Сообщение - презентация "Формирование финансовой культуры детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
презентация к уроку по основам финансовой грамотности (средняя, старшая, подготовительная группа)

Авакова Елена Геннадиевна

Приобщение детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи.

   Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.  Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков.  Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической грамотности. Необходимо  помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование финансовой культуры детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Слайд 2

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Именно в дошкольном возрасте наиболее естественным, увлекательным и эффективным средством формирования финансовой культуры детей является игровая деятельность, которая способствует расширению кругозора в вопросах экономики и бережливости, закреплению и обогащению знаний о финансовой сфере деятельности взрослых, выработке элементарных практических навыков. Кроме задач общей целевой направленности,  игры развивают психические процессы, интеллект ребенка, совершенствуют личностные  качества, создают предпосылки для психологической подготовленности в будущий мир финансов.

 Изучив данную проблему, я  пришла к выводу, что формирование финансовой культуры  дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью.  Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Различные виды игр  включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у   дошкольников основ культуры финансов.

Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками,  образовательная деятельность в условиях детского сада формирует тот опыт у дошкольника, который становится базой для дальнейшей работы по формированию финансовой культуры.  В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, и  если не сформировать правильное представление о деньгах, то может появиться собственное, зачастую неверное мнение. Дошкольнику нужно помочь в освоении азов финансовой культуры.  Этого можно достичь, используя ведущую деятельность в дошкольной педагогике — игровую, с помощью которой можно уточнить и закрепить представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобрести новые экономические знания, умения и навыки  и постепенно постичь азы финансовой культуры.

Таким образом, актуальность опыта состоит в том, чтобы за счет применения игр финансовой направленности максимально полно использовать интерес детей в мир экономики,  расширять их  представления  об окружающем мире и о финансовых потребностях.

Слайд 4

В возрасте 4-5 лет различные виды игровой деятельности проводились 1-2 раза в неделю и включались в разные формы и методы работы с детьми (в непосредственно образовательную, трудовую, индивидуальную и совместную деятельность) и использовались в определенной последовательности. Их усложнение определялось  развитием умений детей: от умения различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные)  к умению  устанавливать взаимосвязь между потребностями и возможностями;  от умения выделять последовательность трудовых действий, иметь представления о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии к способности самостоятельно осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги». В работе использовались игры, которые проводились не только на этапе ознакомления нового материала («Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь», «Потребности моей семьи», «Где продают и покупают?»), но и на этапах закрепления, повторения, обобщения ( «Путешествие в страну товаров», «Доходы семьи Чебурашки», «Жила-была денежка»).  

Слайд 4

В квест-игре «Путешествие в город Финансов» дети знакомились с понятием деньги, с многообразием физиологических потребностей и предметов, их удовлетворяющих. Дети с большой активностью помогали друг другу и игровому персонажу  справляться с различными препятствиями и заданиями, им пришлось хорошо потрудиться за вознаграждение.

Слайд 5

В игровой ситуации «Откуда появились деньги» преследовалась цель обогатить знания детей о натуральном обмене, дать информацию об истории появления денег, познакомить с купюрами и монетами разного достоинства. Дети внимательно слушали историю появления денег, оживленно рассматривали иллюстрации энциклопедий по данной теме и коллекцию старинных и современных денег. Дети высказывали разные мнения о том, как люди могли в давние времена приобретать нужную им вещь, если не было еще изобретено денег.

Слайд 6-7

После того, как дети получили информацию об истории возникновения денег, организовывались игры логического блока (например, игра-занятие «Какими деньгами пользуются люди других стран», «Путешествие Монетки»), ситуативные беседы («Зачем людям нужны деньги», «Где можно купить?») с целью закрепления экономических категорий – деньги, денежные  купюры,   производство денежных знаков.

В  возрасте 5-6 лет уголок «Город Финансов» обогатился и пополнился:

  • денежными купюрами  разных стран в альбоме «Деньги со всего света» для формирования умения сравнивать, наблюдать, закреплять;
  • новыми настольно-печатными играми («Монополия», «Бартер», «Миллионер») на развитие внимания, усидчивости, смекалки;
  • атрибутами к сюжетно-ролевым играм (счеты, копилки, калькуляторы, кассовые аппараты, Банкомат) для приобщения к социальному миру взрослых, взаимодействия со сверстниками, моделирования различных жизненных ситуаций;
  • экономическими книжками-раскрасками с творческими заданиями  на развитие сообразительности, гибкости и самостоятельности мышления.

Слайд 8

В старшем дошкольном возрасте задания для детей усложнялись путем введения в педагогическую деятельность новых экономических понятий.  Для формирования понятия «бюджет семьи» (доход и расходы) использовались игровые ситуации «Семья экономиста», «Семейный бюджет», «Волшебные помощники», в ходе которых дети знакомились с семейным бюджетом, доходами, расходами, заработной платой, ведением домашнего хозяйства. Закрепить представление о производстве денежных знаков, их покупательской силы авторы использовали такие игровые ситуации как «Банк», «Банкомат», «Золотая денежка», «Универсам».

Играя в настольно-печатные и дидактические игры («Кому что нужно для работы», «В какое время года», «Угадай, где продаѐтся») дети упражнялись в узнавании и назывании профессий взрослых и предметов, необходимых для работы людей (парикмахера, продавца, портного, шофера, пчеловода, художника, учителя, повара, врача, бухгалтера). Игры не вызывали у детей затруднения, дети охотно в них играли, доказывали верность своего выбора. Педагоги старались донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, все необходимы, что результат труда людей оплачивается деньгами.  

Применение проблемных ситуаций в образовательной и игровой деятельности («Загадка бельчат», «Письмо ослику», «Два медвежонка» благотворно влияло на формирование умения выделять экономическое понятие из художественных произведений. Использование поведенческого репертуара сказочных героев позволило детям познать экономическую картину мира в ситуации, адекватного возрасту общения, а педагогам — творчески строить процесс формирования финансовой культуры, опираясь на имеющийся опыт детей.

Слайд 9

В работе с детьми использовалась народная мудрость - пословицы и поговорки на экономическую тематику. Дети пытались объяснить такие поговорки «Имеешь товар – будут деньги», «Услугу окажи – благодарность получи», «Нелегко деньги наживать, а легко проживать», «Пушинка к пушинке – и выйдет перинка». Были проведены досуговые и развлекательные мероприятия для дошкольников: «Без труда не вытащить и рыбку из пруда», «Дело мастера боится».  В игровой форме дети познакомились с разными видами профессий,  узнали о пользе и необходимости труда в нашей жизни и обогатили свои знания о финансовой культуре.

Слайд 9

Немаловажную роль в формировании элементарных экономических знаний у детей имели игры-путешествия. Например, в игре «Путешествие в мир профессий»  педагогами были организованы  в игровой форме  наблюдения за трудом людей разного рода профессий в детском саду, чтобы дети наглядно смогли убедиться, за что именно работники получают заработную плату.

Дети старшего дошкольного возраста переносят увиденные наблюдения в игру, поэтому считаем важным правильно организовать сюжетно-ролевые игры с целью привития уважения к чужому труду («Магазин детской одежды», «Банк», «Парикмахерская», «Завод игрушек») (Приложение №4). Например, играя в «Строителей», педагоги акцентировали внимание дошкольников на том, как долго мы строили, и как неприятно, когда ломают и портят твои постройки, поэтому не стоит портить дома, ломать заборы, нужно ценить то, что делают для нас другие люди.

Слайд №10-17   В самостоятельной деятельности также использовались сюжетные, дидактические игры, модели, которые дошкольник выбирал и проигрывал сам. Взрослый находился за кругом детской деятельности, создавая развивающую предметно-пространственную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами, одновременно являясь потенциальным партнером, готовым подключиться к их активности при просьбах о поддержке и помощи, в реализации их свободных замыслов

Чтение художественной литературы, обсуждение рассказов о труде людей разных профессий, стихотворений, сказок, в которых высмеивается лень и восхваляется  трудолюбие, например, «Вершки и корешки», «Гуси-лебеди», «Лисичка-сестричка и серый волк» экономически грамотно повлияло на формирование финансовой культуры у детей. В педагогической работе авторы использовали  театрализованные игры с участием самих дошкольников («Муха-Цокотуха», «Три поросенка»). Ребята, принимая на себя роль сказочных персонажей, хорошо усваивают, что труд лучше, чем  лень, он важен в нашей жизни, потому что он оплачивается и  тем самым мы удовлетворяем свои потребности.

Подводя итог, можно сказать, что  подобранные игры, занятия, беседы, малый фольклорный жанр помогли детям усвоить сложные экономические понятия (потребности, товар, услуга и т.д.), позволили не только обучить, но и воспитать дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и сотрудничества, в значительной мере обогатили словарный запас детей экономическими терминами. В результате у детей развилось слуховое восприятие,  повысилась наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочились впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширился словарный запас,  повысился уровень их знаний экономического содержания, видна положительная динамика формирования финансовой культуры детей.

Итак,

 Слайд №18

 Экономическое воспитание дошкольников — экономическая педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование у дошкольников элементарных экономических знаний и экономического сознания.

Слайд №19

  Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации:

- занятия.

- художественная литература;

- решение экономических задач;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры;

Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте и развить у них зачатки финансовой грамотности?» Это задача трудная, но решаемая и я, уважаемые коллеги, предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в страну Экономики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельности и служит становлению психики ребёнка, его...

Деловая игра "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности"

Данный материал является частью педагогического совета по теме : "Развитие речи дошкольников"...

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

«Мир, окружающий ребёнка,  - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В. А. Сухомлинский....

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми

Пояснительная записка: Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми Дьенеша...

презентация Формирование финансовой культуры детей дошкольного возраста посредством внедрения дополнительной образовательной программы «Маленькие финансисты» в воспитательно-образовательный процесс дошкольных групп

laquo;…Мы сегодня присутствуем на важном событии. Мы перешли на следующий наш этап развития отношений с Центральным банком, а именно: мы подписали соглашение, направленное на повышение финансо...

«Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (из опыта работы)

   На сегодняшний день дети дошкольного возраста живут в иных экономических условиях. Их повсюду окружает реклама, а в их словарь включается все больше слов финансовой среды. Дети ран...

«Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством игровых технологий»

Проблема экономического воспитания дошкольников определяется социальным заказом и ФГОС дошкольного образования. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики челове...