети возвращаются на свои места.

 Звери тоже готовятся к наступлению Нового года. Покупают подарки к празднику.

Предлагаю игру на внимание.

проводится игра “ ЧТО КУПИЛ СЕРЫЙ ВОЛК”

Цель: развитие внимания и наблюдательности, умения различать  аналогичные предметы по  величине ; умение использовать  в речи понятия “верхний”,”нижний”, “средний”, “большой.

Задача №1.

Однажды под Новый год в магазин явился серый волк и купил своим волчатам подарки. Посмотри внимательно и  угадай, что купил волк

Задача №2.

На следующий день после волка, в магазин пришел заяц и купил новогодние подарки для зайчат. Что купил заяц?

СЛАЙД_№10

Дети рисуют свой вариант ответа на карточке.

Педагог предлагает  детям , сидящим рядом поменяться  карточками, чтобы проверить правильность ответа.  

Далее педагог просит детей дать словесный ответ, используя  в речи понятия “верхний”, ”нижний”, “средний”, “большой.

Проводится разбор задачи.  Открывается  правильный ответ.

Поощряются самые внимательные дети.

СЛАЙД №11.

Заключительная

рефлексионно-корригирующая часть

Проводится рефлексия.

Дети подходят педагогу. Около него корзина для покупок.

Что нового узнали? Выбирая подарки к празднику, что важное нужно знать?

Теперь вы внимательные  и очень экономные покупатели. Вам смело можнобрать корзину и идти с ней в магазин.

Чему научились?

Что запомнилось?

Что нового узнали?

 Теперь мы умеем делать покупки, и знаем, что они  должны быть нужными, и не должны быть дорогими.

Важно быть экономными и бережливыми.

Детям дается возможностьсамостоятельно организовать игровую деятельность. Используются различные атрибуты для игры.

Используемые материалы и литература:

1.Интернет- ресурсы

2.Давайте поиграем: Материалы для игры детей 5-6 лет: КН.для воспитателей дет. Сада и родителей/ Н.И. Касабуцкий, Г.Н.Скобелев, А.А.Столяр, Т.М. Чеботаревская; Под ред. А.А. Столяра- М, просвещение, 1991год. СС.20,23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в старшей группе (экология, развитие речи)

« Осенняя сказка»Учить детей правильно строить предложения, соблюдать порядок изложения мысли. Воспитывать интонационную выразительность речи.Проводить дифференциацию звуков [з] и [с].Учить пони...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по развитию речи

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.Задачи:- расширять словарный запас: томатный, садовод, дегу...

Интегрированное занятие в старшей группе по развитию речи с использованием здоровье сберегающих технологий: "Путешествие в "Королевство здоровья"."

Программное содержание:-воспитывать привычку здорового образа жизни;-учить детей заботиться о своём здоровье;-формировать неречевое дыхание;-совершенствовать артикуляционную моторику;-расширять активн...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (Коммуникация: развитие речи и аппликация в технике квиллинг) Тема: «Весеннее пробуждение природы»

Формировать у детей представление о весне, как времени года, приспособленности растений к изменениям в природе....

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи с элементом сюжетно-ролевой игры «Спасатели»

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи с элементом сюжетно-ролевой игры «Спасатели»...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с элементами театрализованной деятельности "Путешествие в страну Сказок и фантазии "

Цели:  Развитие речи по средством театрализованной деятельности.Задачи: Формировать интонационную выразительность речи, мимику, жесты;Развивать диалогическую речь в процессе театрально-игровой де...